Речь с движением
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме
Пальчиковая гимнастика, речь с движением, физкультурные минутки для занятий по декоративно-прикладному искусству, психологические этюды, стихи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика, речь с движением,
физкультурные минутки для занятий
по декоративно-прикладному искусству,
психологические этюды, стихи
ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИПальчиковая гимнастика «Здравствуй!»
Речь | Движения |
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю – Всех я вас приветствую! | Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками пальцев |
Игра со счетными палочками «Цветы»
Возле речки, на пруду,
На поляне и в саду, -
Всюду выросли цветы
Небывалой красоты.
Воспитатель предлагает детям выложить из счетных палочек цветок.
Пальчиковая гимнастика «Наши пальцы»
Речь | Движения |
Пальцы встали дружно в ряд: | Показать ладони с выпрямленными пальцами |
Десять крепеньких ребят. Эти два – всему указки, Все покажут без подсказки. | Сжать пальцы в кулаки Показать два указательных пальца Остальные пальцы придерживать большими пальцами |
Пальцы – два середнячка, Два здоровых бодрячка. | Показать два средних пальца Остальные пальцы придерживать большими пальцами |
Ну, а эти безымянны, Молчуны, всегда упрямы. | Показать безымянные пальцы Остальные пальцы придерживать большими пальцами |
Два мизинца – коротышки, Непоседы и плутишки. | Показать мизинцы Остальные пальцы придерживать большими пальцами |
Пальцы главные средь них – Два больших и удалых. | Показать два больших пальца Остальные пальцы сжать в кулаки |
Пальчиковая гимнастика «Помощники»
Речь | Движения |
Вот помощники мои, Их, как хочешь, поверни! Раз, два, три, четыре, пять – Не сидится им опять. Постучали, повертели И работать захотели. | Показать пальчики на обеих руках Вращать ладонями Загибать пальцы Похлопать в ладоши Имитация движений Потереть ладонями |
Пальчиковая гимнастика «На работу»
Речь | Движения |
Большой палец встал один. Указательный – за ним. Средний будит безымянный. Тот поднял мизинчик малый. Встали братцы все – «Ура!» На работу им пора. | Сжать пальчик в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все…» - широко расставить пальцы в стороны |
Пальчиковая гимнастика «Встали пальчики»
Речь | Движения |
Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики – «Ура!» В детский сад идти пора! | Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем этой же руки касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны. |
Игра со счетными палочками «Паруса»
Помоги мне, ветерок,
Паруса надуй, дружок,
Пусть плывет кораблик мой
К папе с мамочкой домой.
Воспитатель предлагает детям выложить из палочек кораблик с парусами.
Игра со счетными палочками «Стрекоза»
Вот загадка не простая:
Прилетела – не кусает,
Не жужжит и не пищит,
Над поляною кружит.
В сеточку ее глаза –
Кто же это?
Стрекоза.
Воспитатель предлагает детям выложить из палочек стрекозу.
«Братцы» | |
Четверо братьев, | Поднимаем вверх правую руку от локтя, 2,3,4,5 пальцы соединены, первый отставлен в сторону. |
Высоки да тонки, | Левая рука поглаживает четыре пальца правой руки, обхватывая их снизу вверх (большой палец в сторонке). |
Держатся вместе, | Левая рука обнимает эти же пальчики. |
А пятый в сторонке. | Пальцы левой руки поглаживают большой палей правой руки. |
Но чуть за работу | Четыре пальца одновременно сжимаются в кулачок (большой палец в сторонке). |
Приходится браться, | |
Четверо кличут | Несколько произвольных поклонов или любых легких движений. |
Пятого братца. | Кулачок полностью крепко-крепко сжимается. |
При повторении игры руки меняются ролями.
«Одевание пальчиков» | |
Перед тобой – пятерка братьев, | Поднимаем правую руку от локтя вертикально, пальцы растопырены, но не напряжены. |
Дома все они без платьев, | Пальцы левой руки поочередно поглаживают пальцы правой от основания к кончику («раздевающие» движения). |
А на улице зато | Можно пошевелить пальчиками. |
Нужно каждому пальто. | «Одевающие» движения от кончиков пальцев к их основанию. |
При повторении игры руки меняются ролями.
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Речь | Движения |
Холодно. Осень. Пальцы мои Дружно ругают холодные дни. Пальчик-одуванчик (мизинец) жалуется: Ой-ой-ой! Холод-то какой! Указательный палец Шепчет едва слышно: Эх-эх-эх! А вдруг пойдет снег? Средний палец ворчит: Ох-ох-ох! От ветра я оглох! Безымянный палец кричит: Ай-ай-ай! Солнце, вылезай! Здоровяк большой палец восклицает: Ах-ах-ах! Жаль, я не в сапогах! Ух-ух-ух! Дайте мне кожух! | Сцепить пальцы на обеих руках в «замок» Поочередно шевелить каждым называемым пальчиком |
Пальчиковая гимнастика «Пора вставать!» | |
Тише, тише, не шумите! | Левая рука накрывает сложенные в кулачок пальцы правой руки и поглаживает их. |
Пальчики не разбудите. | |
Утро новое придет, | Левая рука постепенно поднимается вверх. Теперь ее пальцы – «лучики солнца». |
Солнце красное взойдет. | |
Будут птички щебетать, | Произвольные активные движения пальцев левой руки. |
Левая рука спускается и принимает положение правой руки. | |
Будут пальчики вставать! | Пальцы обеих рук активно, ритмично, одновременно поднимаются из ладошек. |
Раз, два, три, четыре, пять! |
Пальчиковая гимнастика «Птицы»
Речь | Движения |
Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем: Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках – Всем хватило зернышек! | Активное сжимание – разжимание пальцев Поочередное загибание пальцев Встряхивание пальцев |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ
Психологический этюд «Солнышко»
Исходное положение – сидя на корточках, опустив голову и обняв колени руками.
Каждый день всходит солнце, чтобы обогреть землю. Все рады солнышку! Но пока оно спит. Ночь подходит к концу и сторож – месяц постучал к солнышку, чтобы оно просыпалось.
А солнышко сладко спит. Услышало оно, что в дверь постучали. Открыло свои глаза, а на улице темно. Не хочется вставать.
Солнышко зевнуло и снова крепко закрыло свои глазки.
Но время не ждет, надо будить Землю. Солнышко потянулось и встало с кровати.
Умыло глазки, ротик, щечки. Взяло расческу и расчесало свои золотые волосы – лучики.
Лучики распрямились, ярко засияли, Солнышко расправило свое платье и вышло на небо.
Вдохнуло свежий воздух и улыбнулось всем.
Психологический этюд «Весна»
Дети сидят в кругу по-турецки. Головы опущены, глаза закрыты.
Наступила весна. Появились первые цветы. Но они пока спят. Глазки у них закрыты. Дышат глубоко, спокойно.
Но вот «Дзынь!» - выглянул первый лучик солнышка. Он погладил по головке Надю, Машу … (воспитатель гладит по голове всех детей по очереди)
Цветочки открыли сначала один глаз, потом второй, посмотрели глазками вниз, влево, вправо, вверх. Зажмурились от яркого солнышка!
Открыли глаза широко и улыбнулись. Как рады цветочки солнышку!
Зазвенели цветочки: динь, динь, динь!
Стали цветочки умываться росой – щечки, глазки, плечики, грудку. Вот какие чистые и свежие. Посмотрели друг на друга, взялись за ручки и сказали: «Здравствуйте! Как хорошо жить!»
Заключительная часть: подведение итогов. Грамматическая игра на активизацию имен прилагательных «Какая весна?»
Подобрать определения к словам:
Весна – ранняя, радостная, солнечная, долгожданная, светлая, чистая …
Ручей – звонкий, чистый, быстрый …
Психологический этюд «Цветок»
Исходное положение – в приседе на ковре, голова опущена, ноги обхватить руками.
Наступила весна, пригрело ласковое солнышко. Появилась травка, а за ней – первые цветы. Подснежники, ветреница, мать-и-мачеха, одуванчики, ландыши… Все они живут на сказочной весенней полянке.
Просыпаются утром цветочки, радуются солнышку, тянутся к нему. (поднять голову, открыть глаза, встать, потянуться). На листьях у цветов роса. Стряхивают они росу с листьев.(встряхивающие движения кистями рук).
Увидели цветы друг друга, обрадовались, здороваются. (улыбнуться, покивать головой).
Наступил день. С озера налетел легкий ветерок. Цветы закачали своими головками и зазвенели: «Дзынь, дзынь, дзынь!»
Поиграл ветерок с цветами и улетел. Захотелось цветочкам пить. Стали тянуться они корнями к воде (присесть). Напились воды и распустились еще больше (встать, руки развести вверх – в стороны).
Наступил вечер, и цветы стали засыпать (опустить голову). Наступила ночь, и они уснули (присесть, обхватить колени руками, закрыть глаза).
СТИХИ, РЕЧЬ С ДВИЖЕНИЕМ
«Весенняя песенка»
Выпал вешний денек,
На бугре солнцепек.
Собирайся, собирайся, народ,
В хоровод!
Станем кругом ходить,
Да весну веселить,
Хоровод заведем,
Запоем:
Здравствуй, здравствуй, весна!
Прилетела весна
Впопыхах,
Разносила красу,
Зеленила в лесу,
На полях.
Ах ты, елочка – ель,
Ах, сосна ты, сосна,
Не одни вы теперь зелены
У весны!
Вешний воздух, как хмель,
И пьянит, веселит,
И зовет в хоровод.
Будем кругом идти,
Ты, весна, залети
В тесный круг.
Улыбнись, озари
И цветами весь луг
Убери!
(С.Городецкий)
«Что я узнал»
Если видишь: на картине
Нарисована река
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
То подобная картина
Называется пейзаж.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это натюрморт.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, -
Обязательно картина называется портрет.
Координация речи с движением «Клен»
На зарядку солнышко
Поднимает нас.
Поднимаем руки мы
По команде «Раз!»
А над нами весело
Шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде «Два!»
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон, два – наклон.
Зашумел листвою клен.
Координация речи с движением «Северный ветер»
Ветер северный подул (подуть)
Все листочки с липы сдул (произнести на выдохе «С-с-с-…»)
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать «Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!»
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил.
Снег потом припорошил,
Одеялом их накрыл.
Координация речи с движением «Капли»
Капля раз, капля два –
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли.
Координация речи с движением «Лебедушка (Уточка)»
Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
(По водице уточка плывет)
Выше бережка головушку несет,
(То же)
Белым крылышком помахивает,
(Серым крылышком помахивает)
И с него водицу стряхивает.
(То же)
Координация речи с движением «Гостья Зима»
Здравствуй, гостья Зима!
Что ты нам принесла?
Принесла снежинки, белые пушинки.
Все снежинки закружились
И на землю опустились.
Координация речи с движением «Мы не ленимся»
Не боимся мы трудиться, Не привыкли мы лениться. Легко с клеем справимся И иглой управимся. | Сжимание – разжимание кулачков Погрозить пальцем Имитация движений |
Координация речи с движением «Снежинки»
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки, белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки, белые пушинки.
Координация речи с движением «Снег идет…»
Снег идет, идет, идет!
Дворник улицу метет,
Стороной народ идет.
Веселей! Веселей!
Разгребать нам снег не лень!
Мы немножко разомнемся,
За дела свои возьмемся.
Координация речи с движением «Птички»
Птички в гнездышке сидят И на улицу хотят. Полетать все захотели И тихонько полетели. | Присесть на корточки Повороты головы Встать, повороты туловища Взмахи руками |
«Кисточка»
Кисточку возьмем вот так: Это трудно? Нет, пустяк. Вверх - вниз, вправо - влево Гордо, словно королева, Кисточка пошла тычком, Застучала «каблучком». А потом по кругу ходит, Как девицы в хороводе. Вы устали? Отдохнем И опять стучать начнем. Мы рисуем: раз, раз... Всё получится у нас! | Имитация движений |
«Как надо рисовать»
Держим кисточку вот так: Это трудно? Нет, пустяк! Вправо-влево, вверх и вниз Побежала наша кисть. А потом, а потом Кисточка бежит кругом. Закрутилась, как волчок. За тычком идет тычок! | Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части. Выполнять движения кистью руки. Кисточку ставить вертикально. Сделать несколько тычков без краски. |
«Курица с цыплятами»
Вышла курочка-хохлатка,
С нею жёлтые цыплятки.
Квохчет курочка: ко-ко,
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
«Конь»
Конь меня в дорогу ждёт Бьет копытом у ворот. На ветру играет гривой Пышной, сказочной красивой. Быстро я в седло вскочу Не поеду - полечу Цок-цок-цок, цок-цок-цок Там, за дальнею рекой Помашу тебе рукой. | Постукивание пальцами рук по столу. Махи руками в стороны. Постукивание пальцами рук по столу Ритмичное сжимание кулачков обеих рук. Помахать ладонями обоих рук. |
«Птички
Птички полетели, Крыльями махали, На деревья сели, Вместе отдыхали. | Большой палец отогнуть в горизонтальное положение, Сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы Взмахи ладонями с широко раскрытыми пальцами Руки вверх, все пальцы широко расставить. То же что и на первую строчку. |
«Рисовали -1».
Мы сегодня рисовали Наши пальчики устали Наши пальчики встряхнем Рисовать опять начнем Руки вместе, руки врозь Заколачиваем гвоздь. | Ритмичное сжимание кулачков обоих рук. Встряхивание кистями рук Свести и развести ладошки рук. Имитировать забивание гвоздика. |
«Утята».
Встали как-то утром в ряд Десять маленьких утят. Посчитались, удивились, На две группы разделились. Перышки почистили, Головками повертели, Червячка склевали, К речке побежали. | Постепенно разжать кулаки, по одному пальцу. Показать 10 пальцев указательным и большим пальцами изобразить удивительно раскрытые клювы утят. Руки в стороны, пальцы растопыренные Щепоткой гладить по очереди от основания до кончика пальчики другой руки. Пальцы сложить в виде головок утят, покрутить ими из стороны в сторону. Хватательные движения клювами - пальцами. Пальцы «побежали» по столу. |
«Цветки».
Наши алые цветы Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветы Закрывают лепестки. Головой качают, Тихо засыпают. | Медленно разгибать пальцы из кулачков. Покачивание кистями рук вправо - влево. Медленное сжимание пальцев в кулаки. Покачивание кулачков вперед - назад. |
«Рисовали - 2».
Мы сегодня рисовали Наши пальчики устали Пусть немного отдохнут Рисовать опять начнут Дружно локти отведем Снова рисовать начнем | Ритмично сжимать и разжимать кулачки обоих рук. Развести локти и снова свести вместе. |
«Теремок».
Стоит терем-теремок Между двух лесных дорог. В этом тереме тетери Захотели печь пирог. Если любишь пироги Заходи, заходи. | Сложить из ладоней «крышу» Протянуть руки вперед Помахать ладонями скрестно 1-ми пальцами круговые движения «стряпать» хлопки |
«Дом».
На опушке дом стоит, На дверях замок висит, За дверями стоит стол, Вокруг дома частокол. Тук, тук, дверь открой! Заходите, я не злой. | «Домик» из ладоней Руки в «замок» Правый кулак накрыть левой ладонью Скрестить ладони перед собой Правым кулачком по левой руке Открыть «воротики» вертикально. |
«Кузнец».
Ой, кузнец-молодец Захромал мой жеребец. Ты подкуй его опять. Отчего не подковать. Вот гвоздь, вот подкова Раз, два и готово. | Зовем к себе руками Сжимать и разжимать 1-ый палец, кулачок сжат Стучать кулачками Круговые движения руками Выставить поочередно ноги тттнногуладошку хлопки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ для детей младшего и среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «ОТ ДВИЖЕНИЯ – К СЛОВУ» Цвях Наталья Николаевна
Актуальность. В исследованиях ряда авторов (Г. С. Гуменная, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г...

Картотека упражнений на координацию речи с движением
При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в раз...
Опыт работы "Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"
"Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"...
Развитие связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.
1. Коррекционно-образовательные цели.* Закрепление представлений об осени и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень»* Совершенствование грамматического строя речи (согл...

Роль движения в работе с детьми в группах компенсирующего развития (логоритмика, речь с движением).
Каждый годприходят к нам новые дети. Онивсе разные. Кто - то шумный, кто - то зажатый, один ждёт похвалу, апплодисментов, для другого прочитать стихотворение на сцене - огромный стресс..Есть дети - "о...

Педагогический проект «Использование элементов логоритмики в логопедической работе с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»
Использование логоритмических упражнений в работе логопедов ДО в условиях логопункта....

Презентация проекта «Использование элементов логоритмики в логопедической работе с детьми с нарушениями речи 5-7 лет. «Речь, музыка, движение»
В презентации содержится паспорт, цели и задачи проекта, а также этапы выполнения с фотоотчетом....