Методический семинар для воспитателей «Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию функциональной грамотности в условиях обновления содержания образования»
консультация (старшая группа)

Демина Алина Сергеевна

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический семинар для воспитателей

«Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию функциональной грамотности в условиях обновления содержания образования»

                                              Структурное подразделение детский сад «Улыбка»

                                                                  МКОУ «Убинская средняя школа №2»

                                                                   Воспитатель Демина Алина Сергеевна

 

    Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.

     В условиях дошкольного образования процесс формирования функциональной грамотности ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: - интеграции предметов системы дошкольного образования;

- активном взаимодействии с родителями.

     Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

      ФГОС ДО определяет как приоритетную стратегию «Содействия становлению и развитию предпосылок грамотности» через создание условий для широкого спектра детских видов деятельности, прямо и косвенно способствующих развитию языковых и речевых возможностей детей, через поддержку инициативы и самостоятельности детей, предоставление им возможности выбора, на основе их интересов и потребностей.

       Кроме того, для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:

     1. Проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения.

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний воспитанниками посредством  диалога с воспитателем.

    Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

Преимущества технологии проблемно-диалогического обучения:

- способствует не только приобретению воспитанниками необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности;

- развивает интерес к учебному труду;

- обеспечивает прочные результаты.

     2. Технология формирования типа правильной читательской деятельности (или технология продуктивного чтения), создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений.

Технология продуктивного чтения - это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Достоинства технологии продуктивного чтения:

- доступна для любого возраста детей;

- ориентирована на развитие личности читателя;

- развивает умение прогнозировать результаты чтения;

- способствует должному пониманию текста.

      3. Технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений.

      Метод проектов широко используется в работе ДОУ. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини- исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.).

       Проектная деятельность - это тот вид педагогической работы, который будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных стандартов в практику работы дошкольных образовательных учреждений.          

        Преимущества проектного метода:

- является одним из методов развивающего обучения и самообразования, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

- повышает компетентность педагога;

- повышает качество образовательного процесса;

- возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов.

- способствует развитию креативности и логического мышления;

- в проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность;

     4. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.

     Информационные - коммуникационные технологии - это совокупность технологий, обеспечивающие фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие.)

     Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

      Преимущества ИКТ:

- информация на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

- ярко, образно преподносится новый материал;

- компьютер является отличным средством для решения задач обучения;

- развивается исследовательское поведение.

    При использовании информационно-коммуникативных технологий, во избежание негативного влияния,   следует:

- правильно использовать назначение материала;

- не перегружать обучение материалами;

- соблюдать определённые требования к использованию технических средств;

- основная деятельность – игровая.

    Таким образом, в современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

     Литература:

  1. Браун Р.И. Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию функциональной грамотности в условиях обновления содержания образования. [Электронный ресурс].  2017.  URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-metody-raboty-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-po-formirovaniyu-funktsionalnoy-gramotnosti-v-usloviyah-obnovleniya
  2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. [Электронный ресурс].  2018. URL: https://sheba.spb.ru/shkola/ped-psih-1991.htm (дата обращения 12.05.2022).
  3. Лахтикова Н.П. ИКТ в работе с детьми: плюсы и минусы. [Электронный ресурс]. 2020. 12 февраля. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2020/02/12/ikt-v-rabote-s-detmi-plyusy-i-minusy (дата обращения 12.05.2022).
  4. Нехорошева Н.В. Технология проблемно-диалогического обучения. [Электронный ресурс]. 2017. 29 июня. URL: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2017/06/29/tehnologiya-problemno-dialogicheskogo (дата обращения 12.05.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

для воспитателей "Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста"

для воспитателей "Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста"...

Программа работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности

Основная цель экономического воспитания дошкольников – содействиеформированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных      и семейных финансов....

«Современные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

laquo;Современные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...

Программа работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности «АЗБУКА ФИНАНСОВ».

Формирование основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....