Содержание, формы и методы работы с детьми по ознакомлению с произведениями писателей – природоведов.
статья по художественной литературе (старшая группа)

Галунова Анжелика Яковлевна

Содержание, формы и методы работы с детьми по ознакомлению с произведениями писателей – природоведов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Содержание, формы и методы работы с детьми по ознакомлению с произведениями писателей – природоведов.

Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.

Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся: наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя- рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений.

Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соединяются, например, наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д.

Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различных приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением, воспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т. п.

Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. Например, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение  - при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др.

Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризует мастерство воспитателя. Выбор методов и приемов определяется содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и накопленного ими опыта.

Система работы с детьми по развитию интереса миру природы посредством природоведческой литературы включает в себя: непосредственно-образовательную деятельность, образовательную деятельность в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность детей.

Общее для всех возрастных групп требование к методике использования книг - сочетание чтения с непосредственным наблюдением в природе.

В каждой возрастной группе методика использования книги о природе имеет свою специфику.

В старших группах природоведческая книга используется для расширения, уточнения представлений детей о природе, углубления их. Часто перед чтением воспитатель обращается к опыту детей, настраивая их на восприятие произведения. «Вспомните, дети, куда мы с вами вчера ходили и что видели,— обращается воспитатель к ребятам после наблюдения за одуванчиками.— Послушайте, что однажды увидел писатель М. Пришвин». И далее читает рассказ «Золотой луг», который помогает детям вновь пережить полученные ранее впечатления, дополнить увиденное, лучше его понять.

Чтение природоведческой книги используется и как самостоятельный способ ознакомления с природой с обязательной беседой после чтения. Небольшое художественное произведение воспитатель читает несколько раз подряд (3 - 4 раза). Большое произведение - вначале целиком, а затем - лишь узловые места, чтобы дети лучше поняли смысл. После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы - помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном. Поэтому беседа не должна строиться на пересказе прочитанного текста. Главное внимание здесь следует уделять раскрытию связей между явлениями, осмыслению фактов. Запас ранее приобретенных знаний влияет на усвоение детьми новых сведений. Поэтому в беседе следует устанавливать связи личного опыта с новыми знаниями. Обязательное требование к беседе - сохранить у детей непосредственность впечатлений от художественных образов. Это достигается с помощью вопросов от лица героя при использовании в вопросах образов рассказа, сказки.

Природоведческую книжку воспитатель читает детям и после наблюдения, а  может сопровождать наблюдения в природе. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений,  помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка, осмыслить увиденное. В этом случае задача воспитателя -  вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии в лес, в поле, на луг или водоем. Часто в тексте рассказа уже содержится план предстоящего наблюдения или те существенные стороны явления, на которые необходимо обратить внимание детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы «Интересные и нетрадиционные формы и методы работы с детьми»

Сообщение из опыта работы«Интересные и нетрадиционные формы и методы работы с детьми»Музыкальный руководитель: Н.Ю. Жидкова                      ...

Тифлопедагог дошкольного учреждения, его функциональные обязанности, содержание, формы и методы работы

Тифлопедагог дошкольного учреждения, его функциональные обязанности, содержание, формы и методы работы...

Формы и методы работы с детьми при ознакомлении с музыкальными профессиями.

Дошкольный возраст детей - как наиболее благоприятный период для формирования любознательности. Главное - показать детям  социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный...

Тема:"Формы и методы работы с детьми по ознакомлению с трудом взрослых".

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"16060958","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"359","width":"861"}}]]...

«Содержание, формы и методы взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи» Содержание, формы и методы работы с семьей «группы риска»

         Семья - это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной...

"Формы и методы работы с детьми при ознакомлении их с профессиями, связанными со спортом"

quot;Формы и методы работы с детьми при ознакомлении их с профессиями, связанными со спортом"...

Методический семинар для воспитателей «Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию функциональной грамотности в условиях обновления содержания образования»

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует ...