Методика экологического воспитания «Основы экологической культуры детям»
презентация к уроку по информатике (средняя группа)

Косенкова Лариса Владимировна.

Методика экологического воспитания

«Основы экологической культуры детям» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologi_ekologii.docx277.75 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Дашковский детский сад комбинированного вида «Колобок»

Проектная работа с детьми:

«Странствия любознательных детей».

                                                                           Воспитатель: Косенкова Л.В.

                                                             

                                                             

Целью работы является расширение кругозора.

В ходе проекта хочется научить детей получать удовольствие от увиденного, ценить красоту нашей голубой планеты, восхищаться могуществом предков.

Задачи проекта:

  1. Познакомиться с частями света и их обитателями.
  2. Создать альбом «Голубая планета».
  3. Презентовать альбом, фото и видеоотчет.
  4. Сформировать позитивное отношение к разнообразию планеты.

Ожидаемые результаты:

  1. Познакомимся с частями света с многообразием растительного мира, с обитателями нашей планеты.
  2. Оформим альбом «Голубая планета» с помощью зарисовок, аппликаций, надписей .
  3. Устроим показ, презентацию альбома. Фото и видеоотчут о проделанной работе.
  4. Создадим позитивное отношение к «жителям» планеты Земля.

Основная часть.

Дошкольное экологическое воспитание предполагает активное усвоение знаний и представлений об окружающем мире. Какие же методы используются в ходе реализации проекта для получения  качественного результата, продукта проекта.

  1. Входное анкетирование, слушание; беседа; просмотр мультфильмов, видеоматериала; экспериментирование и др.
  2. Оформление альбома: калькирование, рисование, аппликация.
  3. Показ, рассказ, инсценировка. Использование технических средств  для создания и демонстрации  презентации.
  4. Итоговое анкетирование, опрос.

На подготовительном этапе работы над проектом необходимо выявить уровень знаний детей о планете Земля (провести опрос или анкетирование).Примерные вопросы:

- Ребята, а что же такое глобус? (Глобус – это модель нашей земли)

- А что такое карта? (Это тот же глобус, только в развернутом виде)

- Что изображено на глобусе и карте?

- Сколько материков на планете земля? А сколько океанов?

- Какие океаны вы знаете?

- Посмотрите на ваш маленький глобус и подумайте, почему Землю называют «голубой планетой»?

-Почему суша на карте и глобусе раскрашена в разные цвета?

-Где живут белые медведи?

-Где растет самое большое дерево на земле?

-Почему в одних местах преобладают низкорослые виды растений, а в других высокие?

- Ребята, а хотите отправиться в кругосветное путешествие и ответить на  все эти вопросы и узнать еще много-много интересного?

На данном этапе были разработаны познавательные занятия по ознакомлению с материками и океанами, животными и растениями; подобраны  художественная и научно-популярная детская литература, видеоматериал, мультипликационные фильмы в соответствии с темой;  осуществляли наблюдение за природными явлениями.

     Работа по реализации проекта велась во всех образовательных областях. Дети очень устают от однообразия деятельности или предмета обсуждения – но готовы сколь угодно долго заниматься , если удается увлекательно для всех переключаться с одного вида деятельности на другой.

Весь материал я стараюсь донести до детей доступно, наглядно, например:

- У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета (разрезать яблоко на четыре части) Четвертая ее часть – суша, а вот это большая часть вода.

- Так много или мало воды на Земле? (много)

Совместно с детьми делаем вывод: Большая часть планеты занята океанами и морями. На глобусе и карте вода изображена голубым цветом, поэтому нашу Землю называют голубой планетой.

 Опытно-экспериментальная деятельность занимает в нашей работе важное место. Чтобы дать знания детям и наполнить их головы интересным содержанием мы с детьми проводим различные опыты. Приведу пример некоторых опытов:

- Ребята, какая вода в море? (Холодная, прозрачная, солёная)

- Как же определить, где морская вода, а где простая из крана? (Попробовать!)

- А если она не пригодна для питья можно ли ее пробовать?(нет)Как же тогда нам это узнать? Решить эту проблему нам поможет опыт.

Вот две ёмкости: в одной обыкновенная вода, а в другой – морская, солёная. Но где, какая я не знаю. Мне известно то, что в солёной воде яйцо будет плавать, а в пресной опустится на дно. Давайте проверим.

Ложкой опустите яйцо в ёмкость, только аккуратно, скорлупа у сырого яйца очень хрупкая.

Что случилось с яйцом? (Оно опустилось на дно). Значит вода пресная.

- Теперь опустим другое яйцо в другую ёмкость. Что случилось с яйцом? (Оно плавает). Значит вода солёная.

 В нашем путешествии на земли Крайнего Севера мы встретились с белым медведем и  узнали о нем много нового и интересного:

Детям предлагается опустить руку в емкость с водой и тут же вынуть ее.

-Посмотрите внимательно на руку. Какая она стала? (мокрая)То есть покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда.

-А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды  на такой сильный мороз? (предполагаемые ответы детей)

-Теперь вытрите руки и слегка смажьте руки жирным кремом. Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Теперь вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит нечему будет превращаться в лед. Объясните теперь как белый медведь этим пользуется?

(Сальные железы выделяют жир, которым смазывается волосяной покров медведя, поэтому ,выйдя из воды, он легко стряхивает капельки с поверхности своего тела)                                                       

Объяснить детям некоторые понятия тоже помогают опыты и эксперименты.

Например в путешествии по материку Евразия мы познакомились с особенностями природной зоны Тундра. И узнали кое-что интересное…

-Что такое вечная мерзлота?

-Давайте попробуем разобраться. Вот две одинаковые емкости, наполненные землей. В одной из емкостей, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность (детям об этом не известно). Теперь в каждую из емкостей нальем одинаковое количество воды. C:\Users\Dell\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20160218_102742.jpg

-Как вы думаете ,что должно произойти? (вода уйдет в землю). В первом горшке вода действительно впиталась в почву. А во втором осталась на поверхности. Почему? Что ей помешало? Давайте раскопаем землю и узнаем.

-Так и есть – стекло. В тундре, конечно, не стекло мешает талой воде, а лед, который за столь короткое лето не успевает таять в глубоких слоях почвы. Это явление называется вечная мерзлота.

На ряду с опытно-экспериментальной деятельностью мы смотрели мультфильмы («Храбрый олененок», «Приключения пингвиненка Лоло», «Умка», «Серая шейка», «Маугли»  и другие ), читали художественные произведения ( Г. X. Андерсен «Снежная королева», Р. Киплинг «Как Леопард стал пятнистым»,  «Сказка о Старике Кенгуру», Г. Снегирев «Про пингвинов» и др.), рассказывали. Детям очень понравились сказки  Елены Германовны Андреевской, изложенные в методических рекомендациях к рабочей тетради «Окружающий мир» для детей 5-6 лет (программа «Разноцветная планета»). Эти сказки помогли нам узнать некоторые интересные сведения о лесных обитателях и их детенышах, представить особенности взаимоотношений родителей и потомства в природе. Дети восхищены тем, как в природе все продумано и красиво.

На следующем этапе работы (начальном) ,обладая уже некоторыми знаниями  и имея представление об обитателях планеты Земля мы с детьми обсуждаем то, как нам зафиксировать все те знания, которые приобрели . Выслушав предложения воспитанников (нарисовать, сделать глобус и др.),  мы решаем создать альбом «Голубая планета». Для того ,чтобы работа не оказалась очень долговременной и имела соревновательный характер, принято решение разделиться на команды. Каждая команда готовит материал для оформления своей страницы по одному из материков. В каждой команде по 4 человека . Итого материал по 6 материкам изучили 24 человека. Для двух детей было дано отдельное задание - оформить страницу об Арктике (природной зоне).

Начался основной этап, закипела работа .Оформление альбома оказалось очень увлекательным занятием. С помощью кальки мы перенесли на страницы нашего альбома очертания материков. Раскрасили и нанесли яркие «метки»-символы, отражающие особенности данной местности .Каждый старался внести свою лепту в создание продукта нашего проекта. А так же готовились к демонстрации альбома : учили стихи, загадки, роли, и т.д.

C:\Users\Dell\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20160315_104011.jpg

На заключительном этапе было проведено итоговое анкетирование детей, результаты которого показали, что дети свободно ориентируются в изученной нами теме и могут найти ответы на любой вопрос (Почему у жирафа пятнистая яркая шкура, а у бегемота серая?,  Почему у кенгуру и страуса сильные ноги, а у коалы — нет? , Почему белый медведь не покрывается коркой льда после выхода на сушу при очень низких температурах?  и др.)

 И ,конечно, дети представили продукт нашего проекта - альбом «Голубая планета» своим родителям. Родители были приятно удивлены разнообразию проявленного творчества. Помимо самого альбома, родители увидели инсценировки, услышали стихи и загадки, были очарованы песней и танцем.

 Каждый этап работы был сфотографирован и представлен вниманию родителей в виде презентации.

Заключение.

По окончании работы над проектом мы достигли следующих результатов:

  1. Познакомились с частями света, с разнообразием животного и растительного миров.
  2. Сделали альбом «Голубая планета».
  3. Представили альбом родителям.
  4. Создали позитивное отношение ко всему живому на планете.

Проект достиг поставленной цели. Участники проекта расширили кругозор. Путешествие по карте не преследовало цели снабдить детей детальными географическими и историческими сведениями. Главное здесь — создать в воображении ребенка целостные живые образы разных уголков Земли через яркие «метки»-символы (типичные природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия). Цель была достигнута посредством выведения детей за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную  перспективу (освоение представлений о природном мире, элементарных географических и исторических представлений).

Такая форма работы ,как творческий проект нам очень понравилась. Мы все шли к четко поставленной задаче – созданию продукта нашей работы. Среди общеразвивающих функций продуктивной деятельности необходимо прежде всего отметить ее участие в эмоционально-личностном становлении ребенка — в развитии «чувства инициативы», которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы.

Проектная деятельность, в силу ее созидательного характера, как ни одна из других форм активности ребенка создает условия для формирования способности к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата (цели-замысла). В этом смысле проектная деятельность закладывает основы трудолюбия у человека.

 Широкие возможности открывает проектная деятельность и для развития творческой активности. Моделирующий характер проектной деятельности обеспечивает развитие воображения, образного мышления, способности соотносить целое — части, систематизировать свойства и отношения в предметном мире в процессе практического использования различных материалов.

 Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой — овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

 «Странствия любознательных детей»  породили  море идей и планов на дальнейшую творческую деятельность. Дети, родители и воспитатель получили массу впечатлений и положительных эмоций от проделанной работы.  

 Список используемой литературы:

  1. Андреевская Е.Г. Формирование целостной картины мира в процессе проектной деятельности дошкольников. Методические рекомендации для воспитателя [Электронный ресурс].- М. Издательский дом «Паганель», 2016. – 30с. –электронный оптический диск.
  2. Андреевская Е.Г. Картина мира. Методические рекомендации к рабочей тетради «Окружающий мир» для детей 5-6 лет.- М. - Издательство «Ювента» -2015 .
  3. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей-М.Баласс,2006.-304с.
  4. Короткова Н. А.  Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2007.- 208с.
  5. Шапиро А.И. Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками.-М.:ТЦ Сфера; Спб.:Образовательные проекты, 2016.-128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой.

Материал будет интересен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста....

Деловая игра для воспитателей «Экологическая культура – основа экологического воспитания»

Деловая игра для воспитателей "Экологическая культура - основа экологического воспитания"...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по методике экологического воспитание "В гостях у детей Каркуша"

Конспект интегрированной образовательной деятельности по методике экологического воспитания...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Поэтому, именно в дошкольном возрасте ...