План по самообразованию на 2021 – 2022 учебный год
материал по информатике (старшая, подготовительная группа)

Якубова Зелиха Фетулаховна

план по самообразованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Солнышко»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2021 – 2022 учебный год

тема:

«Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Воспитатель: Якубова З.Ф.

Покачи 2021г

  1. Ф.И.О.  Якубова Зелиха Фетулаховна, воспитатель группы компенсирующей направленности.
  2. Продолжительность: 01.09.2021 – 30.05.2022г
  3. Форма работы: групповая
  4. Направление: речевое развитие

Цель: развитие связной речи старших дошкольников посредством мнемотехники.

Задачи:

  • Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
  • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
  • Создать условия для развития связной речи:

-разработать и апробировать серию занятий с использованием мнемотехники

-создать наглядный материал, включающий в себя приемы мнемотехники

  • Развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки; психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
  • Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.

Основные вопросы, намеченные для изучения

  • изучение теоретического материала
  • обобщение знаний по данной теме
  • этапы работы над темой

Этапы проработки по теме:

Подготовительный: изучение литературы по выбранной теме.

Основной: реализация поставленных задач.

Аналитический: оценка и анализ деятельности, перспективы.

Предполагаемые результаты:

Для педагога:

1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

2. Разработаны проекты на основе продуктивных видов деятельности.

3. Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры и упражнения, схемы, мнемотаблицы, мнемодорожки, графические задания, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей, презентации.

4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.

5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.

Для воспитанников:

В процессе работы с помощью мнемотехники у детей с ОВЗ

  • увеличится круг знаний об окружающем мире;
  • отмечается существенный рост в познавательно-речевом развитии;
  • появляется желание пересказывать  рассказы, потому что схемы помогают воссоздать услышанное;
  • увеличивается интерес к заучиванию стихотворений
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
  • родители вовлечены в процесс речевого развития детей.

План работы 2021 — 2022 г

  1. Этап- подготовительный

Формы работы

Практический выход

1.Изучение методической литературы, интернет-ресурсов.

Повышение знаний с материала, анализ изученной литературы по данной теме. Изготовление альбома «Мнемотаблицы для работы по сказкам»

2.Разработка плана по теме самообразования

План самообразования

3. Диагностика.

Выявить уровень развития связной речи детей группы на начало учебного года.

4. Познакомить родителей с мнемотаблицами, мнемодорожками.

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника»

  1. Этап – основной

Месяц

Работа с детьми

Задачи

сентябрь

Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями

Постановка целей и задач.  Создание картотеки игр.

Анкетирование

2 неделя:

«Мнемотаблицы, мнемодорожки»

Знакомство с мнемотаблицей,  мнемодорожкой.

мнемотехническим запоминанием слов. Обучение составлению рассказа с использованием мнемотаблицы, является зрительным планом изложения,  развитие слухового внимания, зрительного восприятия, логического мышления, памяти.

3 неделя:

По дороге в детский сад

Учить составлению описательного рассказа с использованием сенсорно – графического плана, развивать слуховое, зрительное внимание, учить составлению  мнемодорожки.

4 неделя:

Русская народная сказка   «Теремок».

Упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности, учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.

октябрь

1 неделя:

Моя семья

«Составление рассказа       «Моя семья».

Упражнять детей в составлении рассказа по схеме – модели; развивать умение соотносить знаковые символы с образами; развивать память, внимание, наглядно – действенное мышление.

2 неделя: Стихотворение «Дружите, дети» Т. Шорыгина.

Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу, соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.

3 неделя:

Стихотворение «Листопад» И. Токмакова.

Заучить стихотворение с помощью мнемотаблицы. Поупражнять в выразительном чтении стихотворения.

4 неделя

«Моя любимая сказка»

Педложить детям самим составить мнемотаблицу о своей любимой сказке. Провести взаимотренаж (ВТ) и взаимопередачу информации (ВПИ). (Под контролем педагога)

ноябрь

1 неделя:

Стихотворение «День и ночь» П. Соловьева

Заучить стихотворение с помощью мнемотаблицы. Поупражнять в выразительном чтении стихотворения.

2 неделя:

Описательный рассказ «Расскажи про осень»

Учить составлению описательного рассказа, развивать слуховое, зрительное внимание, мышление, учить составлению мнемодорожки, расширение словаря существительных, прилагательных, употребление сложноподчиненных предложений с союзом «а».

Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме  «Осень», развитие зрительного восприятия, логического мышления

развитие зрительного восприятия, логического мышления, учить составлять мнемотаблицу.

3 неделя:

Русская народная сказка 

«Рукавичка».

Упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности, учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.

4 неделя

«Расскажи о профессии»

Активизация предметного словаря: название профессии, орудий труда, расширение словаря действий; учить составлять мнемодорожку

декабрь

1 неделя

Расскажи о зиме

Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме  «Зима», развитие зрительного восприятия, логического мышления, составление предложений, учить составлять мнемотаблицу.

2 неделя

Русская народная сказка

 «Рукавичка».

Упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности, учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление.

3 неделя:

Стихотворение «Дед Мороз проспал в постели» Т. Мельникова

Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами;  учить  самостоятельно 

выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление.

4 неделя

Мое здоровье

Расширение словаря существительных по теме «Здоровье», развитие фразовой речи, употребление предложений с распространенными однородными членами, учить составлять рассказ по мнемотаблице.

январь

2 неделя

Составление рассказа «Зимние забавы».

Продолжать учить составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы, продолжать обогащать знания детей о сезоне, развивать связную речь детей.

3 неделя

Какая сказка спряталась?

Развитие внимания, мышления.

4 неделя

Нарисуй свою сказку

Развивать умение пересказывать сказку с помощью мнемотаблиц

февраль

1 неделя

«Транспорт»

Активизация словаря существительных, прилагательных по теме «Транспорт», согласование количественных числительных с существительными, употребление предложений разных типов, составление творческого рассказа с использованием   мнемотаблицы.

2 неделя

Дидактическая игра «Загадки и отгадки»

Способствовать запоминанию загадок с опорой на мнемодорожку.

3 неделя

«Мои игрушки»

Расширение словаря существительных по теме

 «Игрушки», согласование местоимений  «мой», «моя» с существительными в роде, падеже, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу.

март

1 неделя

«Как я помогаю маме»

Активизация словаря существительных, прилагательных по теме «Семья», согласование прилагательных с существительными, составление рассказа из личного опыта, самостоятельное составление мнемодорожки.

2 неделя

Дидактическая игра «Кто в домике живет?» (по И.А.Чистяковой)

Цель: обогащение глагольного словаря, развитие  внимания, памяти, логического мышления

Содержание: Дети получают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать животные, которые там живут, например, летает, вьет (гнездо), клюет, поет – это птица. Правильность ответа дети проверяют, открывая ставни домика.

3 неделя

Сказка «Колобок»

Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по сказке, соотносить знаковые символы с образами;  учить  самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление

4 неделя

Любимые сказки

Пересказывать сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. Учить детей передавать содержание знакомой сказки, используя  мнемотаблицу. Развивать у детей умственную активность.

апрель

1 неделя

Дидактическая игра «Копилка слов»  

Обогащение  словаря, развитие    долговременной 

памяти, связной речи.

Содержание игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.

2 неделя

Составление мнемосхем для придумывания сказок: «Как ёжик зайца выручил»,

Учить сочинять сказку по заданному сюжету; связно, последовательно излагать ход  сказки,  Используя

 распространенные предложения. Упражнять в описании персонажа с опорой на алгоритм; в составлении предложений по заданной схеме.

3 неделя

Работа с мнемотаблицей «Весенние изменения».

Учить пользоваться графическими изображениями, развивать логику, мышление, внимание; развивать связную речь.

4 неделя

Описание и сравнение времен года по мнемосхеме.

Способствовать развитию связной речи.

май

1 неделя

Заучивание стихотворения «Весна пришла»

Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц, закреплять и уточнять знания детей характерных признаках весны.

2 неделя

Составление предложений о весне по мнемодорожкам.

Развивать зрительную и слуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме.

3 – 4 неделя

Диагностика «Речевое развитие»

Проанализировать результаты, сформулировать выводы.

3. Этап аналитический 2021 г.

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

Работа с родителями в течение года

  1. Анкетирование «Правильно ли говорит Ваш ребенок»
  2. Консультация: «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».
  3. Памятка «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
  4. «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».
  5. «Развитие речи детей средствами мнемотехник».

Литература.

  1. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.- М., 2009.
  2. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.,2005.
  3. Малетина Н. С. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // Дошкольное воспитание. 2004. №6. – С. 64 – 68.
  4. Чохонелидзе, Н. Учим стихи по картинкам. — 2006.
  5. Соломенникова Л. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи // Дошкольное воспитание. 1999. № 4. – С. 54 — 59.
  6. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. № 10. – С. 16 – 21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразование на 2021-2022 учебный год

Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливос...

План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»

повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.Развивать т...

Индивидуальный план по самообразованию на 2021-2022 учебный год Тема: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продума...

План по самообразованию на 2021-2022 учебный год По теме : « АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА».

План по самообразованию на 2021-2022 учебный год По теме :  « АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ  2-3 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА»....

План по самообразованию на 2021/2022 учебный год.

Представлен план по самообразованию на 2021/2022 учебный год по теме " Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр". В плане указывается работа с детьми и с роди...

План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема: «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста».

План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема:  «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма  у детей дошкольного возраста». Цель:·...