ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
методическая разработка по окружающему миру
В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Поэтому, именно в дошкольном возрасте необходимо закладывать у воспитанников основы нравственного и интеллектуального развития личности, позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления - знания о ее объектах и явлениях – важнейшие задачи детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ekologicheskomu_vospitaniyu_v_starshey_gruppe.docx | 59.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 3 КП. ГОРНЫЕ КЛЮЧИ» КИРОВСКОГО РАЙОНА
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
ВЫПОЛНИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ
ВЫШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ
КАТЕГОРИИ
АЛЕКСАНДРОВА Л.Н.
КП. ГОРНЫЕ КЛЮЧИ
2021Г
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Введение. | стр. 2 |
2. | Актуальность проекта | стр.4 |
3. | Паспорт проекта | стр. 4 |
4. | Цели, задачи проекта | стр.4 |
5. | Этапы работы | стр.6 |
6. | Мероприятия по составленной циклограмме | стр. 9 |
7. | Ожидаемые результаты | стр. 9 |
8. | Формы представления результатов проекта | стр.10 |
9. | Список литературы. | стр.11 |
10. | Приложение |
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
С. Николаева
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение всего генетического разнообразия живых существ, сбережение генофонда планеты. Ученые всего мира сошлись в едином мнении, что экологические проблемы и катастрофы связаны с образованностью населения – ее недостаточность или отсутствие и породили потребительское отношение к природе. Обретение экологического сознания и мышления – единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Необходимо формирование человека нового типа, с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста.
Поэтому в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения мира. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения. Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Нашу планету может спасти лишь деятельность людей, базирующаяся на основе глубокого понимания законов природы, учёта многочисленных взаимодействий в её сообществах, осознания того, что человек не властелин природы, а её часть. Иными словами, экологическая проблема – это не просто проблема загрязнения окружающей среды и других отрицательных влияний, это результат деятельности человека на Земле.
Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности. В настоящее время формирование экологической культуры у дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее - это, то направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.
Формирование экологической культуры – это экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы. Формирование экологической культуры, проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Отсюда вытекает цель экологического образования в ДОУ – становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых (воспитателей, родителей), их воспитывающих.
В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Поэтому, именно в дошкольном возрасте необходимо закладывать у воспитанников основы нравственного и интеллектуального развития личности, позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления - знания о ее объектах и явлениях – важнейшие задачи детского сада. Данную задачу можно легко решить, используя метод проектов. Данный метод формирует способности сосредотачивать свое внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.
Сухомлинский В.А. писал, что у ребенка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА: Тип проекта: информационно - практико-ориентированный, групповой. Продолжительность: долгосрочный. Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители. Срок реализации: 2 года.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Формирование системы осознанно - правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.
- Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.
- Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле, развивать эстетическое восприятие природы. Вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
- Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
- Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья.
ПРОБЛЕМА: Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из того состояния экологической катастрофы. Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача ДОУ.
ГИПОТИЗА: Целенаправленная работа по экологическому воспитанию дошкольников будет осуществляться эффективно, если: - будет вестись систематическая работа на занятиях; - работа по экологическому воспитанию будет вестись и в повседневной жизни с привлечением родителей.
РАБОТА С ДЕТЬМИ В ДОУ:
Беседы педагога с детьми: - познакомить детей с экологическими проблемами; воспитывать любовь к окружающему миру; - пробудить чувство жалости, сострадания к братьям нашим меньшим; НОД; - первично - ознакомительные; углубленно - познавательные; - обобщающие; Дидактические игры; Изобразительная деятельность детей; Чтение художественной литературы; Проведение акции «Сбережем природу», «Покормите птиц зимой» Просмотр презентаций «Вот и пришла золотая пора», «Животные нашего края», «Правила поведения в лесу»; Познавательное развитие: - рассказы из личного опыта; - беседы об охране природы. Информационное поле для детей: - выпуск плакатов и стенгазет; - интервьюирование.
РАБОТА С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ:
Беседы родителей: «Лес - важнейший компонент биосферы»; «Ценность леса»; «Лес - кладовая природы»; «Братья наши меньшие». Экскурсия в лес. Чтение художественной литературы. Экологические игры. Просмотр телепередач в выходные дни. Информационное поле для родителей: - непосредственное участие в выпуске плакатов; - газет (подкрепленного из домашнего архива);
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА:
предметно - пространственная среда отвечает современным требованиям; - уголки природы в группах; экологическая тропа на территории детского сада; огород на окне; наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, видеофильмы, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.); библиотека книг с экологическим содержанием;
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Определение темы, цели, задач проекта. Определение объёма знаний детей об экологии и ее значении. Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта. Разработка тематического планирования мероприятий.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1 этап - подготовительный:
постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов. (изучение программно - методического материала по направлению работы, знакомство с новыми технологиями: - личностно - ориентированная; - технология сотрудничества; - программа С.Н. Николаевой «Юный эколог». «Наш дом - природа» Н. А. Рыжова. - подбор программно - методического материала по направлению работы).
2 этап - практический: собственно исследовательский:
поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. (составление перспективного плана проведения НОД, образовательной деятельности, наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников, проведение образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы, разработка конспектов НОД с использованием экологического материала, применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения, художественное слово и загадки, проведение экологических праздников).
3 этап - оценочный:
обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций , определение перспектив работы.
Этапы | Задачи | Мероприятия | Сроки выполнения |
Подготовительно-проектировочный этап | Повышение собственной профессиональной компетентности | Изучение программно-методического материала по направлению работы | Ноябрь 2018г. |
Обеспечение образовательной деятельности методическим материалом | Подбор программно-методического материала по направлению работы | ||
Подбор диагностического материла | |||
Обогащение предметно-развивающей среды в группе по данному направлению | Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий: -подбор книг для оформления выставок в книжном уголке; - оборудование уголка экспериментирования; - пополнение уголка природы; - изготовление дидактических игр; - изготовление фотоальбомов. | ноябрь2018 –сентябрь 2019 | |
Создание картотеки наблюдений на прогулке, включающей тематические наблюдения, художественное слово, загадки, картотеки экспериментирования, | |||
Педагогическое просвещение родителей | Анкетирование родителей по организации экологического воспитания детей дома | Ноябрь 2018г. | |
Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома. | ноябрь2018 – сентябрь 2019 | ||
Практический этап | Выявить уровень экологической воспитанности детей группы | Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей старшей группы | Ноябрь 2018г. |
Реализация поставленных задач | Составление перспективного плана образовательной деятельности по развитию экологической грамотности воспитанников | Ноябрь 2018г. | |
Организация образовательной деятельности в соответствии с разработанным перспективным планом | ноябрь2018 – сентябрь 2019 | ||
Разработка конспектов НОД, бесед на экологическую тему, подбор дидактических игр по экологическому воспитанию | |||
Применение в работе с детьми картотеки наблюдений на прогулке, картотеки опытно-экспериментальной деятельности | |||
Создание условий для самостоятельной деятельности детей: игровой, художественно-эстетической, трудовой, экспериментальной, - в которых они смогут отражать полученные знания, личный опыт. | |||
Привлечь социум в работу по реализации проекта | Участие в акции «Поможем птицам» - изготовление кормушек для птиц и установка их на территории детского сада » | Ноябрь, декабрь 2018г.-2019г. | |
Наглядная агитация для родителей: папки-передвижки с рекомендациями по экологическому воспитанию дошкольников в семье, памятки с экологическим содержанием. | ноябрь2018 – сентябрь 2019г | ||
Мониторинг качества экологического образования в группе | Сентябрь, октябрь 2019г | ||
Анкетирование | Сентябрь 2019г. | ||
Обобщающе-результативный этап | Выявление и оценка эффективности проведенной работы по экологическому образованию детей подготовительной к школе группы | Проведение итогового мероприятия: акция «Зеленая Планета» - посадка деревьев на участке группы. | Сентябрь 2019г. |
Оценка эффективности работы с родителями | Оформление проекта Подготовка презентации на тему «Проект , «Природа вокруг нас» | янарь 2020г. | |
|
| ||
Презентация проекта | Обобщить опыт работы по экологическому образованию с детьми старшей группы Подвести итоги работы на педагогическом совете |
| апрель 2020г. |
Еженедельно с детьми проводились мероприятия по составленной циклограмме:
Форма организации | Частота проведения | Ответственный |
Наблюдение за объектами живой и неживой природы на прогулке | ежедневно | Воспитатели |
Беседы о причинно-следственных связей между природными явлениями | два раза в неделю | Воспитатели |
Опытническо-исследовательская деятельность | один раз в неделю | Воспитатели |
Планирование ООД по экологическому воспитанию детей старшей группы | согласно расписания | Воспитатели Музыкальный руководитель |
Индивидуальная работа с воспитанниками | с каждым ребенком не менее одного раза в неделю | Воспитатели |
Воспитательные мероприятия экологической направленности | Один раз в месяц | Воспитатели Музыкальный руководитель Старший воспитатель |
Мини-проекты экологической направленности | Один раз в три месяца | Воспитатели Родители |
Конкурсные мероприятия экологической направленности | Один раз в месяц | Воспитатели Родители |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У детей:
- будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
- разовьется интерес к явлениям и объектам природы;
- научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
У педагогов: -
- приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
- повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;
- пополнится развивающая среда в группе;
- повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
У родителей:
- обогащение уровня экологических знаний родителей;
- повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
- создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
- возможность участвовать в совместных экологических проектах.
ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА:
1. Обобщение педагогического опыта на районном семинаре, районном конкурсе «Педагог-исследователь»
2. Компьютерная презентация по внедрению и реализации проекта.
3. Статья в электронном СМИ (мини сайте педагога, сайте МБДОУ)
Литература:
1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации//Народное образование, 2000. - №9.
2. Вестник УДО администрации МО «Город Сыктывкар», 2005. - №1.
3.Громова, О.Е. Дидактические материалы по развитию речи дошкольников / О.Е. Громова. – М.: Сфера, 2007.
4. Данюкова А. А вы любите проекты?//Обруч, 2001. - №4.
5. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
6.Долгова, Т.Л. Прогулки в детском саду: Методическое пособие / Т.Л Долгова, М.В.Кравченко. – М.: Сфера, 2006.
7.Дыбина, О.В. Неизвестное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: Сфера, 2001.
8.Жукова: О.Г. Предметная среда. Сенсорика. Экология. / О.Г. Жукова – М.: Аркти, 2008.
9.Зебзеева, В.А. Теории и технологии дошкольного образования / В.А. Зебзеева. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2009.
10.Иванова, А.И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников / А.И. Иванова. – ТЦ Сфера. – 2006.
11. Кагаров Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - М.: Учпедгиз, 1926.
12. Кильпатрик В. Метод проектов: применение целевой установки в педагогическом процессе. - М.: Учпедгиз, 1925.
13. Колпачникова О. В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников//Воспитатель ДОУ, 2009. - №3
14. Левчук Л. В. Проектное обучение и российская школа//Экологическое образование, 2002. - №3.
15. Мир природы и ребенок. Учебное пособие./под ред. Л. Н. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - С-Пб.: Акцидент, 1998.
16. Рыжова Н. А. Экологический проект «Здравствуй, дерево»//Дошкольное образование, 2002. - №3.
17. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула//Директор школы, 1998. - №3.
18. Экологическое воспитание дошкольников/под ред. Л. Н. Прохоровой. - М.: Аркти, 2003.
19. Николаева С. Н. «Комплексные занятия по экологии». Москва «Педагогическое общество России» - 2005г.
Интернет ресурсы:
Приложение
- Перспективное и календарно-тематическое планирование по экологическому воспитанию
- Презентация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»
- План мероприятий экологической недели посвященной празднику «День Земли»
- План мероприятий
- Сценарий экологической сказки»Лесной переполох»
- Сценарий экологического развлечения «Праздник Урожая»
- Сценарий НОД «Лесное путешествие по произведениям В.Бианки»
- Наблюдение за веточками деревьев
- Анкета для родителей
- Консультация для родителей «Воспитание любви к природе»
- Памятка для родителей «Запомни правила! Охрана растений»
- Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»
- Буклет для родителей и детей по экологическому воспитанию
- Буклет «Экологическое воспитание детей в семье»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста»
В консультации раскрывается основное значение звуковой культуры речи как составной части общей речевой культуры, что входит в понятие "ЗКР", описаны основные этапы усвоения ребёнком ...
Формирование национальной культуры у детей дошкольного возраста
Данный материал предназначен для воспитателей детских садов. Здесь вы можете найти много интересного материала: матрицу календарного плана, диалоги на родном языке, подвижные игры разных народов....
Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста
К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим ...
Формирование национальной культуры у детей дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей...
Проблема формирования правовой культуры у детей дошкольного возраста
Формирование правовой культуры у дошкольников, является важным аспектом работы с родителями, и с самими дошкольниками...
Консультация для воспитателей "Взаимосвязь экологического воспитания и программы "Основы безопасности детей дошкольного возраста".
Ценность методической разработки заключается в формировании бережного отношения к природе родного края, которое мы воспитываем в детях с самого раннего возраста....
План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой»
План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой»...
- Мне нравится (2)