Икт технологии
консультация по информатике на тему
Предварительный просмотр:
ИКТ технологии
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер
Термин «информационные технологии» в его современном смысле впервые появился в статье 1958 года, опубликованной в Harvard Business Review; авторы Гарольд Дж. Ливитт и Томас Л. Уислер прокомментировали, что «у новой технологии еще нет единого установленного имени. Мы будем называть это информационными технологиями (ИТ)
Цель:
Создание условий для повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов ДОУ для успешной реализации ФГОС ДОУ
Ключевыми направлениями процесса информатизации ДОУ являются:
1. Организационное:
- Модернизация методической службы;
- Совершенствование материально – технической базы;
- Создание определенной информационной среды.
2. Педагогическое:
- Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ;
- Внедрение ИКТ в образовательное пространство.
Задачи ИКТ в дошкольном образовании:
обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса;
обеспечение взаимодействия с семьёй;
обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для родителей (на основе сайта детского сада и электронной почты) и для вышестоящих (контролирующих) организаций;
повышение уровня безопасности детей (видеонаблюдения);
облегчение реализации образовательной деятельности ( за счёт интернет-ресурсов, медиатеки, радио и телевидения,аудиосистем);
облегчение методической работы (электронные методические библиотеки);
обеспечение коммуникации, переписка (электронная почта);
возможность самореализации;
возможность самообразования.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества.
Использование компьютерных технологий помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать ОД более наглядной, интенсивной;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.
Системность
«Гигиенические требования к персональным электронно-
вычислительным машинам и организации работы»
Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03
В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) рекомендуемая
непрерывная продолжительность работы с ПЭВМ на развивающих
игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, для детей
6 лет - 15 мин.
Игровые занятия с использованием ПЭВМ в ДОУ рекомендуется
проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни
наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в
четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.
. Не допускается проводить занятия с ПЭВМ в ДОУ за счет времени,
отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных
мероприятий.
При проведении занятий детей с использованием компьютерной
техники, организация и режим занятий должны соответствовать
требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и
организации работы. « Гигиенические требования к персональным
электронно- вычислительным машинам и организации работы»
Для снижения утомляемости детей необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности, расстояние до экрана не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Поскольку вся современная лицензированная компьютерная техника выпускается с учетом всех гигиенических норм, при должном уходе за ней, никаких нарушений при ее использовании возникать не должно. Самая большая опасность при работе в модели «1 ученик : 1 компьютер» связана с нарушениями зрения и осанки в результате слишком длительного использования компьютера.
Приёмы
- Тематические
- презентации в (Видео/PowerPoint)
- Интерактивные игры
- Физминутки
- Гимнастика для глаз
- Проекты
- Релаксация
- Тематические мультфильмы, литературные произведения
- «Семейное»
- видео/ слайд-шоу
Методы
Четыре основных метода обучения:
- объяснительно-иллюстративный
- репродуктивный
- проблемный
- исследовательский
Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия обратной связи между учеником и системой обучения, его использование в системах с использованием ПК бессмысленно.
Репродуктивный метод обучения с применением средств вычислительной техники предусматривает усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем и (или) ПК, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение этого метода с использованием ПК позволяет существенно улучшить качество организации процесса обучения, но не позволяет радикально изменить учебный процесс по сравнению с применяемой традиционной схемой (без ПК). В этом плане более оправданным является применение проблемного и исследовательского методов.
Проблемный метод обучения использует возможности ПК для организации учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации познавательной деятельности обучаемых. В процессе обучения предполагается решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации.
Исследовательский метод обучения с применением ПК обеспечивает самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При использовании этого метода обучение является результатом активного исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных методов. Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов объектов и ситуаций в процессе воздействия на них. Для достижения успеха необходимо наличие среды, реагирующей на воздействия. В этом плане незаменимым средством является моделирование, т. е. имитационное представление реального объекта, ситуации или среды в динамике.
Технологии
- Технологии обработки информации (текстовой, числовой, графической, видео и звуковой)
2. Технология баз данных для сбора, хранения, систематизации и обработки информации.
3. Мультимедиа-технологии (электронные энциклопедии, словари, учебники, переводчики; обучающие программы и развивающие компьютерные игры).
4. Сетевые (телекоммуникационные) технологии (получение информации и размещение информации в Интернет, дистанционное обучение).
5. Геоинформационные технологии (электронные географические карты).
6. Технология компьютерного моделирования (проведение экспериментов с готовыми компьютерными моделями объектов, процессов и явлений; создание компьютерных моделей; работа с компьютерными тренажерами).
7. Технологии компьютерного эксперимента (использование компьютера для снятия экспериментальных данных и управления приборами, использование компьютерных измерительных комплексов).
Диагностика
Используется компьютерная программа – «МИР ИНФОРМАТИКИ»
Диагностика показателей деятельности ребенка игре на компьютере 5 – 7 лет
Методические рекомендации к процедуре диагностирования
Диагностика деятельности детей 5—7 лет осуществляется по следующим параметрам:
1. Усвоение детьми элементарных навыков управления компьютером.
2. Самостоятельность деятельности ребенка.
3. Уровень творческой направленности деятельности ребенка.
4. Осознание ребенком смысла компьютерной игры.
5. Длительность сосредоточенной деятельности с программой.
6. Успешность выполнения, завершения компьютерной игры.
По каждому параметру выделяются уровни сформированности деятельности ребенка игре на компьютере: высокий, средний или низкий (приложение 1).
· Высокий уровень (оценивается в 3 балла).
· Средний уровень (оценивается в 2 балла).
· Низкий уровень (оценивается в 1 балл).
По ходу диагностики дошкольников 5—7 лет заполняется сводная таблица. (прил.2)
Уровень сформированности детей игре на компьютере оценивается в соответствии с набранными баллами:
· высокий уровень—15—18 баллов;
· средний уровень — 10—14 баллов;
· низкий уровень —6—9 баллов.
Качественная характеристика уровней сформированности деятельности ребенка на компьютере.
Высокий уровень (15—18 баллов)
Ребенок самостоятельно ориентируется и владеет клавишами управления клавиатурой (вверх, вниз, вправо, влево, ввод). Умеет пользоваться мышью и другими средствами ввода информации. Хорошо развита моторики мелкой мускулатуры пальцев рук. При игре на компьютере у ребенка правильная поза, движения рук плавные и уверенные.
Осознает соотношения действий управления с изображением на экране.
Играет самостоятельно без помощи педагога. Проявляет инициативу, помогая другим детям. Уровень творческой направленности у ребенка высокий. Выполняет задание по образцу, по словесной инструкции, а также создаёт новые оригинальные образы успешно.
Осознаёт смысл компьютерной игры и понимает игровые цели самостоятельно. Умеет понять и принять условия игры.
Сосредоточен, увлечен и внимателен в течение всей игры.
При игре на компьютере успешно выполняет задание с первого раза.
Средний уровень (10—14 баллов) Ребенок ориентируется и владеет клавишами управления клавиатурой со словесной инструкцией педагога (вверх, вниз, вправо,
влево, ввод). Умеет пользоваться мышью и другими средствами ввода информации при небольшой помощи педагога.
Развитие мелкой мускулатуры пальцев рук на среднем уровне. При игре на компьютере у ребенка легкое напряжение в позе и в движении рук.
Играет с небольшой помощью педагога. Проявляет инициативу, иногда помогает другим детям. Уровень творческой направленности у ребенка средний. Выполняет задание по образцу, по словесной инструкции, а также создаёт новые оригинальные образы с небольшой помощью педагога.
Осознаёт смысл компьютерной игры и понимает игровые цели с не первого раза или с небольшой помощью педагога. Не всегда понимает и принимает условия игры.
Сосредоточен, увлечен и внимателен в начале игры, а к концу игры внимание рассеивается.
При игре на компьютере выполняет задание при подсказке, помощи взрослого и с не - большими ошибками.
Низкий уровень (6—9 баллов)
Ребенок ориентируется и владеет клавишами управления клавиатурой (вверх, вниз, вправо, влево, ввод) и пользуется мышью только с помощью педагога. Слабо развита моторика мелкой мускулатуры пальцев рук. При игре на компьютере у ребенка поза напряженная, движения рук резкие и урывистые.
Играет на компьютере только при помощи педагога. Не проявляет инициативу и не помогает другим детям.
Уровень творческой направленности у ребенка низкий. Выполняет задание по образцу, по словесной инструкции, только с помощью педагога.
Осознать смысл компьютерной игры и ставить игровые цели самостоятельно не может, только с участием педагога. Не понимает и не принимает условия игры.
Во время игры на компьютере у ребенка быстро наступает усталось, не внимательность и внимание рассеивается уже в начале игры.
Ребенок не справляется с заданием игры, либо только с помощью педагога.
Методический материал по диагностике
Задание № 1
Цель: выявить уровень усвоения ребенком элементарными навыками управления компьютером и мышью
Используется компьютерная программа – «МИР ИНФОРМАТИКИ» раздел клавиатура и мышь.
Методика проведения: Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время занятий.
Оценка результатов:
·ребенок увлеченно слушает объяснения педагога на занятиях, с интересом выполняет предложенное задание, уверенно владеет клавишами направлений и манипулятором «мышью», движения рук плавные и уверенные – 3 балла.
· на занятиях задания педагога выполняет со словесной инструкцией педагога, не уверенно владеет мышью, наблюдается напряжение в движении рук – 2 балла.
· На занятиях не выражает желание выполнять задания и выполняет только с помощью педагога, пользуется мышью и клавиатурой только при активном участии педагога, движение рук резкие - 1 балл.
Задание № 2
Цель: выявить уровень самостоятельности деятельности ребенка
Методика проведения: Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время занятий.
Оценка результатов:
· ребенок во время выполнения задания играет самостоятельно без помощи педагога. Проявляет инициативу, помогая другим детям – 3 балла.
· на занятиях ребенок выполняет задания с небольшой помощью педагога, иногда помогает другим детям. – 2 балла.
· на занятиях не выражает желание выполнять задания и выполняет только с помощью педагога, не помогает другим детям - 1 балл.
Задание № 3
Цель: выявить уровень осознание ребенком смысла компьютерной игры.
Используется компьютерная программа – «МИР ИНОРМАТИКИ» раздел элементы логики (сопоставление).
Методика проведения: Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время выполнения задания.
Оценка результатов:
· Осознаёт смысл компьютерной игры и понимает игровые цели самостоятельно. Умеет понять и принять условия игры– 3 балла.
· Осознаёт смысл компьютерной игры и понимает игровые цели с не первого раза или с небольшой помощью педагога. Не всегда понимает и принимает условия игры – 2 балла.
· Осознать смысл компьютерной игры и ставить игровые цели самостоятельно не может, только с участием педагога. Не понимает и не принимает условия игры - 1 балл.
Задание № 4
Цель: определить длительность сосредоточенной деятельности с программой.
Используется компьютерная программа – «МИР ИНОРМАТИКИ» раздел графика .
Методика проведения: Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время выполнения задания.
Оценка результатов:
· ребенок сосредоточен, увлечен и внимателен в течение всей игры– 3 балла.
· ребенок не может длительно удерживать внимание, начинает отвлекаться, к конце игры внимание рассеивается, познавательная активность снижается к концу деятельности – 2 балла.
· ребенок отвлекается и быстро устает в процессе всей - 1 балл.
Задание № 5
Цель: определить успешность выполнения и завершения компьютерной игры.
Используется компьютерная программа – «МИР ИНОРМАТИКИ» раздел графика.
Методика проведения: Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время выполнения задания.
Оценка результатов:
· ребенок сосредоточен, увлечен и внимателен в течение всей игры– 3 балла.
· ребенок не может длительно удерживать внимание, начинает отвлекаться, к конце игры внимание рассеивается, познавательная активность снижается к концу деятельности – 2 балла.
· ребенок отвлекается и быстро устает в процессе всей - 1 балл.
Цель: выявить уровень познавательной активности
Оценка результатов:
· ребенок увлеченно слушает объяснения педагога на занятиях, с интересом выполняет предложенное задание, задает вопросы разного характера; проявляет ярко выраженную познавательную активность в разных видах деятельности вне занятий, делится со сверстниками и взрослыми информацией по какому-либо вопросу, теме, полученной вне занятий – 3 балла;
· ярко выраженной познавательной активности не проявляет; на занятиях задания педагога может выполнять увлеченно, с интересом, но вне занятий интерес к деятельности пропадает; вопросы разного характера задает редко – 2 балла;
· не проявляет заинтересованности и активности; не выражает особого желания, предпочтения заниматься каким-либо видом деятельности; на занятиях пассивен; вопросы разного характера практически не задает –
1 балл.
Задание № 2
Цель: определить уровень развития произвольного слухового запоминания (объем кратковременной памяти).
Методика проведения: Педагог дает инструкцию ребенку:
- Я сейчас назову тебе слова, а ты внимательно их послушай и запомни: слон, мед, окно, жук, шкаф, конь, друг, лак, круг, снег.
- Назови слова, которые ты запомнил.
Оценка результатов:
· ребенок с первого раза запомнил 5 слов – 3 балла;
· ребенок с первого раза запомнил 3-4 слова – 2 балла;
· ребенок с первого раза запомнил меньше трех слов – 1 балл.
Задание № 3
Цель: определить уровень произвольного внимания, работоспособности.
Методика проведения: Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время занятий.
Оценка результатов:
· ребенок в течение занятия сосредоточен, активен – 3 балла;
· ребенок не может длительно удерживать внимание, начинает отвлекаться во второй половине занятия, познавательная активность снижается к концу деятельности – 2 балла;
· ребенок отвлекается в процессе всей деятельности – 1 балл.
Задание № 4
Цель: определить уровень развития элементов словесно-логического мышления:
Материал: набор предметных картинок: 1) шапка, шарф, платье, туфли
2) медведь, заяц, лиса, конь 3) яблоко, лимон, капуста, апельсин. 4) береза, ель; 5) туфли, сапоги; 6)серия сюжетных картинок из 3 частей.
Методика проведения: 1. Игра «Четвертый лишний»
Педагог выкладывает перед ребенком предметные картинки: 1) шапка, шарф, платье, туфли;
Вопросы: Что нарисовано на картинках?
Как назвать их одним словом?
Какая картинка лишняя? Почему?
2. Педагог выкладывает перед ребенком предметные картинки: 2) медведь, заяц, лиса, конь
Вопросы: Что нарисовано на картинках?
Как назвать их одним словом?
Какая картинка лишняя? Почему?
3. Вопросы: Что общего у березы и ели?
Чем они отличаются?
4. Что есть общего у туфлей и сапог?
Чем они отличаются?
5. Разложи картинки по порядку и составь по ним рассказ.
Оценка результатов:
· ребенок анализирует, сравнивает, обобщает, выделяет все сходства и отличия двух предметов или групп, называет лишний предмет, мотивирует свой выбор – 3 балла;
· ребенок исключает лишнее, может мотивировать свой выбор; обобщает, сравнивает, но затрудняется перечислить все отличия и сходства, выделяет второстепенные признаки – 2 балла;
· ребенок затрудняется выделить общие признаки двух предметов, назвать лишнее слово; не называет группу предметов обобщающим словом - 1 балл.
Задание № 5
Цель: выявить умение детей выполнять задание в соответствии с инструкцией взрослого.
Методика проведения: Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время занятий.
Оценка результатов:
· ребенок «слышит» и принимает инструкцию взрослого, выполняет задание в соответствии с ней – 3 балла;
· ребенок «слышит» инструкцию взрослого, но затрудняется выполнить задание в соответствии с ней. Для достижения результата необходимо уточнение, разъяснение инструкции – 2 балла;
· ребенок не принимает инструкцию взрослого к действию, разъяснение, уточнение инструкции не приносит желаемого результата. – 1 балл.
Возрастная адресованность: 2-7лет
Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:
- Помогает привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
- Помогает формировать информационную культуру у детей;
- Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
- Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу;
- Предоставляет возможность индивидуализации обучения; помогает реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
- Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни или сложно показать на занятии (полёт ракеты, половодье, круговорот воды в природе….);
- Помогает активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);
- ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности;
- Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их;
- С помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития педагога.
Проблемы по внедрению ИКТ в образовательный процесс:
- Недостаточная ИКТ – компетентность педагога;
- Материальная база ДОУ;
- Защита здоровья ребенка;
- Отсутствие методики использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ;
- Отсутствие систематизации компьютерных развивающих программ;
- Отсутствие единых программно-методических требований к компьютерным занятиям. Педагогам приходится самостоятельно изучать технологию и внедрять её в свою деятельность.
Подготовила: учитель – логопед
Николаева С.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии наглядного моделирования, игровые технологии, технологии: презентация Microsoft Pow
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия ...
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровьесберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира. «Весна» (для детей 2-3 лет)
Конспект на тему: "Весенние изменения в природе"....
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...
Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...