Технологическая карта образовательной деятельности "Движение робота"
методическая разработка по информатике (подготовительная группа)

Линейный алгоритм движенеия робота, на даном мероприятии педагог постарался решить сложную  задачю развивития программного  (алгоритмического, аналитического, логического) мышления у детей 6-7 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_od_s_detmi_vildaneovoy_r._f.docx35.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Образовательного мероприятия в подготовительной группе

Тема: «Линейный алгоритм движения робота»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

составил: педагог- организатор Вильданова Расима Фармановна

Образовательная область

«Познавательное развитие»

Возраст детей

6-7 лет (подготовительная к школе группа)

Тема

«Линейный алгоритм движения робота»

Тип образовательной ситуации

Открытие нового знания

Цель

Формировать первичные навыки  программирования.Развивать логическое мышление.

Развивать программное (алгоритмическое, аналитическое, логическое) мышление.

Алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач.

Задачи

Образовательные:

- закреплять знания  о предметном мире;

- формировать умение записывать символами простые алгоритмы;

-закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10;

- автоматизировать умение ориентироваться в пространстве в направлении «вперёд» - «назад»;

Развивающие: 

- развивать мышление, внимание, память, воображение;

- развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей - деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий;

- развивать умение оценивать правильность выполнения поставленной  задачи;

- развивать умение взаимодействовать, согласовывать свои действия в паре,в процессе достижения поставленных задач.

Воспитательные

- способствовать воспитанию чувства ответственности за порученное дело;

- способствовать воспитанию  навыков сотрудничества.

Материал

Интерактивная доска SmartBoard, робот-пчела BeeBot 5-6 шт., рабочие поля для робота-пчелы по количеству пар детей.

Предполагаемый результат

Дети научатсясоставлять простой алгоритм движения робота BeeBot.- линейный алгоритм «вперед» и «назад»,  записывать с помощью цифр и разнонаправленных стрелок.

Автоматизируют математические навыки порядкового счёта, ориентировки в пространстве.

Активизируют психические процессы: мышление, внимание, память, речь, воображение

Расширят опыт взаимодействия в парах в процессе достижения планируемого результата.

Этапы технологии «Ситуация»

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

1.Введение

в ситуацию

Создание условий возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

- Ребята, вы любите путешествовать? Какие

 путешествия вам особенно запомнились?

- На чем вы путешествовали?

- Путешествуя на машине как вы узнали, в каком направлении, в какую сторону необходимо  ехать?

- Как вы думаете в древние времена что, помогало путешественнику понять,  в каком направлении ему двигаться?(Демонстрация картины В. Васнецова «Витязь на распутье») Совместное обсуждение.

Включаются в игровую ситуацию, отвечают на вопросы с опорой на личный опыт.

Самостоятельно формулируют собственную точку зрения.

Личностные УУД:

-  формирование уменияполно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные  УУД:

- развитие познавательной активности;

-развитие памяти.

Активность детей, разнообразие ответов.

  1. Актуализация знаний

С помощью целенаправленноорганизованной беседы,  актуализировать мыслительные операции, а также знания и опыт детей.

- Вы  хорошо понимаете что, помогает современному путешественнику и путешественнику в древности ориентироваться в дороге.

 - Хочу предложить вам интересную  игру «Что было раньше, чем предмет из прошлого стал сейчас».

Условия игры: Выберете одну карточку. Посмотрите на карточки других ребят и найди пару, объединив в пару старинные и современные предметы на карточках,  рассуждая «Что человек использовал  раньше, каким современным предметом пользуется   сейчас».

В ходе игры образуются пары. Каждая пара рассказывает о выбранных предметах: «Раньше человек(люди) пользовались….,  а сейчас используют …».

 Педагог, привлекая внимание к паре с картинками «веник-пылесос»:

- Как вы думаете, есть ещё более современный аппарат для пары «веник-пылесос»?

-Кто управляет веником и пылесосом?

- Кто управляет роботом-пылесосом?

- Человек разговаривает, управляет роботом на языке программ (программирования), сначала действия робота человек записывает определёнными знаками и передаёт записанную программу в память робота, нажимается кнопка «пуск» и робот выполняет работу.

Дети самостоятельно выбирают карточки, образуют пары.

Ответы, высказывания  детей с опорой на личный опыт.

Познавательные  УУД:

-развитие мыслительных операций: анализа, синтеза обобщения.

Коммуникативные УУД:

- развитие  навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности;

- формирование умения слушать друг друга.

Личностные УУД:

-  формирование договариваться при формулировке общего ответа;

-самостоятельное формулирование «детской»  цели.

Положительный ответ детей на вопрос

«Хотите научиться управлять роботом-помощником?» (подтверждение желания детей участвовать в предстоящей деятельности).

В ходе выполнения дидактического упражнения - дети разделены на пары.

Принятие «детской цели  деятельности»

- Хотите научиться управлять роботом-помощником?

  1. Затруднение

Создание ситуации затруднения в индивидуальной деятельности.

Фиксация затруднения

- Итак, чему вы решили научиться?

- Посмотрите, это дом. В нем есть комнаты и коридоры. Коридоры разные: длинные и короткие. Я предлагаю вам запрограммировать робота-помощника и почистить коридоры.

- Когда мы говорили о предметах прошлого и настоящего времени – у нас получились пары. Итак, пары, выберите себе робота-помощника и коридор, который будет очищать ваш робот-помощник.

- Вспомните, какие действия мы совершаем щёткой пылесоса, кода пылесосим пол, ковёр; («вперед»- «назад»).

- Чтобы уборка была качественной, ваш робот-помощник должен проехать от старта до конца коридора вперёд и вернуться назад, к месту старта.

- Прежде чем вы начнете программировать послушайте внимательно инструкцию:

«Робот –помощник выполнить действия- шаги вперед и назад. Прежде чем начать программировать робота, нужно нажать кнопку «сброс предыдущих настроек». Это важно, так как робот может держать в памяти предыдущие заданные действия, и он начнет их выполнять. Затем необходимо посчитать сколько клеток – шагов нужно сделать роботу вперёд и  сколько клеток –шагов нужно сделать роботу, чтобы вернуться назад. Нажать необходимое количество раз стрелку «вперёд» и необходимое количество раз стрелку «назад» - запрограммировать робота.

После поставить робота на старт и нажать кнопку «пуск».

- Пробуйте. Не забывайте, что прежде чем задать свою программу роботу-помощнику, необходимо сбросить предыдущие настройки, нажать синюю кнопку «сброс».

Практическая работа детей в парах.

- У вас получилось, качественно очистить коридор ваш робот выполнил программу, проехав вперёд до конца коридора и вернувшись назад к месту старта?

-Почему не получилось?

Выполняют пробное действие, работая в парах.

Самостоятельно делают вывод о причине затруднения.

Познавательные  УУД:

- Развитие мыслительных операций;

- развитие умения слушать и удерживать учебную задачу;

-развитиеумения действовать по инструкции.

Личностные УУД:

- умение удерживать цель деятельности («детская цель»)

-- развитиеуменияадекватно оценивать свою деятельность.

Дети формулируют «детскую цель» -научиться управлять роботом-помощником.

Дети слаженно работают в парах.

4.Открытие нового знания или способа действия.

Создание ситуации для открытия нового знания.

- Вы уже знаете, что человек управляет роботом на языке программ (программирования), сначала действия робота человек записывает определёнными знаками, и только потом программирует робота.

- Я приглашаю вас в лабораторию программирования,где вы научитесь составлять программу.

Подробно разбирает вместе с детьми алгоритм движения робота-помощника по линии в 3 клетки  «вперёд» и «назад», записывает алгоритм на доске с помощью стрелок и цифр - 33.Совместно с детьми программирует робота и осуществляют проверку составленного алгоритма.

Анализируют ситуацию.

Знакомятся с новым способом действия.

Познавательные  УУД:

-Развитие мыслительных операциймыслительных операций: анализа, синтеза обобщения.

-активизация

зрительного и слухового восприятия, памяти, воображения.

Вовлечённсть детей в деятельность.

Активность детей в

осуществлении проверки составленного алгоритма.

5.Введение новых знаний в систему знаний

Моделирование  ситуации, в которой дети могут  использовать новое знание совместно с освоенными ранее знаниями и способами.

- Каждой паре я предлагаю взять планшет и маркеры. Вернуться к своим коридорам и составить программу , записав её с помощью цифр и стрелок. Одина клетка – одна стрелка.

-Работать  в парах очень удобно, один считает и записывает – второй ещё раз пересчитывает и проверяет запись. Так программа будет очень точной.

- Кто составил программу, берите робота и программируйте, не забывая начать со сброса предыдущих настроек.

По ходу работы педагог осуществляет индивидуальную помощь (уточняет действия детей, их понимание копок управления роботом.).

- У вас получилось, качественно очистить коридор? Ваш робот выполнил программу, проехать вперёд до конца коридора и вернуться назад к месту старта?

- Хорошо!

- Роботам требуется подзарядка. Я приглашаю вас в лабораторию программирования.

Применяют на практике новое знание, совместно с освоенными ранее  пошаговыми  действиями.

Самостоятельно программируют робота –помощника по заданным условиям, работая в парах осуществляют контроль правильности исполнения.

Коммуникативные УУД:

- Умение позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Познавательные УУД:

- Умение действовать по инструкции.

Личностные УУД:

- Нравственно-этическая ориентация в достижении цели (выполнить работу качественно);

- умение контролировать и адекватно оценивать свою деятельность.

Слаженная работа детей в парах.

Самостоятельность детей в применении нового знания.

6.Осмыслене (итог)

Фиксирование детьми достижения «детской» цели».

Определение условий, позволивших достигнуть положительного результата

- Чему вы хотели научиться? (управлять роботом-помощником, запрограммировать робота, чтобы он очистил коридоры)

- Получилось?

- Почему получилось? (Получилось – т.к. научились составлять программу, не получилось – ошиблись в составлении программы, ещё нужно потренироваться, составлять разные программы).

- А то, что вы работали вместе (в парах), помогало или мешало?

- Я очень рада, что вы смогли выполнить сложную задачу- запрограммировать робота-помощника и качественно очистить коридоры.

-Как вы думаете, в современной жизни важно уметь программировать?

-Где это умение можно применить?

- Вы успешно справились со сложной задачей и я предлагаю заменить ваши белые бейджи на цветные с присвоением статуса «Программист начального уровня» (или «Юный программист»). Согласны? (вручаются бейджи зелёного цвета с надписью«Программист начального уровня» или «Юный программист»)

ЕСЛИ ПОЗВОЛИТ ВРЕМЯ -

-В каком направлении, сегодня  вы программировали  движения робота?(«вперёд» и «назад»).

- Вы успешно справились с задачей и качественно очистили коридоры. Но в доме есть ещё комнаты, где необходима более сложная программа – чтобы очистить комнату робота надо научить поворачивать «вправо» или «влево». Этим мы займёмся на следующей встрече.

- До новой встречи программисты начального уровня!

Рефлексия детьми  индивидуального и парного участия в деятельности.

Проговариваютусловия, которые позволили достигнуть «детской цели»

Личностные УУД:

- Рефлексия способов и условий деятельности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- умение соотносить результат своей деятельности с целью.

Совпадение

«детской» и «взрослой» целей.

Определение детьми условий, которые позволили достигнуть «детской цели».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной ситуации по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Наша планета на карте и глобусе". Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна

Цель: создать условия для формирования знаний о планете Земля.Задачи:1. Организация деятельности детей по знакомству с планетой Земля.2. Организация деятельности по  знакомству с глобусом и карто...

Технологическая карта образовательной ситуации общение (рассматривание картинок к сказке "Рукавичка") в первой младшей группе.

Тема: рассматривание иллюстраций к сказке «Рукавичка».Цель: создать условия для ознакомления детей с новой сказкой. Помочь запомнить ее героев и инсценировать отрывки.Задачи:1. Организация...

Технологическая карта образовательной ситуации общение (рассматривание картинок) в младшей группе «Что делают люди осенью?»

Тема: «Что делают люди осенью?»Цель: Создать условия для ознакомления детей с понятиями «уборка», «сбор урожая», «спецодежда», «теплая одежда&raqu...

Технологическая карта образовательной ситуации общение (рассматривание картинок к потешке «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, сидит ворон на дубу…».) в младшей группе

Тема: рассматривание иллюстраций к потешке «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, сидит ворон на дубу…».Цель: создать условия для приобщения детей к рассматриванию рисунков в книгах.Задачи:1. Ор...

Технологическая карта образовательной ситуации общение (рассматривание картинок к потешке «Привяжу я козлика…».) в младшей группе

Тема: рассматривание иллюстраций к потешке «привяжу я козлика…».Цель: создать условия для чтения знакомой потешки, побуждать к проговариванию за взрослым слов и фраз.Задачи:1. Орган...

Технологическая карта образовательной ситуации общение (рассматривание картинок к произведению С.Маршака «Сказка о глупом мышонке» ) в младшей группе

Тема: рассматривание иллюстраций к произведению «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака.Цель: создать условия для формирования умения слушать сказки, сопровождая чтение игровыми действиями.Зад...

Технологическая карта по конструированию "Роботы"

Техкарта по конструированию в подготовительной группе ....