Легенды и сказки
план-конспект занятия (конструирование, ручной труд, подготовительная группа) по теме
Подборка легенд и сказок, которые помогут познакомить детей с русскими народными промыслами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
legendy_i_skazki.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Легенды и сказки для знакомства детей с русским декоративно-прикладным искусством
Легенда «Откуда появились знаки в рисовании»
(Знакомство со знаками народных орнаментов)
Первый вариант
Воспитатель. Послушайте, какую интересную историю мне поведал прапрадедушка.
Давно это было, так давно, что самые старые люди знают об этом только понаслышке от своих дедов и прадедов. Там, где сейчас города стоят, раньше леса тянулись, такие густые и дремучие, что в заблудиться можно было. А в тех лесах обитали всякие чудища. Кто выезжал из дому и ехал по дороге через лес, с тем всегда случались ужасные вещи.
Надоело людям терпеть эти безобразия, и решили они попросить покровительства у Солнышка. Любило ясное Солнышко людей, заботилось о них, за это и от людей были ему и почет, и слава. Забрались люди на гору и начали петь, помощи просить.
Солнышко, ведрышко!
Выгляни в окошечко.
Твои детки плачут,
Помощи просят.
Выглянуло Солнышко и спрашивает: «Чего вы желаете, дети мои?». Люди ответили ему: «Покровительства твоего просим. Совсем нас чудища замучили, житья от них нету». – «Хорошо, так уж и быть, помогу вам. Пошлю я на землю своего старшего сына – богатыря Лучика».
Смотрят люди, видят: с неба спускается богатырь – Лучик-старший, весь в сверкающих доспехах, с золотым щитом и мечом. Так сверкает, что глазам смотреть больно. Идет по лесу и мечом размахивает. Увидали его чудища лесные и давай убегать со всех ног в разные стороны. Поблагодарили люди Лучика и Солнышко, и с тех пор, чтобы отпугивать чудищ и злых духов, на одежде и оружии они изображали Солнце.
Воспитатель показывает таблицы с изображением различных знаков традиционных народных орнаментов, раскрывает значение каждого знака. Вместе с детьми рассматривает иллюстрации русских народных костюмов в книгах. Обращает внимание детей на особенности вышивки одежды. Предлагает детям пластины, на которых они будут изображать знаки, выдавливая рисунок стекой. Поощряет тех, кто самостоятельно составляет композиции.
Сказка о богатыре Иване.
(Знакомство со знаками и элементами народных орнаментов)
Второй вариант
Воспитатель. Давным-давно жили на русской земле могучие богатыри. И слагал народ легенды о том, как они столетние дубы с корнями выворачивали да с ведьмами сражались. Как спешили на выручку, когда на Русь нападал враг. Как помогали им в разных подвигах небесные покровители. Жил в это время богатырь Иван, и была у него силища такая, что мог прут железный рукой согнуть.
Вот однажды случилась на Руси беда: напали на ее землю иноземцы, начали Русь-матушку грабить, людей в плен уводить, семьи разлучать. Не знали наши предки, что делать. И вот однажды до них дошел слух о том, что далеко на Севере живет могучий богатырь Иван. Собрали они в дорогу самых мудрых старцев и отправили их просить помощи у богатыря русского.
Долго шли старцы, много лаптей истоптали и наконец пришли в село, где жил Иван. Увидели его старцы, пали на колени и стали просить помощи, защиты от проклятых захватчиков.
Иван стразу согласился, попросил свою мать Марью собрать его в дорогу. Плакала она, когда провожала единственного сына в путь. Пришел Иван на поле битвы и видит: русских воинов нет, а враги радуются в предвкушении победы. Не стерпел богатырь такого унижения, взял меч и давай крушить врагов. Отступили вражеские полчища. Но не отошли далеко, начали думать, как богатыря погубить. Решили они Ивана в ловушку заманить. Собрали своих воинов и напали на Ивана, когда он спал, окружили его и убили.
Ждет матушка, плачет, причитает. Видит, что сынок ее долго домой не возвращается, и решила выяснить, что с ним случилось. Собралась в путь-дорогу, идет и у добрых людей спрашивает, не видал ли кто ее сына Иванушку. Показали ей место, где лежит тело Ивана-богатыря. Увидела мать мертвого сына и зарыдала. Три дня и три ночи плакала она над телом и просила помощи у небесных покровителей. И вот на четвертый день земля содрогнулась, море синее взволновалось, звери разбежались, и горы попрятались. Пошел сильный дождь и оживил богатыря Ивана. Развернул богатырь могучие плечи, взял меч и прогнал врагов с русской земли.
Увидали люди это чудо и с тех пор на одежде и других вещах вышивают, рисуют дождь и воду, чтобы давала она силу и оживляла мертвых…
Посмотрите, как по-разному люди изображали влагу. Показывает различные способы изображения воды. Вместе с детьми рассматривает их и сравнивает изображения воды с элементами орнамента, которым украшены дымковские игрушки. Предлагает расписать кошму богатырям.
После ознакомления со знаком воды воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицы с вариантами изображений различных знаков.
Сказка «Семь Катерин»
(Знакомство детей с вологодским кружевом)
Ребята, вы любите слушать сказки? Хотите, я вам расскажу необычную сказку? Тогда садитесь поудобней и слушайте.
Рассказывают, что царь Петр частенько в заморские страны ездил. Любил своими глазами посмотреть, как и что. Прикидывал, где чему хорошему поучиться. Однажды приезжает к Лазоревому морю. Заморский король его встречает, во дворец ведет, показывает разные диковины.
-Жаль мне тебя, царь Петр, - говорит, - живешь ты среди темных людей. Ничего-то они не знают, ничего не умеют. Взгляни, вот, какие мастерицы в моем королевстве имеются. И показывает скатерть кружевную. Царь Петр посмотрел на скатерть и засмеялся:
-Где же вы в своей стране видели березки да ромашки. Это русское кружево из моей страны.
-Быть того не может! – вскричал король и стал скатерть в увеличительное стекло рассматривать. Но смотри, не смотри – береза березой и останется. Рассердился король, приказал позвать к себе купцов. Те бросились королю в ноги и признались:
-Виноваты, ваше королевское величество! Ох, виноваты! Не вели казнить, вели миловать! Не наших это мастериц дело, у русских кружевниц куплено – у семи Катерин. Лучше их никто кружева не плетет, богаче узора нигде не найдешь…
-Что еще за семь Катерин? Опять меня обмануть хотите? – разгневался король заморский. Тут уж царю Петру пришлось за купцов заступиться.
-Есть, - говорит, - в моем царстве такие кружевницы. Слышать я о них слышал, хоть видеть , никогда не видел.
А заморский король разошелся – и царю Петру веры нет.
-Не поверю, - кричит, - пока своими глазами не увижу! Покажите мне этих Катерин! Едем к ним сию же минуту!
Ну, царям сборы не долги. Приказали лошадей запрячь, да и поехали. Впереди – стража, позади – стража на тот случай, если разбойники нападут.
Начали путь в коляске, а потом в сани пересели, в собольи шубы оделись. Едут, едут. Смотрят, на встречу возок ползет. В нем – купец с узлом на коленях. Спрашивает его королевский стражник:
-Добрый человек, не укажешь ли нам путь к семи Катеринам – кружевницам.
Купец рассказал, как проехать, да и говорит:
-Я вот от них возвращаюсь. Занавески купил. Может, взглянете.
Развернул купец занавески. Все они так и ахнули. На каждой из них целая сказка выплетена. На одной – про Морозко, на другой – про Сивку-Бурку, а на третьей – про Василису Премудрую. Заморский король как увидел занавески, так и закричал:
-Мои! Покупаю!
И бросил купцу кошелек с золотом.
А царь Петр молчит, будто его это вовсе не касается. Двинулись дальше. Навстречу другой возок. В нем тоже купец сидит. И тоже узел держит. Спрашивает его королевский стражник:
-Добрый человек, не скажешь ли ты нам, где семь Катерин живут?
Отвечает купец:
-Знаю, как не знать! Вот за тем леском… я вот покрывало купил у них. не взглянете ли?
Развернул купец покрывало – чудо, да и только! На одной стороне – весна лето догоняет, на другой – зима с осенью в обнимку идут.
Заморский король даже из саней выпрыгнул.
-Покупаю! Покупаю! – кричит, - Казначей, «дай ему целую шапку золота…»
А сам покрывало в охапку – и в сани. Боится, чтобы купец, чего доброго не передумал или царь Петр покупку не перехватил. Еще немного проехали - и до села добрались. Подкатили к дому, где кружевницы живут.
Вышли на крыльцо семь Катерин. Все статные, красивые, русые, ясноглазые. Поклонились они гостям в пояс, в дом к себе пригласили. А сами за работу сели. У каждой на подушечке-валике свой узор заплетен: у одной, будто волны под руками струятся, у другой – над небывалыми цветами птицы порхают, у третьей – по всему кружеву звезды рассыпаны…
Дух захватило у заморского короля. Он себя щипать стал, уж не снится ли ему это. Потом заморский король пришел в себя, спрашивает:
-А кто вам узоры дает? Кто их придумывает? Продайте мне все узоры – в убытке не будите.
Отвечают кружевницы:
-Нет у нас никаких узоров. Сказки нам помогают.
Захотел заморский король сказки купить, но они не продаются.
Старшая Катерина говорит:
-Сказки у нас не продажные. Мы их «складываем» по очереди. Что не кружево – то новая сказка…
Царь Петр попросил:
-Расскажите нам. Люблю сказки слушать!
И старшая Катерина рассказала ему сказку, которая называется «Волшебное кружево».
А сказку мы с вами должны сами придумать.
(Дети сами составляют сказку).
«Аленкины кружева».
(Знакомство детей с вологодским кружевом)
Жила-была в лесной деревеньке, за Волгой, бедная вдова Авдотья с дочкой Аленкой. Разумная, бойкая Аленка была, всякая работа в руках ее ладилась. А лучше, да скорее всего – кружева плела. Избенка вдовы стояла возле леса крайняя. Сразу за окнами, на опушке, росли пушистые елочки, стройные березки, за ними стеной могучей поднимался дремучий, старый бор.
Вдова Авдотья часто на богатеев батрачила, Аленку одну дома оставляла. Аленка печь истопит, и корову подоит, а потом сама садится под окно кружева плести. И кружева у нее получались на диво красивые. Узоры редкие.
Случилось как-то Аленке зимой плести, приметила девочка на окне узор затейливый, и очень он ей показался чудесным: завитушки, как листья папоротника, стелились, а между ними цветы снеговые – и все мелкой алмазной пылью покрыто. Вот бы такой свести! Села, пригляделась и давай узор снеговой сводить. Долго работала. Хорош узор получился: те же листья, те же цветы, на снежинки похожие, а все не то! Нет алмазной осыпи, морозного блеска.
Эх, шелку бы сюда! Тогда и узор другим бы стал. Белый шелк, что белый снег, блестит. Да где же бедной девушке шелку купить.
Вздохнула Аленка тихонечко и говорит:
-Наверное такие кружева одна Снегурочка плетет, а больше никто!
Только промолвила, а в окно и стукнул кто-то легонько. И видит Аленка: стоит на снегу девушка в шубке из белых горностаев, в рукавичках узорчатых, в платке голубом. Сама беленькая, голубоглазая и так лукаво на Аленку поглядывает, словно сказать хочет: отвори, мол, подружка.
Аленка с лавки спрыгнула, в сени вышла, дверь на крыльцо отворила. Незнакомка мигом в сенцы вскочила и говорит:
-Сто, не сробела? Ты меня только позвала, я вот и тут!
Растерялась Аленка, не поймет, откуда эта девушка, на деревенскую не похожа. А незнакомка засмеялась, как хрустальным звонком зазвенела:
-Да я и есть Снегурочка! Ну, что пригорюнилась? Шелку нет? Получай подарок.
И подала Аленке белый клубочек. Потом быстро сбежала с крылечка и исчезла. То ли за сугроб спряталась, то ли в лес убежала.
А снег звездами-снежинками с неба все сеется и след ее засыпает. Ушла гостья, будто ее и не было.
Вместе с этим шелком и вошло довольство в бедную избенку вдовы. Сколько ни плела кружев Аленка, но клубок словно и не убавляется. А кружева такие получались, что залюбуешься. Деньги за них хорошие платили. Но в народе молва пошла: кружева, дескать, не простые, а волшебные. Примечать стали: иные купят и не нахвалятся, а другие – ругаются. У иных век носи – не износишь, а у других – на глазах тают.
Услышала о чудесных кружевах одна барыня. Была она жадная да жестокая, скупая. Девушек своих крепостных била, секла. Люди из-за ее жестокости слезами умывались.
Вот эта барыня прикатила как-то в карете к бедной вдове. Распахнул лакей дверцу кареты – сама барыня вышла. Дородная, высокая, в богатой шубе. Нагнувшись, чтобы прическу не сбить, ступила через порог. Вдова с Аленкой кланяются в пояс. А барыня и говорит:
-Слыхала я о твоих кружевах. Ну-ка покажи мне их, мастерица!
Аленка вынула из сундука кружева, расстелила их в избе. Словно снежными узорами лавки и стол накрыла. У барыни дух захватило:
-Все продай,- говорит.- Все куплю!
А среди кружев был и подзор заветный. Его Аленка почти полгода плела и решила никому не продавать. Хотелось девушке в приданое себе тот подзор сохранить.
-Нет, - ответила Аленка, - все могу продать, кроме этого подзора.
-Ах ты, холопка! – кричит барыня. – Да как ты смеешь мне перечить! Не хочешь добром – силой возьму! – хлопнула дверью и ушла.
Вздохнула вдова:
-Ох, Аленка! Как бы беды нам с тобой не нажить!
Приехала барыня домой и стала думать о том, как бы ей кружевницу обмануть. И придумала. Велела позвать Аброську, мужика своего крепостного, жуликоватого. Пообещала злая барыня дать ему вина за то, чтобы у Аленки кружева похитил.
Поклонился Аброська и ушел. Выждал он время, когда вдова с дочерью из дама отлучились, и залез в их избенку, сломал замок у сундука и похитил все кружева Аленкины.
Когда вернулись Аленка с матерью домой, так и ахнули: в избушке все перевернуто и ни кружева, ни клубочка заветного нету.
Опустились руки у Аленки, побелела она, как береза подрубленная, шепчет:
-Неужто по барскому наущению кто выкрал?
Схватила платок и кинулась за дверь.
Мать ей кричит вдогонку:
-Куда ты, Аленка, куда?
А она:
-Прощай, матушка! К Снегурочке в гости пойду!
Только и сказала. Легко спрыгнула с крылечка, забежала за елку, другую и скрылась.
Побежала Аленка через сугробы в лес дремучий. В чащу попала и заблудилась. Уж и рада бы домой вернуться, да дороги найти не может. Прислонилась Аленка к елочке зеленой, пушистой и вдруг видит: зайка ей лапкой машет – иди за мной. И побежал. А где он прошел, там легла тропинка ровная, расступились сугробы. Вывел зайка Аленку на поляну. Глядит Аленка и глазам своим не верит. Стоит на полянке теремок льдистый, весь в огнях цветных, в искорках, в звездах, а из окна Снегурочка ей улыбается:
-Пришла? Иди скорее, Аленушка! Гостьей дорогой будешь!
Сбежала навстречу ей с крылечка, обнимает. А Аленка горькими слезами заливается и про беду свою и обиду рассказывает. Снегурочка молчит, только брови хмурит. Потом вынула круглое серебряное зеркальце и сказала:
-Смотри!
И видит Аленка в зеркале: сидит злая барыня и в сундук Аленкины кружева укладывает.
Сверкнуло зеркало в руках Снегурочки, как звезда, и вдруг видит Аленка: завертелся чудесный шелковый клубок в руках у барыни и давай ее всю обматывать белой снеговой, холодной нитью. Та руками рвать нить, да не тут-то было! Кричать, а у самой слова в горле застревают. А холодные нити вьются и вьются и скоро всю барыню обмотали. И превратилась она в снежную бабу. Замерзла. А кружева чудесные исчезли, будто их и не было. Отвела глаза Аленка от зеркала…
Поняла, что наказала барыню Снегурочка за жадность и злость.
А весной, когда растаяли снега, набухли березовые почки и робкий голубой подснежник выглянул из талой земли, вернулась домой Аленка домой к матери. Еще лучшей мастерицей стала. Ведь учила плести кружева чудесные сама Снегурочка-кружевница.
Ну как? Понравилась вам кружевная сказка? А что нового вы узнали?
Сказка для знакомства детей с Городецким промыслом.
«Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста – такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы – голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их.
Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи.
Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами-выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер…». А дальше сказку придумаем вместе….Молодцы, интересная сказка у нас с вами получилась.
Сказка-легенда «Цветок – Огонь и цветок «Снежинка».
(жостовский промысел)
Сто крылец, сто колец, сто вестей, сто коней – так начинается наша сказка. Вся земля наша – земля мастеров. Все может человек; превратить дерево в терем расписной, камень – в украшение или в шкатулку, глину – в игрушки забавные или посуду, железо – в подносы, красоты невиданной.
Жил да был на свете мастер. Был он очень трудолюбивый, потому и делал изумительные подносы. Вдруг случилось чудо. Как-то принес ветер к избе мастера два цветка. Один с северной стороны, другой с южной. Пригляделся мастер к ним, а цветы и впрямь были необычные. (Под музыку воспитатель показывает два цвета: красный и голубой) Спрашивает у детей: какая музыка, какому цветку соответствует?
Да, ребята, вот это цветок – огонь, а другой цветок – снежинка. Посадил их мастер, у себя дома. Но не знал мастер, что они волшебные. В первый же вечер, как только уснул мастер, а месяц вышел из-за тучи и коснулся их серебряным светом, превратились цветы в красивых девиц-мастериц на все руки. Пока старый мастер спал, красны девицы расписали все подносы. А под утро снова в цветы превратились. Проснулся мастер и чуду невиданному подивился. Кто же так ночью поработал? Но, увидев, что на листьях у цветов краска осталась, догадался, кто ему помог. Попросил мастер цветы, чтобы показали они чудо всем жителям села.
Как взмахнул цветок – огонь, своей шапочкой - разлетелись в разные стороны искры и тут же превратились в цветы и узоры красоты невиданной.
Как упали несколько цветов на подносы, так и засияли там букеты. Второй цветок взмахнул своей шапочкой – разлетелись вокруг серебряные нити, переплелись в сине-голубые цветы, как на ковре.
Оглядитесь вокруг: в нашей студии тоже есть удивительной красоты цветы. Все они вот на этих красивых подносах.
Подходит к подносам и рассматривает их вместе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровое мероприятие по краеведению для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Легенды и сказки моего края».
Цель: Формирование интереса к национальной культуре, к устному народному творчеству народов ханты и манси....
Из опыта работы:"Легенды и сказки для знакомства детей с декоративно-прикладным искусством".
Знакомство со знаками народных орнаментов....
Легенды и сказки о цветах и красках
Материал для чтения по художественно-эстетическому развитию...
Легенды и сказки для ознакомления детей с народным декоративно-прикладным искусством
Легенда «Откуда появились знаки в рисовании» (Знакомство со знаками народных орнаментов), Сказка о богатыре Иване (Знакомство со знаками и элементами народных орнаментов),...
Информационно-творческий проект «Легенды и сказки бурятского народа»
При ознакомлении с литературными произведениями бурятского народа дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное о...
Консультация для педагогов: «Легенды и сказки о растениях как средство формирования доброты и отзывчивости дошкольников»
В работе по развитию эмоционально-нравственной сферы у дошкольников я использую сказки и легенды о растениях. Роль историй, легенд, сказок о растениях в становлении ли...