Конспект ООД по развитию зрительного восприятия в группе компенсирующей направленности "Птицы".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Макарова Ольга Владимировна

Конспект предназначен для работы в группе для детей с нарушением зрения. Цель занятия: уточнить и конкретизировать знания детей о зимующих и перелётных птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ptitsy.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Конспект

ООД по развитию зрительного восприятия

в группе компенсирующей направленности для детей

от 6 до 7 лет (нарушения зрения)

по теме: «Птицы».

Автор-составитель:

учитель-дефектолог Макарова О.В.

г. Кузнецк

 

Тип занятия: формирование предметных представлений и способов обследования предметов.

Режим проведения: подгруппа (фронтальное занятие).

Количество детей: 8 человек.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Цель занятия: уточнить и конкретизировать знания детей о зимующих и перелётных птицах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закреплять умение детей узнавать птиц по их окраске, величине, строению;

- развивать умение рассматривать и описывать изображение предмета по плану-образцу;

- закреплять умение выделять главные (существенные) признаки.

Коррекционно-развивающие:

- активизировать речевую деятельность детей;

- закрепить умение устанавливать причинно – следственные связи;

- развивать зрительное и слуховое внимание, словесно – логическое мышление;

- развивать целостность восприятия;

- развивать различительные способности зрения, прослеживающую функцию глаза;

- способствовать развитию межполушарного взаимодействия.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать навыки межличностного общения, доброжелательного отношения друг к другу;

- воспитывать заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа:

  • наблюдение за птицами на участке;
  • просмотр видеофильма «Птицы нашей Родины» автор Коровина И.Н. по материалам www.yandex.ru;
  • разучивание загадок о птицах;
  • разучивание физкультминутки «Хочу быть птичкой».

Оборудование: игрушка Карлсон; карточки с изображением синицы и вороны по количеству детей; демонстрационные изображения синицы и вороны; картинки с изображением зимующих и перелётных птиц (грач, скворец, соловей, ласточка, воробей, синица, сорока, ворона), солнца и снежинки для фланелеграфа; фланелеграф; карточки с контурами ласточки, снегиря, вороны, соловья, сороки, грача, силуэты этих птиц; разрезные картинки по теме «Птицы».

п/п

Этапы занятия, цель, продолжительность этапов

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности детей

I.

Организационный момент.

Введение в тему.        (3 мин.)

 

Цель: создать положительный настрой на занятие, заинтересовать детей.

 Учитель-дефектолог: Сегодня я пришла в кабинет, а у меня на столе сидит гость. Посмотрите, кто это? Как вы его узнали?

Маленький, пухлый герой

Дружен он был со страной.

Дружбой своей дорожил

И малышей он любил.

Да и конфеты любил,

Так он мотор заводил.

Как заревёт вдруг мотор,

С вами подружится он.

 - Как вы думаете, а каким образом Карлсон попал к нам в кабинет?

- Если Карлсон высоко летает, то, кого он может встретить в небе?

Дети встают полукругом у стола педагога.

Ответы детей:

- Это Карлсон. Мы его узнали по моторчику на спине.

- Карлсон залетел к нам через окно.

- Карлсон может встретить в небе разных птиц.

II

Основная часть (25 мин.)

Цель: закрепить алгоритм восприятия внешнего вида птиц; обобщить имеющиеся знания; активизировать словарный запас по теме.

1. Работа над описательными загадками (6 мин.)

Цель: закрепить навык зрительного обследования предметов.

- А вот каких птиц встречает Карлсон, вы сможете узнать сами. Для этого вам нужно отгадать загадки, а отгадку найти у себя на столе на картинках.

Учитель-дефектолог загадывает детям описательные загадки о синице и вороне.

- Давайте проверим, правильно ли вы отгадали загадки. Про какую птицу была первая загадка?

Докажи, что это загадка про синицу.

Расскажите, о ком вторая загадка? Как вы догадались?

  Дети рассаживаются за свои столы.

Дети отгадывают предложенные описательные загадки и находят соответствующую картинку с изображением птиц.

Ответы детей:

- Первая загадка была про синицу.

В загадке говорилось, что у этой птицы грудка жёлтая, крылышки и хвостик зелёные, голова – чёрная; на лапках острые коготки. Так выглядит синица.

- Вторая загадка о вороне.

В ней сказано о птице, у которой чёрная голова, горло, шея и хвост тоже чёрные, остальная часть туловища серая. Так выглядит ворона.

2.   Обобщающая беседа (3 мин.)

Цель: обобщить знания детей о классификации птиц по групповому признаку (перелетные, зимующие).

Учитель-дефектолог: Вот вы узнали, каких птиц Карлсон встречает в небе. А теперь подумайте и скажите, каких птиц Карлсон поздней осенью и зимой не встретит? Как мы этих птиц называем? Почему он их не встретит?

Почему они улетают на юг?

А чем питаются птицы, которые остаются с нами на зиму? Как мы называем этих птиц?

Ответы детей:

- Карлсон не встретит зимой ласточку, скворца, грача.

- Это перелётные птицы. Они улетают в тёплые края.

- Эти птицы питаются мошками, червяками. А зимой мошек и червяков нет, и птицам нечем питаться.

- Они клюют рябину, и их подкармливают люди.

- Это зимующие птицы.

3. Совместная работа на фланелеграфе (4 мин.)

Цель: закрепить умение классифицировать объекты по основному признаку.

Детям предлагается взять со стола педагога перевёрнутые карточки и посмотреть, какие птицы на них изображены.

Учитель-дефектолог: Назовите птиц, которые изображены у каждого из вас на картинке.

- Посмотрите на фланелеграф. Что вы видите в правом верхнем углу?

Что вы видите в левом верхнем углу?

Как вы думаете, где надо расположить перелётных птиц?

А где надо расположить зимующих птиц?

Учитель-дефектолог даёт детям задание расставить изображения птиц на фланелеграфе по групповым признакам.

Ответы детей:

- Грач, скворец, соловей, ласточка, воробей, синица, сорока, ворона.

- Солнышко.

- Снежинку.

- Рядом с солнышком.

- Рядом со снежинкой.

Дети расставляют картинки на фланелеграфе по заданию.

4. Динамическая пауза «Хочу быть птичкой»

(2 мин.)

Цель: развивать координацию движений, слуховое внимание, совершенствовать общую моторику.

Я по улице гулял,                          

Галок и ворон считал:          

Раз, два, три, четыре, пять…  

Буду я считать опять –

Рот открыл, смотрю я в небо

Вправо-влево. Я там не был.  

Птичкой захотел я стать.

И руками стал махать.      

Крылья вверх и крылья вниз,                  

Только слышно ветра свист.                

Я подпрыгнул, чтоб взлететь.          

Но пришлось на землю сесть.

Дети проговаривают слова и выполняют соответствующие движения. У них вырабатываются чёткие, координированные движения во взаимосвязи с речью. Снимается усталость, напряжение.

Поступательные движения указательным и средним пальцами обеих рук, обозначающие ходьбу.

Скрестить перед собой кисти рук, сделать плавные движения кистями, обозначающие полет птицы.

Загибать поочередно пальцы рук, начиная с большого.

Загибать пальцы с мизинца.

Открыть рот, поднять голову вверх.

Повороты головы.

Взмахи руками через стороны вверх, вниз, часто, кисти напряжены.

Плавно высоко вверх и вниз взмахнуть руками.

Вращательные движения указательными пальцами обеих рук, поднятыми вверх

Руки поднять вверх, подпрыгнуть.

Присесть. 

5. Сравнение синицы и воробья (2 мин.)

Цель: упражнять в сличении изображений по принципу сходства и различия.

Учитель-дефектолог: Карлсон прилетел к нам с разными карточками. На них он нарисовал птиц. Но раскрасить не успел. Я вам сейчас загадаю загадки, а вы должны найти отгадку на карточке.

«Мала птичка да коготок остёр». Кто это?

Как вы догадались, что это синичка ведь она не раскрашена?

«Маленький мальчишка в пёстром армячишке по двору шныряет, крошки собирает». А это что за птица?

Как вы догадались, что это воробей?

Чем воробей и синичка похожи?

А чем эти птицы различаются?

Ответы детей:

- Синичка.

- У синицы острый тонкий клюв, острые коготки.

Дети выбирают силуэт синицы и совмещают его с контуром.

- Воробей.

- У воробья тонкий клюв, заострённый к концу; хвостик он держит поднятым кверху.

Дети выбирают силуэт воробья и совмещают его с контуром.

- И воробей, и синица маленькие по размеру. Это зимующие птицы.

- Они разной окраски. У синицы острый клювик, а у воробья – тонкий, заострён к концу.

 

6. Дидактическая игра «Совмести контур и силуэт». (3 мин.)

Цель: закрепить навыки сличения и совмещения контура и силуэта

Дефектолог предлагает детям совместить силуэты птиц с контуром на карточке.

Дети выбирают и совмещают силуэт с контуром ласточки, снегиря, вороны, соловья, сороки, грача.

 

 

7. Работа на офтальмотренажёре (2 мин.)

Упражнение для глаз «Проследи за птичкой».

Цель: укрепить глазные мышцы, снять с них напряжение.

Дети следят глазами за указкой, которая показывает путь птички. Затем прослеживают путь птички самостоятельно.

8. Индивидуальное упражнение «Сложи изображение» (3 мин.)

Цель: закрепить умение складывать из частей целое изображение.

Дефектолог предлагает детям самостоятельно сложить из частей изображения птиц.

Дети складывают из частей картинки, называют птиц, которые изображены на картинках.

III.

Итог занятия (2 мин.)

Цель: подвести итог занятия, определить его результативность.

 

  Дефектолог подводит итог занятия. Спрашивает детей, что больше всего им понравилось делать на занятии.

 

Дети слушают дефектолога, высказываются, что им понравилось на занятии.

 

Источники стихотворных текстов:

  1. http://www.karlsonmusical.ru/poetry
  2. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: метод. пособие – М.: ТЦ Сфера, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия в старшей компенсирующей группе для детей с нарушениями зрения.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развития зрительного восприятия в старшей компенсирующей группе  для детей с нарушенями зрения....

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия средняя группа с нарушением зрения на тему: "В гостях у Матрёшки"

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия средняя группа с нарушением зрения на тему: "В гостях у Матрёшки"...

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детей во второй младшей группе "Медвежонок готовится к Дню рождения мамы"

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия детей  «Медвежонок готовится к Дню рождения мамы»Вторая младшая группаТип занятия: Формирование сенсорных эталонов....

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия в первой младшей группе «Рыбки»

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия  "Рыбки"Первая младшая группа...

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детей в средней группе "Знакомство с голубым цветом"

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия детейСредняя группа Тип занятия: Формирование сенсорных эталонов Тема: «Знакомство с голубым цветом»...

Конспект НОД по развитию зрительного восприятия в старшей группе "Путешествие по сказкам"

НОД по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения....