Взаимосвязь конструирования и развития у детей психических процессов
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Камина Светлана Сергеевна

Конструирование – чрезвычайно благоприятный вид деятельности ребенка именно потому, что представляет неисчерпаемые возможности для развития психических функций дошкольник

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОНСТРУИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

У ДЕТЕЙ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

Психические процессы –  это память, мышление, воображение, внимание, речь, наблюдение и т. д.

Особенно продуктивны в развитии психических процессов – изодеятельность и конструирование.

Конструирование – чрезвычайно благоприятный вид деятельности ребенка именно потому, что представляет неисчерпаемые возможности для развития психических функций дошкольника.

Чтобы овладеть умением «создавать» необходимо развивать зрительное восприятие – наблюдение и внимание. Ведь для того чтобы построить какой-либо предмет, предварительно необходимо хорошо с ним познакомиться, запомнить форму, величину, конструкцию, расположение частей.

В нашей практике таким примером может служить модель «Мой детский сад».

С детьми была проведена предварительная работа:

- на прогулке: рассмотрели с детьми основное здание садика; отметили расположение на общей территории основного здания, веранд, спортивной площадки; проговорили на какие геометрические фигуры похожи предметы, как они выглядят если смотреть на них из самолета;

- в группе: на занятии по ознакомлению с окружающим миром – был составлен план территории детского сада (надо отметить, что данное задание вызвало немало трудностей у детей, а именно расположение предметов на листе, пропорции - 2 человека из всей группы справились с заданием на «отлично»);

Вся эта работа была проделана для того, чтобы дети на занятии по конструированию выполнили модель «Мой детский сад» по чертежу.

Задание это было сложным. Без помощи воспитателя не обошлось. Дети конструировали отдельные части и соединяли в общую модель. Опять же произошли трудности с пропорциями и моделированием основного здания. Но по опыту могу сказать, что не каждый взрослый способен образно воспринимать предметы. А ребенок только учится это делать. А это важно, в частности при овладении в будущем математикой, географией, черчением. С заданием мы справились, но не за 1 раз (заканчивали работу во второй половине дня).  

Еще один вид конструирования, который хорошо развивает память и конструктивное мышление – это построить образцы по схемам. Выполняем мы данную работу из строительного материала и конструктора «лего». Данный вид конструирования дается детям намного проще, чем например задания на воображение и фантазию.

Большей частью дети создают работы по представлению или по памяти, что тоже очень важно. Наличие представлений дает пищу для развития воображения.

Наши работы по представлению или по памяти: «Зоопарк», «Гараж» из пластмассового конструктора, «Город» - лего (то же большая работа, дети конструировали объекты города, а затем составляли один большой город), из строительного материала – «Пароход», «Кремль», «Дом» (группы детей самостоятельно выбирали тему и воплощали свою идею в работе). Причем детям давалось задание не только построить модель, но и представить ее другим детям. Что построили? Для чего это нужно?   Анализируется объект, ребенок дает словесный отчет о проделанных действиях. Следовательно, на занятиях по конструированию развивается речь детей. При выполнении работы «Зоопарк» дети проводили экскурсии. У каждого был свой вольер и свои животные, и он рассказывал о них.

При выполнении коллективных построек дети учатся спорить, формулировать свои вопросы, принимать решения.

Так же обеспечивается связь с игрой, открывается прекрасная перспектива для ребенка – поиграть продуктом своего труда. Ведь мы постройки не ломаем сразу после завершения занятия. Дети играют с ними в течение 1-2 недель, модернизируют.

На занятиях по конструированию развиваются умственные способности ребенка. Расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии цветов.

Конструирование носит эмоциональный созидательный характер. Формируются умения владеть своим психическим состоянием – творческий подъем (иногда ребенок не может с ним справиться – начинает кричать, эмоции захлестывают его), устойчивый интерес к работе (есть дети, которые быстро теряют интерес).

Если подвести итог, то получается, что конструирование играет большую роль в развитии психических процессов дошкольника, а именно,

  1. развивается зрительная и тактильная память;
  2. внимание;
  3. смекалка и сообразительность;
  4. формируется умение говорить и спорить;
  5. планировать свои действия;
  6. воображение;
  7. фантазия;
  8. наблюдательность

От уровня развития психических процессов зависят творческие свойства личности ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема публикации: Статья «Роль дидактической игры в развитии умственных и психических процессов детей старшего дошкольного возраста»

В статье раскрывается роль дидакти­ческих игр на развитие психических функций ребенка (память, мышление, воображение, воля), а также на расширение его представлений об окружающем мире. Вместе с тем ди...

Мастер – класс. Волковой Жанны Ильдаровны «Использование конструктора «Чудо-соты» при развитии у детей психических процессов: внимания, мышления»

Использование конструктора «Чудо-соты» при развитии у детей психических процессов: внимания, мышления...

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ, ОНР II-III уровня РР, на развитие произвольных познавательных психических процессов у детей 4-5 лет

Материал составлен по "Рабочей тетераде дошкольника",  30 занятий для успешного развития ребенка 4 лет, автор Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В....

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ, ОНР II-III уровня РР, на развитие произвольных познавательных психических процессов у детей 5-6 лет

Материал составлен по "Рабочей тетради дошкольника", 30 занятий для успешного развития ребенка 5 лет, авторы Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербина С.В....

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ, ОНР II-III уровня РР, на развитие произвольных познавательных психических процессов у детей 6-7 лет

Материал составлен по "Рабочей тетради дошкольника", 30 занятий для успешной подготовки ребенка к школе. Авторы С.В.Гаврина, Н.Л.Кутявина...