конспект итогового занятия по развитию речи "Здравствуй весна"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Трифонова Ольга Юрьевна

закрепление пройденного материала по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_itogovogo_zanyatiya_po_razv.rechi_v_st.gr_.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе

 Тема: «Здравствуй, весна!»

Задачи:

Образовательные:

-уточнить и активизировать словарный запас;

-совершенствовать грамматический строй речи: 

согласование существительных с прилагательными, с глаголами; 

связной речи- диалогической и монологической форм; 

– совершенствовать навык составления описательного рассказа по картинкам с последовательно развивающимся действием. 

-закрепить звуковую культуру речи: умение определять позицию звука в слове, называть слова на заданный звук.

 

Развивающие: 

-закреплять представления о весне и её приметах;

-развивать творческое воображение, мышление, внимание, помогать логично и содержательно строить высказывания.

 

Воспитательные:

-воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

 

                                                          Ход занятия:

-Ребята, я хочу вас сегодня пригласить в очень интересное путешествие: увлекательное и познавательное. Но к каждому путешествию нужно подготовиться, настроиться. 

– Давайте сейчас встанем посвободнее и настроимся на наше путешествие.

«Запоминает наша голова.

Важные поступки, умные слова.

Слушаем внимательно, 

Смотрим обязательно.

Друг друга не перебиваем,

Для ответа руку поднимаем.

Знаний много получаем.»

-Скажите мне пожалуйста, какое сейчас время года? Весна.

-Значит наше путешествие будет весеннее. 

Мотивация

-Ребята, начать наше путешествие о весне я хотела по картинкам-символам.

Приготовила их, положила, но они куда-то исчезли. Вместо них появилось вот это интересное цветущее деревце, да ещё с конвертиками и какое-то письмо. Написано – детский сад, группа №. Почитаем? Может поймём, что случилось с нашими картинками. Слушайте.

Дорогие ребята! Весна скоро закончится. Осталось ещё немного дней. И на прощание я хочу с вами очень поиграть и сделать вам сюрприз. Цветы на деревце не простые, а с конвертиками, в них картинки- символы. Чтобы конвертики раскрыть, необходимо выполнить мои задания. 

                    И подпись: Весна-красна.

-Ну и ну! Весна хочет с нами на прощание поиграть и пошутить. Вы согласны? 

Все задания выполняем, конвертики раскрываем, рассказ о весне составляем.

Присаживайтесь на стульчики.  

– Сейчас мы посмотрим, какой нам конвертик первый снять. Вот с этого начнём. 

Предложение: Наступила долгожданная весна. 

1 задание такое: «Назовите месяцы».

Для этого нужно назвать весенние месяцы. Какое время года на дворе? Сколько месяцев весны вы знаете? (Три). Перечислите весенние месяцы по порядку. (Март, апрель, май).

– Про эти месяцы вы знаете стихи и вот такие у меня есть красивые картинки. Кто про март хочет рассказать стихотворение? Возьми Настя картиночку, показывай ребятам всем и рассказывай: 

 

Приходит Март и с ним Весна.

Лес пробудился после сна.

Под солнцем ярким снеговик

Подтаял, сгорбился и сник.

 

– Про апрель? Иди Лера.

Апрель –растаяли снега, 

Плывучим льдом полна река. 

Всё жарче солнышка лучи,

Вьют гнёзда важные грачи.

 

-И про май?  Иди Мирон.

Май одевает лес и сад 

В зелёный праздничный наряд

Длиннее стал погожий день 

И пышно расцвела сирень.

-Молодцы, ребята! Весенние месяцы мы назвали. Выполнили задание, раскрываем конверт. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми). Матвей повесь картиночку на доску. Первая картиночка у нас готова. 

-Следующий конвертик снимаем. 

Предложение: Ярче светит солнышко. 

 2 задание такое: Игра «Подбирай, называй

Нужно к словам подобрать признак предмета. На какой вопрос отвечает признак предмета? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

Весна (какая?) … Долгожданная, красивая, цветущая.

Солнышко (какое?) … Яркое, ласковое, лучистое.

Небо (какое?) …. Голубое, чистое, высокое.

Ветерок(какой?) … Тёплый, сильный, весёлый.

Облака(какие?) … Белые, пушистые, лёгкие.

Листочки(какие?) … Зелёные, клейкие, молодые.

-Какие сообразительные, молодцы! Справились с заданием, раскрываем конверт. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми).

-Иди Вероника, повесь картиночку на доску. Вторая картиночка у нас готова.

А мы возьмём следующий конвертик. 

Предложение: Быстро тает снег и бегут ручейки.

3 задание: Д/И «А как наоборот?» 

–  Давайте ребята поиграем в слова – противоположности, встаньте полукругом. Я называю слово, а вы называете наоборот, передавая друг другу мячик.

 Высокий – низкий, холодный- жаркий, твёрдый- мягкий, тяжёлый- лёгкий, громкий – тихий, большой- маленький, добрый-злой, день- ночь, потолок- пол, чистота- грязь, сахар- соль, зима- лето, смеётся – плачет, закрыть – открыть, взлетает- садится, надевает – снимает, подниматься-спускаться. 

-Вот какие вы умные, поиграли в игру, присаживайтесь на стульчики. Раскрываем конверт. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми). Повесь Дима картиночку на доску, возьмём следующий конвертик.

 Предложение: На земле выросли первые цветы и травка.

4 задание: Игра «Кто больше действий назовёт?»

   Нужно к словам подобрать действие предмета. На какой вопрос отвечает действие предмета?  (Что делает?) Слушайте внимательно.

Солнце весной (что делает?) греет, припекает, согревает, ласкает, … 

Снег весной (что делает?) тает, чернеет, оседает, …

Ручьи весной (что делают?) бегут, журчат, звенят, …

Сосульки весной (что делают?) тают, капают, …

Птицы весной (что делают?) возвращаются, прилетают, вьют, …

Травка весной (что делает?) пробивается, растёт, зеленеет, …

– Вот это да! Весна довольна как вы совсем справляетесь. Раскрываем конверт. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми). Повесь Ксюша картиночку на доску, возьмём следующий конвертик.

Предложение: На деревьях набухли почки и появились листочки.

5 задание: «Назови правильно».

– И мы отправляемся гулять в лес.  Если мы с вами идём гулять в лес, где растут одни берёзы, значит это лес какой?  Берёзовый.

– Если одни ели? Еловый. Сосны? Сосновый. Дубы? Дубовый. Каштаны? Каштановый. Клёны? Кленовый. Осины? Осиновый. Липы? Липовый. Ясени? Ясеневый. Ивы? Ивовый.

– Молодцы!  Раскрываем конверт. (Показ картинки и повторение предложения!

Физминутка «Первые цветы»

Возьмём следующий конвертик.

Предложение: Перелётные птицы стаями возвращаются из тёплых          стран.                 

6 задание: Д/И «Подели на слоги»

– Нужно каждое слово поделить на слоги, прохлопать, назвать количество слогов в слове: ворона, сорока, голубь, синица, воробей, грач, сова, галка, филин, ласточка, стриж.

  -Замечательно. Выполнили задание. Раскрываем конверт. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми). Повесь Аня картиночку на доску, возьмём следующий конвертик.

Предложение: Они вьют гнёзда и выводят птенцов.

7 задание: «Игра со звуками»

-Назовите ребята, слова, которые начинаются со звука «к», «с», «р».

– Сосчитайте количество звуков в словах: сыр, маки, оса, лиса, ежи, грач.

– Ах, какие молодцы! Отвечали дружно, справились с заданием. Раскрываем конверт. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми).

Повесь Мила картиночку на доску, возьмём следующий конвертик.

Предложение: Животные пробуждаются от зимней спячки.

8 задание: «Расскажи о животных».

 Здесь весна -красна предлагает поговорить о животных и сравнить их. Воспитатель достаёт картинки животных.

-Давайте мы с вами поговорим про белочку и ёжика. Выходите Ярослава и Никита. 

Ярослава: Белка маленький пушистый зверёк. А ёжик пушистый? 

Никита: Ёжик не пушистый. У него местами в место меха на теле иголки.

Ёжик серого цвета. А белочка какого цвета?  

Ярослава: А белка зимой серая, а всегда рыженькая. Белка делает на зиму запасы, а ёжик делает на зиму запасы? 

Никита: Ёжик не делает на зиму запасы. Он зимой впадает в спячку.

 

-У нас ещё есть лисичка и зайчик. Иди Алиса, иди Саша.

Алиса: У лисы большой пушистый хвост. А у зайца какой хвост?

Саша: У зайца маленький. Зато у него большие уши. А у лисы какие уши? 

Алиса: У лисы ушки маленькие. Но у неё красивая рыжая шубка. А у зайца какая шубка? 

Саша: А у зайца шубка летом серая, а зимой белая. А у лисы шубка меняет цвет? 

Алиса: А у лисы шубка не меняет цвет, у неё под шерстью зимой вырастает тёплый пух. 

– Прекрасно. Очень хорошо всё рассказали про животных. 

Раскрываем конверт. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми). Повесь Ярослава картиночку на доску, возьмём следующий конвертик.

Предложение: Появляются первые насекомые.

9 задание: Д/И «Один и много»

– Встаньте ребята в круг. Поиграем в игру – название игры. Я называю один предмет, тот кто поймал мяч- называет много таких предметов.

Сосулька- сосульки, лужа- лужи, ручей- ручьи, проталина- проталины, дождь-дожди, лист- листья, дерево- деревья, гнездо- гнёзда, скворец- скворцы, грач- грачи, насекомое- насекомые, река- реки.

– Вот какие умные вы, опять выполнили задание.

Раскрываем конверт. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми). Повесь Платон картиночку на доску, возьмём последний конвертик.

Предложение: Весной у людей много работы.

10 задание: Игра «Доскажи словечко». 

Я читаю предложение, последнее слово называет тот, на кого я покажу. 

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад 

Заглянул к нам месяц… март.

 

В тёплый край не улетаю

Здесь под крышей обитаю,

Чик- чирк, не робей! 

Я бывалый… воробей.

 

Апрель! Апрель!

На дворе звенит… капель.

 

Зазвенели ручьи, прилетели… грачи.

 

На ветках плотные комочки- 

В них дремлют клейкие… листочки.

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель

В гости к нам пришёл… апрель.

Часто прячусь я во ржи, 

Скромный полевой цветок,

Синеглазый … василёк. 

– Молодцы, ребята! Все мы с вами задания выполнили, схемы наши готовы. И мы сейчас с вами попробуем рассказать о весне. Послушайте ребята, я вам сначала расскажу. 

Наступила долгожданная весна. Ярче светит солнышко. Быстро тает снег и бегут ручейки. На земле выросли первые цветы и травка. На деревьях набухли почки и появились листочки. Перелётные птицы стаями возвращаются из тёплых стран. Они вьют гнёзда и выводят птенцов. Животные пробуждаются от зимней спячки. Появляются первые насекомые.

Весной у людей много работы.

– Кто хочет попробовать рассказать? Иди Есения. (Рассказ девочки). 

Молодец! – Кто ещё хочет? Иди Мирон. (Рассказ мальчика). 

-Ребята, Всё что нам весна задала, мы с вами справились.

-Давайте сейчас вспомним, что же интересного было в нашем путешествии. (Ответы детей). Весна очень благодарит вас за ваше умение и старание. Вам она дарит подарок – игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятияпо развитию речи в первой младшей группе детского сада "Путешествие в страну сказок"

Это интересное занятие для детей  первой младшей группы, которое я составила сама с применением програмного материала.Малыши очень любят сюрпризные моменты, на этом и строились все этапы занятия....

Конспект итогового занятия по теме «Весна» с детьми второй младшей группы.

Цель: Закрепить знания детей о сезонных изменениях весной, о диких животных и птиц.      Программное содержание: Закрепить и расширить представления детей о времени года весна...

Конспект итогового тематического мероприятия "У Весны хлопот не мало"

Автором представлен конспект итогового тематического мероприятия по лексической теме "Весна" для детей среднего дошкольного возраста....

Конспект итогового занятия по теме «Весна. Перелетные птицы»

Итоговое занятие направленное на уточнение и закрепление знаний детей о перелетных птицах....

Конспект итоговое мероприятие к проекту «Весна – красна» на тему «Путешествие в весенний лес»

Цель мероприятия: создать положительное, эмоциональное настроение при помощи музыкальной и двигательной активности детей. Формирование знаний об изменениях живой природы весной....

Конспект итогового занятия «Что такое весна?» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой родного края во второй младшей группе

Занятие поможет систематизировать знания детей о весне,изменениях происходящих в природе и жизни животных, птиц родного края....

Конспект итогового мероприятия по теме «Весна» Образовательная область «Познавательное развитие» «Путешествие в весенний лес»

Цель: Создание условий для расширения и закрепления представлений детей об изменениях, происходящих в природе весной, о животном мире леса. Задачи:обобщить знания детей по теме «Весна...