Методика экологического воспитания «Основы экологической культуры детям»
презентация к уроку по информатике (средняя группа)
Методика экологического воспитания
«Основы экологической культуры детям»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologi_ekologii.docx | 277.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ Дашковский детский сад комбинированного вида «Колобок»
Проектная работа с детьми:
«Странствия любознательных детей».
Воспитатель: Косенкова Л.В.
Целью работы является расширение кругозора.
В ходе проекта хочется научить детей получать удовольствие от увиденного, ценить красоту нашей голубой планеты, восхищаться могуществом предков.
Задачи проекта:
- Познакомиться с частями света и их обитателями.
- Создать альбом «Голубая планета».
- Презентовать альбом, фото и видеоотчет.
- Сформировать позитивное отношение к разнообразию планеты.
Ожидаемые результаты:
- Познакомимся с частями света с многообразием растительного мира, с обитателями нашей планеты.
- Оформим альбом «Голубая планета» с помощью зарисовок, аппликаций, надписей .
- Устроим показ, презентацию альбома. Фото и видеоотчут о проделанной работе.
- Создадим позитивное отношение к «жителям» планеты Земля.
Основная часть.
Дошкольное экологическое воспитание предполагает активное усвоение знаний и представлений об окружающем мире. Какие же методы используются в ходе реализации проекта для получения качественного результата, продукта проекта.
- Входное анкетирование, слушание; беседа; просмотр мультфильмов, видеоматериала; экспериментирование и др.
- Оформление альбома: калькирование, рисование, аппликация.
- Показ, рассказ, инсценировка. Использование технических средств для создания и демонстрации презентации.
- Итоговое анкетирование, опрос.
На подготовительном этапе работы над проектом необходимо выявить уровень знаний детей о планете Земля (провести опрос или анкетирование).Примерные вопросы:
- Ребята, а что же такое глобус? (Глобус – это модель нашей земли)
- А что такое карта? (Это тот же глобус, только в развернутом виде)
- Что изображено на глобусе и карте?
- Сколько материков на планете земля? А сколько океанов?
- Какие океаны вы знаете?
- Посмотрите на ваш маленький глобус и подумайте, почему Землю называют «голубой планетой»?
-Почему суша на карте и глобусе раскрашена в разные цвета?
-Где живут белые медведи?
-Где растет самое большое дерево на земле?
-Почему в одних местах преобладают низкорослые виды растений, а в других высокие?
- Ребята, а хотите отправиться в кругосветное путешествие и ответить на все эти вопросы и узнать еще много-много интересного?
На данном этапе были разработаны познавательные занятия по ознакомлению с материками и океанами, животными и растениями; подобраны художественная и научно-популярная детская литература, видеоматериал, мультипликационные фильмы в соответствии с темой; осуществляли наблюдение за природными явлениями.
Работа по реализации проекта велась во всех образовательных областях. Дети очень устают от однообразия деятельности или предмета обсуждения – но готовы сколь угодно долго заниматься , если удается увлекательно для всех переключаться с одного вида деятельности на другой.
Весь материал я стараюсь донести до детей доступно, наглядно, например:
- У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета (разрезать яблоко на четыре части) Четвертая ее часть – суша, а вот это большая часть вода.
- Так много или мало воды на Земле? (много)
Совместно с детьми делаем вывод: Большая часть планеты занята океанами и морями. На глобусе и карте вода изображена голубым цветом, поэтому нашу Землю называют голубой планетой.
Опытно-экспериментальная деятельность занимает в нашей работе важное место. Чтобы дать знания детям и наполнить их головы интересным содержанием мы с детьми проводим различные опыты. Приведу пример некоторых опытов:
- Ребята, какая вода в море? (Холодная, прозрачная, солёная)
- Как же определить, где морская вода, а где простая из крана? (Попробовать!)
- А если она не пригодна для питья можно ли ее пробовать?(нет)Как же тогда нам это узнать? Решить эту проблему нам поможет опыт.
Вот две ёмкости: в одной обыкновенная вода, а в другой – морская, солёная. Но где, какая я не знаю. Мне известно то, что в солёной воде яйцо будет плавать, а в пресной опустится на дно. Давайте проверим.
Ложкой опустите яйцо в ёмкость, только аккуратно, скорлупа у сырого яйца очень хрупкая.
Что случилось с яйцом? (Оно опустилось на дно). Значит вода пресная.
- Теперь опустим другое яйцо в другую ёмкость. Что случилось с яйцом? (Оно плавает). Значит вода солёная.
В нашем путешествии на земли Крайнего Севера мы встретились с белым медведем и узнали о нем много нового и интересного:
Детям предлагается опустить руку в емкость с водой и тут же вынуть ее.
-Посмотрите внимательно на руку. Какая она стала? (мокрая)То есть покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда.
-А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? (предполагаемые ответы детей)
-Теперь вытрите руки и слегка смажьте руки жирным кремом. Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Теперь вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит нечему будет превращаться в лед. Объясните теперь как белый медведь этим пользуется?
(Сальные железы выделяют жир, которым смазывается волосяной покров медведя, поэтому ,выйдя из воды, он легко стряхивает капельки с поверхности своего тела)
Объяснить детям некоторые понятия тоже помогают опыты и эксперименты.
Например в путешествии по материку Евразия мы познакомились с особенностями природной зоны Тундра. И узнали кое-что интересное…
-Что такое вечная мерзлота?
-Давайте попробуем разобраться. Вот две одинаковые емкости, наполненные землей. В одной из емкостей, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность (детям об этом не известно). Теперь в каждую из емкостей нальем одинаковое количество воды.
-Как вы думаете ,что должно произойти? (вода уйдет в землю). В первом горшке вода действительно впиталась в почву. А во втором осталась на поверхности. Почему? Что ей помешало? Давайте раскопаем землю и узнаем.
-Так и есть – стекло. В тундре, конечно, не стекло мешает талой воде, а лед, который за столь короткое лето не успевает таять в глубоких слоях почвы. Это явление называется вечная мерзлота.
На ряду с опытно-экспериментальной деятельностью мы смотрели мультфильмы («Храбрый олененок», «Приключения пингвиненка Лоло», «Умка», «Серая шейка», «Маугли» и другие ), читали художественные произведения ( Г. X. Андерсен «Снежная королева», Р. Киплинг «Как Леопард стал пятнистым», «Сказка о Старике Кенгуру», Г. Снегирев «Про пингвинов» и др.), рассказывали. Детям очень понравились сказки Елены Германовны Андреевской, изложенные в методических рекомендациях к рабочей тетради «Окружающий мир» для детей 5-6 лет (программа «Разноцветная планета»). Эти сказки помогли нам узнать некоторые интересные сведения о лесных обитателях и их детенышах, представить особенности взаимоотношений родителей и потомства в природе. Дети восхищены тем, как в природе все продумано и красиво.
На следующем этапе работы (начальном) ,обладая уже некоторыми знаниями и имея представление об обитателях планеты Земля мы с детьми обсуждаем то, как нам зафиксировать все те знания, которые приобрели . Выслушав предложения воспитанников (нарисовать, сделать глобус и др.), мы решаем создать альбом «Голубая планета». Для того ,чтобы работа не оказалась очень долговременной и имела соревновательный характер, принято решение разделиться на команды. Каждая команда готовит материал для оформления своей страницы по одному из материков. В каждой команде по 4 человека . Итого материал по 6 материкам изучили 24 человека. Для двух детей было дано отдельное задание - оформить страницу об Арктике (природной зоне).
Начался основной этап, закипела работа .Оформление альбома оказалось очень увлекательным занятием. С помощью кальки мы перенесли на страницы нашего альбома очертания материков. Раскрасили и нанесли яркие «метки»-символы, отражающие особенности данной местности .Каждый старался внести свою лепту в создание продукта нашего проекта. А так же готовились к демонстрации альбома : учили стихи, загадки, роли, и т.д.
На заключительном этапе было проведено итоговое анкетирование детей, результаты которого показали, что дети свободно ориентируются в изученной нами теме и могут найти ответы на любой вопрос (Почему у жирафа пятнистая яркая шкура, а у бегемота серая?, Почему у кенгуру и страуса сильные ноги, а у коалы — нет? , Почему белый медведь не покрывается коркой льда после выхода на сушу при очень низких температурах? и др.)
И ,конечно, дети представили продукт нашего проекта - альбом «Голубая планета» своим родителям. Родители были приятно удивлены разнообразию проявленного творчества. Помимо самого альбома, родители увидели инсценировки, услышали стихи и загадки, были очарованы песней и танцем.
Каждый этап работы был сфотографирован и представлен вниманию родителей в виде презентации.
Заключение.
По окончании работы над проектом мы достигли следующих результатов:
- Познакомились с частями света, с разнообразием животного и растительного миров.
- Сделали альбом «Голубая планета».
- Представили альбом родителям.
- Создали позитивное отношение ко всему живому на планете.
Проект достиг поставленной цели. Участники проекта расширили кругозор. Путешествие по карте не преследовало цели снабдить детей детальными географическими и историческими сведениями. Главное здесь — создать в воображении ребенка целостные живые образы разных уголков Земли через яркие «метки»-символы (типичные природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия). Цель была достигнута посредством выведения детей за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную перспективу (освоение представлений о природном мире, элементарных географических и исторических представлений).
Такая форма работы ,как творческий проект нам очень понравилась. Мы все шли к четко поставленной задаче – созданию продукта нашей работы. Среди общеразвивающих функций продуктивной деятельности необходимо прежде всего отметить ее участие в эмоционально-личностном становлении ребенка — в развитии «чувства инициативы», которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы.
Проектная деятельность, в силу ее созидательного характера, как ни одна из других форм активности ребенка создает условия для формирования способности к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата (цели-замысла). В этом смысле проектная деятельность закладывает основы трудолюбия у человека.
Широкие возможности открывает проектная деятельность и для развития творческой активности. Моделирующий характер проектной деятельности обеспечивает развитие воображения, образного мышления, способности соотносить целое — части, систематизировать свойства и отношения в предметном мире в процессе практического использования различных материалов.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой — овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.
«Странствия любознательных детей» породили море идей и планов на дальнейшую творческую деятельность. Дети, родители и воспитатель получили массу впечатлений и положительных эмоций от проделанной работы.
Список используемой литературы:
- Андреевская Е.Г. Формирование целостной картины мира в процессе проектной деятельности дошкольников. Методические рекомендации для воспитателя [Электронный ресурс].- М. Издательский дом «Паганель», 2016. – 30с. –электронный оптический диск.
- Андреевская Е.Г. Картина мира. Методические рекомендации к рабочей тетради «Окружающий мир» для детей 5-6 лет.- М. - Издательство «Ювента» -2015 .
- Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей-М.Баласс,2006.-304с.
- Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2007.- 208с.
- Шапиро А.И. Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками.-М.:ТЦ Сфера; Спб.:Образовательные проекты, 2016.-128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой.
Материал будет интересен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста....
Деловая игра для воспитателей «Экологическая культура – основа экологического воспитания»
Деловая игра для воспитателей "Экологическая культура - основа экологического воспитания"...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по методике экологического воспитание "В гостях у детей Каркуша"
Конспект интегрированной образовательной деятельности по методике экологического воспитания...
ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПРОГУЛОК С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
В статье рассказывается об использование тематических прогулок с учетом регионального компонента...
Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Поэтому, именно в дошкольном возрасте ...