Календарный план работы кружка ДПТ "Мастерилка"
календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Яблушевская Наталья Николаевна

Занятия кружка  ориентированы на четыре вида творческой деятельности: работа с соломкой, вышивка, тестопластика и папье- маше (писанки). В заключении плана представлен список  основной используемой литературы. План разработан для подготовительной группы ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_kruzhka_2010-11.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Календарный план работы кружка «Мастерилка» (ДПТ)

Яблушевской Н.Н.

 на 2010 – 2011 учебный год

1

2

3

4

5

Месяц

Тема

 Цель

Материалы

Кол – во ч.

Сентябрь

1. Соломка. Какая она?

Познакомить с материалом – солома, особенностями фактуры и качеством, дать краткие  знания  о процессе  ее обработки;  дать представление  о плоскостном оформлении соломки – аппликации  фигур из соломенного полотна; способствовать развитию интереса к работе с природным материалом  соломкой

Колоски пшеницы, ржи, ножницы

1

2. «Грибок» - работа с соломкой

Продолжить знакомство с особенностями материала – солома; учить последовательности в выполнении аппликации: перевод шаблонов изображения на кальку, наклеивание соломенных лент на кальку с учетом направления детали изображения; учить подетальному вырезанию изображения  по контуру, составлению изображения грибка из 2 деталей; способствовать развитию ручной умелости (учитывая непластичность соломенной заклейки) в освоении художественного ремесла при вырезании

Соломенные ленты, калька, клей, ножницы, шаблоны частей грибка (шляпка, ножка), простые карандаши

1

3. «Осенние листья» - работа с соленым тестом  

Познакомить с особенностями материала  – соленое тесто; учить раскатывать скалкой лепешку необходимой толщины из колобка теста; учить создавать выразительное  изображение формы листочка из теста способом ее вырезания из лепешки  по шаблону; способствовать развитию ручной умелости в освоении техники работы со стекой при вырезании изображения из теста; показать выразительность изделий из теста, способствовать развитию интереса к работе с тестом

Соленое тесто, скалка, шаблоны листочков, стеки для вырезания, мука, клеенка, примеры готовых работ из теста

1

«Осенние листья» - роспись изделия

Способствовать развитию навыка декоративного рисования – украшение узорами плоскостной формы листочка из теста; учить использовать разнообразные краски при изображении осенней листвы; способствовать формированию навыка рисования концом кисти прожилок на листе и рисования волнистых линий; учить  композиционно располагать узор на листе из декоративных элементов «капелька», полученных примакиванием кисти к поверхности  формы; способствовать формированию представления о симметрии в природе.

Готовые, высушенные изделия, краски, кисти, баночки с водой

1

Октябрь

4. «Подарки Марьи – Икусницы»» - знакомство с вышивкой

Уточнить знания детей о видах ткани, инструментах для вышивании; повторить правила техники безопасности при работе с инструментами для вышивания; поупрожняться в отмеривании нити, вдевании ее в иглу и завязывании узелка; показать красоту вышитых изделий, воспитывать уважение к труду вышивальщиц, способствовать развитию интереса к вышивке и художественного вкуса

Изображение сказочного персонажа – Марьи – Искусницы или куклы в наряде, украшенном вышивкой, вышитые изделия, лоскутки различной ткани, нитки (мулине, шелковые, х/б, шерстяные, синтетика), игольница с иголками, ножницы, наперсток, пяльцы, шкатулка

1

5. «Поможем ежику перебраться через ручей» - вышивка

Познакомить с понятиями «стежок», «шов»; обучение технологии шва «вперед иголку», выполненного по прямой линии; обучение закреплению нити на ткани  в начале и в конце работы; способствовать развитию  ручной умелости в освоении вышивки;  способствовать воспитанию  аккуратности и формированию эстетического вкуса

Полоски картона с разметкой стежков шва «вперед иголку», изображение Ежика, нитки мулине, ножницы, фломастеры, иголки, лоскуток ткани для образцов швов, заправленный в пяльцы, с разметкой для выполнения шва «вперед иголку»

1

6. «Цветок» - работа с соломкой

Продолжить учить последовательности в выполнении аппликации из соломенных лент; учить при изготовлении заклейки располагать соломенные ленты близко друг к другу, не оставляя просветов между ними; продолжить учить  подетальному вырезанию изображения  по контуру, составлению изображения  цветка из 4 деталей; способствовать развитию ручной умелости (учитывая непластичность соломенной заклейки) в освоении художественного ремесла при вырезании

Соломенные ленты, калька, клей, ножницы, шаблоны деталей цветка (цветок – чашечка, листок, стебель), простые карандаши

1

7. «Котенок» - работа с тестом

Продолжить знакомить с особенностями материала – соленое тесто; продолжить  учить раскатывать скалкой лепешку необходимой толщины из колобка теста; учить создавать выразительное  изображение котенка  из теста способом  контурного вырезания его силуэта на лепешке  по шаблону; продолжать способствовать развитию ручной умелости в освоении техники работы со стекой при вырезании изображения из теста; учить конструктивно оформлять изображение из теста  дополнительными элементами (носик, лапки, бантик), приклеивая их с помощью кисточки, смоченной в воде; развивать глазомер, чувство формы и пропорции;   способствовать развитию интереса к работе с тестом

Соленое тесто, скалка, шаблоны изображения котенка, стеки для вырезания, мука, клеенка, пример готовой работы  из теста

1

«Котенок» - роспись изделия

Учить придавать выразительность  образу котенка на плоскостной форме из теста с помощью изображения его шерстки  через  нанесение  линий и пятен; учить смешивать разнообразные краски для получения необходимого цвета – окраса котенка; способствовать развитию творческого подхода при  создании    задуманного образа котенка, исходя из  предложенных  вариантов  изображения

Готовые, высушенные изделия, краски, кисти, баночки с водой

1

Ноябрь

8. «Домик для котенка» - работа с соломкой

Способствовать формированию интереса к народной культуре;  формировать представление о  конструкции русской избы, отделке, украшении;  способствовать  развитию навыка декоративной  аппликации -  украшение домика декоративными элементами геометрического орнамента;  учить созданию выразительного изображения домика с помощью  правильного композиционного расположения декоративных элементов;  учить  вырезанию  узора «зигзаг» - полоски с зубчатым краем (правильно направлять ножницы); продолжать  способствовать развитию ручной умелости  в освоении художественного ремесла при вырезании  из соломенной заклейки

Иллюстрации с изображением крестьянских домов, картонные шаблоны домиков темно коричневого цвета с вырезанным окошком на каждого ребенка, соломка, калька, ножницы, клей

1

9. «Салфетка» - вышивка швом «вперед иголку»

Продолжать обучение технологии шва «вперед иголку», выполненного узором из  параллельных прямых линий; продолжать обучение закреплению нити на ткани  в начале и в конце работы; учить оформлять края салфетки бахромой; учить правильно подбирать нитки по цвету для создания выразительного узора вышивки; способствовать развитию глазомера и ручной умелости; способствовать воспитанию  аккуратности и формированию эстетического вкуса

Лоскутки ткани размером 20 на 20 см с полотняным переплетением нитей (простынное полотно, лен), с разметкой узора для вышивки, пяльцы, нитки мулине,  игольница с иглами, ножницы, образцы вышитых салфеток с разным подбором цвета ниток в узоре

3

Декабрь

10. «Елочные игрушки» - работа с соленым тестом

Способствовать формированию представления о многообразии  способов изготовления  елочных украшений из различных материалов, в том числе и из теста; учить создавать декоративные  елочные игрушки из теста  конструктивным способом лепки из вырезных форм; учить планировать предстоящую работу:  обдумать украшение, делить материал на   части разной необходимой величины, вырезать последовательно, начиная с крупных деталей; продолжать учить склеивать детали из теста с помощью кисточки, смоченной в воде; показать приемы оформления вылепленной формы дополнительными элементами   для создания выразительности   украшения; способствовать развитию фантазии, художественного вкуса

Соленое тесто  белое и с добавлением какао (2-3 тона), клеенка, стеки, формы для вырезания, мука, скалка, баночки с водой, примеры готовых работ

1

 «Елочные игрушки» - работа с соленым тестом

Формировать представление о работе с цветным тестом;  учить создавать декоративные  елочные игрушки из теста  конструктивным способом лепки из колбасок и ленточек; учить планировать предстоящую работу:  обдумать украшение, делить материал на   части разной необходимой величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей;  учить  изготавливать колбаски из теста и ленточки из колбасок; показать приемы изгибания колбасок и ленточек из теста, соединения их, дополнения  шариками  для создания выразительности   украшения; учить подбирать цветовое сочетание элементов;  способствовать развитию фантазии, художественного вкуса

Соленое тесто разных цветов, мука, клеенка, скалка, баночка с водой и кисточкой, примеры готовых изделий, стеки

1

11. «Мешок Деда Мороза» - вышивка швом «вперед иголку»

Расширять знания  о празднике Новый год; продолжать формировать представление  о понятии «симметрия»; учить переводить рисунок вышивки на ткань  с помощью копировальной бумаги; учить технологии шва «вперед иголку в два приема» при последовательном вышивании снежинки (от середины к кончику одного лучика, затем от этого же кончика к середине снежинки); показать способ декоративного оформления  вышивки с помощью пришивания  блесток; способствовать развитию интереса к вышивке и художественного вкуса

Образец вышивки снежинки, схемы вышивки, копировальная бумага, лоскутки из цветной однотонной ткани, нитки мулине, блестки, иголки, булавки, ножницы

2

12.  «Елочная гирлянда» - работа с соломкой

Продолжать формировать представление о многообразии способов  изготовления елочных украшений,  в том числе из соломки; учить  последовательности в изготовлении  елочной гирлянды: нарезать соломенные трубочки  одинаковой длины 4 см, нанизывать трубочки на нитку с помощью иголки, изготавливать шарики из фольги, нанизывать их на нитку, чередуя с соломенными трубочками;  способствовать развитию навыка коллективной работы

Соломенные трубочки, разноцветная фольга, толстая игла, нитки, ножницы

1

Январь

13. «Елочка» - работа с тестом

Учить создавать выразительное изображение елочки из цветного  теста конструктивным способом лепки; показать два способа изготовления елочки: накладывание рюшечек  или накладывание полосок, разрезанных стекой с одного края по длине; учить изготавливать рюшечки из полоски теста; учить композиционно правильно  располагать полоски теста, уменьшающиеся по длине, на треугольную основу;  показать способ украшения готовой елочки  дополнительными элементами: лепными снежинками, звездочками, блестками и  бусами; способствовать развитию художественного вкуса

Соленое тесто двух цветов (зеленое, белое), мука, клеенка, скалка, баночка с водой и кисточкой, примеры готовых изделий, стеки; изображение Деда Мороза (из теста)

1

14. «Волшебные крестики» - вышивка

Уточнить и закрепить знания о знакомых простейших швах («вперед иголку», «Вперед иголку в два приема»);  учить  технике выполнения шва «крестик»: отдельный крестик и горизонтальный ряд крестиков; показать красоту и своеобразие изделий, вышитых швом «крестик»; продолжать формировать художественный вкус в беседе о цветовом подборе ниток, расположении узоров

Кукла Мулинешка, изделия, вышитые простейшими швами и крестиком, схемы  и полоски из картона с разметкой для выполнения ряда горизонтальных крестиков, лоскутки ткани для выполнения образцов швов с разметкой в виде квадратов  для вышивки, нитки мулине, иголки, пяльцы,  ножницы

1

Февраль

15. «Колокольня» - работа с соломкой

Продолжать формировать интерес к народной культуре;  формировать представление о  строении здания колокольни (купола на здании);  учить созданию выразительного изображения колокольни с помощью  составления цельной композиции из трех деталей в соответствии с эскизом; учить экономно использовать художественный материал; продолжать  способствовать развитию ручной умелости,  мышечную силу при вырезании и «выруливании» ножницами

Иллюстрации с изображением храмов и церквей; колокольчики; эскиз колокольни,  соломенные ленты, калька, клей, ножницы, простые карандаши

2

16. «Матрешка» - лепка из теста

Способствовать развитию устойчивого интереса к работе с соленым тестом; обогащать знания о народной игрушке – матрешке, характерных элементах в ее изображении (фартук, косынка); обогащать знания о цветочном орнаменте в украшении матрешки; учить создавать выразительный образ матрешки из теста конструктивным способом лепки; показать способы украшения матрешки лепными элементами цветочного орнамента; учить обогащать цветочный орнамент дополнительными элементами узора, полученными при использовании различного бросового материала  способом  надавливания его на поверхность изображения  из теста; способствовать развитию художественного вкуса

Соленое тесто двух цветов (белое и коричневое, с добавлением какао), мука, клеенка, скалка, баночка с водой, примеры готовых изделий, стеки;  деревянные куклы –матрешки; бросовый материал

1

17. «Масленичная кукла» - работа с соломкой

Способствовать   обогащению знаний о народной культуре и народном празднике  Масленица; способствовать обогащению знаний об изготовлении объемных изделий  в соломенном промысле;  учить изготавливать объемную куклу из пучка влажной соломы, украшать ее вырезанными деталями одежды из ткани; способствовать развитию устойчивого интереса к работе с соломкой

Объемные изделия из соломы, репродукции, фотографии изделий; пучки влажной соломы без узелков, лоскутки цветастой ткани х/б, картонные лекала косынки и фартука, ножницы, толстая прочная нитка; репродукция картины К.Б.Кустодиева «Масленица»

1

Март

18. «Полотенце» - вышивка

Способствовать формированию знаний об обобщенном изображении  птицы  в народной вышивке, о преобладании красного цвета в вышивке и его значении; формировать представление о композиционном построении узора народной вышивки; продолжать  упражнять в вышивании отдельных крестиков и горизонтального ряда крестиков; познакомить с переходом от одного ряда крестиков к другому; учить работать со схемой  в усвоении техники вышивки «крестом»; способствовать развитию устойчивого интереса к вышивке, воспитанию аккуратности

Лоскут однотонной ткани с полотняным переплетением нитей размером примерно 15 на 30 см. с разметкой узора карандашом в виде полосок, разделенных на квадраты, в центре и на концах полотенца, образец вышитого полотенца, нитки мулине красного цвета, схема узора, иголки, ножницы, пяльцы

3

19. «Пасхальные яйца» - работа с соломкой

Обогащать знания о народной культуре и народном празднике Пасха, его атрибутах (кулич, пасха, разноцветные яйца – писанки, крашенки);  учить выполнять аппликацию из геометрических соломенных элементов; учить  составлять орнамент из ромбов и линий  по образцу  из предложенных вариантов схем

Яйца – писанки, крашенки, варианты геометрических орнаментов с простыми композиционными схемами: равномерное чередование ромбов, замыкание в круг; яйца – шаблоны из цветного картона; соломенные ленты, клей, ножницы, простые карандаши

1

20. «Птичка» -  работа с тестом

Продолжать  развивать навык работы с соленым тестом; учить создавать выразительный образ стилизованной птицы конструктивным способом лепки  оперения  по образцу; способствовать развитию навыка коллективной работы; учить декоративно  создавать   оперение птицы, сочетанием различных лепных элементов (колбасок, шариков, лепешечек); учить цветовой выразительности в сочетании элементов  оперения

Соленое тесто белого цвета и цвета какао, мука, клеенка, скалка, баночки с водой, пример готовой формы оперения; заготовка птицы; стеки

1

Апрель

21. «Искусство писанок» - работа с папье - маше

Продолжать  обогащать знания о народном празднике Пасха;  познакомить  с искусством миниатюры на яйце – славянские писанки; дать представление о технике папье-маше, качестве  данного материала; учить изготавливать форму яйца из папье-маше: наклеивать с помощью клейстера мелкие  обрывки тонкой бумаги на поверхность яйца, контролировать численность наклеиваемых  слоев бумаги;  способствовать развитию интереса к народному творчеству

Формы яйц для декоративной росписи, примеры писанок или их изображения, держатели, клейстер, бумага для папье-маше, клеенка, кисти

2

«Искусство писанок» - роспись яиц папье - маше

Продолжить знакомство с искусством миниатюры на яйце; учить создавать фон яйца, покрывая его смесью гуаши необходимого цвета и клея  ПВА; дать представление о композиции, основных элементах орнамента рисунка писанки; познакомить с простейшими схемами  расположения узора на писанках;  учить создавать эскиз будущей работы с помощью анализа предложенных вариантов изображений; способствовать совершенствованию умения работы с кистью, используя различные  приемы (примакивание, рисование концом кисти тонких прямых, волнистых  линий);  продолжать способствовать  развитию умения сочетать цвета, необходимые для создания выразительного изображения

Готовые формы яйц, укрепленные в технике папье-маше, примеры писанок или их изображения, схемы расположения узоров, листы бумаги для рисования, шаблоны яиц, баночки с водой, краски, кисточки

2

Май

22. «Утята» - вышивка

Продолжать  упражняться в вышивании швом «крестик» на канве; продолжать отрабатывать последовательность выполнения стежков в процессе работы со схемой;  показать выразительность окантовки вышитого изображения швом «вперед иголку в два приема»;  способствовать развитию художественного вкуса, аккуратности, ручной умелости в работе с вышивкой

Канва размером 20 на 18 см. с разметкой квадратов первого ряда и начальных точек всех  последующих рядов вышивки, схема вышивания изображения, образец готовой вышивки, нитки мулине желтого, оранжевого,  синего и черного цветов, пяльцы, ножницы

2

23. «Корзиночка» - работа с соломкой

Обогащать знания о  соломенном промысле в декоративно-прикладном творчестве, утилитарном значении предметов из соломы;  формировать знание о  плетении как одной из техник работы с соломкой; учить переборному плетению из влажных соломенных лент; способствовать совершенствованию   умения контурного вырезания формы (корзинка) из соломенного полотна; способствовать развитию аккуратности и эстетического вкуса

Соломенные ленты, калька, клей, ножницы, шаблоны корзиночки, изделия из соломки

1

24. «Подсолнухи» - работа с тестом

Продолжать совершенствовать умение работы с соленым тестом: раскатывание лепешки из колобка теста с помощью скалки, вырезание стекой формы изображения, создание полосок из колбасок теста, наклеивание дополнительных элементов на изображение; учить создавать выразительное изображение  подсолнуха из теста конструктивным способом лепки; продолжать развивать умение декоративного украшения изображения, используя возможности стеки (надавливание, при изображении прожилок листьев); способствовать развитию художественного вкуса в композиционном сочетании различных по тону и форме элементов изображения подсолнуха

Соленое тесто двух цветов (белое и коричневое), мука, клеенка, скалка, баночка с водой и кисточкой, пример готового изображения, стеки

1

Выставка работ

Подведение  творческих итогов года:  продолжать способствовать развитию художественного  и эстетического вкуса от созерцания готовых изделий; способствовать формированию стремления к улучшению качества детских работ; учить воспринимать  изделия  прикладного  творчества  в единстве эстетического и утилитарного значения (украшение помещения, заполнение  пространства интерьера  комнаты); создание положительного настроения от приобщения к народному творчеству  в создании изделий  различных  ремесел: тестопластики, соломенного  промысла, вышивки

Работы детей, выполненные в течении года

1

Литература:

  1. Башарина Н.М. Аппликация из соломки в детском саду.- Ярославль: Академия развития, 2009.
  2. Новикова И.В. Обучение вышивке в детском саду.- Ярославль: Академия развития, 2010.
  3. Хананова И.Н. Соленое тесто.-М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
  4. «Чудесные писанки» Альбом для детского художественного творчества. Лыкова И.А.
  5. Лыкова И.А. Чудо-писанки – шедевры миниатюрной живописи // Дошкольное воспитание № 3, 2007.- с.46 - 52

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы кружка "Юные волшебники"

Перспективный план работы кружка на три года: младшую, среднюю и старшую группы. Кружок нацелен на развитие мелкой моторики ребенка, знакомство детей с различными видами ручного труда, сплочение колле...

Перспективный план работы кружка "Всезнайка"

Кружок по развитию логического мышления...

План работы кружка "Веселый оркестр" старшая группа

Цели: 1. Прививать первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов.2....

Перспективно-календарное планирование работы кружка "Весёлые нотки" для детей старшей группы с ОНР

Вокальный кружок "весёлые нотки" направлен на развитие музыкально-эстетического вкуса и музыкальных способностей детей....

План работы кружка по ИЗО в подготовительной группе План работы кружка «Волшебные краски» в подготовительной группе

Пояснительная запискаСпособность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психолог...

Календарный план занятий кружка «От слова к букве»

Календарно-тематическое планирование занятий кружковой деятельности «От слова к букве»....