Технологическая карта образовательной деятельности "Движение робота"
методическая разработка по информатике (подготовительная группа)
Линейный алгоритм движенеия робота, на даном мероприятии педагог постарался решить сложную задачю развивития программного (алгоритмического, аналитического, логического) мышления у детей 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_od_s_detmi_vildaneovoy_r._f.docx | 35.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Образовательного мероприятия в подготовительной группе
Тема: «Линейный алгоритм движения робота»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
составил: педагог- организатор Вильданова Расима Фармановна
Образовательная область | «Познавательное развитие» | ||||
Возраст детей | 6-7 лет (подготовительная к школе группа) | ||||
Тема | «Линейный алгоритм движения робота» | ||||
Тип образовательной ситуации | Открытие нового знания | ||||
Цель | Формировать первичные навыки программирования.Развивать логическое мышление. Развивать программное (алгоритмическое, аналитическое, логическое) мышление. Алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач. | ||||
Задачи | Образовательные: - закреплять знания о предметном мире; - формировать умение записывать символами простые алгоритмы; -закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10; - автоматизировать умение ориентироваться в пространстве в направлении «вперёд» - «назад»; Развивающие: - развивать мышление, внимание, память, воображение; - развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей - деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий; - развивать умение оценивать правильность выполнения поставленной задачи; - развивать умение взаимодействовать, согласовывать свои действия в паре,в процессе достижения поставленных задач. Воспитательные: - способствовать воспитанию чувства ответственности за порученное дело; - способствовать воспитанию навыков сотрудничества. | ||||
Материал | Интерактивная доска SmartBoard, робот-пчела BeeBot 5-6 шт., рабочие поля для робота-пчелы по количеству пар детей. | ||||
Предполагаемый результат | Дети научатсясоставлять простой алгоритм движения робота BeeBot.- линейный алгоритм «вперед» и «назад», записывать с помощью цифр и разнонаправленных стрелок. Автоматизируют математические навыки порядкового счёта, ориентировки в пространстве. Активизируют психические процессы: мышление, внимание, память, речь, воображение Расширят опыт взаимодействия в парах в процессе достижения планируемого результата. | ||||
Этапы технологии «Ситуация» | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность воспитанника | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
1.Введение в ситуацию | Создание условий возникновения внутренней потребности включения в деятельность. | - Ребята, вы любите путешествовать? Какие путешествия вам особенно запомнились? - На чем вы путешествовали? - Путешествуя на машине как вы узнали, в каком направлении, в какую сторону необходимо ехать? - Как вы думаете в древние времена что, помогало путешественнику понять, в каком направлении ему двигаться?(Демонстрация картины В. Васнецова «Витязь на распутье») Совместное обсуждение. | Включаются в игровую ситуацию, отвечают на вопросы с опорой на личный опыт. Самостоятельно формулируют собственную точку зрения. | Личностные УУД: - формирование уменияполно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные УУД: - развитие познавательной активности; -развитие памяти. | Активность детей, разнообразие ответов. |
| С помощью целенаправленноорганизованной беседы, актуализировать мыслительные операции, а также знания и опыт детей. | - Вы хорошо понимаете что, помогает современному путешественнику и путешественнику в древности ориентироваться в дороге. - Хочу предложить вам интересную игру «Что было раньше, чем предмет из прошлого стал сейчас». Условия игры: Выберете одну карточку. Посмотрите на карточки других ребят и найди пару, объединив в пару старинные и современные предметы на карточках, рассуждая «Что человек использовал раньше, каким современным предметом пользуется сейчас». В ходе игры образуются пары. Каждая пара рассказывает о выбранных предметах: «Раньше человек(люди) пользовались…., а сейчас используют …». Педагог, привлекая внимание к паре с картинками «веник-пылесос»: - Как вы думаете, есть ещё более современный аппарат для пары «веник-пылесос»? -Кто управляет веником и пылесосом? - Кто управляет роботом-пылесосом? - Человек разговаривает, управляет роботом на языке программ (программирования), сначала действия робота человек записывает определёнными знаками и передаёт записанную программу в память робота, нажимается кнопка «пуск» и робот выполняет работу. | Дети самостоятельно выбирают карточки, образуют пары. Ответы, высказывания детей с опорой на личный опыт. | Познавательные УУД: -развитие мыслительных операций: анализа, синтеза обобщения. Коммуникативные УУД: - развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности; - формирование умения слушать друг друга. Личностные УУД: - формирование договариваться при формулировке общего ответа; -самостоятельное формулирование «детской» цели. | Положительный ответ детей на вопрос «Хотите научиться управлять роботом-помощником?» (подтверждение желания детей участвовать в предстоящей деятельности). В ходе выполнения дидактического упражнения - дети разделены на пары. |
Принятие «детской цели деятельности» | - Хотите научиться управлять роботом-помощником? | ||||
| Создание ситуации затруднения в индивидуальной деятельности. Фиксация затруднения | - Итак, чему вы решили научиться? - Посмотрите, это дом. В нем есть комнаты и коридоры. Коридоры разные: длинные и короткие. Я предлагаю вам запрограммировать робота-помощника и почистить коридоры. - Когда мы говорили о предметах прошлого и настоящего времени – у нас получились пары. Итак, пары, выберите себе робота-помощника и коридор, который будет очищать ваш робот-помощник. - Вспомните, какие действия мы совершаем щёткой пылесоса, кода пылесосим пол, ковёр; («вперед»- «назад»). - Чтобы уборка была качественной, ваш робот-помощник должен проехать от старта до конца коридора вперёд и вернуться назад, к месту старта. - Прежде чем вы начнете программировать послушайте внимательно инструкцию: «Робот –помощник выполнить действия- шаги вперед и назад. Прежде чем начать программировать робота, нужно нажать кнопку «сброс предыдущих настроек». Это важно, так как робот может держать в памяти предыдущие заданные действия, и он начнет их выполнять. Затем необходимо посчитать сколько клеток – шагов нужно сделать роботу вперёд и сколько клеток –шагов нужно сделать роботу, чтобы вернуться назад. Нажать необходимое количество раз стрелку «вперёд» и необходимое количество раз стрелку «назад» - запрограммировать робота. После поставить робота на старт и нажать кнопку «пуск». - Пробуйте. Не забывайте, что прежде чем задать свою программу роботу-помощнику, необходимо сбросить предыдущие настройки, нажать синюю кнопку «сброс». Практическая работа детей в парах. - У вас получилось, качественно очистить коридор ваш робот выполнил программу, проехав вперёд до конца коридора и вернувшись назад к месту старта? -Почему не получилось? | Выполняют пробное действие, работая в парах. Самостоятельно делают вывод о причине затруднения. | Познавательные УУД: - Развитие мыслительных операций; - развитие умения слушать и удерживать учебную задачу; -развитиеумения действовать по инструкции. Личностные УУД: - умение удерживать цель деятельности («детская цель») -- развитиеуменияадекватно оценивать свою деятельность. | Дети формулируют «детскую цель» -научиться управлять роботом-помощником. Дети слаженно работают в парах. |
4.Открытие нового знания или способа действия. | Создание ситуации для открытия нового знания. | - Вы уже знаете, что человек управляет роботом на языке программ (программирования), сначала действия робота человек записывает определёнными знаками, и только потом программирует робота. - Я приглашаю вас в лабораторию программирования,где вы научитесь составлять программу. Подробно разбирает вместе с детьми алгоритм движения робота-помощника по линии в 3 клетки «вперёд» и «назад», записывает алгоритм на доске с помощью стрелок и цифр - 3↑3↓.Совместно с детьми программирует робота и осуществляют проверку составленного алгоритма. | Анализируют ситуацию. Знакомятся с новым способом действия. | Познавательные УУД: -Развитие мыслительных операциймыслительных операций: анализа, синтеза обобщения. -активизация зрительного и слухового восприятия, памяти, воображения. | Вовлечённсть детей в деятельность. Активность детей в осуществлении проверки составленного алгоритма. |
5.Введение новых знаний в систему знаний | Моделирование ситуации, в которой дети могут использовать новое знание совместно с освоенными ранее знаниями и способами. | - Каждой паре я предлагаю взять планшет и маркеры. Вернуться к своим коридорам и составить программу , записав её с помощью цифр и стрелок. Одина клетка – одна стрелка. -Работать в парах очень удобно, один считает и записывает – второй ещё раз пересчитывает и проверяет запись. Так программа будет очень точной. - Кто составил программу, берите робота и программируйте, не забывая начать со сброса предыдущих настроек. По ходу работы педагог осуществляет индивидуальную помощь (уточняет действия детей, их понимание копок управления роботом.). - У вас получилось, качественно очистить коридор? Ваш робот выполнил программу, проехать вперёд до конца коридора и вернуться назад к месту старта? - Хорошо! - Роботам требуется подзарядка. Я приглашаю вас в лабораторию программирования. | Применяют на практике новое знание, совместно с освоенными ранее пошаговыми действиями. Самостоятельно программируют робота –помощника по заданным условиям, работая в парах осуществляют контроль правильности исполнения. | Коммуникативные УУД: - Умение позитивно относиться к процессу сотрудничества. Познавательные УУД: - Умение действовать по инструкции. Личностные УУД: - Нравственно-этическая ориентация в достижении цели (выполнить работу качественно); - умение контролировать и адекватно оценивать свою деятельность. | Слаженная работа детей в парах. Самостоятельность детей в применении нового знания. |
6.Осмыслене (итог) | Фиксирование детьми достижения «детской» цели». Определение условий, позволивших достигнуть положительного результата | - Чему вы хотели научиться? (управлять роботом-помощником, запрограммировать робота, чтобы он очистил коридоры) - Получилось? - Почему получилось? (Получилось – т.к. научились составлять программу, не получилось – ошиблись в составлении программы, ещё нужно потренироваться, составлять разные программы). - А то, что вы работали вместе (в парах), помогало или мешало? - Я очень рада, что вы смогли выполнить сложную задачу- запрограммировать робота-помощника и качественно очистить коридоры. -Как вы думаете, в современной жизни важно уметь программировать? -Где это умение можно применить? - Вы успешно справились со сложной задачей и я предлагаю заменить ваши белые бейджи на цветные с присвоением статуса «Программист начального уровня» (или «Юный программист»). Согласны? (вручаются бейджи зелёного цвета с надписью«Программист начального уровня» или «Юный программист») ЕСЛИ ПОЗВОЛИТ ВРЕМЯ - -В каком направлении, сегодня вы программировали движения робота?(«вперёд» и «назад»). - Вы успешно справились с задачей и качественно очистили коридоры. Но в доме есть ещё комнаты, где необходима более сложная программа – чтобы очистить комнату робота надо научить поворачивать «вправо» или «влево». Этим мы займёмся на следующей встрече. - До новой встречи программисты начального уровня! | Рефлексия детьми индивидуального и парного участия в деятельности. Проговариваютусловия, которые позволили достигнуть «детской цели» | Личностные УУД: - Рефлексия способов и условий деятельности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - умение соотносить результат своей деятельности с целью. | Совпадение «детской» и «взрослой» целей. Определение детьми условий, которые позволили достигнуть «детской цели». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта образовательной ситуации по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Наша планета на карте и глобусе". Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна
Цель: создать условия для формирования знаний о планете Земля.Задачи:1. Организация деятельности детей по знакомству с планетой Земля.2. Организация деятельности по знакомству с глобусом и карто...
Технологическая карта образовательной ситуации общение (рассматривание картинок к сказке "Рукавичка") в первой младшей группе.
Тема: рассматривание иллюстраций к сказке «Рукавичка».Цель: создать условия для ознакомления детей с новой сказкой. Помочь запомнить ее героев и инсценировать отрывки.Задачи:1. Организация...
Технологическая карта образовательной ситуации общение (рассматривание картинок) в младшей группе «Что делают люди осенью?»
Тема: «Что делают люди осенью?»Цель: Создать условия для ознакомления детей с понятиями «уборка», «сбор урожая», «спецодежда», «теплая одежда&raqu...
Технологическая карта образовательной ситуации общение (рассматривание картинок к потешке «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, сидит ворон на дубу…».) в младшей группе
Тема: рассматривание иллюстраций к потешке «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, сидит ворон на дубу…».Цель: создать условия для приобщения детей к рассматриванию рисунков в книгах.Задачи:1. Ор...
Технологическая карта образовательной ситуации общение (рассматривание картинок к потешке «Привяжу я козлика…».) в младшей группе
Тема: рассматривание иллюстраций к потешке «привяжу я козлика…».Цель: создать условия для чтения знакомой потешки, побуждать к проговариванию за взрослым слов и фраз.Задачи:1. Орган...
Технологическая карта образовательной ситуации общение (рассматривание картинок к произведению С.Маршака «Сказка о глупом мышонке» ) в младшей группе
Тема: рассматривание иллюстраций к произведению «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака.Цель: создать условия для формирования умения слушать сказки, сопровождая чтение игровыми действиями.Зад...
Технологическая карта по конструированию "Роботы"
Техкарта по конструированию в подготовительной группе ....