ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
методическая разработка по окружающему миру

В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Поэтому, именно в дошкольном возрасте необходимо  закладывать у  воспитанников основы  нравственного и интеллектуального развития личности, позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.  Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления - знания о ее объектах и явлениях  – важнейшие задачи детского сада. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologicheskomu_vospitaniyu_v_starshey_gruppe.docx59.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 3 КП. ГОРНЫЕ КЛЮЧИ» КИРОВСКОГО РАЙОНА

ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

C:\Users\Александр\Desktop\images.jpg

ВЫПОЛНИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ

 ВЫШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ

 КАТЕГОРИИ

АЛЕКСАНДРОВА Л.Н.

КП. ГОРНЫЕ КЛЮЧИ

2021Г

  СОДЕРЖАНИЕ

1.

Введение.

стр. 2

2.

Актуальность проекта

стр.4

3.

Паспорт проекта

стр. 4

4.

Цели, задачи проекта

стр.4

5.

Этапы работы

стр.6

6.

Мероприятия по составленной циклограмме

стр. 9

 7.

Ожидаемые результаты

стр. 9

8.

Формы представления результатов проекта

стр.10

9.

Список литературы.

стр.11

10.

Приложение

                                                                       Всё хорошее в людях - из детства!
                                                               Как истоки добра пробудить?
                                                             Прикоснуться к природе всем сердцем:
                                                            Удивиться, узнать, полюбить!
                                                            Мы хотим, чтоб земля расцветала,
                                                             И росли, как цветы, малыши,                                                                                  Чтоб для них экология стала

                                                                                   Не наукой, а частью души!

                                                                                                                   С. Николаева

ВВЕДЕНИЕ

    В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты. Ученые всего мира сошлись в едином мнении, что экологические проблемы и катастрофы связаны с образованностью населения – ее недостаточность или отсутствие и породили потребительское отношение к природе. Обретение экологического сознания и мышления – единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Необходимо формирование человека нового типа, с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста.

   Поэтому в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения мира. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения. Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Нашу планету может спасти лишь деятельность людей, базирующаяся на основе глубокого понимания законов природы, учёта многочисленных взаимодействий в её сообществах, осознания того, что человек не властелин природы, а её часть. Иными словами, экологическая проблема – это не просто проблема загрязнения окружающей среды и других отрицательных влияний, это результат деятельности человека на Земле.

Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности. В настоящее время формирование экологической культуры у  дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее - это, то направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.

 Формирование экологической культуры – это экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы. Формирование  экологической культуры, проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.         Отсюда вытекает цель экологического образования в ДОУ – становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых (воспитателей, родителей), их воспитывающих.

В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Поэтому, именно в дошкольном возрасте необходимо  закладывать у  воспитанников основы  нравственного и интеллектуального развития личности, позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.  Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления - знания о ее объектах и явлениях  – важнейшие задачи детского сада. Данную задачу можно легко решить, используя метод  проектов. Данный метод формирует способности сосредотачивать свое внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.

Сухомлинский В.А. писал, что у ребенка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».

           

                                                       

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

 Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:  Тип проекта: информационно - практико-ориентированный, групповой. Продолжительность: долгосрочный. Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители. Срок реализации: 2 года.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Формирование системы осознанно - правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.
  • Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.
  •  Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле, развивать эстетическое восприятие природы. Вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
  • Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
  • Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья.

ПРОБЛЕМА: Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из того состояния экологической катастрофы. Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача ДОУ.

ГИПОТИЗА: Целенаправленная работа по экологическому воспитанию дошкольников будет осуществляться эффективно, если: - будет вестись систематическая работа на занятиях; - работа по экологическому воспитанию будет вестись и в повседневной жизни с привлечением родителей.

РАБОТА С ДЕТЬМИ В ДОУ:

Беседы педагога с детьми: - познакомить детей с экологическими проблемами; воспитывать любовь к окружающему миру; - пробудить чувство жалости, сострадания к братьям нашим меньшим; НОД; - первично - ознакомительные; углубленно - познавательные; - обобщающие; Дидактические игры; Изобразительная деятельность детей; Чтение художественной литературы; Проведение акции «Сбережем природу», «Покормите птиц зимой» Просмотр презентаций «Вот и пришла золотая пора», «Животные нашего края», «Правила поведения в лесу»; Познавательное развитие: - рассказы из личного опыта; - беседы об охране природы. Информационное поле для детей: - выпуск плакатов и стенгазет; - интервьюирование.

РАБОТА С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ:

Беседы родителей: «Лес - важнейший компонент биосферы»; «Ценность леса»; «Лес - кладовая природы»; «Братья наши меньшие». Экскурсия в лес. Чтение художественной литературы. Экологические игры. Просмотр телепередач в выходные дни. Информационное поле для родителей: - непосредственное участие в выпуске плакатов; - газет (подкрепленного из домашнего архива);

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА:

предметно - пространственная среда отвечает современным требованиям; - уголки природы в группах; экологическая тропа на территории детского сада;  огород на окне; наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, видеофильмы, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.); библиотека книг с экологическим содержанием;

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Определение темы, цели, задач проекта. Определение объёма знаний детей об экологии и ее значении. Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта. Разработка тематического планирования мероприятий.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

1 этап - подготовительный:

постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов. (изучение программно - методического материала по направлению работы, знакомство с новыми технологиями: - личностно - ориентированная; - технология сотрудничества; - программа С.Н. Николаевой «Юный эколог». «Наш дом - природа» Н. А. Рыжова. - подбор программно - методического материала по направлению работы).

2 этап - практический: собственно исследовательский:

поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. (составление перспективного плана проведения НОД, образовательной деятельности, наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников, проведение образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы, разработка конспектов НОД с использованием экологического материала, применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения, художественное слово и загадки, проведение экологических праздников).

3 этап - оценочный:

обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций , определение перспектив работы.

Этапы

Задачи

Мероприятия

Сроки выполнения

Подготовительно-проектировочный этап

Повышение собственной профессиональной компетентности

Изучение программно-методического материала по направлению работы

Ноябрь 2018г.

Обеспечение образовательной деятельности методическим материалом

Подбор программно-методического материала по направлению работы

Подбор диагностического материла

Обогащение предметно-развивающей среды в группе по данному направлению

Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:

-подбор книг для оформления выставок в книжном уголке;

- оборудование уголка экспериментирования;

- пополнение уголка природы;

- изготовление дидактических игр;

- изготовление фотоальбомов.

ноябрь2018 –сентябрь 2019

Создание картотеки наблюдений на прогулке, включающей тематические наблюдения, художественное слово, загадки, картотеки экспериментирования,

Педагогическое просвещение родителей

Анкетирование родителей по организации экологического воспитания детей дома

Ноябрь 2018г.

Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома.

ноябрь2018 – сентябрь 2019

Практический этап

Выявить уровень экологической воспитанности детей группы

Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей старшей группы

Ноябрь 2018г.

Реализация поставленных задач

Составление перспективного плана образовательной деятельности по развитию экологической грамотности воспитанников

Ноябрь 2018г.

Организация образовательной деятельности в соответствии с разработанным перспективным планом

ноябрь2018 – сентябрь 2019

Разработка конспектов НОД, бесед на экологическую тему, подбор дидактических игр по экологическому воспитанию

Применение в работе с детьми картотеки наблюдений на прогулке, картотеки опытно-экспериментальной деятельности

Создание условий для самостоятельной деятельности детей: игровой, художественно-эстетической, трудовой, экспериментальной, - в которых они смогут отражать полученные знания, личный опыт.

Привлечь социум в работу по реализации проекта

Участие в акции «Поможем птицам» - изготовление кормушек для птиц и установка их на территории детского сада »

Ноябрь, декабрь 2018г.-2019г.

Наглядная агитация для родителей: папки-передвижки с рекомендациями по экологическому воспитанию дошкольников в семье, памятки с экологическим содержанием.

ноябрь2018 – сентябрь 2019г

Мониторинг качества экологического образования в группе

Сентябрь, октябрь 2019г

Анкетирование

Сентябрь 2019г.

Обобщающе-результативный этап

Выявление и оценка эффективности проведенной работы по экологическому образованию детей подготовительной к школе группы

Проведение итогового мероприятия: акция «Зеленая Планета» - посадка деревьев на участке группы.

Сентябрь 2019г.

Оценка эффективности работы с родителями

Оформление проекта

Подготовка презентации на тему «Проект , «Природа вокруг нас»

янарь 2020г.

 

 

Презентация проекта

Обобщить опыт работы по экологическому образованию с детьми старшей группы

Подвести итоги работы на педагогическом совете

 

апрель 2020г.

Еженедельно с детьми проводились мероприятия по составленной циклограмме:

Форма организации

Частота проведения

Ответственный

Наблюдение за объектами живой и неживой природы на прогулке

ежедневно

Воспитатели

Беседы о причинно-следственных связей между природными явлениями

два раза в неделю

Воспитатели

Опытническо-исследовательская деятельность

один раз в неделю

Воспитатели

Планирование ООД по экологическому воспитанию детей старшей группы

согласно расписания

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Индивидуальная работа с воспитанниками

с каждым ребенком не менее одного раза в неделю

Воспитатели

Воспитательные мероприятия экологической направленности

Один раз в месяц

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Старший воспитатель

Мини-проекты экологической направленности

Один раз в три месяца

Воспитатели

Родители

Конкурсные мероприятия экологической направленности

Один раз в месяц

Воспитатели

Родители

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

У детей:

  • будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
  • поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
  • разовьется интерес к явлениям и объектам природы;
  • научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

У педагогов: -

  • приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
  •  повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;
  •   пополнится развивающая среда в группе;
  • повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

У родителей:

  • обогащение уровня экологических знаний родителей;
  • повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
  •  создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
  • возможность участвовать в совместных экологических проектах.

ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА:

1. Обобщение педагогического опыта на районном семинаре, районном конкурсе «Педагог-исследователь»

2.   Компьютерная презентация по внедрению и реализации проекта.

3.   Статья в электронном СМИ (мини сайте педагога, сайте МБДОУ)

Литература:

1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации//Народное          образование, 2000. - №9.

2. Вестник УДО администрации МО «Город Сыктывкар», 2005. - №1.

3.Громова, О.Е. Дидактические материалы по развитию речи дошкольников / О.Е.   Громова. – М.: Сфера, 2007.

4. Данюкова А. А вы любите проекты?//Обруч, 2001. - №4.

5. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

6.Долгова, Т.Л. Прогулки в детском саду: Методическое пособие / Т.Л Долгова, М.В.Кравченко. – М.: Сфера, 2006.

7.Дыбина, О.В. Неизвестное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: Сфера, 2001.

8.Жукова: О.Г. Предметная среда. Сенсорика. Экология. / О.Г. Жукова – М.: Аркти, 2008.

9.Зебзеева, В.А. Теории и технологии дошкольного образования / В.А. Зебзеева. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2009.

10.Иванова, А.И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников / А.И. Иванова. – ТЦ Сфера. – 2006.

11. Кагаров Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - М.: Учпедгиз, 1926.

12. Кильпатрик В. Метод проектов: применение целевой установки в педагогическом процессе. - М.: Учпедгиз, 1925.

13. Колпачникова О. В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников//Воспитатель ДОУ, 2009. - №3

14. Левчук Л. В. Проектное обучение и российская школа//Экологическое образование, 2002. - №3.

15. Мир природы и ребенок. Учебное пособие./под ред. Л. Н. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - С-Пб.: Акцидент, 1998.

16. Рыжова Н. А. Экологический проект «Здравствуй, дерево»//Дошкольное образование, 2002. - №3.

17. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула//Директор школы, 1998. - №3.

18. Экологическое воспитание дошкольников/под ред. Л. Н. Прохоровой. - М.: Аркти, 2003.

19. Николаева С. Н. «Комплексные занятия по экологии». Москва «Педагогическое общество России» - 2005г.

Интернет ресурсы:

http://doshkolnik.ru

http://www.obruch.ru/

www.nsportal.ru

www.maam.ru

Приложение

  1. Перспективное и календарно-тематическое планирование по экологическому воспитанию
  2. Презентация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»
  3. План мероприятий экологической недели посвященной празднику «День Земли»
  4. План мероприятий
  5. Сценарий экологической сказки»Лесной переполох»
  6. Сценарий экологического развлечения  «Праздник Урожая»
  7. Сценарий НОД «Лесное путешествие по произведениям В.Бианки»
  8. Наблюдение за веточками деревьев
  9. Анкета для родителей
  10. Консультация для родителей «Воспитание любви к природе»
  11. Памятка для родителей «Запомни правила! Охрана растений»
  12. Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»
  13. Буклет для родителей и детей по экологическому воспитанию
  14. Буклет «Экологическое воспитание детей в семье»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»

В консультации раскрывается основное значение  звуковой культуры речи  как составной части общей речевой культуры, что входит в понятие "ЗКР", описаны основные этапы  усвоения ребёнком ...

Формирование национальной культуры у детей дошкольного возраста

Данный материал предназначен для воспитателей детских садов. Здесь вы можете найти много интересного материала: матрицу календарного плана, диалоги на родном языке, подвижные игры разных народов....

Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста

 К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим ...

Проблема формирования правовой культуры у детей дошкольного возраста

Формирование правовой культуры у дошкольников, является важным аспектом работы с родителями, и с самими дошкольниками...

Консультация для воспитателей "Взаимосвязь экологического воспитания и программы "Основы безопасности детей дошкольного возраста".

Ценность методической разработки заключается в формировании бережного отношения к природе родного края, которое мы воспитываем в детях с самого раннего возраста....

План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой»

План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой»...