Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя по коррекции речи и движений.
статья по развитию речи (старшая группа)

 В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.  

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

- коррекционно-развивающее;

- информационно-консультативное.

Выстраивая свою работу,  и логопед, и музыкальный руководитель учитывают структуру речевого дефекта; осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закрепляют знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях; всесторонне развивают личность ребенка.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи.

  • Оздоровительные: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания; развитие координации движений и моторных функций; развитие ловкости, силы, выносливости, воспитание правильной осанки, походки.
  • Образовательные: формирование двигательных умений и навыков; развитие пространственных представлений, ловкости, силы, переключаемости, координации движений; освоение знаний о метроритмике.
  • Воспитательные: воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность, восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т.е. умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности, личностные качества, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений и организаторских способностей.
  • Коррекционные: развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, грамматического строя и связной речи; формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти и др.; воспитание просодических компонентов речи.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-логопед:

- постановка диафрагмально-речевого дыхания;

- укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического    массажа;

- формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;

- коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;

- развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза речи;

- обучение умению связно выражать свои мысли;

- обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;

- развитие психологической базы речи;

- совершенствование мелкой моторики;

- логопедизация занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель осуществляет работу по развитию и формированию

слухового внимания и слуховой памяти;

оптико-пространственных представлений;

зрительной ориентировки на собеседника;

координации движений;

умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;

темпа и ритма дыхания и речи;

орального праксиса;

просодики;

фонематического слуха.

            Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, мы использовали различные методы и приемы. Многолетний опыт показывает, что дети дошкольного возраста с нарушением речи и движений прекрасно справляются с заданиями и к концу года преодолевают свои недостатки. Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания и др. мы используем такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Она включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры.

Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей, часто или ускорен, или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм. У детей часто изменен тонус. Регуляции тонуса способствует выполнение упражнений с разной амплитудой и скоростью. Одновременно с этим исполнение ребенком подобных упражнений со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения.

Таким образом, сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.

Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм.  Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Развитие чувства ритма необходимо для здоровья ребенка! Чтение по слогам, ритмическая повторяемость действий и звуков в песенках и считалках – бесценное логопедическое упражнение! Отработка ритмов развивает правильное, ровное дыхание, предотвращает нарушения слоговой структуры, речь становится плавной и красивой. У таких детей реже наблюдаются случаи логоневроза.

Целью проведения занятий по логопедической ритмике является преодоление речевых нарушений с помощью развития и исправления неречевых и речевых психических функций.

Логопедическая ритмика создает благоприятные условия для развития  нейрофизиологических процессов у детей с речевой патологией благодаря точной дозировке раздражителей, темпу, ритму, динамике музыки и слова.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны, устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляторный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного  материала. При проведении занятий следует помнить следующее.

  1. Занятия следует проводить с учетом индивидуальных возможностей детей, так как не всегда удается использовать программу по музыкальному воспитанию в полном объеме.
  2. Занятия должны строится с учетом диагноза речевого нарушения детей. Так, для детей с ОНР (общее недоразвитие речи) занятия проводятся особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы они не уставали. Одну и ту же тему лучше повторять по 2-4 раза, пока дети её не усвоят. С детьми, имеющими диагноз ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), желательно больше работать над развитием слуховых и зрительных представлений, совершенствуя их двигательные навыки. С этими детьми занятия по программе обычно продвигаются быстро, и порой удается выполнить всю программу по пению и почти всю по движению.
  3. Речь, музыка и движение должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга.

Всё это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям пробудить его мысль и фантазию. Такие занятия способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают эмоциональное состояние малышей, а значит помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Таким образом, эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда, музыкального руководителя  и других специалистов ДОУ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЙ.

   В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.  

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

- коррекционно-развивающее;

- информационно-консультативное.

Выстраивая свою работу,  и логопед, и музыкальный руководитель учитывают структуру речевого дефекта; осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закрепляют знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях; всесторонне развивают личность ребенка.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи. 

  • Оздоровительные: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания; развитие координации движений и моторных функций; развитие ловкости, силы, выносливости, воспитание правильной осанки, походки.
  • Образовательные: формирование двигательных умений и навыков; развитие пространственных представлений, ловкости, силы, переключаемости, координации движений; освоение знаний о метроритмике.
  • Воспитательные: воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность, восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т.е. умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности, личностные качества, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений и организаторских способностей.
  • Коррекционные: развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, грамматического строя и связной речи; формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти и др.; воспитание просодических компонентов речи.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-логопед:

- постановка диафрагмально-речевого дыхания;

- укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического    массажа;

- формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;

- коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;

- развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза речи;

- обучение умению связно выражать свои мысли;

- обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;

- развитие психологической базы речи;

- совершенствование мелкой моторики;

- логопедизация занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель осуществляет работу по развитию и формированию

слухового внимания и слуховой памяти;

оптико-пространственных представлений;

зрительной ориентировки на собеседника;

координации движений;

умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;

темпа и ритма дыхания и речи;

орального праксиса;

просодики;

фонематического слуха.

        Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, мы использовали различные методы и приемы. Многолетний опыт показывает, что дети дошкольного возраста с нарушением речи и движений прекрасно справляются с заданиями и к концу года преодолевают свои недостатки. Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания и др. мы используем такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Она включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры.

Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей, часто или ускорен, или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм. У детей часто изменен тонус. Регуляции тонуса способствует выполнение упражнений с разной амплитудой и скоростью. Одновременно с этим исполнение ребенком подобных упражнений со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения.

Таким образом, сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.

Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм.  Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Развитие чувства ритма необходимо для здоровья ребенка! Чтение по слогам, ритмическая повторяемость действий и звуков в песенках и считалках – бесценное логопедическое упражнение! Отработка ритмов развивает правильное, ровное дыхание, предотвращает нарушения слоговой структуры, речь становится плавной и красивой. У таких детей реже наблюдаются случаи логоневроза.

Целью проведения занятий по логопедической ритмике является преодоление речевых нарушений с помощью развития и исправления неречевых и речевых психических функций.

Логопедическая ритмика создает благоприятные условия для развития  нейрофизиологических процессов у детей с речевой патологией благодаря точной дозировке раздражителей, темпу, ритму, динамике музыки и слова.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны, устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляторный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного  материала. При проведении занятий следует помнить следующее.

1. Занятия следует проводить с учетом индивидуальных возможностей детей, так как  не всегда удается использовать программу по музыкальному воспитанию в полном объеме.

 2. Занятия должны строится с учетом диагноза речевого нарушения детей. Так, для детей с ОНР (общее недоразвитие речи) занятия проводятся особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы они не уставали. Одну и ту же тему лучше повторять по 2-4 раза, пока дети её не усвоят. С детьми, имеющими диагноз ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), желательно больше работать над развитием слуховых и зрительных представлений, совершенствуя их двигательные навыки. С этими детьми занятия по программе обычно продвигаются быстро, и порой удается выполнить всю программу по пению и почти всю по движению.

3. Речь, музыка и движение должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга.

Всё это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям пробудить его мысль и фантазию. Такие занятия способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают эмоциональное состояние малышей, а значит помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Таким образом, эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда, музыкального руководителя  и других специалистов ДОУ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в организации музыкально-игровой Деятельности. подготовила учитель-логопед МБДОУ №11 Стрелина Е.В Управление по образованию Администрация Городского округа Балашиха МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 143980 Московская область, г.о. Балашиха , мкр . Кучино , ул.Центральная, д.11А Тел.8(495)5220793 http : zddou 11 edumsko . ru Е- mail : dou 111985@ mail . ru

Слайд 2

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям : -коррекционно-развивающее; - информационно-консультативное

Слайд 3

Основные задачи : Оздоровительные . : укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания; развитие координации движений и моторных функций; развитие ловкости, силы, выносливости, воспитание правильной осанки, походки. Образовательные: формирование двигательных умений и навыков; развитие пространственных представлений, ловкости, силы, переключаемости, координации движений; освоение знаний о метроритмике. Воспитательные : воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность, восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т.е. умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности, личностные качества, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений и организаторских способностей. Коррекционные : развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, грамматического строя и связной речи; формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти и др.; воспитание просодических компонентов речи .

Слайд 4

Учитель-логопед осуществляет работу по развитию и формированию: постановка диафрагмально-речевого дыхания; укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа; формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков; коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза речи; обучение умению связно выражать свои мысли; обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии ; развитие психологической базы речи; совершенствование мелкой моторики; логопедизация занятий и режимных моментов

Слайд 5

Музыкальный руководитель осуществляет работу по развитию и формированию : слухового внимания и слуховой памяти; оптико-пространственных представлений; зрительной ориентировки на собеседника; координации движений; умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; темпа и ритма дыхания и речи; орального праксиса ; просодики; фонематического слуха.

Слайд 6

Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания и др. мы используем такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки

Слайд 7

Сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей. Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм . Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Развитие чувства ритма необходимо для здоровья ребенка.

Слайд 8

Целью проведения занятий по логопедической ритмике является преодоление речевых нарушений с помощью развития и исправления неречевых и речевых психических функций. Активно используем логопедическую ритмику. Она создает благоприятные условия для развития нейрофизиологических процессов у детей с речевой патологией благодаря точной дозировке раздражителей, темпу, ритму, динамике музыки и слова.

Слайд 9

Организуя занятия учитываем слеующие факторы: Индивидуальные возможностей детей, так как не всегда удается использовать программу по музыкальному воспитанию в полном объеме. Диагноз речевого нарушения детей. Так, для детей с ОНР (общее недоразвитие речи) занятия проводятся особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы они не уставали. Одну и ту же тему лучше повторять по 2-4 раза, пока дети её не усвоят. С детьми, имеющими диагноз ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), желательно больше работать над развитием слуховых и зрительных представлений, совершенствуя их двигательные навыки. С этими детьми занятия по программе обычно продвигаются быстро, и порой удается выполнить всю программу по пению и почти всю по движению. Взаимосвязь речи, музыки и движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЙ

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение сист...

«Взаимосвязь в работе учителя – логопеда и воспитателей по оздоровлению детей с общим недоразвитием речи»

Совместная работа медицинского работника, воспитателя и логопеда начинается с момента поступления ребенка в группу. И далее наблюдение ведется на протя­жении всего периода пребывания детей в логопедич...

"ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

В настоящее время в связи с реализацией задач оптимизации воспитательно-образовательного процесса на основе личностно - ориентированного подхода в системе дифференцированного обучения особую важность ...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов "Культура речи"

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет....

Совместная работа учителя логопеда, воспитателя и музыкального руководителя в условиях МДОУ

В современной педагогике актуальной становится проблема пересмотра содержания образования в ДОУ, разработка и внедрение новых подходов использования коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих...