Сообщение на тему «Духовно-нравственное развитие на основе изобразительного искусства». На муниципальном методическом объединении «Художественное творчество».
консультация на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Мы не должны забывать о своем
культурном прошлом, о памятниках,
литературе, языке, живописи …
Национальные отличия сохраняются
и в ХХ1 веке, если будем озабоченны
воспитанием душ, а не только
передачей знаний …»Д. Лихачев
Человечество шагнуло в двадцать первый век, мыслящий как век развития гуманитарной культуры, ориентирующей педагога на воспитание подрастающего поколения с позиции духовно-нравственных ценностей
Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.
Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение?
Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим народам, с его традициями и бытом с раннего детства. Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет
Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить, любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, необходимо привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.
Народное творчество и искусство в целом – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказывал себя народ: – это идет от души, а душа добра и красива.
Не секрет, что изобразительное искусство, как специфическая форма познания действительности, вызывает сильный эмоциональный отклик. Происходит это благодаря ярким средствам выразительности, используемым мастерами. Произведения искусства неизменно вызывают у человека радость от их восприятия, стремление любоваться ими. Искусство осваивает и, вместе с тем, представляет человеку богатство окружающего мира, позволяет ему увидеть новое в этом мире, открывать незнакомое в том, к чему он давно привык.
Ребенок формируется на основе эстетического восприятия, образных представлений. Впоследствии это обеспечивает ему успешное владение учением и спокойную адаптацию к переходу из детского сада в школу.
Искусство, оказывая сильное воздействие на ребенка, позволяет развивать психические процессы, необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности. Особое значение, в связи с этим, имеет интегрирование искусства и разнообразных видов художественной деятельности детей дошкольного возраста.
Механизмом интеграции является именно образ, созданный средствами разных видов искусства и созерцаемый детьми в разных идах художественной деятельности
Хочется подчеркнуть, что изобразительная деятельность развивает не только познавательный, но и эмоциональный опыт ребенка.Детская изобразительная деятельность способствует формированию довольно сложного опыта ребенка, основанного на его впечатлениях и переживаниях. В этой деятельности опыт не только формируется, но осознается и переживается. В связи с этим, как отмечает Т. С. Комарова, художественно-творческая деятельность направлена как на отражение впечатлений, полученных в жизни, так и на выражение своего отношения к изображаемому. Она подчеркивает, что выражение это есть проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности детского творчества. Это имеет особое значение для духовно-нравственного воспитания.
Проблема духовно – нравственного воспитания детей в последнее время стала чрезвычайно актуальной. Все понимают поистине болезненное состояние нашего общества и предлагают свои пути решения этой проблемы. Понимая уникальность дошкольного возраста, этого периода чистоты восприятия, открытости ко всему светлому и доброму.
С 2013 года я начала работу над проблемой духовно – нравственного воспитания детей средствами изобразительной деятельности . Мною был разработан цикл занятий названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей. На этих занятиях дети творят своими руками , и свои работы дарят детям инвалидам бабушка, дедушкам.
- знакомство с календарными православными и татарскими праздниками и проведение некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха, СөмбелэНардуган, Науруз
Проводим - тематические выставки детского творчества.
На этих занях я могу передать детям знания о культуре и традициях нашего края. Работа по духовно – нравственному воспитанию детей средствами изобразительной деятельности способствует творческому росту детей. Дети группы в которой я работаю постоянно участвуют в различных всероссийских и республиканских конкурсах. Кроме этого, данная работа способствует установлению духовной, творческой атмосферы в группе, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитанию у них благоразумных стремлений к добродетелям.
В моей работе также помогают и родители. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья.
Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому я в своей работе пытаюсь помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться нравственные и духовные обычаи ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Родители участвуют в совместных праздниках. . Дети вместе с родителями знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье так и в татарской семье, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней.Родители активно принимают совместное участие вмастер классах. В группе устраивают праздники как православные так и татарские.
В заключении мне хотелось бы сказать: потребность создать у ребенка целостную картину мира, где все находится в нерасторжимом единстве. Сверхзадача для педагога в данном случае вывести детей за рамки их конкретного чувственного опыта в мир художественного воображения и ассоциаций, используя для этого выразительные средства изобразительного искусства.Источником прекрасных образов, чувств, мыслей, проявлением интеллектуальных и познавательных компонентов являлись изобразительное искусство.
Сообщение на тему
«Духовно-нравственное развитие на основе изобразительного искусства».
На муниципальном методическом объединении
«Художественное творчество».
Воспитатель МБДОУ №6 «Улыбка»
Товарищева Елена Владимировна.
Вторая кв.категория.
2015год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему: "Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с промыслами Нижегородской области"
Данную работу я готовила на методическое объединение, посвященное нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников в социо-культурных условиях. В ней отражены: связь ДПИ с областя...
Программа кружка "Светлячок" с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Цель: создание условий для духовно – нравственного и патриотического воспитания на основе приобщения детей к отечественным культурно – историческим традициям.Задачи:·...
Программа КРУЖКА «СВЕТЛЯЧОК» С ДЕТЬМИ 2-ой МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Цель программы: гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций Росс...
План самообразования воспитателей по теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций, народных праздников и обычаев русского народа» (на 2018 – 2020 учебный год)
План самообразования...
Сообщение на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
Сложно недооценить роль духовно-нравственного воспитания. Ведь азы нравственного воспитания, усвоенные с детства, лежат в основе всех дальнейших поступков человека, формируют облик его личности и опре...
«Духовно – нравственное воспитание младших дошкольников средствами изобразительного искусства».
Доклад на тему: «Духовно – нравственное воспитание младших дошкольников средствами изобразительного искусства»....
Отчет по самообразованию за 2022-23 уч. год на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»
Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Понимая, что нравств ен...