Методический семинар для воспитателей «Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию функциональной грамотности в условиях обновления содержания образования»
консультация (старшая группа)
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методический семинар для воспитателей
«Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию функциональной грамотности в условиях обновления содержания образования»
Структурное подразделение детский сад «Улыбка»
МКОУ «Убинская средняя школа №2»
Воспитатель Демина Алина Сергеевна
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.
В условиях дошкольного образования процесс формирования функциональной грамотности ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: - интеграции предметов системы дошкольного образования;
- активном взаимодействии с родителями.
Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.
ФГОС ДО определяет как приоритетную стратегию «Содействия становлению и развитию предпосылок грамотности» через создание условий для широкого спектра детских видов деятельности, прямо и косвенно способствующих развитию языковых и речевых возможностей детей, через поддержку инициативы и самостоятельности детей, предоставление им возможности выбора, на основе их интересов и потребностей.
Кроме того, для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:
1. Проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения.
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний воспитанниками посредством диалога с воспитателем.
Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.
Преимущества технологии проблемно-диалогического обучения:
- способствует не только приобретению воспитанниками необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности;
- развивает интерес к учебному труду;
- обеспечивает прочные результаты.
2. Технология формирования типа правильной читательской деятельности (или технология продуктивного чтения), создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений.
Технология продуктивного чтения - это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Достоинства технологии продуктивного чтения:
- доступна для любого возраста детей;
- ориентирована на развитие личности читателя;
- развивает умение прогнозировать результаты чтения;
- способствует должному пониманию текста.
3. Технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений.
Метод проектов широко используется в работе ДОУ. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини- исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.).
Проектная деятельность - это тот вид педагогической работы, который будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных стандартов в практику работы дошкольных образовательных учреждений.
Преимущества проектного метода:
- является одним из методов развивающего обучения и самообразования, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
- повышает компетентность педагога;
- повышает качество образовательного процесса;
- возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов.
- способствует развитию креативности и логического мышления;
- в проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность;
4. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.
Информационные - коммуникационные технологии - это совокупность технологий, обеспечивающие фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие.)
Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Преимущества ИКТ:
- информация на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- ярко, образно преподносится новый материал;
- компьютер является отличным средством для решения задач обучения;
- развивается исследовательское поведение.
При использовании информационно-коммуникативных технологий, во избежание негативного влияния, следует:
- правильно использовать назначение материала;
- не перегружать обучение материалами;
- соблюдать определённые требования к использованию технических средств;
- основная деятельность – игровая.
Таким образом, в современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Литература:
- Браун Р.И. Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию функциональной грамотности в условиях обновления содержания образования. [Электронный ресурс]. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-metody-raboty-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-po-formirovaniyu-funktsionalnoy-gramotnosti-v-usloviyah-obnovleniya
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология. [Электронный ресурс]. 2018. URL: https://sheba.spb.ru/shkola/ped-psih-1991.htm (дата обращения 12.05.2022).
- Лахтикова Н.П. ИКТ в работе с детьми: плюсы и минусы. [Электронный ресурс]. 2020. 12 февраля. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2020/02/12/ikt-v-rabote-s-detmi-plyusy-i-minusy (дата обращения 12.05.2022).
- Нехорошева Н.В. Технология проблемно-диалогического обучения. [Электронный ресурс]. 2017. 29 июня. URL: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2017/06/29/tehnologiya-problemno-dialogicheskogo (дата обращения 12.05.2022).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ» ПО ПДД
Презентация по ПДД для воспитателей и детей...
для воспитателей "Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста"
для воспитателей "Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста"...
Выступление на педсовете «ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО — НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ И ТОЛЕРАНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ »
Основа толерантности — признание права на отличие....
Программа работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности
Основная цель экономического воспитания дошкольников – содействиеформированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов....
«Современные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
laquo;Современные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...
Конспект игры на тему «Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности. Поможем Буратино»
Ознакомление детей с перичными знаниями о финансовой грамотности....
Программа работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности «АЗБУКА ФИНАНСОВ».
Формирование основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....