Рабочая программа по информатике
рабочая программа по информатике (подготовительная группа)

Цион Елена Викторовна

I. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования        «Веселая информатика» Муниципального бюджетного  дошкольного  образовательного учреждения   «Детский сад «Земляничка» определяет цели, задачи,  содержание образовательного процесса с позиций приоритетных направлений дошкольного образования в РФ, системного подхода к их решению,обеспечения воспитанникам  всестороннего гармоничного развития.Данная программа разработана для возрастной категории детей от 6 до 7 лет.

Программа дополнительного образования разработана   в соответствии с:

  • «Законом об образовании РФ» (от 29.12.2012 г № 273 - ФЗ в ред. от 25.12.2013);
  • СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". «Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2;
  • - «Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N28.
  • Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
  •  «Федеральным государственным образовательным стандартом  дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г., зарегистрирован в  Министерстве юстиции РФ 14.11.2014г.,ргистрационный №30384);
  • Основной образовательной программой, в основе которой взята примерная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/;  А.В.Горячева  «Информатика в играх и задачах». 
  • С Уставом МБДОУ «Детский сад «Земляничка» п. Саган – Нур.

Теоретико-методологическую основу отбора содержания и достижения целей и задач рабочей программы по развитию логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации воспитанников на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.  Деятельности детей дошкольного возраста составляют аксиологический, компетентностный  и личностно – деятельностный подходы.

С точки зрения аксиологического подхода,   изучение информатики может   рассматриваться как

1) усиление личной нравственной мотивации, способствующей возникновению интереса и потребности в изучении информатики;

  1. расширение кругозора и развитие личности;
  2. мировоззренческая – приобретение знаний, создающих единую   картину мира;
  3. формирование шкалы нравственных ценностей;
  4. системообразующая – аксиологическое обеспечение связей всех элементов получаемых знаний между собой.

            Компетентностный подход к уровню подготовки воспитанников предполагает, что отбор содержания и организация образовательного процесса должны осуществляться в соответствии с потребностями и  интересами воспитанников, обязательно отслеживаться средствами системы мониторинга.

Личностно-деятельностный подход предполагает организацию деятельности, в которой ребенок выступает как лицо активное и инициативное, индивидуальное и своеобразное; развитие личности в образовательном процессе идет через постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное изменение субъективного опыта. Личностно - деятельностный подход предполагает овладение ребенком навыком решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач и саморазвитие ребенка.

Содержание  программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

1)         полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2)         построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3)         содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4)         поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5)         сотрудничество ДОУ с семьей;

6)         приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7)         формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в познавательном развитии;

8)         возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9)         учет этнокультурной ситуации развития детей.

Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательного процесса педагога.  Программа ориентирована на развитие умения рассуждать строго и логически, на развитие логики, алгоритмического и системного мышления, развитие фантазии и творческого воображения. Она учит  выделять и понимать знаки, систематизировать информацию, находить закономерности, следовать указаниям и т.д. 

Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

  Отличительной особенностью программы является:  активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм. 

   Цели программы :

  • Дать детям фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой
  • Расширить кругозор в областях знаний, тесно связанных с информатикой
  • Формировать навыки решения логических задач и знакомить с общими принципами решения задач

Перед любым курсом обучения дошкольников стоят такие задачи, как формирование мотивации учения, развитие речи, выработка умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, формирование предпосылок  учебной деятельности, воспитание интереса к процессу обучения.

Задачи программы:

Обучающие:

  • создать базу знаний, связанную с информатикой
  • развивать образное и логическое  мышление
  • формировать понятия и способы информационной деятельности

Развивающие:

  • развивать творческие способности и наклонности детей
  • создать мотивацию к использованию собственных умений, интереса к решению учебных и жизненных задач, создать высокие стартовые возможности для обучения в начальной школе

Воспитывающие:

  • воспитывать умение работать в группе
  • самостоятельно оценивать и анализировать свою деятельность и деятельность других детей
  • воспитывать  положительное отношение к сверстникам и взрослым

Оздоровительные:
• укрепление здоровья детей.

1.2 Основные характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста

(от 6 до 7 лет).

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство и т.д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нём может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнёров по всему игровому пространству и менять своё поведение в зависимости от места в нём. Так, ребёнок уже обращается к продавцу не только как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофёр и т.п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребёнок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребёнок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.

Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.  Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщёнными способами  анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им  объёмными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для её выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям – он важен для  углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые    могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящим к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: её звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1.3 Целевые ориентиры образовательного процесса

 В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155  «…целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников…».

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,
  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности»

1.4 Планируемые результаты освоения программы

          В программе по информатике для дошкольников не ставится цель приобретения новых знаний и формирования каких-либо устойчивых навыков. Скорее всего, можно говорить о приобретении и развитии ряда умений.

В результате проведения занятий по информатике дети будут уметь:

  • выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;
  • сопоставлять части и целое  предметов и действий;
  • называть главную функцию (назначение) предметов;
  • расставлять события в правильной последовательности;
  • выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
  • применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • находить ошибки в неправильной последовательности    простых действий;
  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  • приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»);
  • формулировать  отрицание по аналогии;
  • пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;
  • видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • находить  похожее  у разных предметов;
  • представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов;
  • переносить свойства одного предмета на другие.

II. Содержательный раздел

2.1 Содержание программы дополнительного образования

Содержание программы выстраивается с учетом следующих принципов: - Принцип целостности восприятия мира предполагает наполнение жизни детей яркими впечатлениями и переживаниями от восприятия окружающего мира.

-Принцип интегративности программы заключается во взаимосвязи различных видов деятельности старших дошкольников.

- Принцип сотрудничества основывается на взаимосвязи ребенка и педагога, что обеспечивает психолого-педагогическую поддержку каждому ребенку на пути творческого развития.

- Принцип спиральности основывается на наращивании сложности одного и того же понятия на каждом новом этапе обучения.

- Принцип продуктивности и эффективности в области информационно-коммуникативных технологий.

Специфические задачи обучения дошкольников информатике можно условно разделить на три группы:

Задачи, связанные с подготовкой к предстоящему обучению - построению информационно-логических моделей, деятельности, требующей применения умственных операций:        

  • абстрагирования;
  • иерархической декомпозиции (т.е. разделения целого на составные части и представление целого в виде иерархии составных частей);
  • создание иерархии понятий (т.е. разделение набора понятий на более и менее общие и представление системы понятий в виде иерархии). Объектом применения таких операций будут не только предметы, процессы, явления, но и действия, которые объекты могут выполнять (или над ними можно выполнять):
  • научить выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
  • научить обобщать по признаку, находить закономерность по признаку;
  • познакомить с вложенными подмножествами (не вводя термин);
  • научить сопоставлять части и целое (для предметов и действий);
  • познакомить с главной функцией (назначением) предметов;
  • научить расставлять события в правильной последовательности;
  • научить описывать свои действия;
  • научить выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
  • познакомить с функцией как действием, применяемым по отношению к разным предметам;
  • научить описывать порядок действий для достижения заданной цели;
  • научить находить ошибки в неправильной последовательности действий;

Задачи, связанные с предстоящим освоением базисного аппарата формальной логики и формированием навыков использования этого аппарата для описания модели рассуждений:     

  • познакомить с истинными и ложными высказываниями (не вводя термина);
  • познакомить с отрицанием (не вводя термина);
  • научить формулировать отрицание по аналогии;
  • познакомить с использованием разрешающих и запрещающих знаков;
  • познакомить с логической операцией «И» (не вводя термина);

Задачи, связанные с подготовкой к творческой созидательной деятельности, развитием фантазии и воображения:

  • научить называть как можно больше свойств и признаков одного объекта;
  • научить видеть пользу и вред того или иного свойства в разных ситуациях;
  • научить проводить аналогию между разными предметами;
  • научить находить похожее у разных предметов;
  • научить переносить свойства одного предмета на другие;
  • научить представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов;

Так как многие из этих задач в отношении к сложным объектам, действиям, высказываниям могут быть весьма сложными (например, задача поиска ошибки в неправильной последовательности действий для сложного действия), то перечисленные задачи ставятся только в отношении простейших предметов, действий, высказываний.

При решении задач по развитию творческого воображения активно применяются приемы, разработанные в системе ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Курс информатики ориентирован на развитие у детей умения рассуждать строго логически и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения. В процессе освоения курса необходимо заботиться о подготовке детей к предстоящему обучению построению информационно-логических моделей деятельности. Ребенку доступно освоение умственных операций, которые будут необходимы ему в последующем школьном обучении: абстрагирование, иерархическая декомпозиция, создание иерархии понятий.

Педагог создает условия для подготовки дошкольников к творческой созидательной деятельности, развития фантазии, воображения.

 Поскольку предполагается, что на занятиях дети могут выполнять задания, относящиеся к разным темам, то на этих занятиях закрепляются и расширяются знания других образовательных областей.

В программе по информатике для дошкольников не ставится цель приобретения новых знаний, вряд ли можно говорить и о формировании каких-либо устойчивых навыков,  речь идет только о приобретении и развитии ряда умений, поэтому каждое занятие курса  имеет в своей структуре как теоретическую, так и практическую части.

2.2 Формы  и методы работы

Программа доступна и интересна дошкольникам, в ней максимально возможно применяются следующие методы, позволяющие дать детям первоначальные основы информатики (структуры, классы, алгоритмы, кодирование информации и др.):

Словесныеметоды и приемы позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные  методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.

Беседы, рассказ, загадки, вопросы – без этого не обходится ни одно занятие по программе А.В.Горячего «Все по полочкам».

Некоторые из них строятся на русских народных сказках, пословицах, поговорках.

Наглядные методы:

Наглядность оживляет процесс обучения, способствует побуждению у детей интереса к занятию, дает возможность всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.

Без демонстрации наглядности (презентации, демонстрационного материала, карточек, индивидуальных тетрадей) невозможно провести ни одного занятия.

Такие занятия как: «Дорожка», «Симметрия» и др. - все они на наглядных методах и приемах.  На каждом занятии  показывают ребенку либо способ выполнения задания, либо карточку с заданием,  которое надо выполнить.

Демонстрация наглядных заданий на карточках, тетрадях  и с помощью мультимедийной установки.

Показ карточки - задания используется в обучении анализу, в построении плана выполнения задания.

Показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения – этот прием помогает раскрыть перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения.

Показ жестом выполнения задания,  можно использовать частичный показ – выполнение тех или иных игровых действий. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями,

Практические методы:

Нельзя научить детей, только показывая и рассказывая, не предлагая самим детям каких - либо действий. Ребенок овладевает опытом только тогда, когда сам участвует в практической деятельности.

Практические методы обучения  основаны на практической деятельности детей. Как бы хорош не был образец, насколько бы интересен не был рассказ, дети не научатся,  не упражняясь. Именно с помощью практических  методов формируются практические умения и навыки. Практическая деятельность направлена на подготовку детей к восприятию нового материала, на усвоение ими новых знаний и на закрепление, расширение и совершенствование усвоенных знаний,  умений и навыков.

Ведущим практическим методом является упражнение:

Упражнение – многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. В обучении дошкольников применяются упражнения разного типа. В одних случаях дети выполняют упражнения, подражая (подражательные упражнения), в других ребенок реализует задачи, аналогичные тем, которые он решал и, наконец, ребенок выполняет творческие упражнения, требующие комбинирования, иного сочетания знаний и умений, которыми он владеет.

Игровые методы:

Игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. 

Для развития остроты восприятия используются игровые задания, дидактические игры и упражнения, выполнив которые ребенок легко может усвоить  правила поведения, технику безопасности, гимнастику для глаз.

Метод интерактивной игры

В отличие от ак­тивных методов интерактивные ориенти­рованы на более широкое взаимодействие до­школьников не только с воспитателем, но и друг с другом и на доминирование активнос­ти дошкольников в процессе обучения. Педагогическая роль в интерактивной игре практи­чески сводится к направлению деятельнос­ти детей на достижение поставленных це­лей и к разработке плана занятия.

Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создать условия для обретения значимого для них опыта со­циального поведения. Интерактивная игра -  не просто взаимодейст­вие дошкольников друг с другом и педаго­гом, а совместно организованная познава­тельная деятельность социальной направ­ленности. В такой игре дети учатся узнавать новое,  понимать себя и дру­гих и  приобретают собственный опыт.

          У детей в процессе обучения по данной программе, происходит расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, лабиринтными и комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.  Игровая деятельность дошкольников постепенно переходит в радость учения, что так необходимо будущим ученикам.

2.3 Технологии обучения

В программе по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста «Веселая информатика» используются следующие технологии обучения:

  • игровая технология;
  • технология, опирающиеся на познавательный интерес;(Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов)
  • технолигия проблемного обучения;
  • пректная технология;
  • ИКТ.

2.4 Структура занятия

Учебная нагрузка составлена с учётом требований инструктивно - методического письма Министерства образования РФ от 14.03.2000г. №65/23-16 «О гигиенических требованиях возраста в организационных формах обучения» и в соответствии с «Постановлением Главного Государственного Санитарного врача РФ от 26.03.2003 №24»

Одно занятие в неделю продолжительность 20 -30 минут.

Каждое занятие комплексное ( включает в себя 3 этапа)

I этап – подготовительный.

Идёт погружение ребёнка в сюжет занятия через развивающие игры,логические задачи, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ребёнку справиться с поставленной задачей.

II этап – основной.

Работа в рабочей тетради, в дидактических карточках, решение логических задач. Работа за компьютером.

   выполнение задания (10–15 минут для детей 6–7 лет). Физминутка

III этап – заключительный.

Необходим для снятия зрительного напряжения.

Проводятся гимнастика для глаз. физминутки,точечный массаж, самомассаж.

2.5 Тематический план

(для детей 6-7лет)

Темы занятий

Количество занятий

Октябрь

1

Сравнение предметов по свойству

1

2

Подготовка к знакомству с отрицанием

1

3

Подготовка к введению понятий «истина» и «ложь»

1

4

Отрицание по аналогии. Поиск закономерностей.

1

Ноябрь

5

Подмножества с общим свойством. Часть и целое.

1

6

Описание последовательности действий.

1

7

Функции (назначения ) предметов. Логическая операция «И».

1

8

Элементы кодирования. Симметрия по образцу.

1

Декабрь

9

Обобщение по признаку.

1

10

Выделение главных свойств предметов.

1

11

Разбиение множеств на подмножества  с общим свойством.

1

12

Повторение тем о свойствах,  обобщении по признакам.

1

Январь

13

Вложенность множеств  предметов  с общими свойствами.

1

14

Действия при наличии разрешающих и запрещающих знаков.

1

15

Подготовка к введению понятия «Алгоритм».

1

Февраль

16

Упорядочение серии предметов по разным признакам.

1

17

Последовательность событий.

1

18

Расстановки и перестановки.

1

19

Задачи – шутки(на внимание и логические рассуждения)

1

Март

20

Упражнения на развития воображения

1

21,22

Повторение тем: упорядочение, последовательность действий. Логические операции

2

23

Части – целое

1

Апрель

24

Сравнивание объектов. Отличия.

1

25

Объединение множеств, задаваемых свойством.

1

26

Вложенность множеств, характеризуемых свойствами.

2

27

Элементы кодирования

1

Май

28

Простейшие алгоритмы расстановки

1

29

Функции (назначение предметов)

1

30

Отображение множеств

1

31

Выделение свойств

1

 

Всего:

32

 

2.5 Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы «Весёлая информатика»

Мониторинг достижения детьми плнироруемых результатов освоения программы проводится 2 раза в год (в начале и в конце года) и используется исключительно для решения следующих образовательных задач:

- индивидуализация образования ( в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории )

- оптимизация работы с группой детей

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы  включает в себе следующие задания.

Задание 1. На листе бумаги изображены геометрические фигуры, разные по размеру, цвету и форме.

-Рассмотри фигуры. Сколько их всего? Обведи в круг только одинаковые? И т. д.

Цель: выявит умение классифицировать геометрические фигру по заданному признаку.

Задание 2. Ваня выше Лены, а Лена выше Саши.

Кто самый высокий и самый низкий?

Цель: выявит умения решать логические задачи.

Задание 3.Что произойдёт если у тебя вырастут крылья?

Цель: выявить умения устанавливать причино – следственные связи.

Задание 4. Составь цепочку событий (алгоритм)

Цель: сотавить правильную последовательность событий.

Задание 5. Сотавить группу предметов по признакам.

Цель: выявить знания детей обощать предметы в одну группу.

Задание 6. Цель: выявить умение логически правильно строить вопросы

Игра «Задай вопрос»

Задание 7.  Цель: выявить умение  детей  определять где истинное и ложное высказывание.

Игра « Истина или ложь»

Задание 8. Цель: выявить умение составлять логические задачи.

Составление задач по рисункам.

Задание 9. Цель: выявить умения сотавлять из частей целое.

III. Организационный раздел

 

3.1 Особенности организации образовательного процесса

Занятие проводится один раз в неделю. Продолжительность занятия 20 – 30 минут. Каждое занятия включает в себя 3 этапа.

1 этап -  подготовительный ( 5 минут)

Идет погружения ребёнка в сюжет занятия через развивающие игры, беседы, логические задачи.

2  этап – основной (20 минут)

Решение логических  задач, физ.минутка, конкурсы, соревнования.

3 этап – заключительный (5 минут)

Необходим для снятия зрительного напряжения.

3.2Предметно – пространственная развивающая среда

1. Наглядно-дидактическое пособие.

2.   Компьютерная техника

Ноутбуки – 7 шт.;

Принтер-1;

Интерактивная доска-1;

Планшеты – 8 шт.

Вся техника имеет гигиеническое заключение, подтверждающее ее безопасность для детей.

         В компьютерном классе  выделено место  для игротеки. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»), на следование и чередование и др. Например, для развития логики это игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический поезд», «Логический домик», «4-й лишний», «Поиск 9- го», «Найди отличия».  Познавательные книги для дошкольников. Также представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности. Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную деятельность в школе. Игр с правилами огромное многообразие, это и лото, и домино, и маршрутные игры  («ходилки»). Главный принцип отбора — игры должны быть интересными для детей, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого.

3.2 Программно – методический комплекс

  1. Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад «Земляничка»
  2. Горячев А.В. «Все по полочкам. Учебник-тетрадь для дошкольников». – М., Ювента, 2002 .
  3. Абрамов С.А., Зима Е.В. Начала информатики - М., Наука, 1989.
  4. Бабаева Т. И. У школьного порога. - М.: Просвещение, 2000.
  5. Бугуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста, М. 2002.
  6. Венгер А. А., Дьяченко О М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста., М. 2001.
  7. Горячев А.В., Лесневский А.С. Информатика 1-6 класс. Пропедевтический курс - М, Изд. дом «Дрофа», 2001.
  8. Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда. - Харьков: Фолио, Санкт-Петербург: Кристалл, 1996.
  9. Коган И. Д., Леонас В.В. Эта книга без затей про компьютер для детей. М., Педагогика, 1999.
  10. Никашин А. И. Дидактические игры для развития творческого воображения детей. М.: Просвещение, 2004.
  11. Новицкая Н., Науменко Г. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. - М.: Просвещение, 1995.
  12. Никитин Б. П. Развивающие игры. - 5-е изд. доп. - М.: Знание, 1994.
  13. Павлов Д. Методические разработки по использованию компьютера в образовании. - Челябинск: Челябинский областной институт усовершенствования учителей, 2000, с. 36.
  14. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1999.
  15. Русакова О.Л. Информатика: уроки развития. Материалы для занятий с дошкольниками - Информатика, № 31, 2004

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kompyutoshka_2022.docx65.44 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено и принято на

педагогическом совете №  1

« 29 » августа 2022 г.

Утверждаю

Заведующий МБДОУ

Детский сад «Земляничка»

____________О.Я. Замятина

Приказ № 23

«01»  cентября  2022 г.

ПРОГРАММА дополнительного образования

по изучению основ информатики «Компьютошка»

для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)    Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

                             «Детский сад «Земляничка» п. Саган – Нур»

Выполнил

Педагог по информатике:

Е.В. Цион

п. Саган – Нур

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Общие положения.                                                                                3
  1. Пояснительная записка.                                                                        3
  2. Цели и задачи.                                                                                        4
  1. Содержание образования                                                                        6                
  1. Методы и приёмы.                                                                                6
  2. Формы и технологии работы.                                                                        7
  3. Средства для работы.                                                                                8
  1. Система образовательной работы с детьми.                                                9
  1. Тематическое планирование.                                                                        9

(Перспективное планирование учебного материала

по информатике для подготовительной группе.)                                                10

  1. Структура занятий.                                                                                13
  2. Оздоровительная работа.                                                                        14
  3. Инструктаж.                                                                                        15
  1. Управление реализацией программы.                                                        16
  2. Список литературы.                                                                                20

  1. Общие положения.

1.1 Пояснительная записка.

            В последние несколько лет происходит практически глобальное внедрение информационно-компьютерные технологии (в дальнейшем ИКТ). Наряду с учебными заведениями ИКТ довольно быстро внедрили и в школу, а между школой и детскими садами наблюдается прямая преемственность, следовательно, необходимо внедрять ИКТ в ДОУ. Также внедрение ИКТ необходимо вследствие преобразования дошкольного образования внедрение сначала ФГТ, а потом ФГОС.

В связи с этим появилась проблема педагоги не владеют достаточными знаниями в области ИКТ и в следствии не умеют использовать этот вид технологий в образовательной деятельности. Хотя это условие явиться обязательным требованием к кадровому обеспечению в ДОУ.

Так как современные дети воспринимают компьютер как обыденность им уже не очень интересные обычные уроки. Приходиться внедрять различные новшества. Тот воспитатель, который владеет ИКТ, делает образовательную деятельность более интересной занимательной и доступной для воспитанника.

В сегодняшнем мире дети практически с рождения видят вокруг себя различные технические устройства, они очень притягивают детей к себе. Современные люди живут в мире увеличения потоков информации, постоянной модернизации устройств, а также для обработки всей информации. Решать задачи разной сложности помогает компьютер. Будущее сегодняшних детей – это информационное общество. И ребёнок должен быть готов к жизни в таком мире. Компьютерная грамотность становится сейчас необходимыми каждому человеку. Воспитание правильного отношения к техническим устройствам в первую очередь ложится на плечи родителей, но и предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования. Успешность данных перемен связана с внедрением в дошкольном учреждении информационных технологий.

Также для успешной подготовки к школе необходимо дать ребёнку основные знания компьютера. Так как в школе ребёнок столкнётся с вычислительной техникой. Поэтому я считаю, что необходимо заранее подготовить ребёнка к взаимодействию с ИКТ.

Школьный курс информатики ставит одной из своих задач формирование навыков работы на компьютере и освоение популярных компьютерных технологий, самое главное для эффективного применения компьютера – это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление. Но если навыки работы на компьютере с конкретными прикладными программами можно приобрести и в старшей

школе, то опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому и возникла необходимость в создании программы подготовки дошкольников к школьному курсу информатики.

Эта разработка составлена по основным критериям (разделами) ИКТ. Срок реализации 1 год. Основа взята из программы по информатике и включает в себя авторскую наработку «Путешествие в компьютерную страну» и А.В. Горячева, Н.В. Ключ «Программа подготовки дошкольников к информатике», конспекты к данной программе возможно брать с книги «Дошколенок + компьютер» Л.А. Коч.

           В данной программе также предоставлена работа с родителями и мониторинг детей в начале и конце обучения.

Заключение:

В данной программе я постараюсь решить проблему непрерывности дошкольного и начального школьного образования в рамках ИКТ. Развитие компьютерных технологий дала возможность освоить компьютер не только взрослому поколению, но и дошкольникам

1.2 Цель и задачи

Цель:

1.        Обучить дошкольников основам компьютерной грамотности.

2.        Расширить кругозор знаний об ИКТ.

3.        Научить пользоваться компьютером.

4.         Формирование мотивационной, операционной и интеллектуальной готовности ребёнка к использованию ИКТ.

Задачи:

  • Формирование знаний, умений и понятия о компьютерной грамотности.
  • Воспитание бережного и аккуратного отношения к технике.
  • Закрепить навыки ЗОЖ.
  • Развитие внимания, усидчивости, творчества, логического мышления, понятия, что компьютер не только для игр.
  • Формировать познавательный интерес к ИКТ, основные представления о построении логических моделей.
  • Учить оценивать результаты деятельности.
  • Развивать познавательные и психические процессы, интеллектуально-творческие способности.

В конце обучения ребёнок должен:

Знать:

  • Правила техники безопасности.
  • Главные части компьютера.
  • Иметь представление об основных носителях информации и о защите компьютера.
  • Знать рабочие программы.
  • Что такое алгоритм.
  • Основы работы в программах:
  1. Word
  2. Графический редактор.

 Уметь:

  • Работать с мышкой и клавиатурой, свободно ориентироваться на мониторе.
  • Пользоваться графическим редактором и Word.
  • Научиться составлять алгоритмы.
  • Расширить знания о пользовании некоторых программ.
  • Решать логические и математические задачи.
  • Сравнивать предметы, перемещать, группировать, делить их.
  • Находить закономерности.
  • Понимать язык стрелок и как ими пользоваться.
  • Определять последовательность событий.
  • Приводить примеры отрицаний.
  • Самостоятельно запускать компьютер и программы.
  • Свободно без психологических проблем работать за компьютером.

  1. Содержание образования

2.1 Методы и приёмы работы.

Методологической основой программы является деятельностный подход к применению новых ИКТ в детском саду, он состоит в том, что в результате обучения по данной программе дети приобретают знания нужные для овладения практическими умениями и знаниями.

Основные методические подходы:

  • Организуемая деятельность имеет гибкую структуру.
  • На занятиях организуются беседы, дискуссии, создаются проблемные и игровые ситуации.
  • Создаются определённые ситуации общения, которые приводят ребёнка к тому что нужно проявить собственную инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
  • Образовательный процесс должен строится на основе применения современных педагогических технологий.

Методы и приёмы:

  • Интерактивного общения.
  • Наглядный.
  • Словесный.
  • Практический.
  • Управление, экспериментирование.
  • Проблемный.

          Занятие проводится один раз в неделю по 30 минут с использованием тетрадей, компьютера и настольных игр.

  Сюда же входят физминутки. Время занятия за компьютером – 10-15 минут.

2.2 Формы и технологии.

Формы:

  • Интерактивные занятия.
  • Познавательные беседы.
  • Оформление выставок.
  • Компьютерные и настольные игры.
  • Упражнения в тетрадях.
  • Общение с родителями.
  • Физминутки.
  • Индивидуальные занятия.
  • Коллективная деятельность.
  • Совместные со взрослым работы.

Используются технологии:

  • Проектирование;
  • ИКТ.
  • Здоровьесберегающие.

Работа с родителями:

  • Собрания.
  • Анкетирование.
  • Знакомство с программой обучения ИКТ.
  • Акцентирование внимания родителей на сайт детского сада.
  • Консультация «Какие игры можно использовать для обучения детей».        
  • Проведение выставки буклетов «Наша группа», «Немного о себе», и др.
  • Проведение совместного мероприятия с использованием ИКТ.
  • Консультация по интересующим их вопросам.

  1. Средства для работы.

  1. Пособия для занятий:
  • «Раскрась-ка» - программа научит пользоваться курсором, мышкой. Воспитает чувство прекрасного и разовьёт творческие способности.
  • «Пазлы» -  данные презентации научат пользоваться устройствами ввода-вывода.
  • «Мир информатики» - расскажет о происхождении компьютера, его устройств и принципах работы.
  • «Почемучки» – информатика - видео урок – объяснит, что такое память, мышка, клавиатура и другие предметы для работы компьютера. Также расскажет, что такое вирус и антивирус, и о других программах.
  • «Интерактивные уроки и подготовка к школе» поучительные занятия для дошкольников.
  • Программа
  • Тематическое планирование.
  • «Страна знаний» - Это CD диски с заданиями и журналами для объяснения. Благодаря этим дискам дети узнают и научатся очень многому – решать логические задачи и применять накопленный опыт в составлении алгоритмов и многое другое.
  1. Игровая зона компьютерного класса:
  • Столы для работы детей
  • Тетради с игровыми заданиями на каждое занятие.
  • Игры – головоломки.
  • Раздаточный материал.
  • Дидактические игры.
  • Демонстрационные и индивидуальные плакаты для обучения детей компьютерной грамотности, правилам поведения и правильной осанке.
  1. Компьютерный класс:
  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Ноутбуки для детей.
  • Планшеты.
  • Принтер.
  • Сканер.

 Компьютеры объединены в локальную сеть. Компьютерный класс должен соответствовать требованиям СанПиН.

  1. Система образовательной работы с детьми.

3.1 Тематическое планирование.

№ Занятия

Месяц

Тема занятий

Количество часов

1

1

Октябрь.

Немного из истории.

1

2

2

Техника безопасности. Я компьютер.

1

3

3

Для чего я нужен.

1

4

4

Мышка.

1

5

5-6

Ноябрь.

Клавиатура.

2

6

7-8

Рабочий стол.

2

7

9

Декабрь.

Меню.

1

8

10

Съёмные носители.

1

9

11

Программа Word.

1

10

12

Программа по рисованию.

1

11

13

Январь.

Вирус и Антивирус.

1

12

14

Игры – и их разновидности.

1

13

15-16

Февраль.

Хорошо – плохо, симметрия.

2

14

17-18

Познакомимся с алгоритмом.

2

15

19

Март.

Истина и ложь.

1

16

20

Отрицание.

1

17

21-22

Множества.

2

18

23-24

Апрель.

Симметрия.

2

19

25-26

Закономерности. Их поиск, разбитие на группы.

2

20

27-28

Май.

Выделение свойств предметов. Отличия. Части и целое.

2

21

29-30

Задачи на развитие мышления.

2

Всего

30

30

 

Перспективное планирование учебного материала по информатике для подготовительной группы.

Раздел 1 Компьютер.

  1. Тема: Немного из истории.

Познакомить с происхождением компьютера.

Задачи: Развитие познавательных способностей.

Средства: Видео «Почемучки» (Информатика). Работа в тетради.

  1. Тема: Техника безопасности. Я компьютер.

Задачи: Дать основные правила поведения при работе с компьютером, гимнастикой для глаз. Познакомить с Т.Б. и с составными частями компьютера, ноутбука.

Дать основные понятия для чего каждая составная часть нужна.

Средства: Презентация по Т.Б. Гимнастика для глаз. Видео «Почемучки» (Информатика). Работа в тетради.

  1. Тема: Для чего я нужен.

Задачи: Формировать представления о том для чего нужен компьютер, о его работе.

Средства: Видео. «Почемучки» (Информатика). Работа в тетради. CD «Компьютер для дошкольников»

  1. Тема: Мышка.

Задачи: Познакомить с устройством ввода – Мышь. Научить пользоваться ей. Развивать внимание, аккуратность.

Средства: Видео «Мир информатики» Работа с муляжами. Игры «Страна знаний»

  1. Тема: Клавиатура.

Задачи: Познакомить с устройством ввода – Клавиатурой. Формировать основные умения пользоваться некоторыми кнопками.

Средства: Видео «Мир информатики» Работа с муляжами. Игры CD «Страна знаний»

  1. Тема: Рабочий стол.

Задачи: Формировать понятие – Рабочий стол. Научить преобразовывать его. Развивать внимательность, усидчивость.

Средства: Видео. «Почемучки» (Информатика). Практика. Гимнастика для глаз.

  1. Тема: Меню.

Задачи: Познакомить с основным понятием «Меню». Практика. Работа за компьютером.

Средства: Видео «Мир информатики»

  1. Тема: Съёмные носители.

Задачи: Познакомить с разновидностями съёмных носителей. Для чего нужны, и как ими пользоваться.

Средства: Видео. «Почемучки» (Информатика). Работа в тетради. Гимнастика для глаз.

Раздел 2 Программы.

  1. Тема: Программа Word.

Задачи: Формировать основные понятия о программе Word. Познакомить с некоторыми возможностями программы.

Средства: Видео. «Почемучки» (Информатика). Работа в программе.

  1. Тема: Программа по рисованию.

Задачи: Познакомить с программой и научить пользоваться. Показать возможности программы. Развивать творчество, воображение.

Средства: Игры CD «Страна знаний». Работа в тетради.

  1. Тема: Вирус и Антивирус.

Задачи: Дать понятие Вирус и познакомить с программой Антивирус. Для чего он нужен.

Средства: Презентация.

Средства: CD «Страна знаний»

  1. Тема: Игры – и их разновидности.

Задачи: Формировать представление о разновидностях игр. Показать, что игры не только для развлечения, но и для обучения.

Средства: Игры CD «Страна знаний». Презентация. Работа в тетради. Гимнастика для глаз.

Раздел 3 Развитие интегративных качеств.

  1. Тема: Хорошо – плохо, симметрия.

Задачи: Познакомить с понятием Симметрия. Научить составлять симметричный рисунок. Определять, что хорошо и плохо. Развивать внимание, логическое мышление.

Средства: Интерактивные занятия. Презентация. Работа в тетради. Настольно печатные игры.

  1. Тема: Познакомимся с алгоритмом.

Задачи: Формировать представление об Алгоритме. Учить составлять простейшие алгоритмы.

Средства: Игры CD «Страна знаний». Интерактивные занятия. Гимнастика для глаз.

  1. Тема: Истина и ложь.

Задачи: Развивать умение определять истинное и ложное высказывание.

Средства: Игры CD «Страна знаний»

Интерактивные занятия.

  1. Тема: Отрицание.

Задачи: Знакомство с отрицанием. Учить отрицать примеры «наоборот».

Средства: Игры CD «Страна знаний»

  1. Тема: Множества.

Задачи: Познакомить с понятием Множество. Учить соотносить несколько множеств по признаку. Учить выделять элементы из множества.

Средства: Игры CD «Страна знаний» Гимнастика для глаз.

  1. Тема: Симметрия.

Задачи: Формировать понятие Симметрия. Учить составлять симметричные узоры. Упражнять в развитии воображения.

Средства: Игры CD «Страна знаний». Интерактивные занятия. Настольно печатные игры.

  1. Тема: Закономерности. Их поиск, разбитие на группы.

Задачи: Что такое Закономерности. Учить находить их. Поиск закономерностей в расположении фигур и предметов. Упорядочение серии предметов по разным признакам; расстановка и перестановка. Развивать интерес к познанию.

Средства: Игры CD «Страна знаний»

Интерактивные занятия. Гимнастика для глаз. Презентация.

Раздел 4 Действие с предметами.

  1. Тема: Выделение свойств предметов. Отличия. Части и целое.

Задачи: Учить выделять основной признак предмета, находить отличия.

Учить находить основную часть целого. Составлять целое из частей и наоборот. Воспитывать усидчивость.

Средства: Игры CD «Страна знаний» Гимнастика для глаз. Презентация. Настольно печатные игры.

  1. Тема: Задачи на развитие мышления.

Задачи: Развивать мышление, воображение. Учить решать задачи разной сложности (в соответствии со способностями детей).

Средства: Интерактивные занятия. Гимнастика для глаз. Настольно печатные игры.

3.2 Структура занятий.

  • В основе программы лежит дидактическая игра и она создаёт мотивацию к деятельности.
  • Детям предлагаются игры, во время которых они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой. Каждый ребёнок должен принять участие в игре.
  •  Затруднение в игровой ситуации.
  • Во время игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднения в деятельности детей, которое они проговаривают. В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из сложной ситуации.
  • Открытие нового знания или умения.
  • С помощью диалога на основе предметной деятельности детей подвести к обучению нового материала. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей проблему, и проходят её, используя новый способ действия.
  • Повторение и развивающие задания. Проводятся если есть свободное время.
  • Итог занятия.

Дети фиксируют в речи, что нового узнали.

  • Примечание. Физминутки снимают утомление детей средствами релаксационных упражнений.

3.3        Оздоровительная работа.

Физкультминутки и гимнастика для глаз положительно влияют на расслабление глазных мышц, способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности и снятию утомления с глаз, восстановлению бинокулярного зрения, расслаблению зрительной системы, аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Время начала физминуток определяется самим воспитателем. Физиологически обоснованным временем для их проведения является 15-я минута занятия.

Длительность физминуток составляет до 5 минут. Каждая физминутка включает в себя комплекс из 3–4 упражнений, повторяемых 4–6 раз.

Требования к проведению физминуток:

  • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
  • Должны проводиться на начальном этапе утомления.
  • Предпочтения отдавать упражнениям для утомляемых групп мышц.
  • Выполнение движений с достаточной амплитудой.

Требования проведения к гимнастике для глаз:

  • проводиться от 2 до 6 раз в течение дня по 2–5 минут.
  • гимнастику можно проводить в любой части занятия с учётом возрастных, зрительных и двигательных возможностей детей.
  • примерный комплекс упражнений может быть выполнен целиком, а также может служить основой для выбора упражнений, соответствующих текущему состоянию зрительной функции.
  • осуществляется по словесным указаниям воспитателя, с использованием стихов и потешек.
  • педагогу, воспитателю, который играет с ребёнком желательно знать стихотворный текст наизусть.
  • хорошо подбирать предметы в соответствии с тематикой занятий. Например, при изучении насекомых для концентрации внимания можно использовать фигурку яркой бабочки и т. п.
  • перед выполнением гимнастики следует сделать пальминг.
  • следует принять исходное положение: шея и спина выпрямлены, тело расслаблено, взгляд направлен прямо перед собой.
  • при выполнении задания дети с низкой остротой зрения стоят (сидят) перед педагогом, остальные располагаются дальше.
  • показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким. Глаза должны двигаться по широкой, большой амплитуде. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впередисидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой.
  • Упражнения следует выполнять не спеша, без рывков и болевых ощущений (при их появлении необходимо уменьшить амплитуду). Голова при выполнении гимнастики должна быть неподвижна.

3.4 Инструктаж.

Для получения положительных результатов по программе «Компьютошка» необходимо:

  • ИКТ компетентность педагога.
  • соблюдение рекомендованных методов и приёмом.
  • учебный план.
  • соблюдение техники безопасности работы на компьютере.
  • строгое выполнение требования СанПиН.

Опираясь на личностно – ориентированный подход, содержание программы можно корректировать в зависимости от

  • индивидуальных возможностей ребёнка.
  • творчества воспитателя.
  • технических средств обучения образовательного учреждения.

  1. Управление реализацией программы.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

Время проведения: 2 раза в год.

Задача: определить уровень освоения ребёнком программы и влияние образовательного процесса, на его развитие.

Мониторинг детей проводится педагогом, ведущим занятия с дошкольниками.

Форма проведения мониторинга представляет собой наблюдение за работой детей при посещении кружка. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребёнка в рамках программы. Оценка знаний ребёнка происходит в системе «+»,

«-», или «Знает» — «Не знает» и оценивается по каждой теме перспективного планирования, которая включает в себя отдельные темы.

        

Раздел №1 Компьютер.

Группа №                        Дата проведения (начало учебного года)                          (конец учебного года)                                        

 Ф. И. О. педагога                                                                                                                                                

Ф.И. ребёнка.

История ПК.

Т.Б.

Составные части компьютера.

Применение ПК

Мышка.

Клавиатура.

Рабочий стол.

Меню.

Съёмные носители.

Итого.

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Итого:

Подпись.                        

Раздел №2 Программы.

Группа №                        Дата проведения (начало учебного года)                          (конец учебного года)                                        

 Ф. И. О. педагога                                                                                                                                                

Ф.И. ребёнка.

Программа Word.

Программа по рисованию.

Вирус.

Антивирус.

Игры – и их разновидности.

Итого.

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Итого.

Подпись.                        

Раздел №3 Развитие интегративных качеств.

Группа №                        Дата проведения (начало учебного года)                          (конец учебного года)                                        

 Ф. И. О. педагога                                                                                                                                                

Ф.И. ребёнка.

Хорошо – плохо.

Симметрия.

Алгоритм.

Истина и ложь.

Отрицание.

Множества.

Симметрия.

Закономерности.

Поиск закономерностей

разбитие на группы.

Итого.

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Итого:

Подпись.                        

Раздел №4 Действие с предметами.

Группа №                        Дата проведения (начало учебного года)                          (конец учебного года)                                        

 Ф. И. О. педагога                                                                                                                                                

Ф.И. ребёнка.

Выделение свойств предметов.

Отличия.

Части и целое.

Задачи на развитие мышления.

Мышление.

Воображение

Итого.

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Итого:

Подпись.                        

  1. Список литературы.

  1. Горячев А В., Ключ Н.В. Все по полочкам. пособие для дошкольников 5-6 дет /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – 2-е изд., исп. – М.: Баласс, 2008. – 64 с.
  2. Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.
  3. Комплексная программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе. «Школа 2100», «Детский сад 2100»: www.school2100.ru/upload/download/programy/programy/program_pre.html Дата обращения: 20.05.2014г.
  4. Консультация для воспитателей «Игры, используемые на физминутках в детском саду»: ds-1.ru/uchitel_logoped/konsultatsiya_dlya_vospita..._v_detskom_sadu.html  Дата обращения: 13.06.2014г.
  5. Обучение информатике дошкольников. Майкова Светлана Алексеевна, зам. директора по УВР, учитель информатики: / Дата обращения: Дата обращения: 01.06.2014г.
  6. Социальная сеть работников образования nsportal.ru/ URL: nsportal.ru/detskiy-sad/informatika/2012/09/27/avt...lnikov-s-kompyuterom  Дата обращения: 20.06.2014г.
  7. Социальная сеть работников образования nsportal.ru/ URL: nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/09/26/kartotek...gimnastika-dlya-glaz   Дата обращения: 13.06.2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для детей 5-7 лет.

Данная программа предназначена для занятий информатикой с дошкольниками в качестве дополнительного образования. Материал дается блоками, позволяющими дать основные информационные понятия: Классификаци...

Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине «Информатика» для детей 5—7 лет

Цель курса — пропедевтика основных понятий информатики, развитие интеллекта, творческих способностей детей.Задачи1. Формирование навыков работы с персональным компьютером.2.3акрепление знаний и ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» «ПУТЕШЕСТВИЕ С КОМПЬЮШЕЙ», субботняя школа

Данная программа построена для дошкольников и согласуется с программой по информатике для начальной школы "Информатика в играх и задачах", рекомендованной Министерством образования РФ, и явл...

Рабочая программа информатика 19-20

Содержание  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1.Пояснительная записка1.2. Планируемые результаты освоения программы ДОУ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Режим и структура НОДМатериально-техническое осн...

рабочая программа информатика 2021-2022

Содержание.I. Целевой раздел: Пояснительная записка....

Рабочая программа по информатике для детей 5-7 лет

Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России являетс...

Рабочая программа по информатике для детей 5-7 лет/ 2022-2023 учебный год

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная запискаНаучно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных ...