Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста через устное народное творчество .
консультация (подготовительная группа)
Дошкольный возраст – важный период, когда формируется личность и закладываются прочные основы безопасной жизнедеятельности.
Безопасность - это не сумма знаний, а необходимость формирования ответственности за свою жизнь, уважение к чужой жизни и здоровью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через устное народное творчество
Дошкольный возраст – важный период, когда формируется личность и закладываются прочные основы безопасной жизнедеятельности.
Безопасность - это не сумма знаний, а необходимость формирования ответственности за свою жизнь, уважение к чужой жизни и здоровью.
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего мира порой становится весьма небезопасной для него. И наша задача дать каждому ребенку основные понятия опасных для его жизни ситуаций, научить предвидеть эти опасные ситуации, умение правильно себя вести дома, на улице, на воде, в лесу, с чужими людьми и т. п., чтобы избежать их, а в крайних случаях - быть максимально к ним готовыми.
Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений. В период дошкольного детства ребёнок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Однако ему трудно представить степень их значимости. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением т.к. безопасность это не стиль жизни, а адекватное поведение в различных ситуациях. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята человеком. И совершенно очевидно, чем раньше дети получат эти сведения, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций. Важно помочь детям усвоить правила: спички - детям не игрушки; никогда не разговаривать с незнакомцами, не открывай дверь незнакомцам; никогда не гуляй один, слушайся старших; будьте осторожны, если попали в беду, громко кричите, поднимайте шум; играть можно на игровых площадках; выполнять и соблюдать правила дорожного движения. Поэтому, чем раньше ребенок усвоит эти правила, тем лучше. Театрализованная деятельность, это один из самых интересных занятий детей дошкольного возраста, которая в доступной, увлекательной форме поможет усвоить эти правила. Театр - это искусство. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристально всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, осуждению зла. Театральные игры обогащают, как жизненный опыт, так и опыт по безопасности жизнедеятельности новыми знаниями, умениями, а также яркими художественными впечатлениями. Также учат импровизировать, свободно чувствовать себя в любой роли, «проигрывать» различные ситуации.
Театрализованная деятельность помогает в решении многих задач. Работая в данном направлении, я выбрала цель:
- Сформировать навыки безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Для достижения этой цели наметила задачи:
- углубить и систематизировать знания детей о навыках безопасности жизнедеятельности;
- развивать умение самостоятельно выходить из трудных ситуаций, делать простейшие умозаключения.
- продолжать развивать диалогическую речь.
- умение отвечать на вопросы воспитателя в правильной грамматической форме.
- создать условия для усвоения знания детей о безопасности жизнедеятельности;
- поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажей;
- воспитывать устойчивый интерес к театральной деятельности, и желание использовать различные роли;
Свою работу я начала с организации театрального центра, который включает в себя различные виды театров: настольные, пальчиковые, театр масок, театр рукавичек, театр на дисках, фланелеграфе, магнитах. В центре есть: ширмы, атрибуты, костюмы, технические средства (ноутбук, магнитофон), макет улицы, дорожные знаки, светофоры, машинки, куклы – пешеходы, лепбук.
В дошкольном возрасте у детей активно развивается интерес и любовь к художественной литературе. Поэтому большую роль в формировании и воспитании навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста играет художественная литература. Художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств, помогает понять детям через художественные образы, где зло, где добро, знакомит детей с элементарными основами безопасного поведения в различных жизненных ситуациях: в быту, социуме, природе. В своей работе я использую различные литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, потешки, загадки по теме ОБЖ.
Во второй младшей группе, знакомила с различными видами театров. Обыгрывали стихи: «Киска, киска, брысь!», «Курочка - рябушечка», «Вышла курочка гулять», разыгрывали сказку «Курочка ряба», «Теремок». Старалась выбрать те произведения, в которых говорится об опасностях, которые угрожают героям и о том, как можно их избежать. Для того, чтобы малыши легко и без принуждения овладевали приёмами культуры и гигиены, использую потешки, стихи о безопасности, загадки. Заучивали и обыгрывали потешки о гигиене, о приеме пищи, о правилах поведения за столом, подготовки ко сну. Они помогают формировать простейшие навыки поведения еды, умывания: «Теплою водою», «Солнце рано утречком», «Нос умойся», «Ай, лады, лады..», «Водичка, водичка…». Дети охотно выполняли гигиенические процедуры, читали и заучивали потешки, использовали их во время игр в свободной деятельности. Стихи о приеме пищи, помогают формировать навыки поведения за столом, умение правильно пользоваться чайной, столовой ложками, салфетками. Читала стихи И. Демьянова «Замарашка»; А. Кондратьева «Зеркало»; Р. Сеф «Мыло»; Э. Мошковской «Уши»; И. Токмаковой «Гном».
Приучала детей после игры убирать игрушки по местам. Играли в игру «Каждой игрушке свое место». Эта игра способствовала формированию представления о том, что порядок в группе не только для чистоты, но и для безопасности, разбросанные игрушки могут послужить причиной падения, ушиба; о необходимости соблюдать правила осторожного обращения с играми, игрушками. В играх с мелкими игрушками обращала внимание детей на то, чтобы соблюдали правила. Знакомила детей с правилами безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, открывать и закрывать дверь, держась за дверную ручку).
В средней группе знакомлю с правилами безопасного поведения во время игр, рассказываю о ситуациях, опасных для жизни, использую сказки: народные, сказки на новый лад, сказки о безопасности И.Зеленцовой «Школа безопасности».
Сказки о безопасности - это учебники жизни. В них содержится опыт многих поколений, который учит детей обращаться за помощью, не преступать запреты, не трусить и не сдаваться. Сказка способствует развитию чувств, благородству души, желанию доставлять людям радость. Очень интересны развивающие авторские сказки Шорыгиной Т. А. Эти сказки учат осторожному поведению дома, на улице, у воды, в лесу, при встрече с животными, словом, везде, где могут подстерегать опасности.
В своей работе использую такие произведения: «Телефон», «Айболит»
К. Чуковского, фрагменты Хоринская. Е «Спичка - невеличка», «Девочка чумазая»
А. Барто; сказки: «Гуси – лебеди», «Кот, петух и лиса», «Жихарка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Три медведя», «Теремок», «Под грибом», «Заюшкина избушка». В сказках есть четкая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать. Читая сказки, с детьми обсуждали содержание, поведение героев, как можно помочь героям выбраться из сложившейся ситуации. Разыграли с детьми отрывок из сказки Т. Волынского «Кошкин дом», где котенок остался в доме один, несмотря на запрет, мамы - кошки взял спички, развел огонь, после чего, сгорел весь дом. Выяснили с детьми, почему случился пожар, можно ли детям играть со спичками. Нельзя брать спички, спички – это не игрушка, они могут быть причиной пожара.
Обыграли отрывок из сказки К. Чуковского «Айболит», про зайчика, который любил играть и не заметил, как оказался на проезжей части улицы, и попал под машину. Дети объяснили, почему произошла такая беда с зайчиком. Он не соблюдал правила дорожного движения, играл на проезжей части. А играть нужно на специальных детских площадках.
В сказке «Волк и семеро козлят» на новый лад мы встречаемся с козой - мамой и она является главной героиней повествования. Коза очень любит своих козлят и
заботится о них, а чтобы их обезопасить, объясняет, что дверь чужим открывать не следует. Козлята слушаются маму и дверь волку не открывают, но волк оказался
хитрым, и ловко их обманул. Доверчивые козлята оказались не готовы к ситуации, что голос может быть похожим на голос мамы - козы. Они открыли дверь, волк сложил козлят в мешок и унес. Коза пошла к волку, потребовала отдать козлят. Волк отдал и сказал, чтобы она научила своих козлят не открывать дверь незнакомцам. При обсуждении сказки обратила внимание детей на то, что нужно быть осторожными и внимательными. Очень важно знать, что злые люди могут использовать для обмана разные приемы, надо слушаться взрослых, нельзя открывать двери никому постороннему и не поддаваться на уговоры. Эта сказка знакомит детей с правилами личной безопасности. Слушая сказку «Заюшкина избушка» дети сами сделали вывод о том, что нельзя пускать в свой дом незнакомцев, с которыми мало знаком, можно остаться ни с чем.
После чтения сказки «Колобок», объясняла детям, что нельзя теряться в сложной ситуации, а искать выход. В данной ситуации колобок мог убежать от лисы. Не всегда стоит верить «сладким» словам, таким, как лисичкиным.
В сказке «Кот, Петух и Лиса» рассказывается о том, как доверчивого петуха несколько раз спасал кот от лисы. Но петух все равно продолжал выглядывать в окошко, а лиса его воровала. Однажды кот не смог придти на помощь, так как просто не слышал криков петуха своего товарища, и лиса его унесла в свой дом. Однако, кот все равно спас петуха. Объясняла, что не нужно верить уговорам, надо быть осторожными, если попал в беду, нужно громко кричать и поднимать шум.
В беседе по сказке «Гуси лебеди» обратила внимание детей, что нельзя бросать в беде близкого человека, оставлять его без присмотра. Ведь сестрица, как только увидела, что брата унесли птицы, сразу же бросилась ему на выручку и сумела спасти его от Бабы Яги, она не испугалась трудностей, девочка послушалась и выполнила просьбу речки, печки, яблоньки и спасла своего братца.
Прочитав сказку «Три поросенка», обсудили с детьми, почему с поросятами чуть не случилось беды? Дети сделали вывод: что Ниф - Ниф, и Нуф - Нуф построили непрочные домики, любую работу нужно выполнять добросовестно. Если бы все поросята построили прочные домики, им бы не пришлось спасаться от волка.
Также знакомлю детей со сказками, в которых герои проявляют смекалку, хитрость, такие сказки, как: «Жихарка», «Маша и медведь», «Три медведя». Эти сказки учат находить выход из сложной ситуации, быть осторожными, не заходить в чужие дома, находить выход из опасной ситуации. Объясняла детям, что выход найдется из любой ситуации, нужно лишь хорошенько подумать. В сказках «Теремок», «Под грибом» В. Сутеева обращала внимание детей, что надо быть добрыми, внимательными, отзывчивыми, а также не стоит расстраиваться, если что - то не получается, а пытаться сделать что - то новое. Ведь звери не расстроились, когда теремок развалился, а наоборот, принялись строить новый домик, где каждому найдется место. Дети охотно слушают сказки, сопереживают героям, пытаются найти правильное решение из сложившейся ситуации. С желанием драматизируют сказки, отдельные эпизоды сказок, используют различные виды театров
Дети любят играть в театр в свободной самостоятельной деятельности, импровизируют, сочиняют свои короткие сказки, и в этих сказках герои дружат.
Иллюстрации в книгах тоже являются средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют содержание через наглядность, образность. Дети, рассматривая иллюстрации, воспроизводят содержание сказок. Таким образом, целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы способствует воспитанию навыков безопасного поведения детей в различных ситуациях.
Взаимодействие с родителями помогает обогащать театральный уголок. Вместе изготавливаем атрибуты, родители являются и участниками и зрителями театральных представлений (участие в утренниках). Принимают участие в тематических выставках рисунков, в изготовлении поделок.
Провожу беседы, консультации: «Важные правила в летний период», «Пожарная безопасность», «Безопасное поведение в зимний период», «Учите детей правилам дорожного движения», «Зимние забавы», «Авто кресло – это безопасность вашего ребенка», «Осторожно – гололед», «Театр в жизни ребенка», «Чему учат сказки»; папки – передвижки: «Самый внимательный пешеход», «Безопасность на дороге»; памятки: «Опасные предметы дома», «Как научить детей правилам дорожного движения», буклеты: «Детское кресло в каждую машину», «Балкон – не место для игры», «Авто кресло – нужно детям», «Осторожно, открытое окно!» и т. д.
Провела родительские собрания на темы: «Безопасный новый год», «Правила безопасного поведения зимой»,
В результате целенаправленного использования театрализованных игр в организованной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобрели речевые навыки, на основе которых становится возможным построение связных высказываний, развивается мышление, память, воображение. Речь стала эмоциональной, выразительной и содержательной.
Считаю, что проведенная работа по ОБЖ с использованием театрализованной деятельности поможет детям правильно вести себя с незнакомцами, в быту,
в социуме, соблюдать правила дорожного движения. Дети стали более дружными, активными, послушными, организованными. Надеюсь, что полученные знания дети будут применять в совместных играх, смогут находить способы выхода из сложившейся ситуации.
Планирую и дальше продолжать работу по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников в разных видах деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра"«Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
Повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя проектнуюдеятельность....
Развитие речи детей дошкольного возраста через устное народное творчество
В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на всестороннее формирование личности ребёнка. Поэтому я, считаю необходимым использовать все виды фольк...
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через устное народное творчество
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего мира порой становится весьма небезопасной для него. И наша задача дать каждому ребенку основные понятия...
Развитие речи детей дошкольного возраста через устное народное творчество.
Развитие речи детей дошкольного возраста через устное народное творчество....
Презентация. Развитие речи детей дошкольного возраста через устное народное творчество.
Развитие речи детей дошкольного возраста через устное народное творчество....
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через устное народное творчество
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего мира порой становится небезопасной для него. И наша задача дать каждому ребенку основные понятия опасны...