План по самообразованию на 2021 – 2022 учебный год
материал по информатике (старшая, подготовительная группа)
план по самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План по самообразованию на 2021 – 2022 учебный год | 35.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Солнышко»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
на 2021 – 2022 учебный год
тема:
«Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
Воспитатель: Якубова З.Ф.
Покачи 2021г
- Ф.И.О. Якубова Зелиха Фетулаховна, воспитатель группы компенсирующей направленности.
- Продолжительность: 01.09.2021 – 30.05.2022г
- Форма работы: групповая
- Направление: речевое развитие
Цель: развитие связной речи старших дошкольников посредством мнемотехники.
Задачи:
- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
- Создать условия для развития связной речи:
-разработать и апробировать серию занятий с использованием мнемотехники
-создать наглядный материал, включающий в себя приемы мнемотехники
- Развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки; психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
- Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
Основные вопросы, намеченные для изучения
- изучение теоретического материала
- обобщение знаний по данной теме
- этапы работы над темой
Этапы проработки по теме:
Подготовительный: изучение литературы по выбранной теме.
Основной: реализация поставленных задач.
Аналитический: оценка и анализ деятельности, перспективы.
Предполагаемые результаты:
Для педагога:
1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
2. Разработаны проекты на основе продуктивных видов деятельности.
3. Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры и упражнения, схемы, мнемотаблицы, мнемодорожки, графические задания, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей, презентации.
4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.
Для воспитанников:
В процессе работы с помощью мнемотехники у детей с ОВЗ
- увеличится круг знаний об окружающем мире;
- отмечается существенный рост в познавательно-речевом развитии;
- появляется желание пересказывать рассказы, потому что схемы помогают воссоздать услышанное;
- увеличивается интерес к заучиванию стихотворений
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
- родители вовлечены в процесс речевого развития детей.
План работы 2021 — 2022 г
- Этап- подготовительный
Формы работы | Практический выход |
1.Изучение методической литературы, интернет-ресурсов. | Повышение знаний с материала, анализ изученной литературы по данной теме. Изготовление альбома «Мнемотаблицы для работы по сказкам» |
2.Разработка плана по теме самообразования | План самообразования |
3. Диагностика. | Выявить уровень развития связной речи детей группы на начало учебного года. |
4. Познакомить родителей с мнемотаблицами, мнемодорожками. | Консультация для родителей «Что такое мнемотехника» |
- Этап – основной
Месяц | Работа с детьми | Задачи | |
сентябрь | Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями Постановка целей и задач. Создание картотеки игр. Анкетирование | ||
2 неделя: «Мнемотаблицы, мнемодорожки» | Знакомство с мнемотаблицей, мнемодорожкой. мнемотехническим запоминанием слов. Обучение составлению рассказа с использованием мнемотаблицы, является зрительным планом изложения, развитие слухового внимания, зрительного восприятия, логического мышления, памяти. | ||
3 неделя: По дороге в детский сад | Учить составлению описательного рассказа с использованием сенсорно – графического плана, развивать слуховое, зрительное внимание, учить составлению мнемодорожки. | ||
4 неделя: Русская народная сказка «Теремок». | Упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности, учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление. | ||
октябрь | 1 неделя: Моя семья «Составление рассказа «Моя семья». | Упражнять детей в составлении рассказа по схеме – модели; развивать умение соотносить знаковые символы с образами; развивать память, внимание, наглядно – действенное мышление. | |
2 неделя: Стихотворение «Дружите, дети» Т. Шорыгина. | Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу, соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление. | ||
3 неделя: Стихотворение «Листопад» И. Токмакова. | Заучить стихотворение с помощью мнемотаблицы. Поупражнять в выразительном чтении стихотворения. | ||
4 неделя «Моя любимая сказка» | Педложить детям самим составить мнемотаблицу о своей любимой сказке. Провести взаимотренаж (ВТ) и взаимопередачу информации (ВПИ). (Под контролем педагога) | ||
ноябрь | 1 неделя: Стихотворение «День и ночь» П. Соловьева | Заучить стихотворение с помощью мнемотаблицы. Поупражнять в выразительном чтении стихотворения. | |
2 неделя: Описательный рассказ «Расскажи про осень» | Учить составлению описательного рассказа, развивать слуховое, зрительное внимание, мышление, учить составлению мнемодорожки, расширение словаря существительных, прилагательных, употребление сложноподчиненных предложений с союзом «а». Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Осень», развитие зрительного восприятия, логического мышления развитие зрительного восприятия, логического мышления, учить составлять мнемотаблицу. | ||
3 неделя: Русская народная сказка «Рукавичка». | Упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности, учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление. | ||
4 неделя «Расскажи о профессии» | Активизация предметного словаря: название профессии, орудий труда, расширение словаря действий; учить составлять мнемодорожку | ||
декабрь | 1 неделя Расскажи о зиме | Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Зима», развитие зрительного восприятия, логического мышления, составление предложений, учить составлять мнемотаблицу. | |
2 неделя Русская народная сказка «Рукавичка». | Упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности, учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление. | ||
3 неделя: Стихотворение «Дед Мороз проспал в постели» Т. Мельникова | Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление. | ||
4 неделя Мое здоровье | Расширение словаря существительных по теме «Здоровье», развитие фразовой речи, употребление предложений с распространенными однородными членами, учить составлять рассказ по мнемотаблице. | ||
январь | 2 неделя Составление рассказа «Зимние забавы». | Продолжать учить составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы, продолжать обогащать знания детей о сезоне, развивать связную речь детей. | |
3 неделя Какая сказка спряталась? | Развитие внимания, мышления. | ||
4 неделя Нарисуй свою сказку | Развивать умение пересказывать сказку с помощью мнемотаблиц | ||
февраль | 1 неделя «Транспорт» | Активизация словаря существительных, прилагательных по теме «Транспорт», согласование количественных числительных с существительными, употребление предложений разных типов, составление творческого рассказа с использованием мнемотаблицы. | |
2 неделя Дидактическая игра «Загадки и отгадки» | Способствовать запоминанию загадок с опорой на мнемодорожку. | ||
3 неделя «Мои игрушки» | Расширение словаря существительных по теме «Игрушки», согласование местоимений «мой», «моя» с существительными в роде, падеже, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу. | ||
март | 1 неделя «Как я помогаю маме» | Активизация словаря существительных, прилагательных по теме «Семья», согласование прилагательных с существительными, составление рассказа из личного опыта, самостоятельное составление мнемодорожки. | |
2 неделя Дидактическая игра «Кто в домике живет?» (по И.А.Чистяковой) | Цель: обогащение глагольного словаря, развитие внимания, памяти, логического мышления Содержание: Дети получают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать животные, которые там живут, например, летает, вьет (гнездо), клюет, поет – это птица. Правильность ответа дети проверяют, открывая ставни домика. | ||
3 неделя Сказка «Колобок» | Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по сказке, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление | ||
4 неделя Любимые сказки | Пересказывать сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. Учить детей передавать содержание знакомой сказки, используя мнемотаблицу. Развивать у детей умственную активность. | ||
апрель | 1 неделя Дидактическая игра «Копилка слов» | Обогащение словаря, развитие долговременной памяти, связной речи. Содержание игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ. | |
2 неделя Составление мнемосхем для придумывания сказок: «Как ёжик зайца выручил», | Учить сочинять сказку по заданному сюжету; связно, последовательно излагать ход сказки, Используя распространенные предложения. Упражнять в описании персонажа с опорой на алгоритм; в составлении предложений по заданной схеме. | ||
3 неделя Работа с мнемотаблицей «Весенние изменения». | Учить пользоваться графическими изображениями, развивать логику, мышление, внимание; развивать связную речь. | ||
4 неделя Описание и сравнение времен года по мнемосхеме. | Способствовать развитию связной речи. | ||
май | 1 неделя Заучивание стихотворения «Весна пришла» | Отвечать на вопросы, запоминать короткое стихотворение с помощью мнемотаблиц, закреплять и уточнять знания детей характерных признаках весны. | |
2 неделя Составление предложений о весне по мнемодорожкам. | Развивать зрительную и слуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме. | ||
3 – 4 неделя Диагностика «Речевое развитие» | Проанализировать результаты, сформулировать выводы. |
3. Этап аналитический 2021 г.
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.
Работа с родителями в течение года
- Анкетирование «Правильно ли говорит Ваш ребенок»
- Консультация: «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».
- Памятка «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
- «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».
- «Развитие речи детей средствами мнемотехник».
Литература.
- Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.- М., 2009.
- Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.,2005.
- Малетина Н. С. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // Дошкольное воспитание. 2004. №6. – С. 64 – 68.
- Чохонелидзе, Н. Учим стихи по картинкам. — 2006.
- Соломенникова Л. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи // Дошкольное воспитание. 1999. № 4. – С. 54 — 59.
- Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. № 10. – С. 16 – 21.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразование на 2021-2022 учебный год
Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливос...
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»
повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.Развивать т...
Индивидуальный план по самообразованию на 2021-2022 учебный год Тема: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продума...
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год По теме : « АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА».
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год По теме : « АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА»....
План по самообразованию на 2021/2022 учебный год.
Представлен план по самообразованию на 2021/2022 учебный год по теме " Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр". В плане указывается работа с детьми и с роди...
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема: «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста».
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год. Тема: «Телесная перкуссия как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста». Цель:·...
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год воспитателя группы №12 общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни»
Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни»...