Конспект занятия по ЧХЛ в старшей группе "Чтение стихотворения «Дядя Стёпа».
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Конспект занятия по «ЧХЛ»
в старшей группе (5-6 лет).
Тема: Чтение стихотворения «Дядя Стёпа»
Доминирующая образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Вид деятельности детей: игровой
Цель: Познакомить детей с творчеством С. Михалкова.
Программное содержание: Формирование начального литературного образования. Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью. Развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения. Учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов.
Материалы и оборудование: Портрет писателя С. Михалкова и его произведения.
Структура занятия
I | Вводная часть |
| 2 мин. |
II | Основная часть |
| 25 мин. |
1. |
| «Скажи по-другому» |
|
2. |
| Чтение стихотворения С. Михалкова "Дядя Степа". |
|
3. |
| Физкультминутка |
|
4 |
| Беседа по прочитанному. |
|
5 |
| Игра в рифму. |
|
III | Заключительная часть |
| 3 мин. |
Длительность 30 минут
Ход занятия
I Вводная часть
- Ребята, вспоминайте, что такое поэзия? (ответы детей)
Что значит слово – поэт? (ответы детей)
Каких поэтов вы знаете? (ответы детей)
Давайте вспомним своих любимых поэтов, их произведения.
I I Вводная часть
Воспитатель: Ребята! Сегодня наше с вами занятие мы начнем с упражнения "Скажи по-другому". Как мы с вами знаем русский язык -это самый великий и богатый язык в мире. На русском языке писали такие великие поэты и писатели как: Пушкин, Лермонтов, Толстой, Чарушин, Пришвин, Маршак, Михалков это писатели и поэты с творчеством, которых мы уже знакомы или познакомимся в скором будущем. Еще русский язык богат различными выражениями и фразами которые не всегда бывают понятны некоторым людям. Сейчас я вас буду знакомить с такими выражениями, а вы мне будете говорить, что это означает или как можно сказать по- другому. Первое выражение "Как снег на голову"
Дети: Так часто говорит мама, когда к нам в гости приходит тетя Гала.
Дети: Да, так говорят взрослые, когда что-то неожиданное происходит, или когда приходят гости без предупреждения.
Воспитатель: Молодцы, следующие выражение, на которое я хочу услышать ваши объяснения "Не по дням, а по часам".
Дети: Это выражение мы часто слышим в сказках, так говорят, когда происходит что-то очень быстро.
Дети: Моя бабушка, когда приезжает к нам в гости и видит меня, говорит:"Какой ты стал большой, растешь не по дням, а по часам".
Воспитатель: Очень хорошо.
Аналогичные вопросы задаются по поводу выражений:
"Как с гуся вода", "Летит как угорелый".
Воспитатель: Ребята, а скажите мне пожалуйста, что бывает низким?
Дети: Дом, дерево, человек.
Воспитатель: А высоким?
Дети: Человек, дом, дерево.
Воспитатель: Отлично! А вы знаете как в шутку называют высокого человека?
Дети: Башня, дылда, каланча.
Воспитатель: Хорошо, а кто мне скажет, что такое каланча? Раньше каланчой называли пожарную вышку, которая была самой высокой в любом городе. А потом так в шутку стали называть высоких людей.
Воспитатель: А теперь послушайте стихотворение С. Михалкова "Дядя Степа". Это не обычное стихотворение, а рассказ в стихах. Обратите внимание, как говорится о том, каким огромным был дядя Степа.
Воспитатель читает стихотворение
Беседа по прочитанному.
Воспитатель: Каким вы себе представляете дядю Степу?
Дети: Добрым, высоким, смелым, красивым, веселым.
Воспитатель: Как он выглядел? Как в стихотворении говорится о том, какой он был большой?
Дети: Жил высокий гражданин, по прозванию Каланча.
Дети: Он был самым главным великаном, среди других великанов в городе.
Дети: Он покупал себе ботинки 45 размера, потому что у него были большие ноги, а костюмы, брюки он не мог найти все было ему маленькое.
Воспитатель: Как вы понимаете слова "вся портновская работа разъезжается по швам"? Как можно сказать по-другому?
Дети: Трещит, рвется, лопается.
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что дядя Степа добрый. Откуда это видно?
Дети: Андрей: Он спас мальчика, который упал в воду.
Дети: Дядя Степа помог старушке, которая полоскала на речке белье. Помогал ребятам снимать воздушных змеев с проводов.
Дети: Он помог спасти во время пожара голубей.
Дети: Он помог остановить поезд, когда были поломаны рельсы.
Воспитатель: Действительно, дядя Степа совершал только добрые и хорошие поступки. Вы хотели бы быть похожими на дядю Степу?
Физминутка.
Дети: Да, очень, и чтобы нас все любили. Воспитатель зачитывает понравившиеся детям места стихотворения:
Что за дым над головой?
Что за гром по мостовой?
Дом пылает за углом,
Сто зевак стоят кругом.
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом. Весь чердак уже в огне,
Бьются голуби в окне.
На дворе в толпе ребят Дяде Степе говорят:
— Неужели вместе с домом Наши голуби сгорят?
Дядя Степа с тротуара
Достает до чердака.
Сквозь огонь и дым пожара
Тянется его рука.
Он окошко открывает.
Из окошка вылетают Восемнадцать голубей,
А за ними — воробей.
Все Степану благодарны:
Спас он птиц, и потому
Стать немедленно пожарным
Все советуют ему.
Игра в рифму.
Воспитатель: Ребята, а какие еще добрые дела он мог бы совершить, мы узнаем в игре? Я буду начинать предложение, а вы его заканчивать, но что бы у нас все было в рифму.
Воспитатель: Дядя Степа слышит...
Дети: Крик
В. Помогите, помогите, у пруда кричит..
Дети: Малыш
Дядя Степа...подбежал
Малыша...на руки взял
Что случилось у тебя?
Я пришел сюда с...собакой
Мы играли у пруда
Вдруг Дружок увидел...кошку
И за нею побежал...и, наверное, пропал!
Потому- что очень долго
Не идет обратно он.
Где же он...куда пропал?
Дядя Степа...улыбнулся
Малышу он подмигнул...
Через пруд перешагнул,
И увидели они,
Как сидит...Дружок один
На полянке у пруда
В ожиданье...малыша.
И хозяин, и щенок очень рады встрече.
Дядя Степа вновь...помог
И не важно кто ты.
Если ты попал...в беду
Дядя Степа на чеку
И всегда...поможет!
I I I Вводная часть
- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо потрудились. Спасибо!
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2025/01/31/d_stepa.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/11/picture-814366-1473586696.jpg)
Конспект занятия по развитию речи. Старшая группа. Тема: «Составление рассказов на темы стихотворений»
Составление рассказов на темы стихотворенийПрограмное содержание: Связная речь: учить детей рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы;грамматика: упражнять в образовании названий детены...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-874071-1483994597.jpg)
«Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе «Приключение по основам безопасности жизнедеятельности с дядей Федором»»
Пояснительная записка. В дошкольном детстве, когда у ребёнка формируют основы правильного образа жизни и культуры поведения, он должен получить элементарные сведения о правилах безопасного поведения и...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/20/picture-950047-1505916100.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе " Дядя Фёдор, пёс и кот "
Цель: формировать представления детей о структуре описательного рассказа. Задачи: упражнять детей в составлении рассказа-описания, упражнять в использовании разных типов предложений. ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/01/picture-1066684-1543692537.jpg)
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «По стихотворению А. Толстого «Осень. Обсыпается…»
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «По стихотворению А. Толстого «Осень. Обсыпается…»Наталья ЛихареваКонспект занятия по рисованию в старшей группе «Осень. О...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/30/picture-1063575-1538302565.jpg)
Конспект занятия по ПДД в средней группе "Уроки дяди Степы"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №71» Конспект занятия по ПДДв средней группе «Уроки дяди Степы»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/29/picture-461480-1404046585.jpg)
Конспект занятия по безопасности в старшей группе «Поможем дяде Федору?»
Конспект был разработан с целью формирования у детей навыков безопасного поведения....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/07/picture-1420610-1665159192.jpg)
Конспект занятия по ЧХЛ в старшей группе по теме «Заучивание стихотворения С.Маршака «Стихи о весне»
Конспект занятия по ЧХЛ в старшей группе по теме «Заучивание стихотворения С.Маршака «Стихи о весне»Доминирующая ОО: речевое развитие.Интеграция ОО: познавательное, физич...