Приобщение детей к художественной литературе
статья по художественной литературе

Курилко Оксана Анатольевна

Описание опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_po_hud.lit-re.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема моего опыта работы:

 "Приобщение детей к художественной литературе"

Всем известно, что действенным средством умственного, нравственного и

эстетического воспитания ребёнка в детском саду служит художественная литература.

Чтение художественных произведений играет важную роль в процессе всестороннего

развития личности. Поэтому можно считать особо актуальной проблему приобщения

детей и их родителей к книге в условиях детского сада

Актуальность приобщения дошкольников к миру художественной литературы

определяется тем, что у детей снижается интерес к чтению. Уже в дошкольном возрасте

дети предпочитают книге просмотр телевизора или компьютерные игры, а также

всевозможные гаджеты: планшеты, телефоны и т.д. Как результат, уже младшие

школьники не любят и не хотят читать. Я и сама, как мама, столкнулась с такой

проблемой, поэтому для меня она особо актуальна.

Целью моей работы стало формирование интереса к чтению и потребности ребенка

в художественной литературой.

И чтобы достичь этой цели, я выделила для себя главные задачи в данном

направлении:

Задачи:

1.Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям

художественной литературы.

2. Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров,

выражать эмоции.

3. Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах

деятельности (игровой, продуктивной, в общении).

4. Дать информацию родителям о важности чтения художественных книг в

развитии ребенка.

Для своей работы я использую следующую методическую литературу:

1. В.В.Гербова “Приобщение детей к художественной литературе”

2.З.А. Гриценко “Пришли мне чтения доброго”

3. Л.М.Гуревич “Ребенок и книга”

4. О.С.Ушакова “Знакомим дошкольников с художественной литературой”

5. Тимофеева И.Н. “Что и как читать ребенку от года до десяти. Энциклопедия для

родителей”

6. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Свою работу я вела в двух направлениях: в детском саду, это работа с детьми и с

педагогами; и работа с семьей.

Приобщая детей к художественной литературе, я использую разнообразные методы,

приемы и средства такие как: чтение произведений, обсуждение с детьми содержания

прочитанного, пересказ произведения, заучивание наизусть стихотворения, потешек, игры-

драматизации, дидактические игры, театрализованные игры, элементы инсценировки.

Более эффективным, на мой взгляд, является практический метод, а именно

театрализованная деятельность по прочитанному, т. к. она способствует пониманию и

усвоению детьми смысла художественного произведения, позволяет раскрыть их

актерские таланты, заставляет сопереживать своим героям и просто помогает детям

находить общий язык друг с другом.

Помимо этого, с целью ознакомления детей с художественной литературой и

формирования любви и интереса к книге я использую следующие формы работы:

- оформление книжного уголка в группе;

– оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей.

- занятия по ознакомлению с биографиями писателей.

- создание «Книжкиной больницы» в группах, что помогло привить детям бережное

отношение к книге.

- выставки детского творчества по мотивам прочитанных произведений.

– экскурсии в библиотеку

В целях повышения своей квалификации я проводила различные консультации, семниры-

практикумы, мастер классы для педагогов для

повышения профессионального уровеня педагогов, активизирования применения

художественной литературы в работе с детьми; развития коммуникативных качествв

педагогов, умение работать в коллективе; раскрытия творческого потенциала каждого

педагога. Итогом нашей совместной работы был поставлен спектакль для детей.

Свою работу с детьми я веду регулярно и систематически. Но она не была бы такой

полной и эффективной без привлечения родителей, потому что решающую роль в

развитии ребенка на любом возрастном этапе играет семья.

Работу с родителями по приобщению детей к художественной литературе я начала на

первом же родительском собрании с анкетирования. Родителям было предложено ответить

на несколько вопросов, с целью определить роль родителей в развитии интереса к

семейному чтению с детьми и выявить проявляют ли интерес сами родители к

художественной литературе.

По результатам анкетирования мною был сделан вывод -

важно привлечь внимание родителей к семейному чтению.Для этого было необходимо

расширить работу с родителями по данной теме. И мною был разработан и реализован

проект "Читающая семья".

Цель проекта – помочь родителям осознать ценность семейного чтения как эффективного

средства образования и воспитания дошкольников, возродить традиции семейного чтения.

На начальном этапе проекта я составила памятки для родителей о важности ежедневного

домашнего чтения, о правильном подборе литературы для детей, о воспитании бережного

отношения к книге и многие другие.

Для реализации проекта в группе был создан уголок “Читающая семья”. В этом уголке два

раза в месяц я размещала рекомендации для родителей по чтению детям определенного

художественного произведения, не входящие в программу детского сада. Далее родителям

предлагалось ответить на ряд вопросов по прочитанному произведению, которые я

готовила заранее. На вопросы родители отвечали вместе с детьми и свои ответы они

опускали в специальный почтовый ящик. И в конце каждого месяца подводился итог –

какая семья была самой активной и правильно ответила на все вопросы. А в конце года я

подвела общий итог, и самая читающая семья была награждена почетной грамотой.

На завершающем этапе реализации проекта я предложила родителям с детьми побыть не

только читателями, но и издателями. Для этого необходимо было выбрать наиболее

понравившееся произведение из прочитанного и сделать по мотивам этого произведения

семейную книгу своими руками. Многие семьи проявили невероятные творческие

способности. Теперь наш уголок в группе пополнился книгами совместного творчества

ребенка и родителя.

По завершению проекта я провела повторное анкетирования родителей, задавая им те же

вопросы, что и в начале года, и увидела положительную динамику. Родители стали чаще

читать своим детям, обсуждать прочитанное, художественная литература приобрела для

них большую значимость, появились традиции семейного чтения.

Подводя итоги работы над приобщением детей к художественной литературе, я сделала

вывод: моя целенаправленная, систематическая работа дала высокие результаты. У детей

повысился интерес к книге, обогатились знания о произведениях художественной

литературы, дети стали более активными на занятиях, расширился их словарный запас,

речь детей стала более грамотной, насыщенной, сформировалась монологическая речь,

обогатилось их воображение, фантазия. Дети стали проявлять больше сочувствия к

героям, стали переживать вместе с ними их невзгоды, приключения, победы. У многих

детей появилось желание научиться читать самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к художественной литературе.

Приобщение детей к  художественной литературе.    Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве.Дошкольное детство – очень важный этап в в...

Приобщение детей к художественной литературе

Методическая разработка .Приобщение детей к художественной литературе...

Приобщение детей к художественной литературе

Не секрет, интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную культуру с каждым годом снижаются. Вовсе не случайно 2003-2012гг. ООН объявила  десятилетием грамотности.       ...

Консультация для воспитателей "Приобщение детей к художественной литературе"

Материал познакомит Вас с созданием условий для приобщения детей к художественной литературе; о содержании работы в процессе совместной деятельности детей и воспитателя; о самостоятельной деятельности...

Приобщение детей к художественной литературе

  Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помог...