Конспект занятия на тему "Изготовление народной куклы-оберега "столбушки"
план-конспект занятия (конструирование, ручной труд, младшая группа) по теме
Целью даного занятия является ознакомление и приобщение детей младшего дошкольного возраста к народной культуре.
Задачами занятия являются:
- приобщить детей к народной культуре и традициям;
- заинтересовать детей в изготовлении кукол;
- обучить детей практическим навыкам работе с материалами;
- научить детей последовательному изготовлению куклы-столбушки;
- ознакомить и расширить представление детей об истории русской народной куклы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_izgot_stolbushki.docx | 538.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Конспект занятия
на тему
«Изготовление народной куклы-оберега «столбушки»
Кваша В.С.
педагог-организатор
Королёв - 2012
Целью занятия является ознакомление и приобщение детей младшего дошкольного возраста к народной культуре
Задачи:
- приобщить детей к народной культуре и традициям;
- заинтересовать детей в изготовлении кукол;
- обучить детей практическим навыкам работе с материалами;
- научить детей последовательному изготовлению куклы-столбушки;
- ознакомить и расширить представление детей об истории русской народной куклы.
Формы проведения занятия:
часть занятия - теоретическая - объяснение темы, с использованием наглядных пособий, образцов.
часть занятия - практическая работа детей, а также индивидуальная работа; обобщение отдельных моментов изучаемой темы, ее закрепление.
Оборудование и материалы:
Образец куклы-столбушки (изготовленной педагогом ранее);
Журнал или плотная бумага;
Комплект тканей;
Нитки;
Шерстяная или хлопчатобумажная пряжа;
Материалы для украшения (бусы, тесьма, лента и пр.) (по желанию);
Ножницы.
Ход занятия
I. Организационный момент:
- проверка наличия учащихся;
- предупреждение о соблюдении правил безопасности при работе с инструментами.
ІІ. Сообщение темы урока.
ІІІ. Теоретическая работа. Обсуждение истории куклы-столбушки, её особенностей и предназначения по народным традициям.
Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия ХХ века была тряпичная кукла.
Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нитей и ткани, даже из дерева. Кукла была предметом, полным внутреннего значения и смысла. В ней человек видел, прежде всего, образ языческой веры. По своему назначению куклы делятся на три большие группы:
- обрядовые;
- куклы-обереги;
- игровые.
Кукла была неотъемлемой частью праздников русской деревни: сева, жатвы, уборки урожая, многочисленных ритуалов и обрядов.
О куклах сочиняли сказки, в которых они представлялись волшебными помощницами. Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству, ими любовались, носили с собой, ими играли. Верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами обращались плохо – неприятностей не миновать. В некоторых избах обитало не меньше сотни кукол. Маленьким девочкам кукол делали мамы, бабушки или старшие сестры. А когда малышке исполнялось пять лет, она должна была мастерить кукол сама. По тому, как девочка её делала, определяли её мастерство в шитье и вышивке. Такая кукла могла быть советчицей и утешительницей в тяжкое время.
«Столбушка» - самый распространённый вид народной куклы. Но в каждой местности у неё были свои особенности и разные предназначения.
В старину в домах их насчитывали десятками. Считалось, что они приносят удачу и богатство, сулят богатый урожай и являются символами продолжения рода. Куклы передавались от матери к дочке, а далее - внучке и правнучке.
Такая кукла могла быть оберегом для новорожденного ребенка, игровой – для детей постарше. Кукла-оберег как бы отвлекала на себя злые силы, оберегая малыша. Ребенок рос, и всегда с ним рядом была кукла-оберег. А, чтобы оберег действовал, куклу нужно было кормить. Кормили своими разговорами с ней. И горести, и радости делились с куклой. Это помогало ребенку проговорить, проиграть свои проблемы. Кукле можно было рассказать о любой своей обиде, горе, радости. Она, молча, слушала, и ребенок принимался такой, какой он есть.
В русской избе обязательно жили разные куклы-обереги, у каждой из которых было свое назначение.
В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол. Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить: по назначению – на игровые, обереги и обрядовые; по образу – на куклу-крестьянку и куклу-барыню; по способу изготовления – на сшивную и несшивную (столбушку).
Кукла как символ – становилась участницей многих ритуальных обрядов и праздников.
Традиционно куклам-столбушкам лиц не рисовали, - они были «безликими». Считалось, что имея выражение лица, кукла теряла свою магичность, таинственность, теряла обережные свойства. В неё могла вселиться злая душа, которая могла навредить новорожденному и другим домочадцам.
Кукла - «закрутка» - это почти тоже самое, что и «столбушка». В основе такой куклы лежит плотно закрученная берестяная трубочка или плотная бумага. Главная особенность такой куклы в том, что делают её без иголки, как и многих других кукол. Сворачивая и завязывая бумагу, мы не делаем ни одного шва и укола иглой: ведь это наша подружка и берегиня, и колоть её тело иголкой негоже.
Кусочки ткани нужного размера тоже можно отрывать руками, без помощи ножниц.
Куклу - «закрутку» можно смастерить только с помощью кусочков ткани и ниток.
ІV. Практическая работа. Поэтапное изготовление куклы-столбушки.
1. Для того, чтобы сделать основание куклы, необходимо свернуть в трубочку журнал или плотную бумагу.
2. Затем заготовку накрыть сверху квадратом белой ткани, убрать остатки ткани в противоположное отверстие заготовки.
3. Волосы и косы можно сделать из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, отмерив нужную длину и количество нитей. Необходимо завязать их «снопиком» и закрепить на голове. Завязанный конец нужно заправить в верхнее отверстие.
4. В среднем куске ткани сделать круглое отверстие размером с диаметр заготовки или чуть меньше, одеть его на заготовку. Чтобы получить ручки-рукава, нитками нужно перетянуть противоположные углы квадрата ткани. При этом лучше вначале подогнуть наизнанку край угла ткани, а потом туго перевязать ниткой, - получится кисть руки или манжета пышного рукава. Рукам можно придать любое направление.
5. Оставшиеся два угла квадрата ткани надо расправить и подвязать ниткой на талии, получится кофточка.
6. Нарядить куклу можно по-разному, в юбочку или сарафан. Сделать юбку можно, не используя швейную иглу. Для этого надо вырезать ткань в виде круга с отверстием посередине, получится юбка-солнце. Юбку также можно сделать запашной, заложив в складочки полоски ткани и затянув ниткой на талии. В обоих случаях верх юбки нужно покрыть широким поясом (тесьмой, лентой и пр.).
7. Дополнить костюм можно передником, платком, бусами – всем, что подскажет фантазия. Подобную куклу можно одеть в народный костюм своей местности – это придаст ей особую красочность и нарядность!
V. Анализ и оценка занятия.
Можно провести мини-выставку готовых кукол-столбушек. Обучающиеся анализируют и оценивают все работы. Учитывая творчество, аккуратность, эстетичность, правильность подбора тканей.
На этом занятии младшие дошкольники узнали много нового из истории народной куклы, научились самостоятельно изготавливать простую тряпичную куклу-оберег «столбушку», а также проявили свои творческие способности в подборе материалов для её изготовления и украшения наряда.
Приложение
Схема поэтапного изготовления куклы-оберега «столбушки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по русской народной сказке "Заяц-хваста".
Для педагогов ДОУ....
Конспект занятия "Калейдоскоп русских народных сказок"
итоговое занятие по разделу "Сказка" для детей младшего дошкольного возраста...
Конспект занятия Модификация русской народной сказки «Репка»
Такие занятия учат решать проблемные ситуации; изменять сказку, придумав новую ситуацию: как репка спасла деда. Образовывать прилагательные от существительных (дерево, стекло, пластм...
Конспект занятия по устному народному творчеству и декоративному рисованию на тему: «Весна» для детей подготовительной логопедической группы.
Занятие направлено на закрепление знаний малых форм фольклора, технических навыков и умений владением кистью, на развитие чувства цвета и ритма при росписи бумажной тарелочки филимоновскими узорами....
Конспект занятия «Родословная — русская народная традиция»
Конспект занятия к совету педагогов на тему русских традиций....
Конспект занятия. Сказка по народным сюжетам «Снегурочка». Весенний лес.
Интегрированное занятие (образовательные области: «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».) с учетом ФГТ. Подготовительная группа. Конспект занятия....
Конспект занятия по русской народной сказке "Теремок"
конспект занятия для воспитателей...