Доклад: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей раннего возраста. Театр « топотушек»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Суцкая Татьяна Юрьевна

В настоящее время актуальной проблемой  является развитие речи детей. Практика работы в группах детей раннего возраста показывает очень большое количество неговорящих детей в возрасте 2-3 лет.Первые слова появляются позднее у детей з.р.р  Исследуя ее ученые давно доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. Преодоление нарушений тонкой моторики, развитие и совершенствование комплекса развития речи, тонко моторных навыков, силы, координации, точности, пластичности движений кисти и пальцев рук в комплексе приобретает в работе с детьми дошкольного возраста важнейшее значение.

Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_teatr.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

 

Доклад: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей раннего возраста. Театр « топотушек»

Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей
…”
(Б. М. Теплов)

Театрализованная деятельность имеет огромное значение для развития творческих способностей  дошкольников, она позволяет решать вопросы развития личности, активизирует словарь, развивает монологическую и диалогическую речь ребенка, способствует умение организовывать общение со сверстниками, умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

В настоящее время актуальной проблемой  является развитие речи детей. Практика работы в группах детей раннего возраста показывает очень большое количество неговорящих детей в возрасте 2-3 лет.Первые слова появляются позднее у детей з.р.р  Исследуя ее ученые давно доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. Преодоление нарушений тонкой моторики, развитие и совершенствование комплекса развития речи, тонко моторных навыков, силы, координации, точности, пластичности движений кисти и пальцев рук в комплексе приобретает в работе с детьми дошкольного возраста важнейшее значение.

В современных программах воспитания и обучения в детском саду работа по развитию речи мелкой моторики не является приоритетной, и поэтому мы решили работать в этом направлении.

К одному из эффективных способов коррекции речи детей можно отнести пальчиковый театр, пальчиковые игры. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для развития речи и театрализованный деятельности, т. к. театрализованные игры повышают речевой, эмоциональный подъем и жизненный тонус ребенка и ребенок чувствует себя раскованно, свободно.

 Тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих дальнейшее развитие : речи, мышления, памяти, восприятия, внимания, воображения . Важную роль в этом играет именно пальчиковый театр, который прививает умение слушать, развивает всю познавательную деятельность ребенка и дает возможность ему раскрыться.

Театр « ТОПОТУШЕК» - разновидность пальчикового театра, в котором пальчиковые куклы надеваются на детские пальчики, совершенствующие «топающие» движение по горизонтальной поверхности( стол, лист бумаги и т. д ). Театр «ТОПОТУШЕК» целесообразно использовать в работе с детьми раннего возраста. Дети умчаться выполнять движения указательными и средними пальчиками. Работа осуществляется двумя руками.

Принципы работы

- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;

- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

- принцип индивидуализации - обеспечить развитие каждого ребенка;

- связь обучения с жизнью: содержание работы опирается на полученные ребенком представления об окружающих предметов и явлений действительности;

- принцип соразмерности, заключается в том, что задания, задаваемые детям, приемы и методы, используемые в работе, соответствуют их возрасту и уровню развития.

 « Веселые котята»

Цель; познакомить детей с пальчиковым театром.

Оборудование: куклы – «топтуны» для пальчикового театра, стол, лента, бумага, карандаши.

Ход совместной деятельности:

 Воспитатель :в  руке кукла – кошка.

Здравствуйте ребятки, серые котятки, это я ваша мама –кошка. Хочу свами поиграть немножко, хотите? Я рада видеть вас всех такими красивыми и нарядными. Поиграем с нашими лапками ( руки).

·  Все котята моют лапки,

Вот так, вот так!

Моют ушки, моют брюшки,

Вот так! Вот так!

А потом они устали, сладко-сладко засыпали! ( дети повторяют движения за педагогом).

Наши лапки проснулись, теперь давайте разбудим наши голосочки.

Как мяукает большая мама кошка? – Мяу..у..у!! ( тянем и громко), молодцы.

А теперь, как мамины котята. –Мяу..у..у! ( тянем и тихо).

Детишки, но кошка и котята умеют не только мяукать, но и шипеть. Давайте вместе пошипим. Громко и тихо –шшшшш..шшш..( дети повторяют за взрослым). Молодцы, вот и проснулись наши голосочки. Я предлагаю вам отправиться по дорожке в детский сад. По дорожке нам не будет скучно, мы пойдем по извилистой дорожке, готовы?!А помогут нам дойти наши помощники куклы-топтуны. ( надеваем на пальчики куклы-топтуны котята).

Вот шагаем по дорожке, поднимаем выше лапки, вот так. Вот так! Посмотрите, детский сад! Рад он видеть всех котят. Кто нас встречает – это кошка воспитатель.

  Вы пришли ко мне ребятки, я хочу спросить вас умеете вы играть с клубочками? Покажите мне свои лапки-царапки, будем их учить рисовать разноцветные клубочки. Какого цвета будут ваши клубочки?- разноцветные, выбирайте карандаши. Рисуют клубочки.

  В завершении котята с кошкой воспитателем идут встречать маму - кошку с рисунками.

 Заключительная часть – рефлексия. Котенок прощается с детьми, дети обнимают и прощаются.

Примеры игр с использованием театра «Топотушек»:

  1. «Придумай своего героя». Цель: развитие самостоятельности, творческого воображения.
  2. «Оживи героя». Цель: развитие координации движений пальцев рук.
  3. «Давайте, познакомимся». Цель: развитие речевой активности, интонационной выразительности речи.
  4. Драматизация известных сказок. Цель: развитие связной речи, творческого воображения, самостоятельности.

Для театра «топотушек» рекомендуем такие упражнения:

- Сжать все пальцы в кулачок, кроме двух. Этими двумя пальчиками «потопать» по столу по - разному: быстро, медленно, громко и тихо.

«Топать» и проговаривать потешку:

« Большие ноги шли по дороге: топ – топ, топ – топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке: топ – топ, топ –топ» .

- Надеть на руку перчатку-игрушку и рассказать стихотворение 3ои Александровой «Топотушки» .

Топ, топ, топотушки..

Удивляются игрушки,

На окошко прыгнул кот;

Он по полу идет!

Ходит не ладошками,

А топочет ножками,

Маленькими ножками,

Красными сапожками.

И сама удивлена,

Что не падает она!

Топ, топ, топотушки…

во время рассказа стихотворения «потопать» пальчиками по столу,

Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста»

МАСТЕР - КЛАСС Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей      дошкольного возраста»...

Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста...

Использование театрализованной игры в развитии речи детей раннего возраста.

Театрализованные игры пользуются неизменной любовью, вызывают у детей радостное настроение. Увиденное и пережитое в театральном представлении расширяет кругозор детейц, вызывает потребность рассказать...

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей раннего возраста

В презентиции представлен опыт работы по данной теме....

Педагогический опыт «Использование театрализованной деятельности в развитие речи детей дошкольного возраста».

Представление педагогического опытавоспитателя МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района...

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей раннего возраста.

Доклад из опыта работы воспитателя группы раннего возраста...