Использование информационно - коммуникативных технологий в логопедической работе с учетом ФГОС ДОУ
статья по информатике
В данной статье рассмотрены вопросы по использованию информационно-коммуникативных технологий в работе учителя- логопеда, для работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Предоставлен опыт работы по использованию в практической работе учителя-логопеда ИКТ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование информационно - коммуникативных
технологий в логопедической работе с учетом ФГОС ДОУ
Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы по использованию информационно-коммуникативных технологий в работе учителя- логопеда, для работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Предоставлен опыт работы по использованию в практической работе учителя-логопеда ИКТ.
Ключевые слова: сопровождение, дети дошкольного возраста, тяжелые нарушения речи, информационно-коммуникативные технологии, направления работы учителя – логопеда, Федеральный государственный образовательный стандарт.
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения сталкиваются с проблемой воспитания и обучения детей с тяжелыми нарушениями речи. Современные исследования в области дошкольной педагогики Н. Моторина, Т.В. Калинина, С.Л. Новосёлова, Ю.М. З.М.Габдуллина , Ю. Горвиц и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-7 лет. Этот период развития детей совпадает с моментом интенсивного развития мышления, подготавливающий переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. Компьютер выступает как интеллектуальное средство в разнообразии видов деятельности. Компетенции педагогов, необходимые для успешной профессиональной деятельности, описаны и изучены на сегодняшний день очень хорошо и закреплены в новых профессиональных стандартах. ФГОС ДОО предписывает педагогу, знать приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации:
* «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования» от 17 октября 2013 г. 1155;
* «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. N 26;
* «Гигиенические требования к персональным электронно - вычислительным машинам и организации работы», «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03;
* Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к
максимальной нагрузке на детей дошкольного возрасте в организованных
формах обучения» Минобразования России от 14.03.2000 N 65/23-16;
* Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в
дошкольном, в начальном общем, основном общем, среднем общем
образовании) воспитатель, учитель» от 18 октября 2013 года;
Использование компьютерных технологий в образовании, для учителя – логопеда – создание необходимого шага в развитии современного информационного мира в целом. Но при этом надо не забывать, что компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его.
Всю систему в своей работе по применению ИКТ, я разделила на три направления:
- использование ИКТ в научно-методической деятельности учителя-логопеда;
- применение в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение речи;
- осуществление взаимодействия с педагогами и родителями.
Использование ИКТ в научно-методической деятельности
учителя-логопеда.
Информационно-компьютерные технологии я использую в научно-методической работе, что облегчает организацию деятельности учителя-логопеда. Появилась возможность:
- оформления всех видов документации по организации коррекционно-образовательного процесса с помощью Microsoft Office (рабочая программа, планирование, отчёты, конспекты, консультации и рекомендации, буклеты, памятки, брошюры и другое);
- создания информационного банка нормативной базы, банка сведений о детях, имеющих речевые нарушения;
- применение различных графических редакторов и программ (WinRaR, PinnacleStudioPlus, WindowsMovieMaker, AdobePhotoshopCS3, MicrosoftOffice) для обработки видеоматериалов, позволяющих презентабельно оформить наглядный материал к различным мероприятиям, проводимым в ДОУ, брошюры, буклеты и информационные стенды;
- реализация программы Excel для составления графиков и диаграмм, обработки результатов диагностических исследований;
- создания электронного портфолио педагога;
Использование информационной сети Интернета, педагог получил возможность:
- узнавать из Интернета самые последние новости в сфере образования;
- обмениваться профессиональным опытом в Сети;
- презентовать себя в Сети, ведя личный блог, создавая сайт или
страницу на сайте учреждения;
- знакомиться с новинками педагогической литературы.
В этом случае ИКТ является средством создания, хранения банка информации, помогает мне систематизировать наработанный педагогический опыт, обобщить его, определить направления работы с педагогами, родителями и детьми.
Применение ИКТ в коррекционной работе с детьми.
Основная цель работы учителя-логопеда – коррекция речевых нарушений, имеющих различную этиологию. За последние годы отмечается увеличение числа детей с проблемами в речевом развитии. Речевые нарушения различной степени тяжести, проявляются в недостаточном понимание, различение, использование грамматических форм; неумение связно, логично пересказать содержание текста. Наблюдается сложность при постановке звуков и их автоматизации. Как правило, затруднения носят очень стойкий характер. В связи с этим возникает необходимость создания новых путей воспитания и обучения детей, которые позволят повысить наряду с традиционными методами коррекции положительного результата. ИК технологии позволяют создать систему приемов компьютерно - опосредованного логопедического и психологического воздействия, способных повысить эффективность коррекционного процесса.
Работа учителя-логопеда начинается с диагностики всех аспектов речевых проблем дошкольника. Применение диагностического альбома в электронном виде намного облегчает работу учителю - логопеду. Альбом составлен в том же алгоритме, что и традиционные альбомы, сделанные на бумажном носителе. Это систематизированный и иллюстрированный материал для стандартного логопедического обследования всех сторон устной речи детей дошкольного возраста, инструкции к заданиям, образцы ответов, аудиозапись текстов для пересказа. Картинный материал отвечает дидактическим требованиям.
Профилактически-коррекционная работа. Применение ИК технологии в коррекционном процессе с детьми, имеющими нарушения речи, возможно как в групповых, так и в индивидуальных формах работы.
Групповое занятие может сопровождаться мультимедийной презентацией в качестве иллюстративного компонента, чтобы акцентировать внимание детей на новый материал. Мною разрабатываются такие презентации по всем лексическим темам.
Использование мультимедийных средств в индивидуальной логопедической работе, позволяет преодолеть затруднения в более быстрые сроки, и является одним из методов технологии полного усвоения программы. Для работы над звукопроизношением использую программу «Домашний логопед». Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Дети сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определенный звук. Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» «Новый Диск», 2008 г., специализированная компьютерная программа «Игры для Тигры», «Логоша», «Солнечный замок», «Баба Яга» и т.д. Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры. Портал «Мерсибо» – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет.
Конечно, не надо забывать, что компьютерные средства не являются основными методами коррекции, а представляют дополнительный материал по коррекции речи.
Осуществление взаимодействия учителя-логопеда с педагогами и родителями через ИКТ
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Информационная открытость образовательной организации» создание и ведение официального сайта ДОУ в сети Интернет является обязательными. ИКТ позволили в моей работе изменить условия взаимодействия с педагогами и родителями:
- организация системы методической поддержки педагогов в дистанционной форме;
- создание информационно – коммуникативной среды, обеспечивающей повышение профессиональной компетентности педагогов и формирование родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей;
- внедрение компьютерных технологий в систему образования через
сетевые сообщества, форумы, конференции; применение опыта знаний в системе образования (сетевых сообществ, форумов, конференций);
- разработка странички логопеда на сайте (на личной странице логопеда в сеть Интернет размещаются консультационные материалы). Электронная почта предоставляет более широкие возможности для общения с семьями воспитанников;
-использование с родителями сотовой связи. Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации, создание электронной почты;
- осуществление педагогических мероприятий (родительских собраний, консультаций, тренингов и т.д.) с использованием мультимедийной техники является современной формой информирования и консультирования, позволяющей представить материал красочнее, информативнее и увлекательнее;
- применение мультимедиа - презентация может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию;
- организуются видеогостинные, отражающие жизнь детей в ДОУ. Подборка видеозарисовок о повседневной жизни детского сада;
Внедрение ИКТ позволили улучшить взаимодействия с педагогами и родителями, это информирование и консультирование педагогов и родителей о нормах речевого развития, об особенностях формирования речи на всех возрастных этапах дошкольного возраста, о речевых нарушениях, их профилактике и пути коррекции.
Таким образом, можно отметить, что использование ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Осуществляет наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. Использование педагогами информационно-коммуникативных технологий, способствует повышению качества образовательного процесса, выводят детей на новый уровень, который способствует развитию ДОУ как института социализации.
Список литературы
1. З.М Габдуллина З.М.. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Волгоград, 2010.;
2. Ю. Горвиц Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
4. Л.А.Леоновой дошкольник и компьютер: медико-гигиенические рекомендации / под ред. Л.А.Леоновой и др. – M.: MODДЭК, 2004;
5. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997
6. Педагогические условия применения компьютерных игр в воспитании и обучении дошкольников. Материал с сайта Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" и "Интернет - Гномик" (i-Gnom.ru);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование информационно-коммуникативных технологий в условиях работы с детьми дошкольного возраста»
В консультации предоставлени общий материал о применении ИКТ в ДОО в работе с дошкольниками....
Использование информационно-коммуникативных технологий в условиях работы с детьми дошкольного возраста
Использование информационно-коммуникативных технологий в детском саду становится очень актуальной проблемой современного дошкольного образования, и занимают особое положение в нашем современном мире м...
«Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в работе с родителями»
Как музыка держится на трех китах (песня. танец, марш), так и работа по воспитанию и образованию дошкольников держится на трех основных составляющих - педагог. родители, дети. Взаимодействие род...
Использование информационно-коммуникативных технологий в методической работе в ДОУ
Современные Информационные Технологии (ИТ) в дошкольном образовании позволяют не только узнавать много нового, но и выявить и укрепить интерес детей к обсуждаемой теме. Они изменяю методы представлени...
статья "Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР"
laquo;Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР»Подготовила воспитатель Горская Н.А В настоящее время ИКТ прочно охватывают ...
Обобщение опыта работы по теме «Использование информационно – коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя – логопеда»
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютер...
Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»
Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...