Конспект ООД по развитию зрительного восприятия в группе компенсирующей направленности "Птицы".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Конспект предназначен для работы в группе для детей с нарушением зрения. Цель занятия: уточнить и конкретизировать знания детей о зимующих и перелётных птицах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptitsy.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка
Конспект
ООД по развитию зрительного восприятия
в группе компенсирующей направленности для детей
от 6 до 7 лет (нарушения зрения)
по теме: «Птицы».
Автор-составитель:
учитель-дефектолог Макарова О.В.
г. Кузнецк
Тип занятия: формирование предметных представлений и способов обследования предметов.
Режим проведения: подгруппа (фронтальное занятие).
Количество детей: 8 человек.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Цель занятия: уточнить и конкретизировать знания детей о зимующих и перелётных птицах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять умение детей узнавать птиц по их окраске, величине, строению;
- развивать умение рассматривать и описывать изображение предмета по плану-образцу;
- закреплять умение выделять главные (существенные) признаки.
Коррекционно-развивающие:
- активизировать речевую деятельность детей;
- закрепить умение устанавливать причинно – следственные связи;
- развивать зрительное и слуховое внимание, словесно – логическое мышление;
- развивать целостность восприятия;
- развивать различительные способности зрения, прослеживающую функцию глаза;
- способствовать развитию межполушарного взаимодействия.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать навыки межличностного общения, доброжелательного отношения друг к другу;
- воспитывать заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа:
- наблюдение за птицами на участке;
- просмотр видеофильма «Птицы нашей Родины» автор Коровина И.Н. по материалам www.yandex.ru;
- разучивание загадок о птицах;
- разучивание физкультминутки «Хочу быть птичкой».
Оборудование: игрушка Карлсон; карточки с изображением синицы и вороны по количеству детей; демонстрационные изображения синицы и вороны; картинки с изображением зимующих и перелётных птиц (грач, скворец, соловей, ласточка, воробей, синица, сорока, ворона), солнца и снежинки для фланелеграфа; фланелеграф; карточки с контурами ласточки, снегиря, вороны, соловья, сороки, грача, силуэты этих птиц; разрезные картинки по теме «Птицы».
№ п/п | Этапы занятия, цель, продолжительность этапов | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей |
I. | Организационный момент. Введение в тему. (3 мин.)
Цель: создать положительный настрой на занятие, заинтересовать детей. | Учитель-дефектолог: Сегодня я пришла в кабинет, а у меня на столе сидит гость. Посмотрите, кто это? Как вы его узнали? Маленький, пухлый герой Дружен он был со страной. Дружбой своей дорожил И малышей он любил. Да и конфеты любил, Так он мотор заводил. Как заревёт вдруг мотор, С вами подружится он. - Как вы думаете, а каким образом Карлсон попал к нам в кабинет? - Если Карлсон высоко летает, то, кого он может встретить в небе? | Дети встают полукругом у стола педагога. Ответы детей: - Это Карлсон. Мы его узнали по моторчику на спине. - Карлсон залетел к нам через окно. - Карлсон может встретить в небе разных птиц. |
II | Основная часть (25 мин.) Цель: закрепить алгоритм восприятия внешнего вида птиц; обобщить имеющиеся знания; активизировать словарный запас по теме. | 1. Работа над описательными загадками (6 мин.) Цель: закрепить навык зрительного обследования предметов. - А вот каких птиц встречает Карлсон, вы сможете узнать сами. Для этого вам нужно отгадать загадки, а отгадку найти у себя на столе на картинках. Учитель-дефектолог загадывает детям описательные загадки о синице и вороне. - Давайте проверим, правильно ли вы отгадали загадки. Про какую птицу была первая загадка? Докажи, что это загадка про синицу. Расскажите, о ком вторая загадка? Как вы догадались? | Дети рассаживаются за свои столы. Дети отгадывают предложенные описательные загадки и находят соответствующую картинку с изображением птиц. Ответы детей: - Первая загадка была про синицу. В загадке говорилось, что у этой птицы грудка жёлтая, крылышки и хвостик зелёные, голова – чёрная; на лапках острые коготки. Так выглядит синица. - Вторая загадка о вороне. В ней сказано о птице, у которой чёрная голова, горло, шея и хвост тоже чёрные, остальная часть туловища серая. Так выглядит ворона. |
2. Обобщающая беседа (3 мин.) Цель: обобщить знания детей о классификации птиц по групповому признаку (перелетные, зимующие). Учитель-дефектолог: Вот вы узнали, каких птиц Карлсон встречает в небе. А теперь подумайте и скажите, каких птиц Карлсон поздней осенью и зимой не встретит? Как мы этих птиц называем? Почему он их не встретит? Почему они улетают на юг? А чем питаются птицы, которые остаются с нами на зиму? Как мы называем этих птиц? | Ответы детей: - Карлсон не встретит зимой ласточку, скворца, грача. - Это перелётные птицы. Они улетают в тёплые края. - Эти птицы питаются мошками, червяками. А зимой мошек и червяков нет, и птицам нечем питаться. - Они клюют рябину, и их подкармливают люди. - Это зимующие птицы. | ||
3. Совместная работа на фланелеграфе (4 мин.) Цель: закрепить умение классифицировать объекты по основному признаку. Детям предлагается взять со стола педагога перевёрнутые карточки и посмотреть, какие птицы на них изображены. Учитель-дефектолог: Назовите птиц, которые изображены у каждого из вас на картинке. - Посмотрите на фланелеграф. Что вы видите в правом верхнем углу? Что вы видите в левом верхнем углу? Как вы думаете, где надо расположить перелётных птиц? А где надо расположить зимующих птиц? Учитель-дефектолог даёт детям задание расставить изображения птиц на фланелеграфе по групповым признакам. | Ответы детей: - Грач, скворец, соловей, ласточка, воробей, синица, сорока, ворона. - Солнышко. - Снежинку. - Рядом с солнышком. - Рядом со снежинкой. Дети расставляют картинки на фланелеграфе по заданию. | ||
4. Динамическая пауза «Хочу быть птичкой» (2 мин.) Цель: развивать координацию движений, слуховое внимание, совершенствовать общую моторику. Я по улице гулял, Галок и ворон считал: Раз, два, три, четыре, пять… Буду я считать опять – Рот открыл, смотрю я в небо Вправо-влево. Я там не был. Птичкой захотел я стать. И руками стал махать. Крылья вверх и крылья вниз, Только слышно ветра свист. Я подпрыгнул, чтоб взлететь. Но пришлось на землю сесть. | Дети проговаривают слова и выполняют соответствующие движения. У них вырабатываются чёткие, координированные движения во взаимосвязи с речью. Снимается усталость, напряжение. Поступательные движения указательным и средним пальцами обеих рук, обозначающие ходьбу. Скрестить перед собой кисти рук, сделать плавные движения кистями, обозначающие полет птицы. Загибать поочередно пальцы рук, начиная с большого. Загибать пальцы с мизинца. Открыть рот, поднять голову вверх. Повороты головы. Взмахи руками через стороны вверх, вниз, часто, кисти напряжены. Плавно высоко вверх и вниз взмахнуть руками. Вращательные движения указательными пальцами обеих рук, поднятыми вверх Руки поднять вверх, подпрыгнуть. Присесть. | ||
5. Сравнение синицы и воробья (2 мин.) Цель: упражнять в сличении изображений по принципу сходства и различия. Учитель-дефектолог: Карлсон прилетел к нам с разными карточками. На них он нарисовал птиц. Но раскрасить не успел. Я вам сейчас загадаю загадки, а вы должны найти отгадку на карточке. «Мала птичка да коготок остёр». Кто это? Как вы догадались, что это синичка ведь она не раскрашена? «Маленький мальчишка в пёстром армячишке по двору шныряет, крошки собирает». А это что за птица? Как вы догадались, что это воробей? Чем воробей и синичка похожи? А чем эти птицы различаются? | Ответы детей: - Синичка. - У синицы острый тонкий клюв, острые коготки. Дети выбирают силуэт синицы и совмещают его с контуром. - Воробей. - У воробья тонкий клюв, заострённый к концу; хвостик он держит поднятым кверху. Дети выбирают силуэт воробья и совмещают его с контуром. - И воробей, и синица маленькие по размеру. Это зимующие птицы. - Они разной окраски. У синицы острый клювик, а у воробья – тонкий, заострён к концу. | ||
| 6. Дидактическая игра «Совмести контур и силуэт». (3 мин.) Цель: закрепить навыки сличения и совмещения контура и силуэта Дефектолог предлагает детям совместить силуэты птиц с контуром на карточке. | Дети выбирают и совмещают силуэт с контуром ласточки, снегиря, вороны, соловья, сороки, грача. | |
|
| 7. Работа на офтальмотренажёре (2 мин.) Упражнение для глаз «Проследи за птичкой». Цель: укрепить глазные мышцы, снять с них напряжение. | Дети следят глазами за указкой, которая показывает путь птички. Затем прослеживают путь птички самостоятельно. |
8. Индивидуальное упражнение «Сложи изображение» (3 мин.) Цель: закрепить умение складывать из частей целое изображение. Дефектолог предлагает детям самостоятельно сложить из частей изображения птиц. | Дети складывают из частей картинки, называют птиц, которые изображены на картинках. | ||
III. | Итог занятия (2 мин.) Цель: подвести итог занятия, определить его результативность. |
Дефектолог подводит итог занятия. Спрашивает детей, что больше всего им понравилось делать на занятии. |
Дети слушают дефектолога, высказываются, что им понравилось на занятии.
|
Источники стихотворных текстов:
- http://www.karlsonmusical.ru/poetry
- Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: метод. пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия в старшей компенсирующей группе для детей с нарушениями зрения.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развития зрительного восприятия в старшей компенсирующей группе для детей с нарушенями зрения....
Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия средняя группа с нарушением зрения на тему: "В гостях у Матрёшки"
Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия средняя группа с нарушением зрения на тему: "В гостях у Матрёшки"...
Конспект НОД по развитию зрительного восприятия детей во 2-ой младшей группе
Тема НОД:" Путешествие на весеннюю полянку"...
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детей во второй младшей группе "Медвежонок готовится к Дню рождения мамы"
Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия детей «Медвежонок готовится к Дню рождения мамы»Вторая младшая группаТип занятия: Формирование сенсорных эталонов....
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия в первой младшей группе «Рыбки»
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия "Рыбки"Первая младшая группа...
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детей в средней группе "Знакомство с голубым цветом"
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детейСредняя группа Тип занятия: Формирование сенсорных эталонов Тема: «Знакомство с голубым цветом»...
Конспект НОД по развитию зрительного восприятия в старшей группе "Путешествие по сказкам"
НОД по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения....