Художественная литература как средство всестороннего развития старших дошкольников
консультация (подготовительная группа)

Морева Татьяна Валерьевна

Художественная литература как средство всестороннего развития старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tcsamoobrazovanie.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития старших дошкольников» на 2022–2023 учебный год

Актуальность темы:

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.

Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача.

Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встаёт проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребёнка к основам художественной литературы. Знакомство детей с художественной литературой используется в недостаточном объёме. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка. В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков сказки, потешки, загадки, заклички, поговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, развивает речь, творческие способности, прививает любовь к семье, к Родине, к природе. Следует помнить, что художественная литература является основным источником всестороннего развития и воспитания ребёнка. Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребёнку просто так не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.

Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребёнком. Особенно это важно донести до современных родителей, которые чаще предпочитают просмотр телепередач и компьютер.

Цель: создать условия для обеспечения всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.

Задачи:

- повысить своё профессиональное мастерство, проанализировать методическую и художественную литературу по данной теме;

- создать условия для художественно – эстетического, речевого, познавательного развития через пополнения предметно-развивающей среды;

- формировать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;

- способствовать приобщению детей к словесному искусству, умению слушать, отвечать на вопросы, пересказывать, обыгрывать, чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса;

- приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой в семье, к совместной работе в данном направлении;

План работы :

Сентябрь

«Вечера сказок» - чтение или рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, беседа, пересказ («Журавль и цапля», Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»«Петушок и бобовое зёрнышко»).

- Изучение методической литературы по теме самообразования. - Подбор художественной литературы для чтения детям. - Создание в группе, развивающей предметно – пространственной среды – «Центр речевого развития»«Уголок книги»«Театральный уголок»- Выставка книг о школе - Консультация для родителей«Роль книги в развитии речи детей»

Индивидуальные консультации

Октябрь - Чтение художественной литературы про осень, беседы, пересказ, заучивание стихотворений«Осень» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» И. Соколов-Микитов, «В лесу» И. Соколов-Микитов, «Грибы» И. Соколов-Микитов, И. Бунин «Листопад»

- Осенний театрализованный праздник«Осень золотая»

- Консультация для педагогов: «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».

- Сюжетные картинки«Времена года»«По грибы»«Урожай»«Лес осенью»«листопад»- Совместная подготовка к осеннему театрализованному празднику«Осень золотая» (разучивание стихов с детьми, подготовка атрибутов к играм, маски, костюмы).

Ноябрь - Игры на развитие связной речи детей : «Доскажи словечко»«Придумай конец»«Кто в домике живёт?»«Слова перепутались», «Придумай рассказ (сказку) про…», «Из какой сказки?»«Состарь рассказ по картине» и др. - Изготовление дидактических игр на развитие связной речи детей.

«Памятки для родителей по обучению связной речи».

- Предложить родителям поиграть с детьми в игры на развитие связной речи : «Доскажи словечко»«Придумай конец»«Кто в домике живёт?»«Слова перепутались»«Придумай рассказ про…»

Декабрь - Чтение и заучивание стихотворений о зиме: - - С. Городецкий «Первый снег» - Знакомство с пословицами и поговорками о зиме: - Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет. -Что летом родится, то зимой пригодится. - Без шубы и валенок - и зима без конца. -Мороз не велик, да стоять не велит. -Хороший снежок урожай сбережет. -Мороз ленивого за нос хватает.

- Зимний театрализованный праздник«Новый Год»

- Сюжетные картинки«Зима»«Зимние забавы»«Катание на лыжах» - Папка – передвижка для родителей«Почитайте детям о зиме» (стихи, рассказы, поговорки, загадки)

- Совместная подготовка к зимнему театрализованному празднику«Новый Год» (разучивание стихов с детьми, подготовка атрибутов к играм, костюмов).

Январь - Чтение сказок В. Сутеева - воспитание этических норм у дошкольников. Беседа по прочитанному, рассматривание иллюстраций. - Подготовить детскую художественную литературу для выставки в родительском уголке для совместного семейного чтения. - Выставка книг«Папа, мама, я – читающая семья» или «Моя любимая книга».

Февраль - Чтение и заучивание стихотворений Ф. Тютчев «Зима не даром злится». - Чтение сказок А. С. Пушкина. - Выставка книг «Наш любимый Пушкин А. С.» - Литературная викторина «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина». - Чтение стихов, рассказов о Родине, армии, солдатах«День Защитника Отечества» - Иллюстрации«День Защитника отечества»«Наша армия сильна» - Разучивание с детьми стихотворений к празднику«День Защитника Отечества»

Март

- Знакомство с пословицами и поговорками о труде: - Торопливый дважды одно дело делает. - Без труда нет плода. - Больше дела - меньше слов. - Всякая работа мастера хвалит. - Глазам страшно, а руки сделают. - Весенний театрализованный праздник«Мамочка любимая» Сюжетные картинки«Весна»«Весенние заботы»«Мамин праздник»

- Совместная подготовка к весеннему театрализованному празднику«Мамочка любимая» (разучивание стихов с детьми, подготовка атрибутов к играм, костюмов).

- Консультация«Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».

Апрель - Игры-драматизации по мотивам любимых сказок«Русская народная сказка глазами детей». Подготовка атрибутов для игр – драматизаций. - Подведение итогов работы на родительском собрании«Успехи наших детей»

- Выставка детских рисунков по прочитанным произведениям.

- Выставка книг о войне. Фотовыставка «Мы ими гордимся», посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Май - Тематическое занятие «День Победы» - чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях. - Выставка наглядного материала, пособий для педагогов, родителей«Великий День Победы».

- Рекомендации родителям на летний период«Читайте вместе с детьми». - Доклад «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» (выступление на семинаре-практикуме). –

 Мониторинг. - Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Список используемой литературы :

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». Изд. -3-в. М., «Просвещение», 2012.

2. Гербова В. В., «Приобщение детей к художественной литературе». Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. «Ребенок и книга» : СПб. : 2017.

4. Карпинская Н. С. «Художественное слово в воспитании детей». М., «Педагогика», 2016.

5. Найденов Б. С. «Выразительность речи и чтения». М., «Просвещение», 2009.

6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой». – М., 2013.

7. Бойко Е. А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

Художественная  литература открывает и объясняет жизнь общества, мир природы и взаимоотношений. Способствует  развитию мышления воображения ребенка, обогащает эмоциями....

Статья на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка...

Статья на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка...

Художественная литература ,как средство всестороннего развития дошкольника.

Художественная литература в современном мире, при наличии иных источников информаци,и продолжает оставатьсяосновным средством для воспитания всесторонне развитой личности...

Художественная литература ,как средство всестороннего развития дошкольника.

Художественная литература в современном мире, при наличии иных источников информации, продолжает оставаться основным средством для воспитания всесторонне развитой личности...

Художественная литература как средство всестороннего развития личности дошкольника.

Статья подготовлена для участия в муниципальном конкурсе "Профессионал - 2021" Тула....