Театрализованные игры в развитие речи детей раннего возраста
консультация по художественной литературе

Глущенко Ольга Александровна

повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах внедрения театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКУЗ «Оренбургский областной дом ребенка»

 

«Театрализованные игры в развитие речи детей раннего возраста».

Воспитатель: Глущенко О.А.

Пояснительная   записка

Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речь –  это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной – у малышей, к интонационной речевой – у детей средней группы, и к языковой выразительности речи – у детей старшего дошкольного возраста.

Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Процесс развития речи ребенка раннего возраста – процесс сложный              многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.

Для развития речи детей раннего возраста необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, не стесняясь присутствия посторонних слушателей, к этому важно приучать ещё в раннем детстве.

Проблема: проанализировав исходную ситуацию, через наблюдение за самостоятельной деятельностью детей и индивидуальное взаимодействие, я поняла, что у них очень беден как активный, так и пассивный словарь, в связи с чем развитие коммуникативных навыков замедлено. Я пришла к выводу, что необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые вызывали бы интерес у детей и способствовали развитию их речи. Поскольку ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такие условия, которые позволят направить развитие речи воспитанников в нужное русло. Изучив научно-педагогический опыт по данному вопросу,  я пришла к выводу, что более продуктивным видом деятельности для коммуникативного развития детей раннего возраст является театрализованная деятельность.

Театр – один из самых демократичных и доступных        видов искусства  для детей. А театрализованная деятельность в свою очередь, это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Она позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; воспитанием воли, памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; развитием коммуникативных качеств личности; художественным образованием и воспитанием детей.

В процессе театрализованной игры активизируется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.

Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решатьмногие проблемные ситуации  опосредованно от лица какого-либо персонажа.

Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать в ясельной группе. В процессе работы с театрализацией, я отметила, что встреча с театральной куклой помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывание перед детьми небольших спектаклей, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, также позволило мне пронаблюдать, что дети, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.).

Таким образом, театрализованные игры помогают развитию речи ребёнка.

         Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте является:

- разнообразие и содержание тематики, соответствующая данному возрасту;

- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребёнка, т.е. во все формы организации педагогического процесса;

- формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности;

- взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками.

С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с раннего детства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Цель самообразования воспитателя по теме: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах внедрения театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста.

    Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Систематизация теоретического и практического материала  посредством изучения учебной, справочной, методической литературы по проблеме развития речи у детей раннего возраста и созданию условий для театрализованной деятельности.

2. Разработка перспективного плана работы по данной теме.

3. Внедрение современных форм работы с использованием театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста.

4. Подборка и разработка картотек двигательно-речевых игр и упражнений, потешек и прибауток, игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, ритмопластики, формирование речи, пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики; сценарии сказок, картотеки театрализованных игр, этюдов; музыкально-ритмических разминок в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.

5. Создание в группе центра театрализации с различными видами театра, по разным сказкам.

6. Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, отражающими театрализованные игры воспитанников, оформление уголка ряжения.

7. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

Условия, действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

  • анализ программно-методических материалов по исследуемой теме;
  • самоанализ и самооценка НОД в группе раннего возраста;
  • проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег, определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития детей раннего возраста;
  • создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности;
  • выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;
  • обобщение результатов на заседании педагогического совета

  • Предполагаемый результат:
  • повышение качества собственной профессиональной,  научно-практической подготовки и уровня компетентности воспитателя в вопросах развития речи детей раннего возраста посредством использования театрализованной деятельности;
  • пополнение информационно-методической  и нормативно-правовой базы по исследуемой теме.
  • приобщение детей к театрализованной деятельности с раннего детства;
  • обогащение активного и пассивного словаря и активизирование речи детей раннего возраста;
  • совершенствование развивающей предметно-пространственной среды группы;

Форма самообразования:

  • индивидуальная – через индивидуальный план самообразования;
  • групповая – через участие в деятельности методических и педагогических советах педагогов, сетевое взаимодействие с педагогами посредством сети Интернет, участие в курсах повышения квалификации.

Сроки реализации плана самообразования: сентябрь 2021г. – май 2022г.

Источники самообразования:
-
периодические издания: «Первое сентября», «Современное дошкольное образование», «Практика управления ДОУ»; методические пособия и учебники; Интернет-ресурсы; курсы повышения квалификации; медианары, вебенары, видеоконференции.

Перспективный план работы по самообразованию на 2021-2022 уч.год

Мероприятие

Сроки реализации

Результат

Сбор информации по исследуемой проблеме: изучение научно-методической литературы,  опыта работы педагогов-практиков

Сентябрь-октябрь

Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет. Формирование электронной и методической библиотеки Составление картотеки использованной литературы. Составление плана работы с воспитанниками и  их семьями, на основе изученного материала. Подбор рабочего материала по теме.

Педагогический мониторинг  образовательной области «Развитие речи» в группе

Октябрь (первичный)

Май (итоговый)

Карта педагогического мониторинга. Анализ данных. Пути решения выявленных проблем.

Разработка перечня необходимого оборудования для центра театрализации, уголка ряжения

Сентябрь

План организации и развития предметно-пространственной среды группы  на 2021 – 2022учебный год

Оформление центра

речевого развития

Октябрь - апрель

Изготовление картотек по развитию речи, для развития мелкой моторики рук, дыхательной гимнастики, слухового внимания, звукоподражания, предметно – игровых действий, пальчиковой и артикуляционной гимнастики (в соответствии с возрастными особенностями детей 1,5-2 лет)

Пополнение картотеки потешек и двигательно-речевых игр для детей раннего возраста

Октябрь

Картотеки двигательно-речевых игр и потешек

Оформление ширмы для театрализованной деятельности: кукольный  театр «Би-ба-бо».

Ноябрь

Ширма для кукольного театра

Показ настольного театра «Репка» детям

Ноябрь

Привитие детям интереса к сказкам и способности  внимательно, слушать русскую народную сказку «Репка.

Изготовление театра на липучках «Колобок», оформиление его на стену в доступности для детей

Ноябрь

Настенный театр на липучках «Колобок» дл самостоятельной игры детей

Разработка конспектов НОД  с использованием приемов театрализации «Репка»,  «Теремок», «Сказка про утят», «Заинька серенький»

В течение года

Конспекты НОД

Пополнение центра театрализации различными видами театра: настольный, пальчиковый, театр на магнитах, теневой театр, перчаточный, настенный, театр на фланелеграфе, масочный театр

В течение года

Пополнение центра театрализации настольными театрами «Волк и семеро козлят», «Кот и лиса»; картинными театрами: «Кот, лиса и петух», «Маша и медведь»; магнитным театром: «Три медведя», теневым театром «Красная шапочка», фланелеграфным театром «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба»

Изготовление атрибутов для театральных игр, игр драматизаций, режиссёрских игр, театральных этюдов

В течение года

Создание уголка ряжения, изготовление масок,

Показ театра на фланелеграфе по русской народной сказке «Репка» 

Декабрь

Закрепление у  детей последовательности  героев сказки «Репка». Непосредственное участие детей в театрализации

Изготовление необходимых атрибутов для организации новогодних игр

Декабрь

Новогодние атрибуты: шапочки снеговиков, маски снегирей, снежки из поролона, домик Деда Мороза

Показ фланелеграфного театра «Теремок» детям

Январь

Знакомство детей со сказкой «Теремок»  

Июнь

Изготовление шапочек по сказке «Репка» для театрализованного представления в неделю театрализации

Февраль

 Подготовка к  театрализованному представлению по сказке «Репка»

Изготовление атрибутов для театрализованного представления по сказке «Теремок»

Март

Подготовка к открытому занятию для педагогов с элементами театрализации по сказке «Теремок»

Чтение народных сказок, стихов, потешек, прибауток с  использованием театральных атрибутов

В течение года

Приобщение детей к театрализованной деятельности, снижение тревожности, преодоление застенчивости

Обыгрывание театрализованных игр-сказок

Декабрь – май

Подготовка детей к публичным выступлениям

Март

 Театрализованное представление для воспитанников по сказке «Репка»

Участие в неделе открытых дверей с постановкой сказки «Теремок»

Апрель

Открытое занятие театрализации по сказке «Теремок»

Изготовление дидактических игр по сказкам

В течение года

Пополнение картотеки дидактических игр «Сказка в гости нас зовет»

Оформление выставки литературы и наглядного материала по развитию речи детей

Октябрь

Апрель

Оформление выставки, подготовка папки-передвижки, стенда. Фотоотчет о театрализации в группе в мае

В течение года

  Оформление портфолио педагога.

В течение года

Консультации: «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка», , «Театральные игры как средство

всестороннего развития ребёнка», « «Что такое театр?»,

Оформление центров развития в паспорт группы: центр театрализации, уголок ряжения, центр книги, речевой центр

Май

Паспорт РППС

Используемые источники:

1.  Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.

3. Берёзкин В. И. Искусство оформления спектакля-М-1986г.

4. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно- эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.

5. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. – М.: Вентана – Граф, 2015.

6. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

7. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.

8. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.

9. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.

10. Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М.: ТЦ «Сфера», 2013

11. Методическая разработка «Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте» Райло И. М.

12. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Развитие творческих способностей у детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007 г.

13. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Кукольный театр для самых маленьких»(театр, занятия с детьми от 1 года до 3 лет) — М.: Линка-Пресс, 2009.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. 2013г.

15. Янушко Е. А. «Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года) – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованных игр в развитии речи детей раннего возраста.

Статья посвящена развитию речи детей раннего (2.6-3лет). В ней вы узнаете о том, как развивая речь детей, можно использовать игры-иммитации, театрализованные игры, фольклор, пестушки. Тем самым в игро...

Использование театрализованной игры в развитии речи детей раннего возраста.

Театрализованные игры пользуются неизменной любовью, вызывают у детей радостное настроение. Увиденное и пережитое в театральном представлении расширяет кругозор детейц, вызывает потребность рассказать...

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей раннего возраста

В презентиции представлен опыт работы по данной теме....

«Роль театрализованных игр в развитии речи детей раннего возраста»

Театрализованные игры способствуют не только умственной  деятельности, но и тесно связаны с совершенствованием речи: работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказы...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Роль театрализованных игр в развитии речи детей раннего возраста

Роль театрализованных игр в развитии речи детей раннего возраста...

Доклад: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей раннего возраста. Театр « топотушек»

В настоящее время актуальной проблемой  является развитие речи детей. Практика работы в группах детей раннего возраста показывает очень большое количество неговорящих детей в возрасте 2-3 лет.Пер...