Рабочая программа информатика 19-20
рабочая программа по информатике

Содержание

 

 

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

1.1.Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты освоения программы ДОУ.

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

  1. Режим и структура НОД
  2. Материально-техническое оснащение

 

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

3.1. Перспективный план работы с детьми

3.2. Перспективный план работы с родителями

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_inf_19-20.docx38.39 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено  на заседании педагогического совета муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Протокол  № ______ от «____»_________  201__г

Согласовано на заседании Управляющего совета муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Протокол  № ______ от «__»_________  201__г

Утверждаю

Заведующая Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Ярсалинский детский сад «Солнышко» __________ Чечикова О.Е.                                      «___»_____________20__г        

Приказ №____________

Рабочая программа

по информатике для детей 5-7 лет

(срок реализации – 2 года)

п.Яр- Сале

Содержание

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты освоения программы ДОУ.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Режим и структура НОД
  2. Материально-техническое оснащение

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Перспективный план работы с детьми

3.2. Перспективный план работы с родителями

ЛИТЕРАТУРА

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды. Поиск новых психолого-педагогических подходов к развитию умственной активности детей становится все более значимым, так как именно активность ума является одним из основополагающих свойств личности.

Основы информатики и компьютерной грамотности лучше всего изучать уже с ранних лет жизни человека. Уже в старшей группе ребёнок может овладеть основами управления персональным компьютером, познакомиться с его основными составляющими. Данная программа направлена на общее развитие личности детей дошкольного возраста. Выполнение различных логических и практических заданий игрового характера будет способствовать:

  • развитию мыслительных процессов: внимания, воображения, восприятия, наблюдения, памяти;
  • формированию способов действий: обобщения, классификации;
  • проявлению творческой инициативы, интуиции.

Эта программа составлена на основе Программы подготовки дошкольников по информатике (авторы А.В.Горячев, Н.В.Ключ). Использовались пособия: “Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников”, “Все по полочкам” (рабочая тетрадь), сборник творческих заданий на развитие фантазии и чувства цвета: «Уроки графики», «Учимся рисовать», программа для рисования: графический редактор «Paint», «Учимся рисовать», сборник игр, развивающих мышление, внимание, память серия «Супердетки», «Гарфилд», «Маленький гений», «Скоро в школу», «Учимся читать».

Чтобы ученье для детей было увлекательным, вдохновенным трудом, нужно пробудить у детей и постоянно поддерживать желание учиться, желание узнавать новое. Именно это желание явится эмоциональным стимулом самостоятельной и активной мысли ребенка. Введение курса информатики дает возможность расширить умения наблюдать и сравнивать, находить общее в различном, отличать главное от второстепенного, устанавливать необходимые и достаточные условия, находить закономерность и делать выводы, развивать способности к обобщениям. Все это способствует успешной подготовке ребенка к обучению в школе.

Цель: развитие интеллектуальных способностей, формирование у дошкольников устойчивого интереса и положительной мотивации к обучению.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формирование умения строить информационные логические модели;
  2. Формирование у детей интереса к компьютерам, к играм с использованием компьютерных программы (обучающих и развивающих);
  3. Формирование базиса аппарата формальной логики, а также формирование навыков для описания модели рассуждения;
  4. Формирование у детей навыков работы за компьютером, с помощью операторов (мышка, клавиатура, тач пад)

Развивающие:

  1. Развитие фантазии и воображения;
  2. Развитие у детей теоретического уровня мышления, рефлексии (осознание) способов действия, способов решения поставленных задач своей деятельности с помощью компьютера;

Воспитательные:

  1. Воспитание в детях усидчивости и сосредоточенности на поставленной задачи или цели.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Срок реализации 2 года.

Содержание рабочей программы выстраивается с учетом следующих принципов:

  1. Принцип целостности восприятия мира – предполагает наполнение жизни детей яркими впечатлениями и переживаниями от восприятия окружающего мира;
  2. Принцип интегративности программы – заключается во взаимосвязи различных видов деятельности старших дошкольников;
  3. Принцип сотрудничества – основывается на взаимосвязи ребёнка и педагога, что обеспечивает психолого-педагогическую поддержку каждому ребенку на пути творческого развития;
  4. Принцип спиральности – основывается на наращивание сложности одного и того же понятия на каждом новом этапе обучения;
  5. Принцип продуктивности и эффективности в области информационно-коммуникативных технологий.

1.2.Планируемые результаты работы.

Целевые ориентиры на этапе завершения программы

• Ребенок уверенно управляет манипулятором «мышь», способен уверенно и точно наводить курсор на нужную область, при этом производит манипуляции одной рукой;

• Ребенок способен строить логические цепочки, определять последовательность расстановки предметов с «шагом» в 4 предмета, строить алгоритм действий направленный на достижение определенного результата;

• Способен самостоятельно находить пути решения в процессе задания, основываясь на приобретенном опыте.

• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в творческих заданиях;

• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может рассказать и обосновать последовательность действий при выполнении задания;

• У ребенка развита усидчивость, способен сосредотачивать внимание и сохранять его продолжительное время .

• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

• Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.

Для наилучшего усвоения детьми программы, необходимо строить работу на диагностической основе. Критериями оценки усвоения программы служит самостоятельность ребенка в работе: ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачи даже с помощью взрослого – это говорит о низком уровне развития; на среднем уровне – справляется с помощью взрослого, а на высоком – выполняет задание самостоятельно. Диагностика проводится в начале и в конце учебного года.  

5 - 6 лет

Используют мышь;

Знают названия и функции основных частей компьютера;        

Сравнивают предметы;

Находят закономерности в изображении предметов;

Составляют целое из частей;

Расставляют предметы в определенной последовательности;

Объединяют множество;

Владеют программами: Paint, TuxPaint (основные элементы и фигуры),        

6 - 7 лет

Используют мышь, клавиатуру;

Знают названия и функции основных частей компьютера, а также некоторых дополнительно подключаемых модулей;        

Сравнивают предметы, объединяют в группу по признакам;

Находят закономерности в изображении предметов;

Соотносят элементы двух множеств по признаку;

Составляют целое из частей;

Расставляют предметы в определенной последовательности;

Объединяют множество;

Владею программами: Paint, TuxPaint (штампы, эффекты, фон), клавиатурный тренажёр

2.Организация учебного процесса.

2.1. Режим НОД

Занятия с детьми старшей группы (5-6 лет) проводятся 1 раз в неделю 20-25 минут. Непрерывная продолжительность работы за компьютером не должна превышать 10 минут.

Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих, после перенесенных заболеваний продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена до 7 минут.

Занятия с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет) проводится 1 раз в неделю. Непрерывная продолжительность работы за компьютером не должна превышать 15 минут.

Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих, после перенесенных заболеваний продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена до 10 минут.

Для расслабления глаз и снятия психического и физического утомления проводятся: динамические паузы, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.

Все занятия разделены на 3 части:

Часть 1. Вводная

Задача: Настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.

Часть 2. Основная

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие познавательной сферы ребенка. Основные процедуры:

  • Игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и речи;
  • Игры и упражнения на развитие произвольной сферы;
  • Упражнения на развитие мелкой моторики.

Содержание: непосредственная работа с компьютером, интерактивными системами и другим оборудованием

Часть 3. Завершающая

Цель: создание у каждого участника положительного настроя как результата работы на занятии, снятие мышечного напряжения.

Содержание: релаксационные упражнения, рефлексия.

Структура  занятий:

  1. Работа без компьютера (в игровой зоне):

Озвучивание темы занятия;

Знакомство с новым материалом:

Использование игр и выполнение заданий в соответствии с содержанием занятия;

Техника безопасности при работе за компьютером и другим оборудованием;

  1. Объяснение педагогом задания для работы с компьютером или и другим оборудованием.

Работа за компьютером или другим оборудованием (компьютерная зона):

Выполнение задания

Снятие психического и физического напряжения.

  1. Подведение итогов работы (рефлексия).

Формы организации работы:

1.Подгрупповые занятия (объединяет детей, связанных по интересам).

2.Индивидуальная работа (ребенок склонен для себя что-то открыть).

3.Самостоятельная деятельность (дети применяют свое творчество, фантазию, могут становиться героями придуманных сюжетов).

4.Работа с родителями.

2.2.Материально – техническая база

Материально – техническое оснащение:

1.Мобильный компьютерный класс;

2.Интерактивная мультимедийная система «Колибри»;

3.Интерактивный компьютерный стол;

4.Компьютерная система «интерактивный пол»;

5.Столы (регулируемые);

6.Стулья (регулируемые)

Информационно – программное обеспечение

  1. Графический редактор «TuxPaint»;
  2. Интерактивно – развивающая программа от 1С «Весёлые моторы»;
  3. Комплекс развивающих игровых компьютерных программ «Мерсибо»;
  4. Компьютерная игра по изучению ПДД «По дороге со Смешариками»;
  5. Нескучные уроки – клавиатурный тренажёр, Bukasoft.
  6. Волшебная поляна – игровая развивающая программа  от «Мерсибо»;
  7. ПДД – игровая программа направленная на изучение ПДД от «Мерсибо»;
  8. Мир информатики (1-2 годы обучения) – от компании «Кирилл и Мефодий»

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Тематическое планирование

Первый год обучения – старшая группа (дети 5-6 лет)

Месяц

Содержание темы

Сентябрь

Первое знакомство. «Мир информатики» - правила поведения в кабинете информатики, применение компьютеров

Что такое информация? Признаки предметов. «Мир информатики» - Компьютер и его основные устройства.

Виды информации, способы ее передачи и накопления. «Мир информатики» - Управление оператором «мышь»

Признаки предметов. Компьютер и его основные устройства. «Мерсибо» - родственники

Октябрь

Узнавание предметов по выделенным признакам. «Мир информатики» - раскрашивание компьютерных рисунков.

Сравнение признаков предметов. Управление мышью. «Мерсибо» - бегом за жуком.

Обобщение предметов по признаку. «Веселые моторы» - парад

Целое и часть. «Маленький гений» - Сделай сам – Пазлы

Ноябрь

Составные части предметов. Графика. «Мир информатики» - Графика

Составные части предметов. «Маленький гений» - Половинки – Квадратики – Найди половинку.

Светофоры. Изучаем ПДД с «Колибри»

Изучение геометрических фигур. TuxPaint – домик из фигур.

Декабрь

Выделение подгруппы в группе. TuxPaint -Раскрашивание компьютерных рисунков

Соотношение элементов двух групп между собой. «Мерсибо» - дружные гусеницы

Управление мышью. «Мерсибо» - дорожные работы

Упорядочивание предметов. «Мир информатики» - Конструирование

Январь

Закономерности в расположении предметов. «Мерсибо» - ветер озорник

Закономерность и последовательности в расположении предметов. «Мерсибо» - болотная свадьба

Переходим дорогу. Изучаем ПДД с «Колибри»

Последовательность событий. «Веселые моторы» - депо

Февраль

Разделение действий на этапы. «Маленький гений» - Собери пирамидку

Последовательности и закономерности. «Мерсибо» - секретная паутина

Экстренные службы. Мини викторины – «Сова» система «Колибри»

Формирование понятия алгоритм. «Мерсибо» - пират и клад

Март

Кодирование действий условными знаками. «Волшебная поляна» - инженерная школа

Графический редактор Paint. Основные элементы управления

Графический редактор Paint. Виды линий и цвета

Истинное и ложное высказывание. «Маленький гений»  - Перепутаница

Апрель

Формирование понятия «отрицание»

Формирование понятия «отрицание»

Разрешающие и запрещающие знаки. Рисунки из квадратов и прямоугольников в редакторе Paint

Задачи на смекалку. Рисунки из кругов в редакторе Paint.

Май

Развитие навыка владения «мышью». «Веселые моторы» - сбор мусора

Развитие навыка владения «мышью». «Веселые моторы» - полет вертолета

Развитие творческого воображения. «Чудесные превращения» в редакторе TuxPaint

Развитие творческого воображения. «Чудесные превращения» в редакторе TuxPaint

Второй год обучения – подготовительная к школе группа

 (дети 6-7 лет)

Месяц

Содержание темы

Сентябрь

Информация вокруг нас. Применение компьютеров

Компьютер и его основные устройства

Множества. Пересечение множеств

Развитие навыка владения «мышью». «Веселые моторы» - полет вертолета

Октябрь

Развитие навыка владения «мышью». «Мерсибо» - дорожные работы

Признаки предметов. Наши рисунки. Графический редактор TuxPaint – рисунки из кругов

Сравнение признаков предметов. Наши рисунки. Графический редактор TuxPaint – рисунки из квадратов

Развитие зрительной памяти. «Мерсибо» - пингвины-невидимки

Ноябрь

Формирование понятия «часть – целое». «Мерсибо» - разбитая чаша

Светофоры. Изучаем ПДД с «Колибри»

Разбитие группы на подгруппы. «Веселые моторы» - гаражи

Выделение группы в подгруппе. Клавиатурный тренажёр.

Декабрь

Соотнесение элементов предметов двух групп между собой. «Веселые моторы» - прятки

Соотнесение элементов предметов двух групп между собой. «Веселые моторы» - школа

Развитие творческого воображения. «TuxPaint» - открытка для деда Мороза

Упорядочивание предметов. «Веселые моторы» - остановки

Январь

Закономерность в расположении предметов. «Мерсибо» - болотная свадьба

Закономерность в расположении предметов. «Мерсибо» - секретная паутина

Последовательность событий. «Веселые моторы» - парашюты

Последовательность событий. «Веселые моторы» - самолет

Февраль

Разбитие действий на этапы. «По дороге со смешариками» - задание 3

Формируем понятие «алгоритм». «Веселые моторы» - краски

Алгоритм, тренировка памяти. «Мерсибо» - переменка

Во дворе и на перекрестке Изучаем ПДД с «Колибри»

Март

Развитие творческого воображения. «TuxPaint» - открытка для мамы

ПДД. «Колибри» - ПДД – переходим дорогу

ПДД. «Колибри» - ПДД – светофоры

Построение логической цепочки. «Веселые моторы» - вагончики

Апрель

Построение логической цепочки. «Веселые моторы» - конструктор

Развитие зрительного внимания. «Мерсибо» - модный удав

Последовательность действий. «Веселые моторы» - ледокол

Развитие внимания. «Веселые моторы» - дорога домой

Май

Объединение в группы. «Веселые моторы» - морской парад

Развитие навыка работы с клавиатурой. «Веселые моторы» - сбор урожая

Логика, простая физика. Система «Колибри».

Развитие навыка работы с клавиатурой. «Bukasoft» - клавиатурный тренажер

Перспективный план работы с родителями

Месяц

Содержание

сентябрь

Родительское собрание: «Первое знакомство с цифровой техникой для ребенка».

октябрь

Индивидуальное консультирование.  

Знакомство родителей с результатами диагностики и дальнейшей работой.

ноябрь

Стендовая консультация - Способы защиты ребенка от негативной информации

декабрь

Стендовая консультация - Социальные сети и их влияние на детей

январь

Родительское собрание: Система «Родительский контроль» создание общего аккаунта с ребенком. Синхронизация и облачное хранилище.

февраль

Стендовая консультация - Опасность телефона для ребенка

март

Семинар - практикум для родителей по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью цифровой техники

Индивидуальное консультирование

апрель

Стендовая консультация - Гимнастика для глаз при долгой работе за компьютером

май

Индивидуальное консультирование родителей «Достижения ребенка»

Литература:

  1. Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Пособие для дошкольников 5 - 7(8) лет. М., Баласс, 2015;
  2. Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. М., Баласс, 2014;
  3. Тур С.Н. и Бокучава Т.П. Первые шаги в мире информатики. - М.: издательство BHV 2013;
  4. Интерактивные игры и пособия для детских специалистов «Мерсибо» - https://mersibo.ru/
  5. Бобко И.М., Молокова Ю.Г. Методические разработки для проведения занятий по развитию памяти с использованием компьютера на основе СИРС. Методическое пособие. – Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005 – 48с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для детей 5-7 лет.

Данная программа предназначена для занятий информатикой с дошкольниками в качестве дополнительного образования. Материал дается блоками, позволяющими дать основные информационные понятия: Классификаци...

Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине «Информатика» для детей 5—7 лет

Цель курса — пропедевтика основных понятий информатики, развитие интеллекта, творческих способностей детей.Задачи1. Формирование навыков работы с персональным компьютером.2.3акрепление знаний и ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» «ПУТЕШЕСТВИЕ С КОМПЬЮШЕЙ», субботняя школа

Данная программа построена для дошкольников и согласуется с программой по информатике для начальной школы "Информатика в играх и задачах", рекомендованной Министерством образования РФ, и явл...

рабочая программа информатика 2021-2022

Содержание.I. Целевой раздел: Пояснительная записка....

Рабочая программа по информатике

I. Целевой разделПояснительная запискаРабочая программа дополнительного образования        «Веселая информатика» Муниципального бюджетного  дошкольн...

Д 116 Рабочая программа по ПД.02_Информатика_54.02.01_Дизайн 2022

Д 116 Рабочая программа по ПД.02_Информатика_54.02.01_Дизайн 2022...

Рабочая программа по информатике для детей 5-7 лет

Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России являетс...