"Формы и методы работы с детьми при ознакомлении их с профессиями, связанными со спортом"
консультация
"Формы и методы работы с детьми при ознакомлении их с профессиями, связанными со спортом"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_no_1_rmo_.docx | 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное автономное дощкольное образовательное учреждение детский сад №22 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Формы и методы работы с детьми при ознакомлении их с профессиями, связанными со спортом.
Выполнил: инструктор по физической культуре
Зульпухарова Лилия Ришатовна
Стаж в данной должности: 5 лет
Категория: нет
Формы и методы работы с детьми при ознакомлении их с профессиями, связанными со спортом.
Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к профессиям. Формирование высших человеческих чувств, происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм, принятых в обществе. Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Главное - показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире.
Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребенка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном детстве. Традиционно выделяют несколько этапов и подэтапов этого процесса:
I этап. Развитие конкретно-наглядных представлений о мире профессий.
II этап. Профессиональное самопознание.
III этап. Собственно профессиональное самоопределение.
Главная цель допрофессионального самоопределения задается взрослым и заключается в том, чтобы постепенно сформировать у ребенка внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать шаги своего профессионального развития. Периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребенка должна сформироваться определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, истории.
Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Еще 10 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого не достаточно. Современная действительность нам диктует новые требования.
Одной из задач инструкторов по физкультуре является знакомство детей с профессиями, связанными со спортом. Практически каждый человек на земле связан со спортом: зимой мы катаемся на лыжах и коньках, играем в хоккей, в летние каникулы плаваем, играем во дворе в футбол и баскетбол и т.д. С самого раннего детства малышей учат делать зарядку и прививают им любовь к спорту, который необходим человеку для улучшения его самочувствия, укрепления мышц и всего организма, придания ему энергии. Занимаясь спортом, человек становится более сильным, жизнерадостным, меньше болеет и отлично себя чувствует.Казалось бы, профессий связанных со спортом не так уж и много, так какие же существуют профессии, связанные со спортом? Назовём самые распространённые спортивные профессии.
- Инструктор по физической культуре – это специалист, чья деятельность направлена на формирование у воспитанников интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой.
В обязанности инструктора по физической культуре входит:
- Содействие в формировании базовых двигательных умений и навыков у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями;
- Составление программы мероприятий активного отдыха воспитанников;
- Составление плана и обеспечение проведения физкультурно-спортивных праздников, соревнований, дней здоровья и других мероприятий оздоровительного характера;
- Составление плана ресурсного обеспечения физкультурно-спортивных праздников, соревнований, дней здоровья и других мероприятий оздоровительного характера;
- Подведение итогов и составление отчетов о проведенных спортивно-оздоровительных мероприятиях;
- Приобщение к физической культуре и формирование интереса к здоровому образу жизни.
Данные специалисты работают, как правило, в детских дошкольных учреждениях или спортивных секциях для детей дошкольного возраста.
- Учитель по физической культуре – это педагог, обучающий физической культуре и формирующий положительное отношение к здоровому образу жизни.
К обязанностям учителя физкультуры относится:
- Организация и проведение учебно-воспитательного процесса в рамках уроков по физической культуре;
- Формирование физически и психически здоровой личности учащихся;
- Формирование теоретических и практических навыков в области физической культуры;
- Приобщение к здоровому образу жизни, развитие интереса к нему;
- Составление и разработка программы деятельности учащихся на уроках физической культуры;
- Проведение практических занятий с учетом разработанной программы;
- Организация и контроль дисциплины во время уроков;
- Организация безопасности учащихся при выполнении двигательных действий;
- Непосредственная помощь учащимся при выполнении заданных упражнений;
- Рациональное распределение учебного времени;
- Установка необходимого оборудования и спортивного инвентаря;
- Организация и курирования спортивных секций и факультативных занятий, направленных на оздоровление учащихся;
- Содействие в организации и проведении внеклассных оздоровительный мероприятий.
Данные специалисты работают в общеобразовательных школах, профессиональных образовательных организациях, а также могут вести факультативную и тренерскую деятельность в рамках образовательных учреждений.
- Тренер – специалист в определённом виде спорта, руководящий тренировкой спортсменов. Тренер осуществляет учебно-тренировочную работу, направленную на воспитание, обучение и совершенствование мастерства, развитие функциональных возможностей своих подопечных.
Задачи спортивного тренера имеют широкий диапазон. К основным из них относится:
- Планирование учебно-тренировочной нагрузки для спортсменов как на длительный период, так и на каждую тренировку;
- Организация места занятий (оборудование, инвентарь), деятельности занимающихся, собственной деятельности;
- Организация педагогического общения (вербального и невербального) с целью управления деятельностью спортсменов;
- Демонстрация упражнений, элементов техники, страховка спортсменов;
- Формирование и развитие спортивного коллектива;
- Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого спортсмена, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- Эмоциональная и психологическая поддержка спортсменов во время подготовки к соревнованиям и участия в них;
- Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- Использование эффективных средств и методов физической, тактической, психологической, технической и теоретической подготовки для достижения лучших результатов;
- Контроль за физическим и психологическим здоровьем спортсменов;
- Приобщение к здоровому образу жизни каждого спортсмена.
Спортивный тренер может работать в любом спортивно-образовательном учреждении, профессиональных спортивных организациях, фитнес-центрах, тренажерных залах, в физкультурных клубах и секциях, в учреждениях лечебного, реабилитационного и санаторного типа, а также вести деятельность персонального тренера.
- Валеолог — специалист по вопросам сохранения здоровья человека и профилактике заболеваний, дающий рекомендации по формированию здорового образа жизни с целью улучшения качества жизни, социальной адаптации, повышения работоспособности и активного долголетия людей.
- Массажист
- Инструктор по адаптивной физической культуре - Специалисты по адаптивной физической культуре используют двигательную активность для решения задачи адаптации людей с ограниченными возможностями к успешной жизни в обществе. Кроме того, они применяют специальные физические упражнения для ускорения выздоровления после заболеваний и травм (лечебная физическая культура), а еще осуществляют с помощью физкультурно-спортивных занятий профилактику различных нарушений как здоровья, так и социальной адаптации.
- Инструктор по спортивному туризму– это педагог, осуществляющий спортивную подготовку по преодолению естественных препятствий с помощью применения различных тактик и техник.
В свою очередь, спортивный туризм – это вид спорта по различным видам туризма (лыжный, водный, горный, спелеотуризм и другие).
Ключевыми задачами инспектора по туризму, как правило, являются:
- Содействие в совершенствовании физического развития обучающихся;
- Обучение техническим приёмам туристических упражнений и упражнений из других видов спорта и основам гимнастики;
- Передача специальных знаний и умений из теории туристической и спортивной тренировки;
- Обучение спортивно-туристической тактике;
- Воспитание и развитие определённых сторон интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферы у обучающихся;
- Развитие и популяризация спортивного туризма среди детей, молодежи и взрослого населения.
Инструктор по спортивному туризму работает в туристических клубах и секциях, спортивных школах, центрах дополнительного образования.
- Спортивный психолог– это специалист, изучающий закономерности психической деятельности человека в процессе его двигательного обучения, спортивной тренировки, участия в специфичных командных взаимодействиях, в процессе подготовки и выступлений на соревнованиях, а также участия в различных формах общественной жизни, связанных со спортом.
Данная профессия состоит из трех областей знаний – психологии, педагогики и спорта. Психология в спорте означает содействие в достижении максимальных для конкретного спортсмена результатов и создании благоприятных условий для его профессионального и личностного развития, и осуществляться оно должно на всех этапах спортивной карьеры.
В зависимости от места работы, в задачи спортивного психолога может входить:
- Психологический отбор спортсменов в конкретных видах спорта;
- Спортивная профориентация;
- Определение предпосылок развития необходимых психологических качеств спортсменов;
- Диагностика и учет индивидуальных особенностей спортсмена, формирование и развитие необходимых для победы психологических качеств и умений;
- Разработка для каждого спортсмена индивидуального плана развития способностей, стратегии подготовки и соревновательного поведения;
- Определение психологической готовности спортсмена к спортивным занятиям, выступлениям и соревнованиям;
- Постсоревновательная реабилитация;
- Проведение командных тренингов (на командообразование, сплоченность коллектива, работу с конфликтами, развитие команды);
- Обучение навыкам мысленной тренировки, расслабления и снятия стресса;
- Проработка страхов, связанных со спортивной деятельностью;
- Разрешение и выход из кризисной психологической ситуации;
- Психологическая поддержка и адаптация спортсмена, получившего тяжелую травму;
- Профессиональное реориентирование спортсмена (после выхода спортсмена из спортивной карьеры).
На сегодняшний день спортивная психология является молодой, бурно развивающейся отраслью. Для многих тренеров и менеджеров понятие «спортивный психолог» новое. Они привыкли видеть в психологе человека, который либо проводит тестирование, либо занимается сугубо научной деятельностью. В свою очередь, спортивное консультирование представляет собой психолого-педагогическую работу со спортсменом с целью его психического развития, обучения двигательным навыкам и воспитания психических качеств, позволяющих достигать поставленных целей.
Как правило, данные специалисты работают в медико-социальных, спортивно-оздоровительных и реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах и обществах, научно-исследовательских институтах, высших и средних учебных заведениях.
- Фитнес тренер - инструктор, который руководит тренировками в фитнес-центре и осуществляющий наблюдение за правильным и безопасным выполнением физических упражнений в спортивном зале, а также дающий необходимые рекомендации в случае, если клиент фитнес-клуба намерен получить конкретный результат от тренировок.
Задачи, с которыми приходится сталкиваться фитнес-тренеру в своей профессиональной деятельности, наглядно иллюстрируют принципиальное различие между работой фитнес-тренера и тренера, работающего в области спорта. Последнему в рамках своей работы приходится решать задачи по максимальному развитию необходимых функций и качеств, достигая тем самым максимальной результативности в избранном виде спорта. Фитнес-тренеру же приходится работать над оптимальным развитием качеств, приводящих к достижению поставленных клиентом целей, с тем, чтобы сохранить разумный баланс между скоростью развития этих качеств и сохранением здоровья клиента.
Обязанности фитнес-тренера:
- Разработка оздоровительных и профилактических комплексов упражнений;
- Демонстрация и инструктаж выполнения предлагаемых упражнений;
- Контроль качества и количества выполняемых упражнений клиентом;
- Адаптация и изменения разработанного комплекса упражнений в зависимости от возможностей и потребностей клиента;
- Формирование теоретических знаний у клиента по необходимым аспектам его тренировочной программы;
- Обеспечение безопасности тренировочного процесса;
- Разработка индивидуальной системы питания для клиента;
- Контроль результатов и показателей, достигаемых клиентом в рамках тренировочного процесса.
В настоящее время неуклонно растет спрос на услуги фитнес-тренера. Будучи дипломированным или сертифицированным специалистом, он может найти себе работу в фитнес-центрах, тренажерных залах, спортивных клубах, а также в качестве персонального или корпоративного тренера, оказывая свои услуги на территории клиента.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остается за пределами понимания ребенка. Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
В работе с детьми по ознакомлению с профессиями ведущая роль принадлежит наглядным методам обучения, так как у детей - дошкольников мышление наглядно - образное. Для проведения занятий могут использоваться проектор, папки-передвижки, картинки, иллюстрации.
Благодаря им, дети могут узнать о современных профессиях, связанных со спортом.
Формы работы с детьми.
Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трем основным линиям:
- приближение детей к труду взрослых;
- приближение работы взрослых к детям;
- совместная деятельность детей и взрослых.
Приближение детей к труду взрослых. Это направление работы осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей спортивных профессий с обязательным включением предварительной беседы о данных профессиях. Непосредственно образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.
Приближение работы взрослых к детям. К данному направлению работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Совместная деятельность взрослого и ребенка. К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребенка. Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о людях разных профессий.
Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком присваиваются. Участие детей в различных творческих конкурсах также может носить профориентационный характер.
Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно- развивающей среды.
Формирование представлений дошкольников о труде взрослых- это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что, труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.
Список использованной литературы.
1. Диалоги о воспитании /Под ред. В. Н. Столетова. -М.: Педагогика,1985.
2. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. –М., 1988.
3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения Р н/Д,1996.
4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно- методическое пособие. -Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
5. Логинова В. И. Формирование представлений о труде взрослых/В. И. Логинова, Л. А. Мишарина //Дошкольное воспитание. -1978.-№10.
6. Лугарев А. П. Профессии 21 века//Клепа. -2013.- №3.-С. 4-5.
7. Мир детства. Дошкольник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. -М.: Педагогика, 1987.
8. Программа обучения и воспитания в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой.
9. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»./ Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы «Интересные и нетрадиционные формы и методы работы с детьми»
Сообщение из опыта работы«Интересные и нетрадиционные формы и методы работы с детьми»Музыкальный руководитель: Н.Ю. Жидкова ...
Тема: «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях ДОУ».
Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми д...
Консультация для воспитателей "Формы и методы работы с родителями по ознакомлению детей с правилами дорожного движения"
Реализация задач, стоящая перед ДОУ, возможна при условии тесного сотрудничества с семьей. Педагоги выступают инициаторами установления этого сотрудничеств. Такой подход позволяет приобщить роди...
Формы и методы работы с детьми при ознакомлении с музыкальными профессиями.
Дошкольный возраст детей - как наиболее благоприятный период для формирования любознательности. Главное - показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный...
Тема:"Формы и методы работы с детьми по ознакомлению с трудом взрослых".
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"16060958","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"359","width":"861"}}]]...
Консультация для воспитателей «Формы и методы работы с дошкольниками по ознакомлению их с историей профессий».
Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - ...
ДОКЛАД по организации ранней профориентации: «Формы и методы работы ДОУ в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с различными профессиями»
ДОКЛАДпо организации ранней профориентации:«Формы и методы работы ДОУ в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с различными профессиями»...