Формы и методы работы с детьми при ознакомлении с музыкальными профессиями.
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Дошкольный возраст детей - как наиболее благоприятный период для формирования любознательности. Главное - показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире. Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещѐ в дошкольном возрасте. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» знакомит в основном с распространенными профессиями музыкантов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_raboty_s_detmi_pri_oznakomlenii_s_muzykalnymi_professiya-mi.docx | 23.2 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Формы и методы работы с детьми при ознакомлении их с
музыкальными профессиями.
Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к профессиям. Формирование высших человеческих чувств, происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм, принятых в обществе. Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Главное - показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире. Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребѐнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещѐ в дошкольном детстве. Традиционно выделяют несколько этапов и подэтапов этого процесса:
I этап. Развитие конкретно-наглядных представлений о мире профессий.
II этап. Профессиональное самопознание.
III этап. Собственно профессиональное самоопределение.
Главная цель допрофессионального самоопределения задаѐтся взрослым и заключается в том, чтобы постепенно сформировать у ребѐнка внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать шаги своего профессионального развития. Периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребѐнка должна сформироваться определѐнная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку ещѐ трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных
образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, истории.
Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Еще 10 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого не достаточно. Современная действительность нам диктует новые требования. Одной из задач музыкальных педагогов является знакомство детей с музыкальными профессиями. Казалось бы, профессий связанных с музыкой не так уж и много, но на самом деле профессиональных музыкантов в обществе довольно много. Это и не удивительно, ведь музыку слушают сотни миллионов людей на планете, а музыка должна откуда-то браться. Если раньше, всего-то лет 200 назад, профессиональный музыкант должен был быть универсальным, то есть уметь играть сразу на нескольких музыкальных инструментах, сочинять музыку и импровизировать, продвигать собственные сочинения для исполнения их на сцене, то сейчас все эти функции разделяются между разными специалистами-музыкантами. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» знакомит в основном с распространенными профессиями музыкантов. Это композиторы, музыканты - исполнители и певцы. Новое время, диктует новые профессии. Так какие же существуют профессии, связанные с музыкой? Назовём самые распространённые музыкальные профессии.
Создатели музыки – композиторы и аранжировщики.
Исполнители музыки – певцы, инструменталисты и дирижёры.
Музыканты-педагоги — учителя музыки и музыкальные руководители.
Диджей - человек, который сводит несколько музыкальных композиций и изменяет их с помощью специальной техники и программ.
Звукорежиссер - создает с помощью специального оборудования звуковые художественные образы в фильмах, передачах, спектаклях и т.дт.
Музыкальные организаторы и пиарщики - люди, которые занимаются продвижением музыкальных проектов.
Продюсеры –люди, которые вкладывают деньги в музыкальные проекты и помогают с дальнейшим развитием.
Арт- менеджеры, музыкальные агенты, импресарио- люди решающие бытовые и организационные проблемы.
Конферансье – ведущие концертов и тематических вечеров.
Ведущий теле- и радиопередач - ведет программы связанные с музыкой. Это могут быть различные хит- парады, ток- шоу или же образовательные программы о музыке.
Музыкальный критик дает экспертную оценку музыкальным произведениям.
Музыковед изучает музыку с точки зрения ее особенностей, закономерностей и связи с другими сферами искусства, он поясняет то, что содержится в композициях.
Прикладной характер носят такие музыкальные профессии, как настройщик пианино и роялей, мастер изготовления и ремонта музыкальных инструментов, создатели компьютерных музыкальных программ и т.д.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаѐтся за пределами понимания ребѐнка. Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания: - словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы); - наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций); - практический (экспериментирование с разными материа-лами, опыт хозяйственно-бытового труда); - игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации). Словесный метод включает в себя использование народных сказок на занятиях, при знакомстве с музыкальными профессиями. В них рассказывается о влиянии волшебной силы музыки на человека .
В работе с детьми по ознакомлению с профессиями ведущая роль принадлежит наглядным методам обучения, так как у детей - дошкольников мышление наглядно - образное. Для проведения занятий использую техни-ческие средства обучения , это : музыкальный цент, компьютер, мультимедийная установка. Благодаря им, дети узнают о современных профессиях, связанных с музыкой. Так же в детском саду мы практикуем встречи с творческими людьми нашего города ( военно-духовой оркестр под руководством Львова В.В., народный хор «Калинушка» социального центра Калининского района, солисты театра оперы и балета, заслуженные артисты чувашской республики Жанна Гурьева и Олеся Сурикова исполняющие чувашские народные песни), и соседних республик ( музыкант- исполнитель народной музыки Гаяз Габидулин) приглашаем детей из школы искусств, бывших своих выпускников с небольшими концертами. В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом. Несколько лет, на базе детского сада я вела кружок по обучению детей игры на фортепиано, в результате многие ребята поступили в музыкальную школу. Совместно с коллегой был создан оркестр детских инструментов, который часто выступал на различных мероприятиях не только нашего детского сада, но и социального центра Калининского района.
Наиболее близок детям игровой метод. В работе с детьми по ознакомлению с профессиями я использую следующие игры, в которые ребята с удовольствием играют. Игры с музыкальными инструментами: «Оркестр», «Кто скорей ударит в бубен?», «Чей кружок быстрее соберется?», «Угадай,на чем играю?» и т.д.
Игровые ситуации использую из книги «1000 и 1 игра с музыкальными инструментами». С удовольствием дети играют и в дидактические игры. Настольно-печатные игры: 1) подбор картинок по парам, например, «Найди два одинаковых инструмента»; 2) подбор картинок по общему признаку «Четвертый лишний»(Дети подбирают картинки с соответствующими предметами, тем самым учатся классифицировать предметы как результат определѐнной трудовой деятельности;) 3) составление разрезных картинок на профессиональную тему. Словесные игры: «Добавь слово» ( первый участник называет музыкальный инструмент, следующий повторяет его и добавляет свое название и т.д), «Отгадай профессию по описанию», помогают пополнить словарный запас ребѐнка понятиями из профессиональной сферы. Сюжетно-ролевая игра –ведущая деятельность дошкольника. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. В ходе такой игры, ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребѐнка опыт, посредством которого эти знания ребѐнком присваиваются.
Важная роль в профориентации музыкальных профессий принадлежит и работе с родителями. Для них проводятся не только консультации о значении музыкального воспитания на становление личности, но и тематические викторины (о театре, о музыкальных жанрах) и совместные выходы в театр («Бременские музыканты», «Буратино»). Были организованы совместно с детьми вокальные и инструментальные музыкальные номера( хор и оркестр). Ребята , да и взрослые с большим удовольствием принимают участие в совместных мероприятиях, что в свою очередь способствует сближению между детьми и взрослыми.
Формы работы с детьми.
Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трѐм основным линиям: - приближение детей к труду взрослых; - приближение работы взрослых к детям; - совместная деятельность детей и взрослых.
Приближение детей к труду взрослых. Это направление работы осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей музыкальных профессий с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии. Непосредственно образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого. Здесь мы знакомим с симфоническим оркестром, с оркестром народных инструментов. Используем карточки с иллюстрацией инструментов и при помощи их знакомим детей с названиями профессий музыкантов- исполнителей.
Приближение работы взрослых к детям. К данному направлению работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. С экскурсиями мы выходили в кукольный театр , где после спектакля детей знакомили с артистами –кукловодами, ходили в школу- искусств , где ребята узнали о музыкальных инструментах и их звучании, увидели выступление юных музыкантов. Входят в традицию и тематические встречи с людьми , связанными с музыкой. Частыми гостями в нашем детском саду стал хор ветеранов «Калинушка» социального центра, благодаря им ребята наглядно увидели что такое хор, солист , дует , трио, увидели работу дирижера.
Совместная деятельность взрослого и ребенка. К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребѐнка. Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о людях разных профессий. Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребѐнка опыт, посредством которого эти знания ребѐнком присваиваются. Участие детей в различных творческих конкурсах также может носить профориентационный характер.
Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно- развивающей среды. Формирование представлений дошкольников о труде взрослых- это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что, труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.
Список использованной литературы.
1.Диалоги о воспитании /Под ред. В.Н. Столетова. -М.: Педагогика,1985.
2.Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. –М ., 1988.
3.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения Р н/Д,1996.
4.Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно- методическое пособие. -Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
5. Логинова В.И. Формирование представлений о труде взрослых/В.И.Логинова, Л.А. Мишарина //Дошкольное воспитание.-1978.-№10.
6. Лугарев А.П.Профессии 21 века//Клепа.-2013.- №3.-С.4-5.
7.Мир детства. Дошкольник./ Под ред. А.Г. Хрипковой. -М.: Педагогика, 1987.
8. Программа обучения и воспитания в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой.
9.Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»./ Под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы «Интересные и нетрадиционные формы и методы работы с детьми»
Сообщение из опыта работы«Интересные и нетрадиционные формы и методы работы с детьми»Музыкальный руководитель: Н.Ю. Жидкова ...
Тема: «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях ДОУ».
Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми д...
Консультация для воспитателей "Формы и методы работы с родителями по ознакомлению детей с правилами дорожного движения"
Реализация задач, стоящая перед ДОУ, возможна при условии тесного сотрудничества с семьей. Педагоги выступают инициаторами установления этого сотрудничеств. Такой подход позволяет приобщить роди...
Тема:"Формы и методы работы с детьми по ознакомлению с трудом взрослых".
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"16060958","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"359","width":"861"}}]]...
Сообщение на пед совете «Многообразие форм и методов работы с детьми и родителями в ходе реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» (из опыта работы о создании в группе мини-музея)
Необходимо, чтобы ребенок знал свои генетические корни, край в котором живет, имел интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих). Еще важнее, что...
"Формы и методы работы с детьми при ознакомлении их с профессиями, связанными со спортом"
quot;Формы и методы работы с детьми при ознакомлении их с профессиями, связанными со спортом"...
Из опыта работы «Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по формированию социально-нравственных качеств»
В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям". И далее: "Становление базиса личностной культуры означает...