Календарный план работы кружка ДПТ "Мастерилка"
календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
Занятия кружка ориентированы на четыре вида творческой деятельности: работа с соломкой, вышивка, тестопластика и папье- маше (писанки). В заключении плана представлен список основной используемой литературы. План разработан для подготовительной группы ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_kruzhka_2010-11.docx | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарный план работы кружка «Мастерилка» (ДПТ)
Яблушевской Н.Н.
на 2010 – 2011 учебный год
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Месяц | Тема | Цель | Материалы | Кол – во ч. |
Сентябрь | 1. Соломка. Какая она? | Познакомить с материалом – солома, особенностями фактуры и качеством, дать краткие знания о процессе ее обработки; дать представление о плоскостном оформлении соломки – аппликации фигур из соломенного полотна; способствовать развитию интереса к работе с природным материалом соломкой | Колоски пшеницы, ржи, ножницы | 1 |
2. «Грибок» - работа с соломкой | Продолжить знакомство с особенностями материала – солома; учить последовательности в выполнении аппликации: перевод шаблонов изображения на кальку, наклеивание соломенных лент на кальку с учетом направления детали изображения; учить подетальному вырезанию изображения по контуру, составлению изображения грибка из 2 деталей; способствовать развитию ручной умелости (учитывая непластичность соломенной заклейки) в освоении художественного ремесла при вырезании | Соломенные ленты, калька, клей, ножницы, шаблоны частей грибка (шляпка, ножка), простые карандаши | 1 | |
3. «Осенние листья» - работа с соленым тестом | Познакомить с особенностями материала – соленое тесто; учить раскатывать скалкой лепешку необходимой толщины из колобка теста; учить создавать выразительное изображение формы листочка из теста способом ее вырезания из лепешки по шаблону; способствовать развитию ручной умелости в освоении техники работы со стекой при вырезании изображения из теста; показать выразительность изделий из теста, способствовать развитию интереса к работе с тестом | Соленое тесто, скалка, шаблоны листочков, стеки для вырезания, мука, клеенка, примеры готовых работ из теста | 1 | |
«Осенние листья» - роспись изделия | Способствовать развитию навыка декоративного рисования – украшение узорами плоскостной формы листочка из теста; учить использовать разнообразные краски при изображении осенней листвы; способствовать формированию навыка рисования концом кисти прожилок на листе и рисования волнистых линий; учить композиционно располагать узор на листе из декоративных элементов «капелька», полученных примакиванием кисти к поверхности формы; способствовать формированию представления о симметрии в природе. | Готовые, высушенные изделия, краски, кисти, баночки с водой | 1 | |
Октябрь | 4. «Подарки Марьи – Икусницы»» - знакомство с вышивкой | Уточнить знания детей о видах ткани, инструментах для вышивании; повторить правила техники безопасности при работе с инструментами для вышивания; поупрожняться в отмеривании нити, вдевании ее в иглу и завязывании узелка; показать красоту вышитых изделий, воспитывать уважение к труду вышивальщиц, способствовать развитию интереса к вышивке и художественного вкуса | Изображение сказочного персонажа – Марьи – Искусницы или куклы в наряде, украшенном вышивкой, вышитые изделия, лоскутки различной ткани, нитки (мулине, шелковые, х/б, шерстяные, синтетика), игольница с иголками, ножницы, наперсток, пяльцы, шкатулка | 1 |
5. «Поможем ежику перебраться через ручей» - вышивка | Познакомить с понятиями «стежок», «шов»; обучение технологии шва «вперед иголку», выполненного по прямой линии; обучение закреплению нити на ткани в начале и в конце работы; способствовать развитию ручной умелости в освоении вышивки; способствовать воспитанию аккуратности и формированию эстетического вкуса | Полоски картона с разметкой стежков шва «вперед иголку», изображение Ежика, нитки мулине, ножницы, фломастеры, иголки, лоскуток ткани для образцов швов, заправленный в пяльцы, с разметкой для выполнения шва «вперед иголку» | 1 | |
6. «Цветок» - работа с соломкой | Продолжить учить последовательности в выполнении аппликации из соломенных лент; учить при изготовлении заклейки располагать соломенные ленты близко друг к другу, не оставляя просветов между ними; продолжить учить подетальному вырезанию изображения по контуру, составлению изображения цветка из 4 деталей; способствовать развитию ручной умелости (учитывая непластичность соломенной заклейки) в освоении художественного ремесла при вырезании | Соломенные ленты, калька, клей, ножницы, шаблоны деталей цветка (цветок – чашечка, листок, стебель), простые карандаши | 1 | |
7. «Котенок» - работа с тестом | Продолжить знакомить с особенностями материала – соленое тесто; продолжить учить раскатывать скалкой лепешку необходимой толщины из колобка теста; учить создавать выразительное изображение котенка из теста способом контурного вырезания его силуэта на лепешке по шаблону; продолжать способствовать развитию ручной умелости в освоении техники работы со стекой при вырезании изображения из теста; учить конструктивно оформлять изображение из теста дополнительными элементами (носик, лапки, бантик), приклеивая их с помощью кисточки, смоченной в воде; развивать глазомер, чувство формы и пропорции; способствовать развитию интереса к работе с тестом | Соленое тесто, скалка, шаблоны изображения котенка, стеки для вырезания, мука, клеенка, пример готовой работы из теста | 1 | |
«Котенок» - роспись изделия | Учить придавать выразительность образу котенка на плоскостной форме из теста с помощью изображения его шерстки через нанесение линий и пятен; учить смешивать разнообразные краски для получения необходимого цвета – окраса котенка; способствовать развитию творческого подхода при создании задуманного образа котенка, исходя из предложенных вариантов изображения | Готовые, высушенные изделия, краски, кисти, баночки с водой | 1 | |
Ноябрь | 8. «Домик для котенка» - работа с соломкой | Способствовать формированию интереса к народной культуре; формировать представление о конструкции русской избы, отделке, украшении; способствовать развитию навыка декоративной аппликации - украшение домика декоративными элементами геометрического орнамента; учить созданию выразительного изображения домика с помощью правильного композиционного расположения декоративных элементов; учить вырезанию узора «зигзаг» - полоски с зубчатым краем (правильно направлять ножницы); продолжать способствовать развитию ручной умелости в освоении художественного ремесла при вырезании из соломенной заклейки | Иллюстрации с изображением крестьянских домов, картонные шаблоны домиков темно коричневого цвета с вырезанным окошком на каждого ребенка, соломка, калька, ножницы, клей | 1 |
9. «Салфетка» - вышивка швом «вперед иголку» | Продолжать обучение технологии шва «вперед иголку», выполненного узором из параллельных прямых линий; продолжать обучение закреплению нити на ткани в начале и в конце работы; учить оформлять края салфетки бахромой; учить правильно подбирать нитки по цвету для создания выразительного узора вышивки; способствовать развитию глазомера и ручной умелости; способствовать воспитанию аккуратности и формированию эстетического вкуса | Лоскутки ткани размером 20 на 20 см с полотняным переплетением нитей (простынное полотно, лен), с разметкой узора для вышивки, пяльцы, нитки мулине, игольница с иглами, ножницы, образцы вышитых салфеток с разным подбором цвета ниток в узоре | 3 | |
Декабрь | 10. «Елочные игрушки» - работа с соленым тестом | Способствовать формированию представления о многообразии способов изготовления елочных украшений из различных материалов, в том числе и из теста; учить создавать декоративные елочные игрушки из теста конструктивным способом лепки из вырезных форм; учить планировать предстоящую работу: обдумать украшение, делить материал на части разной необходимой величины, вырезать последовательно, начиная с крупных деталей; продолжать учить склеивать детали из теста с помощью кисточки, смоченной в воде; показать приемы оформления вылепленной формы дополнительными элементами для создания выразительности украшения; способствовать развитию фантазии, художественного вкуса | Соленое тесто белое и с добавлением какао (2-3 тона), клеенка, стеки, формы для вырезания, мука, скалка, баночки с водой, примеры готовых работ | 1 |
«Елочные игрушки» - работа с соленым тестом | Формировать представление о работе с цветным тестом; учить создавать декоративные елочные игрушки из теста конструктивным способом лепки из колбасок и ленточек; учить планировать предстоящую работу: обдумать украшение, делить материал на части разной необходимой величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей; учить изготавливать колбаски из теста и ленточки из колбасок; показать приемы изгибания колбасок и ленточек из теста, соединения их, дополнения шариками для создания выразительности украшения; учить подбирать цветовое сочетание элементов; способствовать развитию фантазии, художественного вкуса | Соленое тесто разных цветов, мука, клеенка, скалка, баночка с водой и кисточкой, примеры готовых изделий, стеки | 1 | |
11. «Мешок Деда Мороза» - вышивка швом «вперед иголку» | Расширять знания о празднике Новый год; продолжать формировать представление о понятии «симметрия»; учить переводить рисунок вышивки на ткань с помощью копировальной бумаги; учить технологии шва «вперед иголку в два приема» при последовательном вышивании снежинки (от середины к кончику одного лучика, затем от этого же кончика к середине снежинки); показать способ декоративного оформления вышивки с помощью пришивания блесток; способствовать развитию интереса к вышивке и художественного вкуса | Образец вышивки снежинки, схемы вышивки, копировальная бумага, лоскутки из цветной однотонной ткани, нитки мулине, блестки, иголки, булавки, ножницы | 2 | |
12. «Елочная гирлянда» - работа с соломкой | Продолжать формировать представление о многообразии способов изготовления елочных украшений, в том числе из соломки; учить последовательности в изготовлении елочной гирлянды: нарезать соломенные трубочки одинаковой длины 4 см, нанизывать трубочки на нитку с помощью иголки, изготавливать шарики из фольги, нанизывать их на нитку, чередуя с соломенными трубочками; способствовать развитию навыка коллективной работы | Соломенные трубочки, разноцветная фольга, толстая игла, нитки, ножницы | 1 | |
Январь | 13. «Елочка» - работа с тестом | Учить создавать выразительное изображение елочки из цветного теста конструктивным способом лепки; показать два способа изготовления елочки: накладывание рюшечек или накладывание полосок, разрезанных стекой с одного края по длине; учить изготавливать рюшечки из полоски теста; учить композиционно правильно располагать полоски теста, уменьшающиеся по длине, на треугольную основу; показать способ украшения готовой елочки дополнительными элементами: лепными снежинками, звездочками, блестками и бусами; способствовать развитию художественного вкуса | Соленое тесто двух цветов (зеленое, белое), мука, клеенка, скалка, баночка с водой и кисточкой, примеры готовых изделий, стеки; изображение Деда Мороза (из теста) | 1 |
14. «Волшебные крестики» - вышивка | Уточнить и закрепить знания о знакомых простейших швах («вперед иголку», «Вперед иголку в два приема»); учить технике выполнения шва «крестик»: отдельный крестик и горизонтальный ряд крестиков; показать красоту и своеобразие изделий, вышитых швом «крестик»; продолжать формировать художественный вкус в беседе о цветовом подборе ниток, расположении узоров | Кукла Мулинешка, изделия, вышитые простейшими швами и крестиком, схемы и полоски из картона с разметкой для выполнения ряда горизонтальных крестиков, лоскутки ткани для выполнения образцов швов с разметкой в виде квадратов для вышивки, нитки мулине, иголки, пяльцы, ножницы | 1 | |
Февраль | 15. «Колокольня» - работа с соломкой | Продолжать формировать интерес к народной культуре; формировать представление о строении здания колокольни (купола на здании); учить созданию выразительного изображения колокольни с помощью составления цельной композиции из трех деталей в соответствии с эскизом; учить экономно использовать художественный материал; продолжать способствовать развитию ручной умелости, мышечную силу при вырезании и «выруливании» ножницами | Иллюстрации с изображением храмов и церквей; колокольчики; эскиз колокольни, соломенные ленты, калька, клей, ножницы, простые карандаши | 2 |
16. «Матрешка» - лепка из теста | Способствовать развитию устойчивого интереса к работе с соленым тестом; обогащать знания о народной игрушке – матрешке, характерных элементах в ее изображении (фартук, косынка); обогащать знания о цветочном орнаменте в украшении матрешки; учить создавать выразительный образ матрешки из теста конструктивным способом лепки; показать способы украшения матрешки лепными элементами цветочного орнамента; учить обогащать цветочный орнамент дополнительными элементами узора, полученными при использовании различного бросового материала способом надавливания его на поверхность изображения из теста; способствовать развитию художественного вкуса | Соленое тесто двух цветов (белое и коричневое, с добавлением какао), мука, клеенка, скалка, баночка с водой, примеры готовых изделий, стеки; деревянные куклы –матрешки; бросовый материал | 1 | |
17. «Масленичная кукла» - работа с соломкой | Способствовать обогащению знаний о народной культуре и народном празднике Масленица; способствовать обогащению знаний об изготовлении объемных изделий в соломенном промысле; учить изготавливать объемную куклу из пучка влажной соломы, украшать ее вырезанными деталями одежды из ткани; способствовать развитию устойчивого интереса к работе с соломкой | Объемные изделия из соломы, репродукции, фотографии изделий; пучки влажной соломы без узелков, лоскутки цветастой ткани х/б, картонные лекала косынки и фартука, ножницы, толстая прочная нитка; репродукция картины К.Б.Кустодиева «Масленица» | 1 | |
Март | 18. «Полотенце» - вышивка | Способствовать формированию знаний об обобщенном изображении птицы в народной вышивке, о преобладании красного цвета в вышивке и его значении; формировать представление о композиционном построении узора народной вышивки; продолжать упражнять в вышивании отдельных крестиков и горизонтального ряда крестиков; познакомить с переходом от одного ряда крестиков к другому; учить работать со схемой в усвоении техники вышивки «крестом»; способствовать развитию устойчивого интереса к вышивке, воспитанию аккуратности | Лоскут однотонной ткани с полотняным переплетением нитей размером примерно 15 на 30 см. с разметкой узора карандашом в виде полосок, разделенных на квадраты, в центре и на концах полотенца, образец вышитого полотенца, нитки мулине красного цвета, схема узора, иголки, ножницы, пяльцы | 3 |
19. «Пасхальные яйца» - работа с соломкой | Обогащать знания о народной культуре и народном празднике Пасха, его атрибутах (кулич, пасха, разноцветные яйца – писанки, крашенки); учить выполнять аппликацию из геометрических соломенных элементов; учить составлять орнамент из ромбов и линий по образцу из предложенных вариантов схем | Яйца – писанки, крашенки, варианты геометрических орнаментов с простыми композиционными схемами: равномерное чередование ромбов, замыкание в круг; яйца – шаблоны из цветного картона; соломенные ленты, клей, ножницы, простые карандаши | 1 | |
20. «Птичка» - работа с тестом | Продолжать развивать навык работы с соленым тестом; учить создавать выразительный образ стилизованной птицы конструктивным способом лепки оперения по образцу; способствовать развитию навыка коллективной работы; учить декоративно создавать оперение птицы, сочетанием различных лепных элементов (колбасок, шариков, лепешечек); учить цветовой выразительности в сочетании элементов оперения | Соленое тесто белого цвета и цвета какао, мука, клеенка, скалка, баночки с водой, пример готовой формы оперения; заготовка птицы; стеки | 1 | |
Апрель | 21. «Искусство писанок» - работа с папье - маше | Продолжать обогащать знания о народном празднике Пасха; познакомить с искусством миниатюры на яйце – славянские писанки; дать представление о технике папье-маше, качестве данного материала; учить изготавливать форму яйца из папье-маше: наклеивать с помощью клейстера мелкие обрывки тонкой бумаги на поверхность яйца, контролировать численность наклеиваемых слоев бумаги; способствовать развитию интереса к народному творчеству | Формы яйц для декоративной росписи, примеры писанок или их изображения, держатели, клейстер, бумага для папье-маше, клеенка, кисти | 2 |
«Искусство писанок» - роспись яиц папье - маше | Продолжить знакомство с искусством миниатюры на яйце; учить создавать фон яйца, покрывая его смесью гуаши необходимого цвета и клея ПВА; дать представление о композиции, основных элементах орнамента рисунка писанки; познакомить с простейшими схемами расположения узора на писанках; учить создавать эскиз будущей работы с помощью анализа предложенных вариантов изображений; способствовать совершенствованию умения работы с кистью, используя различные приемы (примакивание, рисование концом кисти тонких прямых, волнистых линий); продолжать способствовать развитию умения сочетать цвета, необходимые для создания выразительного изображения | Готовые формы яйц, укрепленные в технике папье-маше, примеры писанок или их изображения, схемы расположения узоров, листы бумаги для рисования, шаблоны яиц, баночки с водой, краски, кисточки | 2 | |
Май | 22. «Утята» - вышивка | Продолжать упражняться в вышивании швом «крестик» на канве; продолжать отрабатывать последовательность выполнения стежков в процессе работы со схемой; показать выразительность окантовки вышитого изображения швом «вперед иголку в два приема»; способствовать развитию художественного вкуса, аккуратности, ручной умелости в работе с вышивкой | Канва размером 20 на 18 см. с разметкой квадратов первого ряда и начальных точек всех последующих рядов вышивки, схема вышивания изображения, образец готовой вышивки, нитки мулине желтого, оранжевого, синего и черного цветов, пяльцы, ножницы | 2 |
23. «Корзиночка» - работа с соломкой | Обогащать знания о соломенном промысле в декоративно-прикладном творчестве, утилитарном значении предметов из соломы; формировать знание о плетении как одной из техник работы с соломкой; учить переборному плетению из влажных соломенных лент; способствовать совершенствованию умения контурного вырезания формы (корзинка) из соломенного полотна; способствовать развитию аккуратности и эстетического вкуса | Соломенные ленты, калька, клей, ножницы, шаблоны корзиночки, изделия из соломки | 1 | |
24. «Подсолнухи» - работа с тестом | Продолжать совершенствовать умение работы с соленым тестом: раскатывание лепешки из колобка теста с помощью скалки, вырезание стекой формы изображения, создание полосок из колбасок теста, наклеивание дополнительных элементов на изображение; учить создавать выразительное изображение подсолнуха из теста конструктивным способом лепки; продолжать развивать умение декоративного украшения изображения, используя возможности стеки (надавливание, при изображении прожилок листьев); способствовать развитию художественного вкуса в композиционном сочетании различных по тону и форме элементов изображения подсолнуха | Соленое тесто двух цветов (белое и коричневое), мука, клеенка, скалка, баночка с водой и кисточкой, пример готового изображения, стеки | 1 | |
Выставка работ | Подведение творческих итогов года: продолжать способствовать развитию художественного и эстетического вкуса от созерцания готовых изделий; способствовать формированию стремления к улучшению качества детских работ; учить воспринимать изделия прикладного творчества в единстве эстетического и утилитарного значения (украшение помещения, заполнение пространства интерьера комнаты); создание положительного настроения от приобщения к народному творчеству в создании изделий различных ремесел: тестопластики, соломенного промысла, вышивки | Работы детей, выполненные в течении года | 1 |
Литература:
- Башарина Н.М. Аппликация из соломки в детском саду.- Ярославль: Академия развития, 2009.
- Новикова И.В. Обучение вышивке в детском саду.- Ярославль: Академия развития, 2010.
- Хананова И.Н. Соленое тесто.-М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
- «Чудесные писанки» Альбом для детского художественного творчества. Лыкова И.А.
- Лыкова И.А. Чудо-писанки – шедевры миниатюрной живописи // Дошкольное воспитание № 3, 2007.- с.46 - 52
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы кружка "Юные волшебники"
Перспективный план работы кружка на три года: младшую, среднюю и старшую группы. Кружок нацелен на развитие мелкой моторики ребенка, знакомство детей с различными видами ручного труда, сплочение колле...
Перспективный план работы кружка "Всезнайка"
Кружок по развитию логического мышления...
План работы кружка "Веселый оркестр" старшая группа
Цели: 1. Прививать первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов.2....
Перспективно-календарное планирование работы кружка "Весёлые нотки" для детей старшей группы с ОНР
Вокальный кружок "весёлые нотки" направлен на развитие музыкально-эстетического вкуса и музыкальных способностей детей....
План работы кружка по ИЗО в подготовительной группе План работы кружка «Волшебные краски» в подготовительной группе
Пояснительная запискаСпособность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психолог...
Календарный план занятий кружка «От слова к букве»
Календарно-тематическое планирование занятий кружковой деятельности «От слова к букве»....