статья "Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР"
статья
«Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР»
Подготовила воспитатель Горская Н.А
В настоящее время ИКТ прочно охватывают все сферы жизни человека. Развитие современного общества предъявляет и новые требования к образованию. Использование ИКТ становится одним из приоритетов в обучении и воспитании детей. Сегодня педагог не только должен уметь пользоваться компьютером, интернетом, мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы и использовать их в своей педагогической деятельности.
Прочно входят ИКТ и в жизнь дошкольников. Информатизация дошкольного образования открывает педагогу новые возможности для внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.
Проблема мотивации – одна из центральных в коррекционной работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания педагога недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность коррекционной работы в целом.
Используя компьютерные технологии педагог имеет возможность:
- подобрать иллюстрированный материал к совместной организованной деятельности, подобрать картинки для коррекции звукопроизношения и пополнения словаря;
- иллюстрированные схемы;
- оформить электронные альбомы;
- создать электронную картотеку пальчиковой гимнастики;
- создать альбомы с играми и заданиями по каждой лексической теме;
- использовать логопедические программы на формирование звукопроизношения, развития фонематического восприятия, обучения грамоте, формирования лексико-грамматических средств языка, развития связной речи;
- использовать программы, направленные на развитие артикуляции, мелкой моторики, речевого дыхания, гимнастики для глаз;
- программы по здоровьесберегающим технологиям;
- использовать на занятии видеофрагменты, которые позволяют показать некоторые моменты из окружающего мира, смоделировать жизненные ситуации, которые сложно показать в повседневной жизни (звуки природы, работа транспорта, голоса животных, их повадки и среда обитания и т.д.);
- создавать мультимедийные виртуальные экскурсии, проекты и презентации на различных этапах образовательной деятельности, с их помощью проводить физминутки и зрительные гимнастики, использовать их на занятиях по постановке звуков;
- оформлять необходимую документацию; группу, стенды, портфолио ребенка, родительские уголки, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребенка;
- демонстрировать фотографии, слайд-фильмы и т.д..
ИКТ позволяют в доступной форме, ярко, образно, преподнести детям материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста, привлечь их внимание звуком, движением, мультипликацией, поощрять детей при решении проблемных задач. При использовании ИКТ обеспечивается наглядность, способствующая повышению у детей интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика деятельности способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей. Компьютерные игры привлекают внимание детей, вызывают у них желание играть, действовать и вернуться вновь к этому занятию.
Одной из главных задач по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и родителей. ИКТ помогает решить проблему в устранении различий в позиции педагога и родителей по вопросам речевого воспитания детей. Компьютер позволяет расширить осведомленность родителей по вопросам воспитания и обучения детей с ОНР (речевые игры, артикуляционные упражнения, пальчиковые гимнастики, игры-задания для развития мелкой моторики и другой материал). Родители могут получать необходимую информацию на сайте ДОУ, задать вопрос и получить необходимую консультацию, использовать рекомендации учителя-логопеда по приобретению компьютерных игр и программ, знакомиться с темой, целями образовательной деятельности на неделю и т.д.
Таким образом, использование ИКТ в ДОУ является обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды, исходя из этого, необходимо вводить информационно-коммуникативные технологии в коррекционную работу, стремиться к органическому сочетанию традиционных и инновационных средств для развития речи и личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt.docx | 21.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР»
В настоящее время ИКТ прочно охватывают все сферы жизни человека. Развитие современного общества предъявляет и новые требования к образованию. Использование ИКТ становится одним из приоритетов в обучении и воспитании детей. Сегодня педагог не только должен уметь пользоваться компьютером, интернетом, мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы и использовать их в своей педагогической деятельности.
Прочно входят ИКТ и в жизнь дошкольников. Информатизация дошкольного образования открывает педагогу новые возможности для внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.
Проблема мотивации – одна из центральных в коррекционной работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания педагога недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность коррекционной работы в целом.
Используя компьютерные технологии педагог имеет возможность:
- подобрать иллюстрированный материал к совместной организованной деятельности, подобрать картинки для коррекции звукопроизношения и пополнения словаря;
- иллюстрированные схемы;
- оформить электронные альбомы;
- создать электронную картотеку пальчиковой гимнастики;
- создать альбомы с играми и заданиями по каждой лексической теме;
- использовать логопедические программы на формирование звукопроизношения, развития фонематического восприятия, обучения грамоте, формирования лексико-грамматических средств языка, развития связной речи;
- использовать программы, направленные на развитие артикуляции, мелкой моторики, речевого дыхания, гимнастики для глаз;
- программы по здоровьесберегающим технологиям;
- использовать на занятии видеофрагменты, которые позволяют показать некоторые моменты из окружающего мира, смоделировать жизненные ситуации, которые сложно показать в повседневной жизни (звуки природы, работа транспорта, голоса животных, их повадки и среда обитания и т.д.);
- создавать мультимедийные виртуальные экскурсии, проекты и презентации на различных этапах образовательной деятельности, с их помощью проводить физминутки и зрительные гимнастики, использовать их на занятиях по постановке звуков;
- оформлять необходимую документацию; группу, стенды, портфолио ребенка, родительские уголки, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребенка;
- демонстрировать фотографии, слайд-фильмы и т.д..
ИКТ позволяют в доступной форме, ярко, образно, преподнести детям материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста, привлечь их внимание звуком, движением, мультипликацией, поощрять детей при решении проблемных задач. При использовании ИКТ обеспечивается наглядность, способствующая повышению у детей интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика деятельности способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей. Компьютерные игры привлекают внимание детей, вызывают у них желание играть, действовать и вернуться вновь к этому занятию.
Одной из главных задач по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и родителей. ИКТ помогает решить проблему в устранении различий в позиции педагога и родителей по вопросам речевого воспитания детей. Компьютер позволяет расширить осведомленность родителей по вопросам воспитания и обучения детей с ОНР (речевые игры, артикуляционные упражнения, пальчиковые гимнастики, игры-задания для развития мелкой моторики и другой материал). Родители могут получать необходимую информацию на сайте ДОУ, задать вопрос и получить необходимую консультацию, использовать рекомендации учителя-логопеда по приобретению компьютерных игр и программ, знакомиться с темой, целями образовательной деятельности на неделю и т.д.
Таким образом, использование ИКТ в ДОУ является обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды, исходя из этого, необходимо вводить информационно-коммуникативные технологии в коррекционную работу, стремиться к органическому сочетанию традиционных и инновационных средств для развития речи и личности ребенка.
Список литературы:
- Королевская, Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски / Т.К. Королевская //Дефектология. - 1998. - № 1. – С.47-55.
- Леонова, Л.А., Как подготовить ребенка к общению с компьютером / Л.А. Леонова, Л.В.Макарова. - М., 2004. – 16 с.
- Никитина, М.В. Ребенок за компьютером / М.В. Никитина. - М., Эксмо, 2006. – 288 с.
- Сафонова, О.В. О проблеме активности речевой деятельности старших дошкольников с ОНР / О.В. Сафонова // Логопед в детском саду, - 2006. - №4. – С.45.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата"
Презентация из 2 частей о логопедической работе с детьми с использованием элементов различных здоровьесберегающих технологий: использование оздоровительных поз, зрительной гимнастики, ортопедиче...
Игровые технологии в коррекционной работе с детьми.
Для того чтобы достичь положительных результатов в работе с детьми, имеющими особенности развития, комбинируются различные методы, техники и приемы, — традиционные и нетрадиционные, а такж...
Опыт работы учителя-логопеда МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Сусликовой Ларисы Станиславовны по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»...
Использование здоровьесберегающих, игровых, информационно-коммуникативные (ИКТ), технологий в совместной деятельности с детьми по теме “Масленая неделя”
Цель: формирование представлений о традициях и обычаях русского народа....
Использование здоровьесберегающих, игровых, информационно-коммуникативные (ИКТ), технологий в совместной деятельности с детьми по теме “Масленая неделя”
Использование здоровьесберегающих, игровых, информационно-коммуникативные (ИКТ), технологий в совместной деятельности с детьми по теме “Масленая неделя”...
Информационно-коммуникативные технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением речи.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ Учителя-логопеды ГБДОУ №17 Петродворцового района Санкт-ПетербургаОнегова Татьяна Леонидовна...
Выступление из опыта работы по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми. имеющими нарушения в речи. в условиях реализации ФГОС"
Региональный семинар-практикум для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных учреждений "Инновационные формы работы по коррекции речевых нарушений у дошкольников в рамках ФГОС ДО"...