Конспект занятия по ЧХЛ в старшей группе "Чтение стихотворения «Дядя Стёпа».
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

 Исентаева Жания Жексенбаевна

Конспект занятия по «ЧХЛ»

в старшей группе (5-6 лет).

 

Тема: Чтение стихотворения «Дядя Стёпа»

 

Доминирующая образовательная область: Познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Вид деятельности детей: игровой

Цель: Познакомить детей с творчеством С. Михалкова.                                                                                                                                                                         

Программное содержание: Формирование начального литературного образования. Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью. Развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения. Учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов.

Материалы и оборудование: Портрет писателя С. Михалкова и его произведения.

 

Структура занятия

 

I

Вводная часть

 

2 мин.

II

Основная часть

 

25 мин.

1.

 

«Скажи по-другому»

 

2.

 

Чтение стихотворения С. Михалкова "Дядя Степа".

 

3.

 

Физкультминутка

 

4

 

 Беседа по прочитанному.

 

5

 

Игра в рифму.

 

III

Заключительная часть

 

3 мин.

Длительность 30 минут

 

 

Ход занятия

I Вводная часть

- Ребята, вспоминайте, что такое поэзия? (ответы детей)
Что значит слово – поэт? (ответы детей)
Каких поэтов вы знаете? (ответы детей)
Давайте вспомним своих любимых поэтов, их произведения.

I I Вводная часть

Воспитатель: Ребята! Сегодня наше с вами занятие мы начнем с упражнения "Скажи по-другому". Как мы с вами знаем русский язык -это самый великий и богатый язык в мире. На русском языке писали такие великие поэты и писатели как: Пушкин, Лермонтов, Толстой, Чарушин, Пришвин, Маршак, Михалков это писатели и поэты с творчеством, которых мы уже знакомы или познакомимся в скором будущем. Еще русский язык богат различными выражениями и фразами которые не всегда бывают понятны некоторым людям. Сейчас я вас буду знакомить с такими выражениями, а вы мне будете говорить, что это означает или как можно сказать по- другому. Первое выражение "Как снег на голову"

Дети: Так часто говорит мама, когда к нам в гости приходит тетя Гала.

Дети: Да, так говорят взрослые, когда что-то неожиданное происходит, или когда приходят гости без предупреждения.

Воспитатель: Молодцы, следующие выражение, на которое я хочу услышать ваши объяснения "Не по дням, а по часам".

Дети: Это выражение мы часто слышим в сказках, так говорят, когда происходит что-то очень быстро.

Дети: Моя бабушка, когда приезжает к нам в гости и видит меня, говорит:"Какой ты стал большой, растешь не по дням, а по часам".

Воспитатель: Очень хорошо.

Аналогичные вопросы задаются по поводу выражений:

"Как с гуся вода", "Летит как угорелый".

Воспитатель: Ребята, а скажите мне пожалуйста, что бывает низким?

Дети: Дом, дерево, человек.

Воспитатель: А высоким?

Дети: Человек, дом, дерево.

Воспитатель: Отлично! А вы знаете как в шутку называют высокого человека?

Дети: Башня, дылда, каланча.

Воспитатель: Хорошо, а кто мне скажет, что такое каланча?  Раньше каланчой называли пожарную вышку, которая была самой высокой в любом городе. А потом так в шутку стали называть высоких людей.

Воспитатель: А теперь послушайте стихотворение С. Михалкова "Дядя Степа". Это не обычное стихотворение, а рассказ в стихах. Обратите внимание, как говорится о том, каким огромным был дядя Степа.

Воспитатель читает стихотворение

Беседа  по прочитанному.

Воспитатель: Каким вы себе представляете дядю Степу?

Дети: Добрым, высоким, смелым, красивым, веселым.

Воспитатель: Как он выглядел? Как в стихотворении говорится о том, какой он был большой?

Дети: Жил высокий гражданин, по прозванию Каланча.

Дети: Он был самым главным великаном, среди других великанов в городе.

Дети: Он покупал себе ботинки 45 размера, потому что у него были большие ноги, а костюмы, брюки он не мог найти все было ему маленькое.

Воспитатель: Как вы понимаете слова "вся портновская работа разъезжается по швам"? Как можно сказать по-другому?

Дети: Трещит, рвется, лопается.

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что дядя Степа добрый. Откуда это видно?

Дети: Андрей: Он спас мальчика, который упал в воду.

Дети: Дядя Степа помог старушке, которая полоскала на речке белье. Помогал ребятам снимать воздушных змеев с проводов.

Дети: Он помог спасти во время пожара голубей.

Дети: Он помог остановить поезд, когда были поломаны рельсы.

Воспитатель: Действительно, дядя Степа совершал только добрые и хорошие поступки. Вы хотели бы быть похожими на дядю Степу?

Физминутка.

Дети: Да, очень, и чтобы нас все любили. Воспитатель зачитывает понравившиеся детям места стихотворения:

Что за дым над головой?

Что за гром по мостовой?

Дом пылает за углом,

Сто зевак стоят кругом.

 Ставит лестницы команда,

От огня спасает дом. Весь чердак уже в огне,

Бьются голуби в окне.

На дворе в толпе ребят Дяде Степе говорят:

— Неужели вместе с домом Наши голуби сгорят?

Дядя Степа с тротуара

 Достает до чердака.

Сквозь огонь и дым пожара

Тянется его рука.

Он окошко открывает.

Из окошка вылетают Восемнадцать голубей,

 А за ними — воробей.

Все Степану благодарны:

Спас он птиц, и потому

Стать немедленно пожарным

Все советуют ему.

Игра в рифму.

Воспитатель: Ребята, а какие еще добрые дела он мог бы совершить, мы узнаем в игре? Я буду начинать предложение, а вы его заканчивать, но что бы у нас все было в рифму.

Воспитатель: Дядя Степа слышит...

Дети: Крик

В. Помогите, помогите, у пруда кричит..

Дети: Малыш

Дядя Степа...подбежал

Малыша...на руки взял

Что случилось у тебя?

Я пришел сюда  с...собакой

Мы играли у пруда

Вдруг Дружок увидел...кошку

И за нею побежал...и, наверное, пропал!

Потому- что очень долго

Не идет обратно он.

Где же он...куда пропал?

Дядя Степа...улыбнулся

Малышу он подмигнул...

Через пруд перешагнул,

И увидели они,

Как сидит...Дружок один

На полянке у пруда

В ожиданье...малыша.

И хозяин, и щенок очень рады встрече.

Дядя Степа вновь...помог

И не важно кто ты.

Если ты попал...в беду

Дядя Степа на чеку

И всегда...поможет!

 

I I I Вводная часть

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо потрудились. Спасибо!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи. Старшая группа. Тема: «Составление рассказов на темы стихотворений»

Составление рассказов на темы стихотворенийПрограмное содержание: Связная речь: учить детей рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы;грамматика: упражнять в образовании названий детены...

«Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе «Приключение по основам безопасности жизнедеятельности с дядей Федором»»

Пояснительная записка. В дошкольном детстве, когда у ребёнка формируют основы правильного образа жизни и культуры поведения, он должен получить элементарные сведения о правилах безопасного поведения и...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе " Дядя Фёдор, пёс и кот "

Цель: формировать представления детей о структуре описательного рассказа. Задачи: упражнять детей в составлении рассказа-описания, упражнять в использовании разных типов предложений. ...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «По стихотворению А. Толстого «Осень. Обсыпается…»

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «По стихотворению А. Толстого «Осень. Обсыпается…»Наталья ЛихареваКонспект занятия по рисованию в старшей группе «Осень. О...

Конспект занятия по ПДД в средней группе "Уроки дяди Степы"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №71»    Конспект занятия по ПДДв средней группе «Уроки дяди Степы»...

Конспект занятия по безопасности в старшей группе «Поможем дяде Федору?»

Конспект был разработан с целью формирования у детей навыков безопасного поведения....

Конспект занятия по ЧХЛ в старшей группе по теме «Заучивание стихотворения С.Маршака «Стихи о весне»

Конспект занятия  по ЧХЛ в старшей группе по теме «Заучивание стихотворения С.Маршака «Стихи о весне»Доминирующая ОО: речевое развитие.Интеграция ОО:  познавательное, физич...