Использование театрализованной игры в развитии речи детей раннего возраста.
статья (младшая группа)
Театрализованные игры пользуются неизменной любовью, вызывают у детей радостное настроение. Увиденное и пережитое в театральном представлении расширяет кругозор детейц, вызывает потребность рассказать о спектакле родителям, детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью. Организация внимания зависит от внешних факторов, прежде всего от интереса ребёнка к объекту. От умения педагога создать условия для положительного эмоционального состояния детей зависит устойчивость внимания на занятиях. Для этого при обучении используют приемы наглядности, занимательности, включения сюрпризных моментов. Театрализованные игры пользуются неизменной любовью, вызывают у детей праздничное, радостное настроение. Увиденное и пережитое в театральном представлении расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле родителям, детям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. Поэтому для развития речи детей я использую театрализованные игры.
В своей работе я использую разнообразные виды театра: настольный театр игрушек, театр картинок, плоскостной театр, пальчиковый, куклы-бибабо. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, перевоплощаются в тот или иной образ. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отожествлять себя полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образ театрализованной игры оказывать влияние на детей. Богатый материал для театрализованных игр даёт художественная литература. Среди программных произведений особое место занимают народные песенки, потешки, стихи, народные и авторские сказки. Потешки использую в своей работе с целью развития речи малышей практически с первых дней обучения. Их содержание позволяет наглядно воспроизвести сценки с несколькими последовательно сменяющими действиями. Ценность их в том и состоит, что слово можно соединить с действиями ребенка. Содержание многих потешек очень динамично, богато глаголами. Их легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Под мой рассказ дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой. Цель – развитие внимания к речи взрослого, выполнение действий вместе со словами, непроизвольное запоминание потешки. Произведения фольклора, в том числе и потешки, построены на множестве повторов. Повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. А это способствует запоминанию слов, а затем и активному употреблению. Много раз прослушав потешку, дети непроизвольно запоминают её содержание. Непроизвольно запоминая их, ребёнок усваивает и грамматическое оформление словосочетаний. Потешки часто состоят из простых по звуко-слоговому составу слов, которые заменяют собой более сложные слова с номинативным значением. Чаще всего простые слова, употребляемые в потешках, являются словоформой с уменьшительно- ласкательным значением слова. Этот обстоятельство имеет большое значение как для усвоения, так и для употребления этих слов детьми в речевой коммуникации. Например, кошка-киса, петух-петя, заяц-зайка. На определенном этапе развития речи необходимо включение в активную речь слов, обозначающих действия. Они являются основными речевыми средствами, обеспечивающими построение побудительной речи сначала в форме однослойного обращения, а затем в форме предложения. В потешках, как правило, широко представлены слова, обозначающие действия. Они могут в значительной мере пополнять словарь детей. Произведения фольклора способствуют развитию речи и тем, что в них обозначение одного и того же предмета довольно часто даётся в разных вариантах, например в полной и уменьшительно-ласкательной форме. Так. В потешке:
Уж ты котенька-коток,
Котя, серенький хвосток.
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать…..
Название кота даётся в трех вариантах: котенька, котя, коток. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствует переходу к языковым общениям. В произведения устного народного творчества часто употребляются постоянные эпитеты. О ни как бы «переходят» из одного произведения в другое, характеризуя внешние признаки предметов. Многократно прослушивая их, дети непроизвольно запоминают словосочетания и одновременно усваивают не только их смысловое значение, но и правила согласования слов в той или иной грамматической форме. В различных произведениях фольклора большое количество диалогической и обращенной речи. Примеры такой речи использую в качестве образца для подражания и обучения детей обращенной речи. Для выделения ударных слогов использую потешки, в которых имеются повторы слогов. Они способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы. Потешки целесообразно также использовать с целью описания предмета. Литературные произведения отбираю с учётом коммуникативных навыков детей и речевого содержания самих художественных произведений. На разных этапах обучения одни и те же произведения использую с разными целями: то для восприятия речи, то для развития речевых средств, то для развития речевой коммуникации. Потешка, песенка или сказка произведут на детей большее впечатление, если в моих руках появится игрушка. Сконцентрировав своё внимание на яркой запоминающейся игрушке, малыши быстрее запомнят песенку или потешку. Театрализованные игры помогают детям лучше понять смысл содержания произведений полностью; во- вторых, возникает потребность речевого взаимодействия; в- третьих, сопереживание по поводу содержание произведения. Прежде чем показывать детям какую-либо сказку, знакомлю малышей с каждым героем поочередно: показываю куклу, называю её, предлагаю малышам потрогать её, рассмотреть вместе с ними все её части, например, где у неё глазки, носик, ротик, ушки, хвостик. Даю детям самим внимательно рассмотреть игрушку, поиграть с ней. Затем читаю потешку или пою песенку о данном персонаже. После того, как познакомлю малышей со всеми персонажами, можно начинать показ самой сказки. Знакомлю детей с новыми сказками, а также периодически возвращаемся к хорошо знакомым сказкам. В таких случаях могу использовать разные виды театрализованной игры. При первичном показе сказки использую фигурки настольного театра, а при повторном прибегаю к инсценированию сказки при помощи фланелеграфа. Действовать с фигурками настольного театра очень удобно: показ их не занимает много времени и не нарушает плавности изложения.
Использую инсценировки как часть занятия, продолжительностью 4-6минут. Провожу комплексные игры-занятия, в которых перед ребёнком ставится несколько разных задач, одна из которых по развитию речи. Основной на этих занятиях становятся театрализованная игра. На таких занятиях игрушки не просто приходят в гости к ребятам, они рассказывают стихи, загадывают стихи, загадывают загадки., задают вопросы. Продумываю занятие так, чтобы дети были активными участниками событий. Сценки выбираю не большие, сюжет простой, понятный малышам и интересный по содержанию. Стараюсь говорить мягко, ласково, неторопливо, эмоционально и выразительно. Часто в работе использую фланелеграф. По ходу развития сюжета на фланелеграфе выкладываю определенные картинки, и внимание детей не рассеивается на постороннее изображение. Образ становится более доступным и понятным. Обращаю внимание на состояние и настроение действующих лиц (испугался, плачет, жалеет, радуется…). Помогаю малышам разобраться в том, что хорошо и что плохо. Показывая на фланелеграфе сценку стараюсь активизировать детей. Они вместе со мной прогоняют кошку, гуся, петушка. Отвечают на вопросы по сюжету. Занятие продумываю так, чтобы дети могли подвигаться. Для этого предлагаю детям выполнить имитационные движения. Показывая на фланелеграфе сценку «Цыпленок» К.Чуковского, дети вместе со мной подражают звукам животных: громко кричит петушок «ку-ка-ре-ку», тихо пищит цыпленок»пи-пи-пи», лягушеа квакает «ква-ква-ква». После этого предлагаю детям поиграть в игру «Наседка и цыплята». На некоторых занятиях по рассматриванию картинки провожу инсценирование изображенных ситуаций. Это обеспечивает более четкое и осмысленное восприятие рисунка и делает занятие более привлекательным. Яркий, запоминающий спектакль, вызывает у детей живой интерес. Они потом отражают свои впечатления в лепке, рисовании. Использование театрализованных игр на занятиях побуждает детей к творчеству, конкретизирует их деятельность, придаёт ей смысл. Театрализованные игры создают в группе радостную, непринуждённую обстановку. Для проведения этих игр изготовила в группе ширму, фланелеграф, разные виды театра. К сказке «Репка», «Заюшкина избушка», изготовила плоскостной театр к сказке «Колобок», к сказке К.Чуковского «Цыпленок» сделала картинки к фланелеграфу. В группе есть настольные театры к разным сказкам, много масок, пальчиковые персонажи, театр из коробок, куклы-бибабо. Стараюсь, чтобы мои пособия понравились детям, поэтому делаю их яркими, большими, выразительными. Эта работа занимает много времени, но она мне нравится. Я счастлива, когда дети радуются и восхищаются при появлении новых персонажей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль театрализованных игр в развитии речи детей раннего возраста.
Статья посвящена развитию речи детей раннего (2.6-3лет). В ней вы узнаете о том, как развивая речь детей, можно использовать игры-иммитации, театрализованные игры, фольклор, пестушки. Тем самым в игро...
Мастер-класс "Здравствуй, игрушка!" Давай, поговорим..." - использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста, имеющих ОНР.
Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умст...
родительское собрание Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста»
МАСТЕР - КЛАСС Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста»...
Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста
Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста...
Обобщение опыта работы Тема: «Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Целью работы является создание педагогических условий, для развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности....
Сообщение из опыта работы " Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
quot; Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"...
Доклад: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей раннего возраста. Театр « топотушек»
В настоящее время актуальной проблемой является развитие речи детей. Практика работы в группах детей раннего возраста показывает очень большое количество неговорящих детей в возрасте 2-3 лет.Пер...