Методическая разработка "Чтение художественной литерауры"
методическая разработка по информатике (подготовительная группа)
Материал методической разработки предполагает приобщать детей к темам детской литературы для развития художественных способностей в нахождении художественных особенностей произведений литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_chtenie_hudozhestvennoy_literatury_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 56.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Методическая разработка
Практические рекомендации по проведению непосредственно образовательной деятельности "Чтение художественной литературы"
Непосредственно образовательная деятельность "Чтение художественной литературы" разработана с учетом возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста и включает основные виды:
- Тематические (приобщение детей к темам детской литературы, которые близки и понятны им, взятым из их, детской жизни),
- Теоретические (дошкольники знакомятся с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления художественных особенностей текста),
- Творческие (развитие творческого потенциала дошкольника),
- Аналитические (где на доступном детям уровне анализируется текст с целью более глубокого проникновения в его смысл и художественные особенности).
В данной разработке уделено внимание содержанию непосредственно образовательной деятельности, а именно:
- задачи НОД,
- методы и приемы,
- оборудование.
Непосредственно образовательная деятельность
«Чтение художественной литературы»
Вид НОД: Тематические
№ | Название | Задачи | Методы и приёмы | Оборудование |
1. | Из чего состоит книга [1, с. 80] | #1055;ознакомить детей с отдельными составными частями книги; #1059;чить бережному отношению с книгой; #1055;о составным частям книги учить ориентироваться в мире книг; #1055;ополнять словарь детей: корешок, переплёт, страницы #1056;азвивать умение придумывать загадки | -Разбор загадки: «Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает» -Почему так сказано о книге? (ответы детей) -Рассказ воспитателя о составных частях книги; -Рассматривание книги, её частей: переплет, корешок, страницы; -Можем ли переплет подсказать нам, о чем говорится в книге? (показ книги сказок); -Воспитатель показывает другую книгу и задает вопросы: #1053;азовите составные части книги. #1056;ассмотрев рисунок на переплете, скажите, о чем эта книга. -Воспитатель читает произведение Ю.Казакова «Зачем мыши хвост» -Игра «Угадай» | -Книга сказок, -книга о животных с ярко оформленными переплетами |
2. | Беседа о творчестве А.С. Пушкина [3, с. 150; 2, с. 74] | #1059;глублять и расширять знания о поэте А.Пушкине и о его творчестве; #1060;ормировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно – выразительные средства, понимать их значение | -Показ портрета А.Пушкина; -Рассказ воспитателя об А.С.Пушкине и о его творчестве; -Чем отличаются сказки А.Пушкина от других сказок? Как они написаны? (в стихах) -Воспитатель читает сказку «Сказка о рыбаке и рыбке» -Беседа: #1050;аких людей высмеивает в своей сказке А.Пушкин? Как вы это поняли? #1056;асскажите, как получилось, что золотая рыбка стала служить старику. #1050;акие желания старухи выполнила золотая рыбка? #1050;ак вы думаете, почему рыбка ничего не сказала старику в последний раз? #1050;аким вам показался старик? Как вы себе его представляете? #1050;акими словами можно сказать о рыбаке, какой он? Объясните, как вы это поняли. -Воспитатель читает отрывки: Послушайте, как по-разному море встречало старика. -Что вы заметили? Как каждый раз встречало море старика? Как вы думаете, для чего поэт такими разными словами говорит об одном и том же? -Дети слушают фонограмму сказки. | -портрет А.С. Пушкина -книги сказок поэта; -фонограмма сказки |
3. | Великие иллюстраторы сказочного мира | #1044;ать детям представление о художнике-иллюстраторе детских книг. #1055;ознакомить с иллюстрациями художника В.М. Васнецова к сказкам. #1056;азвивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций и обращать внимание на выразительные средства. #1056;азвивать умение детей сравнивать иллюстрации разных художников, видеть, как разные художники по-разному передают образы. #1042;оспитывать доброжелательное отношение, проявлять терпение к друг другу. | -Вхождение в сказочный мир (выход из него) с помощью волшебной палочки; -Беседа с детьми с целью актуализации их знаний; -Рассматривание портрета В.М. Васнецова; -Просмотр иллюстраций; -Упражнение «Угадай сказку»; -Рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к сказкам. | - Книги с иллюстрациями В.М. Васнецова к сказкам «Иван-царевич и Серый волок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна – Лягушка»; - иллюстрации других художников к этим же сказкам; - иллюстрации к сказке Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка»; - волшебная палочка; -мягкая игрушка. |
4. | Моя семья [1, с. 88 - 92] | #1042;оспитывать у детей чувство семейной дружбы, доброту и внимание друг к другу; #1042;вести в практику работы с детьми «чтение с продолжением»; #1059;чить детей удерживать в памяти содержание прочитанного | -Воспитатель знакомит детей с книгой, рассказывает, где живут герои, дает установку на то, что книгу будем читать по главам. -Воспитатель читает главу -Вопросы после чтения: Как относились друг к другу члены этой семьи? Что понравилось вам в их отношениях? Почему семья с такой горечью восприняла пропажу грузовика? Какое решение приняли дети? Как вы думаете, найдут папа, мама и восемь детей свой грузовик? -Воспитатель настраивает детей на то, что из следующей главы они обо всем узнают. | -книга Анне-Катрине Вестли «Папа, мама, восемь детей и грузовик» |
5. | Значит к нам подкралась лень [1, с. 106; 3, с. 122] | #1055;риобщать детей к ведущим темам детской литературы; #1060;ормировать оценку такого нравственного понятия, как «лень», «эгоизм», воспитывать отрицательное отношение к этим качествам #1059;чить понимать и оценивать поступки персонажей и аргументировать свои суждения; #1047;акреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений; #1060;ормировать умение понимать переносное значение пословиц, поговорок. | - Воспитатель читает детям побасенку «Три брата ленивых» -О чем говорится в произведении? -Попробуйте изобразить ленивого человека. А теперь злого, доброго. (Дети позой и мимикой изображают характеры) -Воспитатель читает сказку «Айога» -Беседа: -Понравилась вам история? -Это произведение рассказ или сказка? Почему вы так думаете? Эту сказку можно назвать волшебной? Какое волшебство в ней происходит? -О ком эта сказка? Какой вы представляете себе главную героиню сказки, Айогу? -Почему Айога превратилась в гусыню? -Почему она стала ленивой? -А вам понравилась соседская девочка? Какой она была? -Чему учит эта сказка? -Воспитатель знакомит детей с народной пословицей, в которой осуждается лень: «Лениться да гулять – добра не видать» -Как вы понимаете пословицу? -Объясните значение поговорки «Ленивому и лениться лень» Про кого так говорят? -Что нужно для того, чтобы лень не могла подкрасться к человеку и овладеть им? Дети делают вывод, умозаключение. | - произведения: нанайская народная сказка «Айога», Н.И.Поздняков «Три брата ленивых» (побасенка) -иллюстрации к сказке «Айога»; -пословицы и поговорки |
6. | Люблю тебя моя Россия | 1. Воспитывать у детей чувство любви и гордости за свою страну. #1044;ать понятия «Русь», «Родина», «Отечество», «Россия» через чтение художественной литературы. #1060;ормировать умение понимать значение слов, выражений, пословиц. #1056;асширять кругозор детей. | -Вводная беседа: «Ты знаешь, как называется наша страна?» -Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Наше Отечество» -Беседа: -Что такое Отечество? -Почему нашу страну мы называем Родиной? -Почему Россия для нас матушка? -Какая страна для человека дороже всех на свете? -Звучит песня «У моей России» -Воспитатель дает установку на слушание стихотворения И.С. Никитина «Русь»: постарайтесь мысленно представить всё, о чем говорит поэт, как будто смотрите кино. -Чтение стихотворения «Русь» Беседа: -Вам интересно было слушать стихотворение? -Что вы себе представляли, когда слушали? -Почему наша Русь прекрасна? -Какие слова помогают автору передать необъятные просторы нашей Родины? -Почему красоту Руси автор называет «царственной»? -Какова интонация этого стихотворения? Как бы вы его прочитали? -Воспитатель предлагает послушать стихотворение З.Александровой «Родина» -Чтение стихотворения «Родина» Беседа: -Чем вам понравилось стихотворение? -Почему слыша слово Родина, каждый представляет что-то свое? -Как вы поняли строчки: «Родина бывает разная, но у всех она одна!»? -Вы согласны с поэтессой? -Знакомство с пословицами, и их объяснение: Всякому мила родная сторона. Своя сторона не бывает холодна. Родная землица и во сне снится. Возвращай земле долг - будет толк. Велика русская земля, а везде солнышко. Земелька черная, а хлебец белый родит. Кто землю лелеет, того и земля жалеет. -Что вы можете рассказать о своей родине? -Рассказы детей. | -рассказ К.Д.Ушинского «Наше Отечество» -стихотворения З.Александрова «Родина», И.С.Никитин «Русь»; -песня Г. Струве "У моей России". |
7. | Книги К.И. Чуковского [2, с. 102] | #1055;родолжать знакомить детей с биографией и творчеством К.И.Чуковского #1042;ызвать интерес к личности писателя и его книгам #1059;чить понимать занимательность сюжетов сказок К.И.Чуковского, особенность его языка | - Воспитатель читает отрывок из произведения К.И.Чуковского «Айболит» - Ребята, вы узнали из какого произведения эти строки? -Кто автор? (показывает портрет) -Воспитатель демонстрирует презентацию «Наш Чуковский» -Слушание грамзаписи стихов Чуковского в исполнении автора - Что вы можете сказать о сказках Чуковского? Побеждает ли добро зло? - Нарисуем любимого героя сказок Чуковского. | -Выставка книг «Любимые книги», -портрет писателя; -Презентация «Наш Чуковский» - грамзапись с голосом Чуковского |
8. | Рассказы Е. Чарушина и иллюстрации к ним» | #1055;родолжать знакомить детей с рассказами Е.Чарушина 2.Развивать у детей интерес к прослушиванию рассказа; #1056;азвивать речевое внимание детей; #1059;чить соотносить услышанное с необходимой иллюстрацией. Развивать связную речь. #1056;азвивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей; #1056;асширять кругозор детей | - Посмотрите на нашу выставку книг Е.И. Чарушина. Многие из них вы уже читали. Какие? О ком они? - Подготовка к восприятию текста. Воспитатель читает название рассказа. -Показывает иллюстрацию. О ком это произведение, судя по иллюстрации? Воспитатель читает (целостное восприятие текста произведения). -Проверка первичного восприятия текста. - Какое впечатление произвел рассказ? -Объяснение непонятных слов - Что такое сени? (В деревенских избах и в старину в городских домах: помещение между жилой частью дома и крыльцом). Чулан? (Помещение в доме, служащее кладовой). -Анализ произведения. - Почему автор назвал рассказ страшным? Каждый высказывает свою точку зрения. - Почему мальчики испугались ежа? - Мальчикам было страшно? Они показывали друг другу, что они боятся? Представьте, что вы боитесь, но говорите, что вам не страшно. Попробуем прочитать диалог без слов автора, интонационно показывая свои ощущения. Чтение диалога двумя детьми - Почему они так говорят? (Чтобы убедить себя, что им не страшно). Выскажите свою точку зрения. - Работа с пословицами. “Все хорошо, что хорошо кончается.” - Как вы понимаете пословицу “У страха глаза велики”? - Важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему легко. В любой ситуации надо думать о том, что вы в полной безопасности и защищенности, а это в свою очередь, дает ощущение спокойствия. - Почему ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето? - Итог: - С каким произведением мы познакомились? Кто его автор? - Чему научил нас рассказ Е. Чарушина? | -Портрет писателя -Рассказы Чарушина с его иллюстрациями “Первая охота”, ”Тюпа, Томка и сорока”, ”Томкины сны”, ”Лисята” , «Как мальчик Женя научился выговаривать букву Р», «Щур», «Волчишко», «Медведь», «Лиса», «Кабан-секач», «Барсук» |
9. | Победой кончилась война | 1.Познакомить детей с рассказом Е.Воробьёва “Обрывок провода”, #1055;обуждать детей рассказывать о своём отношении к конкретному поступку литературного героя. 3. Воспитывать уважение к защитникам отечества, к памяти павших и живущих солдат ветеранов. | -Воспитатель под музыку читает стихотворение С.Щипачева «22 июня 1941» -Рассказ воспитателя о начале Великой Отечественной войны -Звучит песня «Священная война» - Чтение рассказа Е.Воробьёва «Обрывок провода» беседа по прочитанному –Какой подвиг совершил связист Устюшин? –Почему он его совершил? – Как всё происходило? –Что чувствовал солдат -связист, когда стоял, держа провод в руках? –Ребята, как вы считаете, думал ли он, что совершает подвиг? –А, о чём он думал, по-вашему? -Какими словами можно охарактеризовать наших солдат. Какими они были в бою? -Рассказ воспитателя о Дне Победы, показ иллюстраций -Чтение стихотворения С.Михалкова «Победой кончилась война» -Заключительные слова о ветеранах | -Рассказ Е.Воробьёва «Обрывок провода»; -Иллюстрации на военную тему, победы |
10 | Рассказы Л.Н. Толстого о детях и для детей [2, c. 53; 2, с. 75] | #1042;ызвать интерес к личности Л.Н. Толстого, повысить читательскую культуру ребенка. #1044;онести до сознания детей замысел автора: стремление к учению естественно для крестьянского ребенка; #1042;ызвать у детей уважение к их сверстнику, человеку дела | -Рассказ воспитателя о Л.Н.Толстом [27, с. 75] -Рассматривание иллюстраций А.Пахомова; - Чтение рассказа -Беседа: -Понравился ли вам рассказ? Чем понравился? (Показ иллюстраций, обратить внимание на то, как художник передал внутреннее состояние героя) Вспомнить соответствующие эпизоды -Почему Филипок стоит у крыльца, не решаясь сразу войти в школу? -Что чувствовал Филипок, когда вошел в класс? -Каким был Филипок? Докажите, что он смелый, упорный, бедовый (объяснить значение слов) -Какие эпизоды из рассказа вам бы хотелось послушать ещё раз? -Воспитатель читает по заявкам детей. | -Портрет писателя Л.Н. Толстого; -иллюстрации А. Пахомова |
Вид НОД: Теоретические
№ | Название | Задачи | Методы и приемы | Оборудование |
1. | Как создается книга [1, с. 78] | #1047;накомить детей с доступными их возрасту понятиями; #1055;родолжать знакомить детей с историей создания книги; #1056;асширять кругозор детей. | -Воспитатель загадывает загадку -Рассказ воспитателя о героях книги «Почемучка» -Давайте, попробуем ответить, почему вопрос «почему» был у Панамки любимым. - Чтение истории из книги, о том как создается книга -Беседа: -Что нового вы узнали -Что было интересно -Каким был путь книги, прежде чем она попала нам в руки? | -Книга А. Дитриха, Г.Юрмина и Р. Кошурниковой «Почемучка» |
2. | Знакомство с биографией писателя [1, с. 83] | #1055;родолжать знакомить детей с жизнеописанием писателей и поэтов в доступной форме; #1055;оказать, как отдельные факты жизни литераторов отражаются в их произведениях; #1047;накомить детей с историей создания произведений | -Рассказ воспитателя о писателе Мамин-Сибиряк; -Чтение сказки «Сказочка про Козявочку» -Беседа: -Понравилась ли вам сказка? -Что больше всего понравилось? -Кого повстречала Козявочка? -Что было неприятного в жизни Козявочки? -Почему Козявочка подумала «Мой месяц, мои звезды», но никому этого не сказала? - Какая радость была у Козявочки? -Чем закончилась сказка? -Какой отрывок вы бы еще хотели послушать? -Чтение отрывка по заявке детей. | -Портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка; Книги Н.Д. Мамина- Сибиряка |
3. | Детский фольклор [1, с. 100; 3, с. 125] | #1047;акрепить знания о жанровых особенностях малых фольклорных форм (загадки, скороговорки, пословицы, поговорки) #1055;ознакомить детей с новым фольклорным жанром, расширить их представления о народной жизни, научить использовать заклички. | -Ребята, что такое пословица? О ком и о чем в них говорится? -Как вы понимаете пословицы: «Трусливому зайке и пенек – волк», «У страха глаза велики», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть», «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», «Труд кормит, лень портит», «Рабочие руки не знают скуки»? -Ребята, а вы любите загадки? -Загадывает несколько загадок, на отгадки дети вспоминают еще загадки (2-3) -Ребята, а чтобы научиться правильно и четко говорить существует много скороговорок. -Какие скороговорки вы знаете? -Дети проговаривают скороговорки (2-3). -Ребята, а вы слышали когда-нибудь слово «закличка»? -Воспитатель рассказывает, что такое закличка. Приводит примеры. -Заучивание 1-2 закличек (по желанию детей) | - Пословицы и поговорки, загадки, скороговорки, заклички. |
4. | Поэтика сказки | #1055;родолжать знакомить детей с жанром сказки; #1055;родолжать учить детей выявлять её особенности. #1047;акреплять элементы композиции сказки: зачин, концовка #1042;вести новые понятия: волшебный помощник, нарушение запрета | -Воспитатель сообщает о том, что сегодня будем читать русскую народную сказку «Жар-птица и Василиса-царевна» -Чтение сказки -Беседа (по выявлению художественных особенностей жанра сказки): -Какие бывают сказки? Сказки, героями которых становятся животные, мы называем … А как называются сказки, участниками которых являются необычные предметы: сапоги- скороходы, скатерть-самобранка, перо жар-птицы? -А сказка «Жар-птица и Василиса-царевна» к каким сказкам относится? -Почему вы так решили? -А как вы думаете, кем является богатырский конь в этой сказке? (волшебный помощник) -Ребята, давайте вспомним, как начинается сказка. -Где происходит действие? -А почему стрельцу пришлось выдержать так много испытаний? (нарушил запрет богатырского коня) -А чем закончилась сказка? | Русская народная сказка «Жар-птица и Василиса-царевна» |
5. | В.Бианки «Лесные домишки» [2, c. 69] | #1055;ознакомить детей с творчеством Виталия Бианки. #1056;асширить представления о том, что каждая птица вьет для себя особое гнездо и почему. 3. Знакомить детей с пословицами, отражающими любовь человека к родному дому. #1054;богащение словаря: зуек, чомга. Активизация: ласточка, сокол, зуек, голубь, иволга, пеночка. #1056;асширять кругозор детей | -Рассказ воспитателя о писателе В.Бианки -Рассматривание портрета -Чтение рассказа «Лесные домишки» - Беседа по содержанию рассказа. - Кто был главным героем этой истории -Как получилось, что Береговушка потеряла свой дом? (фрагмент пересказа событий одним желающим из детей) -Кого первым встретила Береговушка? -Расскажите, какой разговор у них получился. (фрагмент пересказа) -Какой дом был у Зуйка и смогла ли Береговушка в нем переночевать? -Понравился ли Береговушке дом голубя? Расскажите, каким он был? -У каких птиц побывала в гостях ласточка? Расскажите об их домиках. - Почему Пеночке было неуютно в этих гнездышках? -А какие дома у ласточек? -Что интересного мы узнали из этого рассказа? - Рассматривание картинок с изображением разных гнезд птиц. -Как вы думаете, почему ласточке-береговушке больше всего нравился собственный домик? -Знакомство с пословицами о доме. Каждый человек больше всего на свете любит свой родной дом, место, где он родился, где он живет. Пословицы о родном доме: «Хорошо в гостях, а дома лучше», «Где кто родился, там и пригодился». -Попробуем объяснить смысл пословиц. -Как вы думаете, почему у птиц такие разные дома, от чего это зависит? | -Портрет писателя В.Бианки Иллюстрации, открытки и другие изображения птиц: ласточка, сокол, зуек, голубь, иволга, пеночка, чомга. |
Вид НОД: Творческие
№ | Название | Задачи | Методы и приемы | Оборудование |
1. | Поговорим с игрушкой [1, с. 86] | #1056;азвивать творческий потенциал детей; #1056;азвивать речь, воображение детей; #1044;ать классические примеры общения ребенка с игрушкой | -Рассказ воспитателя о девочке, которая уже выросла, но раньше очень любила играть игрушками – ввод в тему. -Разговор с игрушками, дети фантазируют. -Чтение стихотворений С.Черный «Про девочку, которая нашла своего Мишку», «Колыбельная» (Для куклы) | -Игрушки |
2. | Как мы играем [1, с. 98] | #1056;азвивать творческий потенциал детей; #1056;азвивать умение создавать рассказы, опираясь на свой жизненный опыт и предложенный воспитателем план | -Рассказ воспитателя о том, как Б.Житков наблюдал за мальчиком Алешей и написал большую книгу «Что я видел» - Чтение рассказа «Как я лучше всех спрятался» -Беседа после чтения: -Каковы правила игры в прятки? -Каково было Алеше сидеть в крапиве? -Почему Надежда Ивановна и дети не смогли найти Алешу? -Что заставило Алешу вытерпеть боль? -Как играющие оценили поступок Алеши? -А теперь , ребята, я вас попрошу рассказать о том, как играете вы. -О какой игре вы бы хотели рассказать? (дети выбирают название игры) -Составляем план рассказа: #1063;ем вам нравится та игра, о которой вы хотите рассказать? #1063;асто ли вы в неё играете? #1050;то из детей и взрослых принимает участие в игре? #1082;ак они ведут себя во время игры? #1050;то играет интереснее всех? Что значит «играть интересно»? #1054;пишите наиболее запомнившийся вам эпизод игры. -Не забудьте в своем рассказе употреблять сравнения типа: «мчался как ветер», «спрятался и сидел тихо, как мышка в норке». | -Портрет писателя Б.Житкова; -Книга «Что я видел» |
3. | Чудесные узоры [1, с. 98] | #1055;родолжать знакомство с тематическим многообразием русской детской литературы; #1056;азвивать эмоциональную сферу ребенка, его воображение | -Воспитатель вводит в тему, рассказывает о зиме – удивительном времени года; -Загадка: Побелело за ночь всюду, А у нас в квартире чудо! За окошком двор исчез. Там волшебный вырос лес. (морозные узоры) -Чтение стихотворений: Ю.Кушак «Мороз на стекле», О.Беляевская «В серебряном царстве»; Рассказ С.Летовой «Замороженное окно» -Дети рассматривают окна -Рисуют узоры | Цветные листы бумаги, Краски, кисти, баночки с водой |
4. | Малые фольклорные формы. Придумывание потешек [3, с. 151] | #1056;азвивать творческий потенциал детей; #1059;точнить и закрепить представления о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц; #1060;ормировать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний; #1056;азвивать речь, воображение. | -Дети вместе с воспитателем вспоминают песенки и потешки; -Рассматривают книги; -Придумывают колыбельную для куклы; -А кого называют большим другом? -Как о таком друге можно сказать по – другому? -Знакомство с пословицей: «Крепкую дружбу и топором не разрубишь» -Как вы её понимаете? -«Где лад, там и клад» - Когда можно применить такую пословицу? -«Палец слаб, а кулак силен» -Как вы понимаете эту пословицу? -Придумайте небольшую историю к этой пословице и нарисуйте к ней иллюстрации. -Упражнение «Скажи по – другому» (водой не разольешь; бросать слова на ветер; играть в кошки-мышки; как гром среди ясного неба») - Почему и когда так говорят? объясните. -Загадки и анализ образных выражений, подбор эпитетов, сравнений -«Придумай свою загадку о белке и дождике» | -Книги потешек и песенок; -Игрушки; -кукла; Листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры. |
5. | Стихотворение С.Есенина «Береза». Творческое рассказывание [3, с. 161] | #1059;чить выразительно читать наизусть стихотворение; #1048;нтонационно передавать нежность, любование зимней природой | -Вступительная беседа о зиме, признаках, характерных для разных ее периодов. -Чтение стихотворения «Береза»; - Беседа: Как вы думаете, любит ли поэт родную природу? -Как вы об этом догадались? -Поэт говорит о березе как о живом человеке. Из каких слов это видно? -Какими выразительными словами говорит о снеге поэт в своем стихотворении? -Как вы понимаете слова «И горят снежинки в золотом огне»? -Что значит горят? как сказать по-другому? -Повторное чтение стихотворения; -Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? Каким голосом нужно рассказывать о березе? -Рассматривают несколько пейзажей. -Какой из этих зимних пейзажей подошел бы к стихотворению «Береза»? Объясните, почему вы так думаете. -Дети, а в какую погоду любовался поэт березкой? -Чтение стихотворения с установкой на запоминание. -Дети читают стихотворение. -«Придумаем нежную сказку «Снежок и березка» | -Иллюстрации с изображением березы, зимних пейзажей, -мольберт. |
6. | Басня Л.Толстого «Собака и её тень». Анализ пословиц. [3, с. 166] | #1059;чить осмысливать аллегорию басни, ее суть; #1057;оотносить идею басни со значением пословицы #1056;азвивать воображение, фантазию, речь | -Показ книг с баснями И.Крылова, С.Михалкова; -Назовите, с какими баснями мы уже знакомы. -Воспитатель подводит к чтению басни Л.Н.Толстого «Собака и ее тень» -Чтение басни -Беседа: -О ком говорится в басне? -Расскажите, как случилось, что собака потеряла мясо. -Какой вы представляете себе эту собаку? -Как вы поняли, что собака глупая и жадная? -Подумайте, в каком случае о человеке можно сказать, что он поступил, как в басне собака с мясом. -Знакомство с пословицей: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» -Подумайте, почему так говорят. Как вы понимаете эту пословицу? -О ком в нашей басне можно сказать такую пословицу? Объясните, почему. -Придумайте историю, в которой кто – то из героев мог сказать пословицу «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» -Дети делают рисунки к пословице, рассказу -Обсуждение рисунков. | - книги с баснями И.Крылова, С.Михалкова; -Иллюстрации к басням И.Крылова, С.Михалкова; -басня Л.Н.Толстого «Собака и ее тень»; Листы бумаги, карандаши, фломастеры. |
7. | Рассказ В.Драгунского «Тайное становится явным» [3, с. 159] | #1059;чить понимать мораль и идею произведения, оценивать поступки героев, видеть связь названия текста с его содержанием. #1055;омогать составлять по пословице короткие рассказы или сказки, осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок | -Вводная беседа -Чтение рассказа В.Драгунского «Тайное становится явным» -Беседа: -Что означает выражение «тайное становится явным»? -Как Дениска убедился в справедливости этой пословицы? -Что можно сказать о Денискином поступке? -Нарочно ли он это сделал? -Как вы думаете, а об обмане всегда становится известно? -Как вы думаете, а почему мама не наказала Дениску? -Как сказать коротко, о чем этот рассказ? -Как бы вы его назвали? -Знакомство с пословицей «Шила в мешке не утаишь» -Показ прямого значения пословицы. -Придумайте по пословицам небольшую историю. -Дети рассказывают свои истории, придумывают название. | -Мешочек, шило или большая игла |
8. | Стихотворение Г.Новицкой «Вскрываются почки». Творческое рассказывание на тему «Как разбудили клен» [3, с. 171] | #1059;чить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать радость пробуждения природы; #1056;азвивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи; #1060;ормировать умение составлять лирические рассказы и сказки (речетворческие способности) | -Дети рассматривают картинки с изображением весны -Какие изменения мы наблюдаем весной? -Рассматривают веточки с почками -С чем можно сравнить эти веточки? -Подберите подходящие слова. _Чтение стихотворения «Вскрываются почки» Г.Новицкой -Беседа: -Какое по характеру, настроению это стихотворение? -Как называет долгожданную весну поэтесса? -Как вы думаете, почему? Что она этим хотела сказать? -Разбор слов «вскрываются почки как реки» Какими другими словами можно сказать о том, что происходит с почками? -Какими словами можно сказать о том, что происходит со льдом на реке? -Чтение последней строфы и размышления. - Повторное чтение с установкой на запоминание. -Придумаем рассказ под названием «Как разбудили клен» | -Иллюстрации с весенней пробуждаю щейся природы; -Несколько веточек с почками в вазе |
9. | Сказка В.Катаева «Цветик–семицветик» [3, с. 165] | #1055;одвести к пониманию нравственного смысла сказки, мотивированной оценке поступков и характера главной героини; #1047;акрепить знания о жанровых особенностях сказки #1055;родолжать развивать творческий потенциал | -Вводная беседа -Чтение сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» -Беседа: -Кто главный герой сказкит? -Расскажите, как появился у Жени волшебный цветок? -Как вы поняли, что старушка была доброй феей? -Какой вам показалась Женя? Что вы оней можете сказать? -Объясните, как вы это поняли? -Какие из желаний, которые загадала Женя, вам показались пустяковыми, ненужными? Почему вы так решили? -Какие желания показались важными? Объясните, почему вы так думаете. -Вы услышали сказку В.Катаева, похожа ли она на рассказ? -Почему мы говорим, что это сказка? Что сказочного в этой истории? -Разбор слов и выражений: «считать ворон», «откуда ни возьмись», сквозь землю провалилась» Как сказать по-другому? -А какое желание Жени вы бы заменили? Почему? -«Придумайте семь желаний» Расскажите, что вы загадали. | -Книга со сказкой «Цветик-семицветик» |
Вид НОД: Аналитические
№ | Название | Задачи | Методы и приемы | Оборудова ние |
1. | Басня И.Крылова «Стрекоза и Муравей» [3, с. 148] | #1047;акреплять представление о басне, ее жанровых особенностях; #1055;одводить детей к аллегории басни, ее идеи; #1042;оспитывать чуткость к образному строю языка басни; #1056;аскрыть значение пословиц о труде, показать связь значения пословицы с определенной ситуацией. | -Вводная беседа. Разговор о труде. Пословицы о труде -Воспитатель дает понятие «Басня» -Чтение басни «Стрекоза и Муравей» -Беседа: -О ком говорится в басне? -О чем Стрекоза просила Муравья? -Что ответил Муравей? -А о каком человеке можно сказать, что он как Муравей? -А кого можно назвать Стрекозой? -Чему учит басня «Стрекоза и Муравей»? - Рассказ о И.Крылове. -Повторное чтение басни -Что напоминает вам басня – рассказ, сказку или стихотворение? Объясните, почему вы так думаете. -Разбор выражений: «зима катит в глаза», «помертвело чисто поле», «злой тоской удручена» -Как сказать по-другому? -Интонационные упражнения: реплики Стрекозы и Муравья. -Разыгрывание по ролям. | -Портрет И.Крылова; -Атрибуты для инсценировки: маски на голову Стрекозы и Муравья. |
2. | Стихотворение Е.Трутневой «Осень» [3, с. 140] | #1059;чить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы; #1060;ормировать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; #1055;одбирать эпитеты, сравнения, метафоры для описания осенних пейзажей; #1040;ктивизировать употребление в речи глаголов | -Рассматривание детских рисунков о золотой осени; -Чтение стихотворения Е.Трутневой «Осень» -Беседа: -О каком периоде осени это стихотворение? -Как вы это поняли? -Отчего на дворе стало светлее вдвое? -Вспомните, как сказано об осеннем убранстве березки. -Летом березка носила зеленое платье, а осенью – золотое. А может быть, лучше сказать в «золотой шубке»? -Почему не лучше? -Ветер обрывает листья, а они, что делают? -В стихотворении говорится «Листья сыплются дождем». Подумайте, почему поэтесса так сказала? -Повторное чтение стихотворения -Как вы думаете, каким голосом нужно прочитать слова: «Все летит. Должно быть, это улетает наше лето»? Почему от этого стихотворения становится немного грустно? -Вспомните, что и как сказано о паучках. -Чтение стихотворения с установкой на запоминание -Дети читают стихотворение наизусть -Повторное рассматривание рисунков -Найдите в рисунках то, о чем говорится в стихотворении -А есть у осени другие краски? -Упражнения «Подбери сравнения к словам» листья, лист клена похож на…, лист акации…, лист березки…, птицы…) -Что делают листья? (подбор глаголов) -А если мы хотим сказать, что это уже с ними случилось, то как мы скажем? | -Детские рисунки на тему «Золотая осень»; -иллюстрации на тему «Березка в золотом осеннем убранстве» |
3. | Литовская народная сказка «Старый Мороз и молодой Морозец» [1, с. 113] | #1042;ырабатывать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне | -Вводная беседа -Чтение сказки -Беседа (анализ сказки): -О ком рассказывает сказка? -Каким был молодой Морозец? -Как в сказке говорится о его хвастовстве? -Какое решение принимает молодой Морозец? -Почему Морозцу удалось заморозить пана? -Как молодой Морозец рассказывал своему отцу, старому Морозу, о том, как он пана заморозил? -Как отец отнесся к рассказу своего сына? -Какое задание дает отец сыну? -Что делал Морозец для того, чтобы заморозить мужика? -Почему Морозцу не удалось заморозить мужика? -Чему старый Мороз научил молодого Морозца? -Как сказка к хвастовству относится? -Какой «урок» вы получили? | -Литовская народная сказка «Старый Мороз и молодой Морозец» (в обраб. М.Булатова) |
4. | Рассказ Л.Н.Толстого «Косточка» [2, с. 41] | #1044;овести до сознания детей замысел автора: нужно быть ответственным за свои поступки; умей сдерживать себя, чтобы потом не было стыдно; #1059;чить по действиям героя определять мотивы его поступков; #1042;оспитывать умение анализировать поступки литературного героя и оценивать их, аргументируя свои суждения | -Вводная беседа -Чтение рассказа Л.Толстого «Косточка» -Беседа: -Дети, интересный рассказ? -Как вы думаете, почему Ваня заплакал? -А почему все засмеялись? -Понравился ли вам Ваня? -Объясните свое отношение к мальчику (почему понравился или не понравился) -Что произошло с Ваней? -Почему Ваня не сумел удержаться? -Повторное чтение | -Рассказ Л.Н.Толстого «Косточка» |
5. | Стихотворение А.Пушкина «Уж небо осень дышало» [3, с. 145] | #1059;чить выразительно читать наизусть, чувствовать, понимать и воспроизводить образность поэтического языка; #1056;асширять представления о пейзажной лирике А.Пушкина | -Ребята, сто из поэтов написал красивые стихотворения о русской природе? -Показ портрета А.Пушкина И чтение стихотворения «Унылая пора! Очей очарованье!..» - Чтение стихотворения «Уж небо осенью дышало» Беседа: -Какой период осени описан в стихотворении? Как вы это поняли? -Какие признаки глубокой осени отражены в стихотворении? Назовите эти слова. -Как вы понимаете слова: «лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась»? -Почему летний шум листвы в лесу кажется нам веселым, а осенний – печальным? -Если бы вы рисовали иллюстрацию к этому стихотворению, что бы вы изобразили? -Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? -Поэт говорит «скучная пора». Почему он так назвал осень? -Повторное чтение стихотворения -Придумайте грустное предложение об осени. -Придумайте грустный рассказ о листопаде в осеннем лесу. -Придумайте веселое предложение об осени. -Расскажите об осени так, чтобы стало ясно, что вы радуетесь осенней природе. -Упражнение «Скажи по-другому» -Чтение стихотворения. | -Портрет А.С. Пушкина; -Иллюстрации глубокой осени |
6. | Стихотворение Е Трутневой «Первый снег» [3, с. 155] | #1059;чить выразительно читать наизусть стихотворение, замечать изобразительно – выразительные средства; #1057;оставлять лирические сказки на определенную тему | -Вводная беседа; -Показ иллюстраций -Чтение Стихотворения «Первый снег» -Беседа: -О чем рассказывается в стихотворении? -Как вы думаете, какая погода была накануне? -Как вы это поняли? Вспомните, как говорится об этом в стихотворении. -Какими словами в стихотворении сказано о снеге? Какой он? -Как сказано о зимнем убранстве рябины? -Какое настроение у человека, когда он видит такую картину – все вокруг впервые покрылось снегом? -Повторное чтение стихотворения -Уточнение интонации, с которой должно читаться каждое четверостишие. -Чтение стихотворения с установкой на запоминание. -Дети читают наизусть. -Каким вам кажется снег в солнечный морозный день? Как можно сказать о нем? -А как сказать, что с ним происходит, что он делает? -С чем можно сравнить снег, когда он покрывает крыши, луга, лес? -Подберите слова к слову снежинка. Какие они? Что делают? -Придумаем сказку «Танец снежинок» -Нарисуем сказку. | -Иллюстрации с изображением заснеженного леса, поля |
7. | Сказы П.П.Бажова. Чтение «Серебряное копытце» | #1059;чить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя, #1056;азвивать умение выражать свое отношение к персонажам сказа #1056;асширять читательский кругозор, #1054;богащать словарный запас; развивать внимание; | -Вводная беседа (понятие сказа, знакомство с уральским сказочником) - Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце». - Понравилось ли вам произведение? - Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном. - Какие эпизоды вам особенно запомнились? - Назовите главных героев сказа. - Опишите внешность старика. - Чем он занимался? - Какой был старик? - Какая была Даренка? - Чем занималась Даренка? - Расскажите, что узнали о старике Коковане и о Даренке. - Как вы думаете, пожалел Кокованя, что взял Даренку? - Что вам понравилось в их характере? -Хотели бы вы оказаться на месте Даренки? Почему? -Рассматривание иллюстраций к произведению. -Какой отрывок вы бы хотели послушать еще раз? -Чтение отрывка по желанию детей | -Портрет П.П.Бажова -Разные издания книги П.П.Бажова «Серебряное копытце» с иллюстрациями |
8. | Смех да и только [2, с. 65] | #1055;омочь детям проникнуть в замысел рассказа: веселая добрая фантазия доставляет радость, ложь – неприятности, огорчения #1055;омочь осознать смысл слова «фантазеры» («фантазия»), учить самостоятельно объяснять его, используя текст рассказа. Обратить внимание на некоторые приемы комического (смешные ситуации, преувеличения, игра слов и др.) #1042;оспитывать чувство юмора – умение понимать и ценить юмор, радоваться ему. | -Вводная беседа: -Любите ли вы смешные, веселые книги? -За что вы их любите? -А кого, по вашему мнению, называют фантазерами? -Чтение рассказа -беседа: -Чем вам понравился рассказ? -Что показалось вам в рассказе особенно смешным? - Кто из ребят вам понравился больше? Почему? -какие были Стасик и Мишутка? -Почему Н.Носов назвал их фантазерами? -А был ли фантазером Игорь? -Как назвали его ребята? -Кого так можно назвать? -Чем отличаются выдумки фантазеров Стасика и Мишутки от выдумки Игоря? -Какую из придуманных Мишуткой и Стасиком историй вы хотели бы послушать еще раз? -Чтение отрывков по заявке детей. | -Книга Н.Носова «Фантазеры» |
9. | Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д.Мамина-Сибиряка [3, с. 144] | #1060;ормировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы; #1047;акреплять знания об особенностях разных литературных жанров; #1060;ормировать умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; #1042;оспитывать стремление к точному словоупотреблению. | -Воспитатель уточняет знания детей о жанровых особенностях рассказа, стихотворения, сказки; -Назовите сказки о животных; волшебные сказки. -Чем они отличаются? -Назовите сказки, в которых одним из персонажей является заяц. -Каким показан заяц в сказках? как о нем можно сказать? -Чтение «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» -Беседа: -Вспомните, как называет автор главного героя. -Расскажите, как хвастал заяц и как слушали его другие зайцы. -Как собирались на поляне молодые и старые зайцы? какие слова использовал автор, а можно было сказать наоборот? -Расскажите, как случилось, что все остальные зайцы поверили в храбрость этого зайца. -Анализ фразеологизмов, построение синонимических и антонимических рядов («душа в пятки ушла», «задал стрекоча», «выбился из сил», «задрать нос» -Составьте предложения с этими выражениями. -Упражнение «Изобрази зайца» (хвастливого, напуганного..) | -Книга «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» |
10 | Рассказ М.Зощенко «Галоши и мороженое» [1, с. 139] | #1059;чить детей понимать юмор; обратить внимание детей на особенности юмора М.Зощенко | -Вводный рассказ воспитателя. -Чтение рассказа. -Беседа: -Как отнеслись дети к мороженому? -Почему они «очень редко ели мороженое»? -Какой случай помог исполниться их мечте? Попросить детей подробно пересказать этот эпизод. -Какое решение принимают Леля и Минька? -О чем думают дети, раздобыв новенькую галошу? -Почему этот эпизод вызывает улыбку? -Опишите, как происходило прощание с гостями. -Почему заплакали Леля и Минька? -Правильно ли поступил папа, продав тряпичнику детские игрушки? -Почему перестал улыбаться читатель? -Почему Минька, став «совсем взрослым и немножко старым», кушая мороженое, «ощущает какую-то неловкость»? -Чтение отрывка по желанию детей. |
Список литературы:
1. Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго...» Пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет (с метод. рекомендациями) 2-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 144 с.
2. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: пособие для воспитателя дет. сада. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: Детство-Пресс, 2004. 128 с.
3. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 288 с. – (Развиваем речь)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Художественное творчество дошкольника"
В рекомендациях представлены разработки по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста для воспитателей. Здесь вы можете найти "Формы образовательной деятельности по художественном...
Методическое объединение "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников"
О роли детского сада в художественно - эстетическом развитии детей. Мастер - класс "Декупаж - красота из салфеток"...
Учебно-методическое пособие: "Художественное творчество с использованием техники обрывная аппликация".
По проделанной работе можно отметить эмоциональный подъем у детей, почти полное исключение скованности и страха в общении или в выражении собственного мнения, проявлении самостоятельности в выборе ма...
Сообщение на тему «Духовно-нравственное развитие на основе изобразительного искусства». На муниципальном методическом объединении «Художественное творчество».
«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о памятниках,литературе, языке, живописи …Национальные отличия сохраняютсяи в ХХ1 веке, если будем озабоченнывоспитанием душ, ...
Восприятие художественной литерауры. Чтение сказки В.Ю.Драгунского «Кот в сапогах».
Восприятие художественной литературы....
методическая и художественная литература по использованию регионального компонента «Художественно-эстетическое развитие».
помощь педагогам :методическая и художественная литература по использованию регионального компонента «Художественно-эстетическое развитие»....
Восприятие художественной литерауры. Чтение сказки В.Ю.Драгунского «Кот в сапогах».
Восприятие художественной литерауры. Чтение сказки В.Ю.Драгунского «Кот в сапогах»....