Театрализованные игры, развлечения
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая,подготовительная группа) по теме

Филиппова Марина Митрофановна

В разделе представлены конспекты совместной деятельности, развлечений с детьми по ознакомлению с народным декоративно-прикладным творчеством, а также некоторые игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralizovannye_igry_razvlecheniya.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты занятий


«Очень любим, мы, матрешки разноцветные одежки»

Цели и задачи:

  1. Закреплять знания детей о матрешках из разных областей России (Семеновская, Зогорские, Полхов – Майданские);
  2. Познакомить с приемами верховой росписи (лессировки);
  3. Совершенствовать навыки детей в составлении узоров той или иной росписи.;
  4. Совершенствовать навыки и приёмы работы мягкой кистью.
  5. Создавать радостную творческую атмосферу на занятии, стараться вызывать у детей желание самостоятельно рисовать красками.

Предварительная работа:

  1. Беседа о русской матрёшке: «Знакомитесь – матрешка!»;
  2. Рассматривание игрушек, альбомов, открыток;
  3. Дидактическая игра «Собери матрёшку».

Словарная работа:

Полхов – Майданская, Загорская, Семеновская, розан, шиповник, «кругляши».

Методические приёмы: наглядный, словесный, игровой, репродуктивный, практический.

Ход занятия:

У воспитателя в руках корзинка с игрушками матрёшками.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Принесла я вам игрушки, а какие отгадайте (читает загадку).

Воспитатель: Ростом разные подружки

                     А похожи друг на дружку

                     Круглолицы и румяны

                     В разноцветных сарафанах

                     Русские красавицы

                     Всем нам очень нравятся.                                (матрёшки)

(Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы! Давайте вспомним, каких матрёшек мы знаем и чем они отличаются друг от друга.

(Воспитатель достает из корзины игрушки, а дети называют).

Воспитатель: У нас с вами тоже есть матрешки, которых мы слепили (вырезали из бумаги), но они не такие красивые, не нарядные. Не хотели бы вы открыть «Фабрику матрёшек?»

(Ответы детей).

Воспитатель: Вот наша мастерская, где мы будем мастерами – художниками и нам предстоит наших матрёшек расписать.

                Вот они! Удивительно бледны,

                Мастера, скорей за дело

                Украшай матрёшек смело.

                Составляйте свой узор

                Чтобы радовал он взор.

                Нам понятно, что матрёшкам

                Украшать будем одежки.

                А помогут вам их расписать наши таблицы с элементами росписи.

Физминутка «Матрёшки»

(Дети самостоятельно украшают свою вылепленную или бумажную матрёшку росписью, которая им нравиться. Воспитатель помогает затрудняющимся детям. Звучит русская народная мелодия).

Воспитатель: Посмотрите, какие они стали красивые. А как можно ещё сказать какие наши матрёшки.

(Ответы детей – добрая,  игривая, ласковая, народная, праздничная).

Воспитатель: А ещё матрёшки говорят:

                     Мы матрёшки, мы сестрички

                     Мы такие невелички

                     Как пойдем плясать и петь

                     Всем за нами не успеть.

Частушки.

Воспитатель: Вот и закончилась игра. Молодцы, Мастера!

(Прощание с матрешками).

Воспитатель: Матрёшки, чаще приходите

                     С нами дружбу заводите!

После занятия детские работы выставляются для родителей.


«Жостовский букет»

Цели и задачи:

  1. познакомить детей с искусством жостовского промысла
  2. рассматривать изделия выделяя характерные элементы узора, композицию, колорит, кайму
  3. учить детей выполнять элементы росписи на трафаретах
  4. продолжать учить рисовать концом кисти
  5. воспитывать художественный вкус

Словарная работа: Жостово, букет, садовые, полевые, узоры, фон, венок.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с жостовским промыслом, открыток с цветами, букетами, натюрмортом.

Методы и приемы: обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, таблиц), словесный (беседа, указания, пояснения, художественное слово), практический (самостоятельное выполнение детьми элементов росписи, использование инструментов и материалов для изображения), эвристический (развитие находчивости и активности), мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия), метод «жеста руки» (дети показывают элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находят такой же или одинаковый).

Материал и оборудование: Подлинные изделия жостовского промысла, иллюстрации, пооперационные карты с этапами росписи, с формой подносов, с композиционными схемами, трафареты, краска гуашь, мягкие кисти № 2,3,5.

Ход: Занятие начинается со сказки.

Воспитатель: Сто крылец, сто колец, сто вестей, сто коней – так начинается наша сказка. Вся земля наша – земля мастеров. Все может человек; превратить дерево в терем расписной, камень – в украшение или в шкатулку, глину – в игрушки забавные или посуду, железо – в подносы, красоты невиданной.

        Жил да был на свете мастер. Был он очень трудолюбивый, потому и делал изумительные подносы. Вдруг случилось чудо. Как-то принес ветер к избе мастера два цветка. Один с северной стороны, другой с южной. Пригляделся мастер к ним, а цветы и впрямь были необычные.

(под музыку воспитатель показывает два цвета: красный и голубой)

Спрашивает у детей: какая музыка, какому цветку соответствует?

Да, ребята, вот это цветок – огонь, а другой цветок – снежинка. Посадил их мастер, у себя дома. Но не знал мастер, что они волшебные. В первый же вечер, как только уснул мастер, а месяц вышел из-за тучи и коснулся их серебряным светом, превратились цветы в красивых девиц-мастериц на все руки. Пока старый мастер спал, красны девицы расписали все подносы. А под утро снова в цветы превратились. Проснулся мастер и чуду невиданному подивился. Кто же так ночью поработал? Но, увидев, что на листьях у цветов краска осталась, догадался, кто ему помог. Попросил мастер цветы, чтобы показали они чудо всем жителям села.

        Как взмахнул цветок – огонь, своей шапочкой - разлетелись в разные стороны искры и тут же превратились в цветы и узоры красоты невиданной.

        Как упали несколько цветов на подносы, так и засияли там букеты. Второй цветок взмахнул своей шапочкой – разлетелись вокруг серебряные нити, переплелись в сине-голубые цветы, как на ковре.

        Оглядитесь вокруг: в нашей студии тоже есть удивительной красоты цветы. Все они вот на этих красивых подносах.

Подходит к подносам и рассматривает их вместе с детьми.

        Давайте рассмотрим какие обронил цветок-огонек, а какие цветок-снежинка?

(дети выбирают цветы из жостовской росписи для цветка-огонька и цветка-снежинки).

Цветы сотворили чудо, да и разлетелись в разные стороны? Один на север, другой на юг, а о них осталась память. Смотрят люди на подносы, любуются и сами создают красоту теперь.

Воспитатель: Какие цветы вы здесь узнали? (розы, георгины, пионы, нарциссы, ирис, тюльпан, василек, анютины глазки, ромашка, мак, лилия, яблоня, колокольчик и другие.)

Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с новым народным промыслом. В деревне Жостово, Московской области находится жостовская фабрика декоративной росписи. Там изготовляют очень красивые подносы.

Жостовские подносы имеют разнообразную форму. Они могут быть круглые, овальные, прямоугольные, квадратные, фигурные – фестончатые, гитарные.

Как вы думаете, из какого материала они сделаны?

 Правильно! Изготовляются подносы из железа, штампуются и покрываются чёрным лаком, но могу быть и красного, зеленого, желтого, синего цветов.

Посмотрите и скажите, как украшены подносы?

Многоцветные букетики, венки, гирлянды украшают подносы. Это цветы. Посмотрите на этот поднос и скажите, как он украшен?

 Действительно, ребята, этот поднос украшен не цветами, а натюрмортом с фруктами. Натюрмортом подносы расписывают реже, чем цветами.

У каждого мастера свой стиль. Жостовская роспись это импровизация мастера. Расписывая поднос он не рисует с натуры, а уходит в фантастический мир цветов. На подносах нет точных «портретов» цветов.

Вам не кажется, что цветы выглядят как живые? 

Немало надо потрудится мастеру, чтобы так изящно расписать поднос. Определена последовательность построения узора. Использование традиционных приемов росписи. Подносы украшают крупными цветами (розы, георгины, лилии, маки, цветы яблони), а затем цветами в два-три раза меньше, бутонами. Цветы постепенно зарисовываются. И появляются стебельки букетов, листья, травинки.

Посмотрите, букет в центре подноса кажется плотным и ажурным. Так как просвечивает чёрный фон. Пустоты между цветами и листьями заполняются более мелкими листочками и стебельками. Травинками.

Композиции построения рисунка могут быть разные: букет в центре, букет в раскидку, букет с угла, венок, полувенок. Мастер все время уточняет форму букета. Цветы словно наливаются соком, становятся живыми. В конце работы мастер наносит последние мазка, черточки, блики, семена, мелкую травку. Остается только нарисовать кайму – орнамент по краю подноса.

На последнем этапе работы мастер покрывает поднос лаком, поэтому поверхность как будто зеркальная.

Жостовские подносы как декоративное панно вносят в наш дом праздничность. Этот промысел знаменит на весь мир.

А теперь познакомимся с Азбукой кистевых мазков.

(Дети знакомятся с плоским мазком, «запятой», «зигзаг», «в плоскости»).

Физминутка «Алые цветы».

Наши алые цветы-

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

(Повторяют два раза).

Воспитатель: Сейчас подойдите и выберете себе трафарет подноса для работы, который вам понравился. На своих выбранных подносах попробуйте разные элементы росписи, которые вы узнали, которые понравились.

(Под русские народные мелодии «Пойду ль, выйду ль я», «Лебедушка» и другие. Дети самостоятельно рисуют элементы жостовской росписи).

Итог занятия.

Воспитатель: Какие вы все молодцы! Все старались! У вас у всех получились элементы росписи правильные, красивые, точные.

На следующем занятии мы отправимся в мастерскую по изготовлению жостовских подносов и попробуем расписать жостовские подносы.


«Жостовские подносы»

Цели и задачи: 

  1. обобщить знания детей об особенностях жостовской росписи: элементах узора, колорите, композиции
  2. закрепить умение составлять узор на круге, овале, прямоугольнике, заполняя середину и края – кайму
  3. составлять букеты из крупных и мелких цветов, наносить мазки
  4. воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству

Словарная работа: жостовский, «букет в центре», «букет в раскидку», «букет с угла», «венок», «полувенок», «пятилистик» (цветок яблони), «сердечко», «зигзаг».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с жостовским промыслом, открыток с цветами, букетами, натюрмортом.

Методы и приемы: обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, таблиц), словесный (беседа, указания, пояснения, художественное слово), практический (самостоятельное выполнение детьми элементов росписи, использование инструментов и материалов для изображения), эвристический (развитие находчивости и активности), проблемно – мотивационный, частично - поисковый (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия), метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребенка в творческом процессе).

Материал и оборудование: подлинные изделия жостовских мастеров, иллюстрации, подносы из папье – маше. Краски гуашь, кисти № 2,3,5.

Ход занятия: Ребята рассаживаются. Вдруг раздается стук в дверь. Забегает Незнайка.

Незнайка: Ой, здрасте, здрасте! Я так спешил, так спешил, чуть шляпу не потерял!

Воспитатель: Отчего же так спешил, Незнайка?

Незнайка: Я узнал случайно, что вы сегодня будите вести разговор о искусстве жостовского промысла. Я тоже об этом все-все знаю, я вам могу много рассказать, чего вы больше ни от кого никогда не услышите.

Воспитатель: Ну что же, поделись с нами своими знаниями. Я думаю, ребятам будет интересно тебя послушать.

Незнайка: Вот был я однажды в одном русском селе, знаменитом Жостово. Живут там чудо-мастера, они делают посуду из белой глины и расписывают ее цветами: синими, желтыми, красными. И травка на посуде и птицы поют разноцветные.

Воспитатель: Ах, Незнайка-Незнайка, все-то ты перепутал! Ребята давайте-ка разберем эту путаницу и все расскажем правильно.

Какой промысел есть в селе Жостово?

Дети: В этом селе делают металлические подносы, даже название села – Жостово – звучит похоже на слово «жесть», что означает «металл».

Воспитатель: А чем же знамениты жостовские подносы?

Дети: Они украшены красивым узором из цветов и листьев.

Воспитатель: А какую цветовую гамму использовали мастера при росписи подносов?

Дети: Они пользовались разными красками: и красной, и желтой, и зеленой, и синей.

Воспитатель: Правильно!

Незнайка: Одну минуточку! А какими же цветами, элементами их расписывают?

Дети называют элементы росписи и цветы.

Незнайка: Да, о Жостове вы все знаете. Теперь и я никогда ничего не перепутаю. А сами то вы сможете расписать подносы.

Воспитатель: Конечно, Незнайка! Наши ребята отличные мастера. Сейчас они вспомнят элементы росписи и расположение цветов в композициях и попробуют украсить трафареты.

Дети: Элементы росписи – «травинки», «усики», «зигзаг», «цветок», «кайма», «пятилистик». Композиция может строится: «букет в центре», «букет в раскидку», «букет с угла», «венок» и «полувенок».

Воспитатель: Теперь сделаем гимнастику для пальчиков

Физминутка «Мак»

На полянке вырос мак

Он склонил головку – так.

Ветер тихо мак качает,

Вправо, влево наклоняет.

(Выполняют два раза)

Дети под русскую народную мелодию выполняют самостоятельно роспись трафарета жостовского подноса.

Воспитатель: теперь, когда вы все закончили работу, давайте Незнайку попросим выбрать самый красивый поднос с букетом цветов.

Незнайка: Ладно, ладно помогу. Это я быстро, это я мигом. Так вот этот самый красивый, и этот, и этот.

(Постепенно переходит от одного подноса к другому.) 

Ох, как я уже понял: они все очень красивые. Мне все нравятся.

(читает стихотворение)

Круглые, железные,

В хозяйстве полезные.

Черные, желтые, красные,

Удивительно прекрасные!

А еще я предлагаю ребятам сделать выставку ваших подносов и пусть все, все ребята смогут увидеть, и полюбоваться этой красотой!

 Воспитатель: Молодец, Незнайка, хорошо придумал. Давайте организуем выставку подносов по жостовскому промыслу. С тобой, Незнайка, мы прощаемся. Приходи еще к нам на занятие и мы тебе еще много с ребятами расскажем и покажем интересного.


«Шаль всем на диво – нарядна, красива»

Цели и задачи: 

  1. развивать у детей воображение, чувство цвета,
  2. уметь составлять композицию узора, передавать колорит цветов,
  3. уметь согласовывать свои действия с работой товарищей

Методы и приёмы: Наглядный, словесный, практический, эвристический.

Материал и оборудование: Ткань белого цвета в форме квадрата 80х80 см., краски гуашь, кисти.

Предварительная работа: Знакомство с Павлово-Посадскими платками и шалями, рассматривание изделий, альбомов, открыток, схем построения узора.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста,  как  вы  думаете, приятно ли получать подарки?

Дети. Очень.

Воспитатель. А как вы думаете, приятно ли дарить подарки?

(Ответы детей).

Воспитатель. Конечно, все вы правы. Получать подарки приятно, и очень приятно дарить их, т.е. дарить кому-то радость. А хотели бы вы приготовить и подарить подарок?

(Ответы детей).

Воспитатель. Вы, конечно же, знаете, что если подарок сделан своими руками, то такой подарок ещё приятней. Скоро у нас будет праздник и к нам в гости придёт Весна-Красна. Мы с вами можем ей приготовить и подарить свой подарок. Вы согласны со мной?

(Ответы детей).

 А что же ей можно подарить?

(Ответы детей).

Молодцы, как много вы назвали подарков, которые мы могли бы ей подарить. Давайте мы с вами подарим ей общий подарок, от всех ребят. Не хотели бы вы ей подарить красивую, расписную шаль?

(Ответы детей).

Ну что же шаль у нас готова, надо её только расписать. Весной распускаются листочки на деревьях, появляется зелёная травка, распускаются первые цветы. На нашей шали тоже будет много ярких, красивых цветов, сочных листьев. Скажите, какие цветы вы знаете?

(Ответы детей).

Очень много цветов вы назвали. Сейчас давайте вспомним этапы построения цветочной композиции для украшения шали.

(Ответы детей).

Все верно. Теперь простым карандашом нанесём цветочный узор на ткань: по углам, по кайме, в центре.

(Самостоятельная работа детей).

Физминутка «Алые цветы»

Наши алые цветы,

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит.

Лепестки колышет.

Затем дети гуашевыми красками под негромкую музыку

закрашивают гирлянды цветов.

Воспитатель. Посмотрите, какая чудесная шаль у нас с вами

получилась. Как её можно назвать? Какая она?

(Нарядная, цветастая, праздничная, яркая, солнечная, на цветочный

сад похожа и т.д.).

Воспитатель читает стихотворение:

Что за чудо узор,

Что за краски вокруг!

Это поле, цветы, словно сказочный луг?

На белом фоне красные розы, Лилии, маки, ромашки, подснежники...

Мы трудились над узором

Вот он перед вашим взором.

Посмотрите, как хорош

На цветочный сад похож!

Воспитатель. Ребята, конечно же, Весне-Красне понравится наша шаль вы все настоящие мастера-художники. Мы все трудились вместе, всем коллективом.

              Наша шаль нарядна, изящна, Весна в ней будет мила и прекрасна!

На празднике «Встреча Весны» дети дарят Весне свой подарок.


Конспект развлечения по декоративно-прикладному искусству «В гости к краскам»

В зал входят дети. Их встречает Марья Искусница.

М.И. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Марья Искусница. Я умею красиво рисовать, ткать, прясть, вышивать золотой нитью. Сегодня я хочу вместе с вами нарисовать цветы для волшебного ковра. Вы хотите мне помочь? (получает согласие детей).

  1. У меня есть волшебные краски, которые нам помогут (открывает коробку, а красок нет).
  2. Ой, а где же краски? Я же их сегодня сама положила когда вас в гости к себе ждала. Вы ни кого не видели? Чьи же это проделки? Наверно это Кощей Бессмертный опять навредил. Злой стал, все время пакостит.

(выходит Кощей Бессмертный).

К.Б. Все краски, все карандаши

 Спрячу я, потом – ищи.

 Запрещу я детям рисовать.

 Только все это не в счет,

 Что-то требует еще

 Буйная фантазия, моя

 Прикажу я белый цвет

 Перекрасить в черный цвет,

 А из вас велю наделать мух.

 А что сделаю потом,

 Как подумаю о том –

 У меня захватывает дух!

М.И. Все понятно, конечно это он спрятал все краски. Да еще и хвастается.

К.Б. Да! Да! Да! С детства не люблю всякие краски. Запер я их в шкатулки. Пока они там не одолеть вам меня!

         Я в тусклость свято верю

         Рад пасмурному дню

         Любую личность серую

         Люблю я и ценю!

М.И. А скажите нам, Ваша Тусклость, какими же ключами открываются шкатулки?

К.Б. Ладно уж, скажу. Все равно вам не открыть их. Только правильные ответы на очень сложные загадки откроют мои шкатулки. Да где вам! Даже я не знаю этих ответов.

М.И. А мы попробуем. Дети старательно занимались и многое узнали. Да и очень уж нам хочется вернуть краски.

  1. Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может солнцем залитые.

                           (Хохлома)

  1. Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы

Животные и птицы

Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

Известно всем в народе

Ее название …..

                              (Гжель)

  1. Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки!

Там лихо скачут всадники

Жар-птицы ввысь летят

И точки черно-белые

На солнышке блестят.

                      (Городец)

(На каждой шкатулке написаны загадки о народно-прикладных промыслах: Гжель, Хохлома, Городец. После правильного ответа дети освобождают краски из шкатулок. А Кощей Бесцветный злиться).

М.И. Мы все загадки отгадали, Кощей Бесцветный. Все мы про загадки знаем.

К.Б. А вот и не все вы знаете. Вы про меня ничего не знаете. Не знаете, что мне нравится, и какую музыку я не люблю.

М.И. Знаем, знаем все про тебя. Что любишь пакостить, знаем. Где живешь знаем. Да и какую музыку не любишь – знаем.

К.Б. А вот и не знаете.

М.И. Знаем. А ну-ка, ребята, давайте скажем Кощею Бесцветному, какую он не любит музыку.

(ответы детей: веселую, задорную, озорную, шутливую, плясовую, добрую и т.д.)

К.Б. Не люблю, не люблю.

М.И. А я предлагаю тебе, Кощей Бесцветный и детям послушать такую музыку.

(слушают и танцуют все вместе под р.н.м.)

М.И. Ну, что Кощей бесцветный, понравилось?

К.Б. Все равно у вас ничего не выйдет (убегает).

М.И. Пусть идет в свое царство. А мы будем рисовать.

          Краски просыпайтесь,

          Будем мы трудиться.

          Краски просыпайтесь –

          Будем веселиться.

(но тут не находит листы бумаги и дети вместе с воспитателем догадываются, что это проделки Кощея Бесцветного. Это он украл бумагу)

М.И. Ну что же нам делать? Надо идти искать Кощея. А кто же его друг?

(ответы детей)

М.И. Правильно. Я тоже думаю, что первый друг Кощея Бесцветного Баба Яга. Вот и к ней-то мы и отправимся.

(Баба Яга в заляпанном разными красками халате пританцовывает за мольбертом в явном бешенстве и недоумении).

Б.Я. Красный – черти утащили,

Синий – леший поточили,

 Черный – стырил домовой,

 Желтый – спёр Кощей домой

 Краски все мои украли

  Меня Рембрандшей назвали…

  Ох что-то я совсем стара,

  И не рисуется с утра…(хнычет)

М.И. Здравствуй, Бабушка Яга,

Как здоровье, как дела?

Что рисуешь ты с утра?

Почему сегодня зла?

Заболела? Не беда!

Съешь лягушку из пруда

Нет надежней медицины

Чем природная среда!

Б.Я. Потеряла я цвета.

 Помогите их найти

 А за это вам старушка

 Порасчистит все пути.

 Вы поскачите мячом

 За волшебным за клубком

 Пусть ребята мне помогут:

 Песней краски позову.

М.И. Ну что, ребята, поможем Бабе Яге – художественной ноге вернуть краски? Надо напеть строчки из песен, где упоминаются различные цвета.

(дети вспоминают песни «Миллион, миллион алых роз», «Голубой вагон», «Оранжевое небо», «Синий, синий иней» и т.д.)

Б.Я. Сколько же ребята знают «цветных» песен.

М.И. Баба Яга – художественная нога, дай нам, пожалуйста, волшебный клубок.

(Баба Яга дает волшебный клубок. М.И. «отпускает» клубок и он катится в сторону замка К.Б. Выходит Кощей)

К.Б. Ну что, нашли! Ладно! Если отгадаете мою последнюю самую трудную загадку, то так и быть отдам ваши бумажки. Скажите мне каких художников вы знаете?

(дети отвечают: Васнецов, Чарушин, Левитан, Шишкин,  Копашевич и др.)

М.И. Все, ваша Блеклость, отгадали мы твою загадку. Отдавай нам бумагу. Почему же ты такой злой?

К.Б. Я был злым и вредным, но потому, что не мог отгадать загадки и еще мне обидно быть всегда Бесцветным.

М.И. Дети, давайте поможем Кощею Бесцветному стать Кощее Разноцветным. Нарисуем цветы волшебные и для ковра и для него.

(тут входит Баба Яга. Она следила за ребятами и захотела посмотреть, что они будут делать. М.И. предлагает и для нее нарисовать волшебные цветы).

Дети рисуют волшебные цветы на бумажных кругах. Раскладывают их на полу и украшают плащ Кощея и халат Бабы Яги.

М.И. Вот какие мы все молодцы. Мы нашли и освободили краски. А какие волшебные цветы мы нарисовали. Как красиво стало кругом. Бабе Яге понравилось, да и Кощею Разноцветному мы угодили. А ведь если кругом будет красота, то весь мир будет добрее и прекраснее.

Во вторую половину дня М.И. приглашает ребят на экскурсию выставки «Мы – художники». Баба Яга – художественная нога и Кощей Бесцветный дарят на память детям свои портреты, чтобы они и их раскрасили. Дети благодарят всех и уходят в группу.


Конспект развлечения по декоративно-прикладному искусству

«В гостях у мастеров»

(старший возраст)

Цели и задачи:

  1. Закрепить знания детей о разных видах народного декоративно-прикладного
    искусства; умение самостоятельно выделять элементы декоративного
    украшения и этапы создания изделий.
  2. Прививать любовь к народным промыслам.

Материалы   и   оборудование: Работы, выполненные детьми по народным

художественным промыслам.

Словарная работа: Гжельская, Городецкая, Семеновская, Павлово - Посадские.

Музыкальное сопровождение: русская народная музыка.

Методические приемы: Наглядный, словесный, игровой, сюрпризный момент

Предварительная   работа. Беседы о народных художественных промыслах, рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов, дидактические игры по разным видам народных промыслов, рассматривание таблиц с элементами росписей, выделение композиции узора, цветосочетания, создание изделий по народным промыслам, декоративное украшение изделий.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, вы все очень любите ходить в гости. Узнавать что-то новое,

необычное. И сегодня мы, ребята, путешествовать пойдем (воспитатель читает

стихотворение.)

По деревням и по хатам, мы заглянем в каждый дом

Кто живет там, спросим, рассказать о себе попросим.

Давайте и наших гостей пригласим с собой в путешествие, чтобы не скучали.

Взрослые и дети идут по залу.

Воспитатель:

В деревню мы старинную

Идем дорой длинною

Идем дорогой трудною, дорогою крутой!

Перед нами дом большой

И красивый-то какой!

Кто же в доме том живет?

Кто нам двери отопрет?

Подходят   к  дому.   Гостей  встречают  хозяева     мастера-умельцы  росписей.

Здороваются. Гости задают вопросы, а хозяева отвечают на них, рассказывая

каждый о своем промысле (Хохлома, Городец, Гжель). Затем отправляются в

гости дальше.

Воспитатель:

А теперь идем мы дальше.

Нужно много нам успеть.

Надо чтоб увидел каждый

Чудеса, каких не счесть

Снова дом встречает нас, кто же нас ждет на этот раз?

Гостей встречают хозяева - мастера - игрушечники. Каждый рассказывает о

своём промысле (дымковской, филимоновской, каргопольской, богородской игрушке

и матрёшках.)

Затем идут дальше все вместе.

Воспитатель:

Идём с друзьями мы вперёд

Дорога нас опять зовет.

Кто же встретит нас сейчас.

И расскажет свой рассказ.

Встречают гостей рукодельницы и рассказывают о своём искусстве (Повлово -

Посадские шали, Вологодские кружева.)

Воспитатель: Вот какое у нас получилось замечательное, интересное путешествие. А в этом доме - фабрике, большом и светлом я предлагаю вам потрудиться. Мы с вами составляли книгу, которая называется «Ярмарка народных промыслов». Уже отобрали много работ, но в нашей книге нет дымковских игрушек. Вот мы сейчас их и нарисуем, вставим в нашу книгу и пусть её посмотрят все ребята.

Физминутка «Дымковские игрушки».

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские,

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

У нас ручки крендельком

Щёчки будто яблочки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Самостоятельная работа детей.

В конце занятия дети со своими рисунками выходят к гостям и показывают свои

работы.

Воспитатель:

Ой, вы гости дорогие!

У нас игрушки расписные: веселы и ярки, словно подарки.

Отдохнули все по - праву?

Мастерам воздали славу?

Что ж теперь домой пойдем.

Что узнали, не забудем, долго - долго помнить будем!

Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям.

Пришло время расставаться, до свиданья!

Дети: До свиданья!


Игры по ознакомлению детей

декоративно-прикладном искусством.

Дидактическая игра «Назови правильно»

Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках. Умение найти нужный промысел среди других, обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ.

Дидактическая игра «Угадай, какая роспись?»

Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть ту или иную роспись; уметь обосновать свой выбор, называть элементы росписей, отгадывать загадки. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край – край умельцев и мастеров.

Дидактическая игра «Составь хохломской узор»

Цель: Закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять название элементов росписи («осочки», «травинки», «трилистники», «капельки», «криуль»). Поддерживать интерес к хохломскому промыслу.

Настольная игра «Домино»

Цель: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве – игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновать свой выбор. Закрепить знание об изготовлении народной игрушки и особенности каждой. Воспитывать любовь к прекрасному.

Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

Цель: Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства; узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.

Дидактическая игра «Городецкие узоры»

Цель: Закреплять умение детей составлять Городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок для него, развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.

Дидактическая игра «Распиши платок»

Цель: закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т.д.), умение подбирать цветовую гамму узора.

Дидактическая игра «Художественные часы»

Цель: закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.

Дидактическая игра «Собери гжельскую розу»

Цель: Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.

Дидактические игры «Собери матрёшку», «Найди домик матрёшки»

Цель: закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра-развлечение "Теремок" для детей 4-5 лет

Данная игра-развлечение развивает и обогащает игровой опыт каждого ребёнка, повышая тем самым влияние игры на его развитие Помогает детям открывать новые возможности игрового отражения мира Побуждает ...

Конспект театрализованной игры-развлечения "По следам знакомой сказки"

Конспект игры-развлечения расчитан на детей младшего дошкольного возраста, призван решать задачи развития речи детей 2-4 лет....

Конспекты занятий дидактическая игра, развлечение, театрализованная деятельность

В представленном материале вы найдете дидактические игры для младших дошкольников с диагнозом ЗПР, развлечение на прогулке для детей старших групп, комплексное занятие по театрализованной деятельности...

Конспект игры -развлечения по театрализованной деятельности для детей старшей группы

МБДОУ "Детский сад№165" г. Нижний НовгородЦель: поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности.Задачи: 1. Формировать умение  передавать мимикой, позой, жестом, движением осно...

Сценарий театрализованной игры-развлечения по стихотворению С. Я. Маршака "Багаж"

Театрализованная игра-развлечение по стихотворению С. Я. Маршака "Багаж" помогает расширить представления детей  о работе  железнодорожного транспорта, способствует общению и развитию ...

Театрализованная игра-развлечение «День сказок»

Предлагаю вашему вниманию сценарий развлечения на основе  театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста....