Проект "Жизнь и творчество А.С. Пушкина"
проект по художественной литературе (подготовительная группа)

Максимова Анна Васильевна

Проект "Жизнь и творчество А.С. Пушкина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_i_tvorchestvo_a.s._pushkina.docx156.07 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в подготовительной к школе группе

"Жизнь и творчество     А.С. Пушкина"

http://demiart.ru/forum/journal_uploads5/j1191773_1352983112.jpg

Воспитатель: Максимова А.В.

Введение

Актуальность

Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве - линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения.  Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции.Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является Александр Сергеевич Пушкин.

Сказки Пушкина – это первые наши книги.Сказка – это рассказ о заведомо невозможном, здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными. Недаром известная русская пословица гасит: «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», урок нравственности, доброты, честности, ума и хитроумия. Со сказок Александра Сергеевича Пушкина начинается любовь ко всей русской поэзии. Сразу приходят на память слова: «У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том...». Пушкин писал не только сказки, а сказки в стихах. Каждое слово звучит необыкновенно выразительно. Все без исключения положительные герои пушкинских сказок излучают тепло и свет. Каждая сказка либо славит находчивость и смелость, либо высмеивает глупость и лень, трусость и жадность является настоящим литературным шедевром! На детей сказки Пушкина оказывают огромное воспитательное воздействие. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку. Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, поэтому ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает.

 Задача взрослых познакомить ребёнка с творчеством великого поэта  как можно раньше и сделать его стихи, сказки, частью внутреннего мира растущего человека.

                

                        

Цель проекта:                                                                                                   Развитие эстетических, познавательных, творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с творчеством А.С. Пушкина.

Задачи проекта:

Дети

-  познакомить  с творчеством Александра Сергеевича Пушкина;

- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;

-  воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

-   обогащать и расширять словарный запас детей;

-   развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

-   знакомить с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А.С. Пушкина;

-  воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;

- развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности.

Родители

-создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

- развитие совместного творчества родителей и детей;

- развитие у родителей способности видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

- заинтересованность родителей жизнью детского сад

Тип проекта: познавательно-творческий, игровой,  групповой.

Продолжительность:

Участники: дети, воспитатели, старший воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Ожидаемые результаты:

- развитие интереса к творчеству Пушкина;
- развитие познавательной активности;
- расширение кругозора;
- развитие творческих способностей;
- формирование эмоциональной отзывчивости;

- создание единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей.

Содержание проекта

Этапы работы над проектом

  1. Подготовительный этап.

-  Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального, аудио и видео материала по теме проекта, изготовление дидактических игр.

- Оформление презентации по биографии автора и викторины по сказкам А.С. Пушкина.

-  Подбор  материала для изобразительной и продуктивной деятельности.

- Разработка памяток для родителей «Когда и как читать ребенку книги?» (приложение 3)

- Опрос детей, выяснить, какие знания и представления имеются у детей о поэте А.С. Пушкине и его произведениях.

- Разработка сценария итогового мероприятия (праздник «Болдинская осень»).

2. Основной этап – непосредственная реализация проекта по образовательным областям:

- Речевое развитие:

1.Чтение сказок А.С. Пушкина:

  • «Сказка о рыбаке и рыбке».
  •  «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
  • «Сказка о золотом петушке».
  • «У лукомория дуб зеленый».

2. Беседы по прочитанным сказкам.

3.    Заучивание стихотворений А.С. Пушкина

  • «У лукоморья дуб зеленый»
  • «Ветер, ветер, ты могуч…»

- Социально-коммуникативное развитие:

1. Рассматривание портрета А.С. Пушкина.

2. Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина:

  • «Царевна с яблоком. Пробуждение царевны. «Дочка царская жива!»
  • «Воротился старик к старухе»
  • «Избушка там, на курьих ножках» «Там ступа с бабою ягой…»
  • «Царевна - Лебедь»
  • «Бочка по морю плывет»
  • «Тридцать три богатыря» И. Билибин.

3.    Речевые подвижные игры:

  • «Шмель»,
  • «Подводное царство» эвримическая композиция (музыка К. Сен-Санса),
  • Игры на звукоподражание «Превращение князя Гвидона».

4.      Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку».

5.      Дидактические игры:

  • «Какой сказочный герой лишний?»
  • «Узнай сказку по иллюстрации»
  • «Сложи сказку»
  • «Найди отличия»

- Познание:

1. Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина. (приложение 1)

2. Видеосалон, просмотр мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина:

  • «Сказка о рыбаке и рыбке»,
  • «Сказка о царе Салтане»,
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,
  • «Сказка о золотом петушке»,

3. Исследовательские работы о жизни А.С. Пушкина:

  • «Детство А.С. Пушкина и его семья»
  • «Откуда брались сказки».

- Художественно-эстетическое развитие

1. Лепка:

  • «Золотая рыбка»,
  •  «Золотой петушок»
  • «Лукоморье»
  1. Рисование:
  • «Царство золотой рыбки,
  •  «Свет, мой зеркальце»,
  • «Лукоморье»

3.  Аппликация, ручной труд:

  •  «Золотая Рыбка»,
  • «Царевна Лебедь»
  • «Зеркальце»
  • «Золотой петушок»

4. Конструктивная деятельность:

  •  «Сказочные дворцы»,
  • «Новый дом для старухи».

5. Слушание и просмотр отрывков из оперы:

  • Опера «Петушок – золотой гребешок» Н.А. Римский-Корсаков,
  • Опера «Сказка о царе Салтане»,
  •  Отрывки из оперы «Руслан  и Людмила» М.И.Глинка,
  • Романс «Не пой, красавица, при мне»  музыка Рахманинов,
  • Романсы на сказки Пушкина
  • Романс «Зимняя дорога»
  • «Октябрь уж наступил» в исполнении И.Смоктуновский
  • «Осень» в исполнении В.Калинникова

6.  Игра-драматизация:

  • «У самого синего моря»,
  • «Свет мой, зеркальце»,
  • «В чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря»,
  • «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?».

7. Игра на музыкальных инструментах:

  • «Во саду ли в огороде» русская народная мелодия

- Физическое развитие:

  • Подвижная игра «Ручеёк»;
  • игра – эстафета «33 богатыря»;
  • малоподвижная игра «Летает, ползает, плавает».

- Здоровьесберегающие технологии:

  • дыхательная гимнастика «Ветер, ветер ты могуч…»,
  • гимнастика для глаз «Шмель»

3. Завершающий этап

  • Праздник «Пушкинский бал»

Дата

Содержание работы

Понедельник

08.12.2023

  • Беседа «Александр Сергеевич Пушкин – великий русский сказочник»;
  • НОД. Рисование «Кот учёный всё ходит по цепи кругом…» (цветные карандаши);
  • Ч.Х.Л. А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке» (перед сном)
  • Деятельность в изобразительном уголке – рисование, раскрашивание, лепка.

Вторник

15.12.2023

  • Рассматривание и сравнение иллюстраций по сказкам разных художников, обсуждение.
  • НОД. Ф.Э.М.П. Графические диктанты – петушок, кот;
  • НОД. Рисование красками «Петушок с высокой спицы…»;
  • Ч.Х.Л. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (перед сном);
  • Просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке», беседа по содержанию, объяснение новых, непонятных слов (вечером);
  • Работа в книжном уголке – оформление выставки книг разных изданий по сказкам А.С. Пушкина.

Среда

24.12.2023

  • Игра-фантазия «Если бы я поймал золотую рыбку…»;
  • НОД. Ф.Э.М.П. Игра с Геоконтом (рыбка, звезда, кот), графический диктант – лебедь;
  • НОД. Рисование «Золотая рыбка» (восковые карандаши + акварель);
  • П/и «Море волнуется раз…»;
  • Ч.Х.Л. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (перед сном);
  • Просмотр мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», беседа по содержанию, объяснение новых, непонятных слов (вечером).

Четверг

12.01.2024

  • Слушание произведений Н. Римского-Корсакова «Три чуда: Белка, Богатыри, Царевна Лебедь»;
  • НОД. Развитие речи «Разучивание с помощью мнемотехники отрывка из сказки «О царе Салтане» про белку («Ель растёт перед дворцом, а под ней хрустальный дом…»)»;
  • НОД. Лепка «Царевна-лебедь».
  • Ч.Х.Л. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (перед сном);
  • Оформление выставки поделок, изготовленных совместно с родителями – «Удивительный мир сказок А.С. Пушкина»;
  • Д/и «Какой персонаж лишний?».

Пятница

19.01.2024

  • Беседа «Какая сказка А.С. Пушкина мне нравится больше всего и почему?»;
  • Д/и «Отгадай сказку по предмету»
  • НОД. Развитие речи «Разучивание с помощью мнемотехники стихотворения «У Лукоморья»»;
  • П/и «Море волнуется раз…»;
  • Итоговое мероприятие – викторина по сказкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Знакомим детей с творчеством А, С, Пушкина"

Реализуя проект дети научатся  чувствовать и понимать образный язык сказок, стихов А.С. Пушкина. Разовьётся умение употреблять образные слова, выражения.    Дети научаться ...

Конспект образовательной деятельности подготовительной группы Тема: «А.С.Пушкин – великий русский поэт. Знакомство с творчеством А.С.Пушкина»

Конспект образовательной деятельности подготовительной группы №10 Тема: «А.С.Пушкин – великий русский поэт.Знакомство с творчеством А.С.Пушкина»...

Проект по ознакомлению детей с творчеством А.С. Пушкина. Сценарий музыкально - литературного вечера по сказкам А.С. Пушкина "У лукоморья".

Цель проекта:Познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина;         Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в дра...

Тема недели: «Наш Пушкин». Цель: познакомить детей с творчеством А. С. Пушкина

Рекомендации родителям по реализации непрерывной образовательной  деятельности с дошкольниками в условиях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в МАДОУ...