Рабочая программа информатика 19-20
рабочая программа по информатике
Содержание
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
1.2. Планируемые результаты освоения программы ДОУ.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Режим и структура НОД
- Материально-техническое оснащение
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Перспективный план работы с детьми
3.2. Перспективный план работы с родителями
ЛИТЕРАТУРА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_inf_19-20.docx | 38.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании педагогического совета муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ярсалинский детский сад «Солнышко» Протокол № ______ от «____»_________ 201__г Согласовано на заседании Управляющего совета муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ярсалинский детский сад «Солнышко» Протокол № ______ от «__»_________ 201__г | Утверждаю Заведующая Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Ярсалинский детский сад «Солнышко» __________ Чечикова О.Е. «___»_____________20__г Приказ №____________ |
Рабочая программа
по информатике для детей 5-7 лет
(срок реализации – 2 года)
п.Яр- Сале
Содержание
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
1.2. Планируемые результаты освоения программы ДОУ.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Режим и структура НОД
- Материально-техническое оснащение
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Перспективный план работы с детьми
3.2. Перспективный план работы с родителями
ЛИТЕРАТУРА
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды. Поиск новых психолого-педагогических подходов к развитию умственной активности детей становится все более значимым, так как именно активность ума является одним из основополагающих свойств личности.
Основы информатики и компьютерной грамотности лучше всего изучать уже с ранних лет жизни человека. Уже в старшей группе ребёнок может овладеть основами управления персональным компьютером, познакомиться с его основными составляющими. Данная программа направлена на общее развитие личности детей дошкольного возраста. Выполнение различных логических и практических заданий игрового характера будет способствовать:
- развитию мыслительных процессов: внимания, воображения, восприятия, наблюдения, памяти;
- формированию способов действий: обобщения, классификации;
- проявлению творческой инициативы, интуиции.
Эта программа составлена на основе Программы подготовки дошкольников по информатике (авторы А.В.Горячев, Н.В.Ключ). Использовались пособия: “Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников”, “Все по полочкам” (рабочая тетрадь), сборник творческих заданий на развитие фантазии и чувства цвета: «Уроки графики», «Учимся рисовать», программа для рисования: графический редактор «Paint», «Учимся рисовать», сборник игр, развивающих мышление, внимание, память серия «Супердетки», «Гарфилд», «Маленький гений», «Скоро в школу», «Учимся читать».
Чтобы ученье для детей было увлекательным, вдохновенным трудом, нужно пробудить у детей и постоянно поддерживать желание учиться, желание узнавать новое. Именно это желание явится эмоциональным стимулом самостоятельной и активной мысли ребенка. Введение курса информатики дает возможность расширить умения наблюдать и сравнивать, находить общее в различном, отличать главное от второстепенного, устанавливать необходимые и достаточные условия, находить закономерность и делать выводы, развивать способности к обобщениям. Все это способствует успешной подготовке ребенка к обучению в школе.
Цель: развитие интеллектуальных способностей, формирование у дошкольников устойчивого интереса и положительной мотивации к обучению.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование умения строить информационные логические модели;
- Формирование у детей интереса к компьютерам, к играм с использованием компьютерных программы (обучающих и развивающих);
- Формирование базиса аппарата формальной логики, а также формирование навыков для описания модели рассуждения;
- Формирование у детей навыков работы за компьютером, с помощью операторов (мышка, клавиатура, тач пад)
Развивающие:
- Развитие фантазии и воображения;
- Развитие у детей теоретического уровня мышления, рефлексии (осознание) способов действия, способов решения поставленных задач своей деятельности с помощью компьютера;
Воспитательные:
- Воспитание в детях усидчивости и сосредоточенности на поставленной задачи или цели.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Срок реализации 2 года.
Содержание рабочей программы выстраивается с учетом следующих принципов:
- Принцип целостности восприятия мира – предполагает наполнение жизни детей яркими впечатлениями и переживаниями от восприятия окружающего мира;
- Принцип интегративности программы – заключается во взаимосвязи различных видов деятельности старших дошкольников;
- Принцип сотрудничества – основывается на взаимосвязи ребёнка и педагога, что обеспечивает психолого-педагогическую поддержку каждому ребенку на пути творческого развития;
- Принцип спиральности – основывается на наращивание сложности одного и того же понятия на каждом новом этапе обучения;
- Принцип продуктивности и эффективности в области информационно-коммуникативных технологий.
1.2.Планируемые результаты работы.
Целевые ориентиры на этапе завершения программы
• Ребенок уверенно управляет манипулятором «мышь», способен уверенно и точно наводить курсор на нужную область, при этом производит манипуляции одной рукой;
• Ребенок способен строить логические цепочки, определять последовательность расстановки предметов с «шагом» в 4 предмета, строить алгоритм действий направленный на достижение определенного результата;
• Способен самостоятельно находить пути решения в процессе задания, основываясь на приобретенном опыте.
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в творческих заданиях;
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может рассказать и обосновать последовательность действий при выполнении задания;
• У ребенка развита усидчивость, способен сосредотачивать внимание и сохранять его продолжительное время .
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
• Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
Для наилучшего усвоения детьми программы, необходимо строить работу на диагностической основе. Критериями оценки усвоения программы служит самостоятельность ребенка в работе: ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачи даже с помощью взрослого – это говорит о низком уровне развития; на среднем уровне – справляется с помощью взрослого, а на высоком – выполняет задание самостоятельно. Диагностика проводится в начале и в конце учебного года.
5 - 6 лет | Используют мышь; Знают названия и функции основных частей компьютера; Сравнивают предметы; Находят закономерности в изображении предметов; Составляют целое из частей; Расставляют предметы в определенной последовательности; Объединяют множество; Владеют программами: Paint, TuxPaint (основные элементы и фигуры), |
6 - 7 лет | Используют мышь, клавиатуру; Знают названия и функции основных частей компьютера, а также некоторых дополнительно подключаемых модулей; Сравнивают предметы, объединяют в группу по признакам; Находят закономерности в изображении предметов; Соотносят элементы двух множеств по признаку; Составляют целое из частей; Расставляют предметы в определенной последовательности; Объединяют множество; Владею программами: Paint, TuxPaint (штампы, эффекты, фон), клавиатурный тренажёр |
2.Организация учебного процесса.
2.1. Режим НОД
Занятия с детьми старшей группы (5-6 лет) проводятся 1 раз в неделю 20-25 минут. Непрерывная продолжительность работы за компьютером не должна превышать 10 минут.
Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих, после перенесенных заболеваний продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена до 7 минут.
Занятия с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет) проводится 1 раз в неделю. Непрерывная продолжительность работы за компьютером не должна превышать 15 минут.
Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих, после перенесенных заболеваний продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена до 10 минут.
Для расслабления глаз и снятия психического и физического утомления проводятся: динамические паузы, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.
Все занятия разделены на 3 части:
Часть 1. Вводная
Задача: Настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.
Часть 2. Основная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие познавательной сферы ребенка. Основные процедуры:
- Игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и речи;
- Игры и упражнения на развитие произвольной сферы;
- Упражнения на развитие мелкой моторики.
Содержание: непосредственная работа с компьютером, интерактивными системами и другим оборудованием
Часть 3. Завершающая
Цель: создание у каждого участника положительного настроя как результата работы на занятии, снятие мышечного напряжения.
Содержание: релаксационные упражнения, рефлексия.
Структура занятий:
- Работа без компьютера (в игровой зоне):
Озвучивание темы занятия;
Знакомство с новым материалом:
Использование игр и выполнение заданий в соответствии с содержанием занятия;
Техника безопасности при работе за компьютером и другим оборудованием;
- Объяснение педагогом задания для работы с компьютером или и другим оборудованием.
Работа за компьютером или другим оборудованием (компьютерная зона):
Выполнение задания
Снятие психического и физического напряжения.
- Подведение итогов работы (рефлексия).
Формы организации работы:
1.Подгрупповые занятия (объединяет детей, связанных по интересам).
2.Индивидуальная работа (ребенок склонен для себя что-то открыть).
3.Самостоятельная деятельность (дети применяют свое творчество, фантазию, могут становиться героями придуманных сюжетов).
4.Работа с родителями.
2.2.Материально – техническая база
Материально – техническое оснащение:
1.Мобильный компьютерный класс;
2.Интерактивная мультимедийная система «Колибри»;
3.Интерактивный компьютерный стол;
4.Компьютерная система «интерактивный пол»;
5.Столы (регулируемые);
6.Стулья (регулируемые)
Информационно – программное обеспечение
- Графический редактор «TuxPaint»;
- Интерактивно – развивающая программа от 1С «Весёлые моторы»;
- Комплекс развивающих игровых компьютерных программ «Мерсибо»;
- Компьютерная игра по изучению ПДД «По дороге со Смешариками»;
- Нескучные уроки – клавиатурный тренажёр, Bukasoft.
- Волшебная поляна – игровая развивающая программа от «Мерсибо»;
- ПДД – игровая программа направленная на изучение ПДД от «Мерсибо»;
- Мир информатики (1-2 годы обучения) – от компании «Кирилл и Мефодий»
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Тематическое планирование
Первый год обучения – старшая группа (дети 5-6 лет)
Месяц | Содержание темы | ||
Сентябрь | Первое знакомство. «Мир информатики» - правила поведения в кабинете информатики, применение компьютеров | ||
Что такое информация? Признаки предметов. «Мир информатики» - Компьютер и его основные устройства. | |||
Виды информации, способы ее передачи и накопления. «Мир информатики» - Управление оператором «мышь» | |||
Признаки предметов. Компьютер и его основные устройства. «Мерсибо» - родственники | |||
Октябрь | Узнавание предметов по выделенным признакам. «Мир информатики» - раскрашивание компьютерных рисунков. | ||
Сравнение признаков предметов. Управление мышью. «Мерсибо» - бегом за жуком. | |||
Обобщение предметов по признаку. «Веселые моторы» - парад | |||
Целое и часть. «Маленький гений» - Сделай сам – Пазлы | |||
Ноябрь | Составные части предметов. Графика. «Мир информатики» - Графика | ||
Составные части предметов. «Маленький гений» - Половинки – Квадратики – Найди половинку. | |||
Светофоры. Изучаем ПДД с «Колибри» | |||
Изучение геометрических фигур. TuxPaint – домик из фигур. | |||
Декабрь | Выделение подгруппы в группе. TuxPaint -Раскрашивание компьютерных рисунков | ||
Соотношение элементов двух групп между собой. «Мерсибо» - дружные гусеницы | |||
Управление мышью. «Мерсибо» - дорожные работы | |||
Упорядочивание предметов. «Мир информатики» - Конструирование | |||
Январь | Закономерности в расположении предметов. «Мерсибо» - ветер озорник | ||
Закономерность и последовательности в расположении предметов. «Мерсибо» - болотная свадьба | |||
Переходим дорогу. Изучаем ПДД с «Колибри» | |||
Последовательность событий. «Веселые моторы» - депо | |||
Февраль | Разделение действий на этапы. «Маленький гений» - Собери пирамидку | ||
Последовательности и закономерности. «Мерсибо» - секретная паутина | |||
Экстренные службы. Мини викторины – «Сова» система «Колибри» | |||
Формирование понятия алгоритм. «Мерсибо» - пират и клад | |||
Март | Кодирование действий условными знаками. «Волшебная поляна» - инженерная школа | ||
Графический редактор Paint. Основные элементы управления | |||
Графический редактор Paint. Виды линий и цвета | |||
Истинное и ложное высказывание. «Маленький гений» - Перепутаница | |||
Апрель | Формирование понятия «отрицание» | ||
Формирование понятия «отрицание» | |||
Разрешающие и запрещающие знаки. Рисунки из квадратов и прямоугольников в редакторе Paint | |||
Задачи на смекалку. Рисунки из кругов в редакторе Paint. | |||
Май | Развитие навыка владения «мышью». «Веселые моторы» - сбор мусора | ||
Развитие навыка владения «мышью». «Веселые моторы» - полет вертолета | |||
Развитие творческого воображения. «Чудесные превращения» в редакторе TuxPaint | |||
Развитие творческого воображения. «Чудесные превращения» в редакторе TuxPaint |
Второй год обучения – подготовительная к школе группа
(дети 6-7 лет)
Месяц | Содержание темы |
Сентябрь | Информация вокруг нас. Применение компьютеров |
Компьютер и его основные устройства | |
Множества. Пересечение множеств | |
Развитие навыка владения «мышью». «Веселые моторы» - полет вертолета | |
Октябрь | Развитие навыка владения «мышью». «Мерсибо» - дорожные работы |
Признаки предметов. Наши рисунки. Графический редактор TuxPaint – рисунки из кругов | |
Сравнение признаков предметов. Наши рисунки. Графический редактор TuxPaint – рисунки из квадратов | |
Развитие зрительной памяти. «Мерсибо» - пингвины-невидимки | |
Ноябрь | Формирование понятия «часть – целое». «Мерсибо» - разбитая чаша |
Светофоры. Изучаем ПДД с «Колибри» | |
Разбитие группы на подгруппы. «Веселые моторы» - гаражи | |
Выделение группы в подгруппе. Клавиатурный тренажёр. | |
Декабрь | Соотнесение элементов предметов двух групп между собой. «Веселые моторы» - прятки |
Соотнесение элементов предметов двух групп между собой. «Веселые моторы» - школа | |
Развитие творческого воображения. «TuxPaint» - открытка для деда Мороза | |
Упорядочивание предметов. «Веселые моторы» - остановки | |
Январь | Закономерность в расположении предметов. «Мерсибо» - болотная свадьба |
Закономерность в расположении предметов. «Мерсибо» - секретная паутина | |
Последовательность событий. «Веселые моторы» - парашюты | |
Последовательность событий. «Веселые моторы» - самолет | |
Февраль | Разбитие действий на этапы. «По дороге со смешариками» - задание 3 |
Формируем понятие «алгоритм». «Веселые моторы» - краски | |
Алгоритм, тренировка памяти. «Мерсибо» - переменка | |
Во дворе и на перекрестке Изучаем ПДД с «Колибри» | |
Март | Развитие творческого воображения. «TuxPaint» - открытка для мамы |
ПДД. «Колибри» - ПДД – переходим дорогу | |
ПДД. «Колибри» - ПДД – светофоры | |
Построение логической цепочки. «Веселые моторы» - вагончики | |
Апрель | Построение логической цепочки. «Веселые моторы» - конструктор |
Развитие зрительного внимания. «Мерсибо» - модный удав | |
Последовательность действий. «Веселые моторы» - ледокол | |
Развитие внимания. «Веселые моторы» - дорога домой | |
Май | Объединение в группы. «Веселые моторы» - морской парад |
Развитие навыка работы с клавиатурой. «Веселые моторы» - сбор урожая | |
Логика, простая физика. Система «Колибри». | |
Развитие навыка работы с клавиатурой. «Bukasoft» - клавиатурный тренажер |
Перспективный план работы с родителями
Месяц | Содержание |
сентябрь | Родительское собрание: «Первое знакомство с цифровой техникой для ребенка». |
октябрь | Индивидуальное консультирование. Знакомство родителей с результатами диагностики и дальнейшей работой. |
ноябрь | Стендовая консультация - Способы защиты ребенка от негативной информации |
декабрь | Стендовая консультация - Социальные сети и их влияние на детей |
январь | Родительское собрание: Система «Родительский контроль» создание общего аккаунта с ребенком. Синхронизация и облачное хранилище. |
февраль | Стендовая консультация - Опасность телефона для ребенка |
март | Семинар - практикум для родителей по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью цифровой техники Индивидуальное консультирование |
апрель | Стендовая консультация - Гимнастика для глаз при долгой работе за компьютером |
май | Индивидуальное консультирование родителей «Достижения ребенка» |
Литература:
- Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Пособие для дошкольников 5 - 7(8) лет. М., Баласс, 2015;
- Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. М., Баласс, 2014;
- Тур С.Н. и Бокучава Т.П. Первые шаги в мире информатики. - М.: издательство BHV 2013;
- Интерактивные игры и пособия для детских специалистов «Мерсибо» - https://mersibo.ru/
- Бобко И.М., Молокова Ю.Г. Методические разработки для проведения занятий по развитию памяти с использованием компьютера на основе СИРС. Методическое пособие. – Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005 – 48с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для детей 5-7 лет.
Данная программа предназначена для занятий информатикой с дошкольниками в качестве дополнительного образования. Материал дается блоками, позволяющими дать основные информационные понятия: Классификаци...
Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине «Информатика» для детей 5—7 лет
Цель курса — пропедевтика основных понятий информатики, развитие интеллекта, творческих способностей детей.Задачи1. Формирование навыков работы с персональным компьютером.2.3акрепление знаний и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» «ПУТЕШЕСТВИЕ С КОМПЬЮШЕЙ», субботняя школа
Данная программа построена для дошкольников и согласуется с программой по информатике для начальной школы "Информатика в играх и задачах", рекомендованной Министерством образования РФ, и явл...
рабочая программа информатика 2021-2022
Содержание.I. Целевой раздел: Пояснительная записка....
Рабочая программа по информатике
I. Целевой разделПояснительная запискаРабочая программа дополнительного образования «Веселая информатика» Муниципального бюджетного дошкольн...
Д 116 Рабочая программа по ПД.02_Информатика_54.02.01_Дизайн 2022
Д 116 Рабочая программа по ПД.02_Информатика_54.02.01_Дизайн 2022...
Рабочая программа по информатике для детей 5-7 лет
Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России являетс...