Легенды и сказки для ознакомления детей с народным декоративно-прикладным искусством
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему
Легенда «Откуда появились знаки в рисовании» (Знакомство со знаками народных орнаментов), Сказка о богатыре Иване (Знакомство со знаками и элементами народных орнаментов), Сказка для знакомства детей с Городецким промыслом, Легенда для знакомства детей с искусством Хохломы, Легенда – сказка "Сказка в Гжели синий цвет".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
legendy_i_skazki.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Легенда «Откуда появились знаки в рисовании»
(Знакомство со знаками народных орнаментов)
1 вариант. Воспитатель: Послушайте, какую интересную историю мне поведал прапрадедушка.
Давно это было, так давно, что самые старые люди знают об этом только понаслышке от своих дедов и прадедов. Там, где сейчас города стоят, раньше леса тянулись, такие густые и дремучие, что в них заблудиться можно было. А в тех лесах обитали всякие чудища. Кто выезжал из дому и ехал по дороге через лес, с тем всегда случались ужасные вещи.
Надоело людям терпеть эти безобразия, и решили они попросить покровительства у Солнышка. Любило ясное Солнышко людей, заботилось о них, за это и от людей были ему и почет, и слава. Забрались люди на гору и начали петь, помощи просить:
Солнышко, ведрышко!
Выгляни в окошко.
Твои детки плачут,
Помощи просят.
Выглянуло Солнышко и спрашивает: «Чего вы желаете, дети мои?». Люди ответили ему: «Покровительства твоего просим. Совсем нас чудища замучили, житья от них нет». – «Хорошо, так уж и быть, помогу вам. Пошлю я на землю своего старшего сына – богатыря Лучика».
Смотрят люди, видят: с неба спускается богатырь – Лучик – старший, весь в сверкающих доспехах, с золотым щитом и мечом. Так сверкает, что глазам смотреть больно. Идет по лесу и мечом размахивает. Увидали его чудища лесные, и давай убегать со всех ног в разные стороны. Поблагодарили люди Лучика и Солнышко, и с тех пор, чтобы отпугивать чудищ и злых духов, на одежде и оружии они изображали Солнце.
Воспитатель показывает таблицы с изображением различных знаков традиционных народных орнаментов. Вместе с детьми рассматривает иллюстрации русских народных костюмов в книгах. Обращает внимание детей на особенности вышивки одежды.
Сказка о богатыре Иване.
(Знакомство со знаками и элементами народных орнаментов)
2 вариант. Воспитатель: Давным – давно жили на русской земле могучие богатыри. И слагал народ легенды о том, как они столетие дубы с корнями выворачивали да с ведьмами сражались. Как спешили на выручку, когда на Русь нападал враг. Как помогали им в разных подвигах небесные покровители. Жил в это время богатырь Иван, и была у него силища такая, что мог прут железный рукой согнуть.
Вот однажды случилось на Руси беда: напали на ее землю иноземцы, начали Русь – матушку грабить, людей в плен уводить, семьи разлучать. Не знали наши предки, что делать. И вот однажды до них дошел слух о том, что далеко на Севере живет могучий богатырь Иван. Собрали они в дорогу самых мудрых старцев и отправили их просить помощи у богатыря русского.
Долго шли старцы, много лаптей истоптали и наконец, пришли в село, где жил Иван. Увидели его старцы, пали на колени и стали просить помощи, защиты от проклятых захватчиков.
Иван сразу согласился, попросил свою мать Марью собрать его в дорогу. Плакала она, когда провожала единственного сына в путь. Пришел Иван на поле битвы и видит: русских воинов нет, а враги радуются в предвкушении победы. Не стерпел богатырь такого унижения, взял меч и давай крушить врагов. Отступили вражеские полчища. Но не отошли далеко, начали думать, как богатыря погубить. Решили они Ивана в ловушку заманить. Собрали своих воинов и напали на Ивана, когда он спал, окружили его и убили.
Ждет матушка, плачет, причитает. Видит, что сынок ее долго домой не возвращается, и решила выяснить, что с ним случилось. Собралась в путь – дорогу, идет и у добрых людей спрашивает, не видал ли кто ее сына Иванушку. Показали ей место, где лежит тело Ивана – богатыря. Увидела мать мертвого сына и зарыдала. Три дня и три ночи плакала она над телом и просила помощи у небесных покровителей. И вот на четвертый день земля содрогнулась, море синее взволновалось, звери разбежались, и горы попрятались. Пошел сильный дождь и оживил богатыря Ивана. Развернул богатырь могучие плечи, взял меч и прогнал врагов с русской земли.
Увидали люди это чудо, и с тех пор на одежде и других вещах вышивают, рисуют дождь и воду, чтобы давала она силу и оживляла мертвых…
Посмотрите, как по – разному люди изображали влагу.
Воспитатель показывает различные способы изображения воды. Вместе с детьми рассматривает их и сравнивает изображения воды с элементами орнамента, которым украшены дымковские игрушки. После ознакомления со знаком воды воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицы с вариантами изображений различных знаков.
Сказка для знакомства детей с Городецким промыслом.
«Давным – давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста – такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы – голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их.
Но вот однажды нависла над Городцом беда. Поступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи.
Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами – выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер…» А дальше сказку придумаем вместе….
Молодцы, интересная сказка у нас с вами получилась.
Легенда для знакомства детей с искусством Хохломы.
1 вариант. В народе сказывают о чуде – мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар – птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда вмиг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду, и все узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез…
2 вариант. Говорят в давние времена в Москве жил талантливый мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но еще больше любил он свободу. Но однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим ремеслом. Хотел мастер, чтобы в нем отразилась красота русской природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки.
Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да красотой любоваться. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере донеслась и до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких сапог. Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо – художника. А самого художника, как ни искали, нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительное искусство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Знать, кисть у художника была необычной – она была из солнечных лучей.
Легенда – сказка «Сказка в Гжели синий цвет»
«Пошли как – то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя и небо синее в ней. Показами девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тог – то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: Ознакомление дошкольников с народным декоративно - прикладным искусством
Знакомство воспитателей с традициями и обычаями народа, решение задач нравственно-патриотического воспитания через ознакомление дошкольников с народным прикладным искусством, формы работы с детьми по ...
Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством
Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством...
Аналитическая записка по теме: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"
Аналитическая записка по теме:"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"...
Рекомендации для педагогов и родителей по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством
Рекомедации для педагогов и родителей по оознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством...
«Волшебный круг» (методическое пособие по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством)
Цель пособия: повысить эффективность художественно-эстетического воспитания. Возраст: пособие предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет. Усложнения по возрасту представляют собой подбо...
Рекомендации для родителей по ознакомлению детей с народным декоративно – прикладным искусством
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНЫМ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ....
Легенды и сказки для знакомства детей с русским декоративно-прикладным искусством.
Методическое обеспечение рекомендовано для работы в детском саду....