«Коробочка со сказками как средство приобщения дошкольников с ОВЗ к устному народному творчеству».
методическая разработка по художественной литературе

Рыбалова Татьяна Алексеевна

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, так как в настоящее время наблюдается тенденция роста детей с различными речевыми нарушениями. Отсутствие или нехватка времени у родителей на развивающее общение с детьми, а также невнимание к содержанию речи малыша, отсутствие её активизации со стороны взрослого – приводит к проблемам в развитии речи дошкольников. К сожалению, современный ребенок больше времени проводит за компьютером, телефоном, чем в живом окружении. Как следствие, дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико - грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера.

         Одним из важнейших средств развития всегда был фольклор — песенки, заклички, пестушки, потешки, поговорки, загадки, сказки. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ребятами в блестящих произведениях устного народного творчества. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Необходимо, чтобы в живом слове, которое слышат дети повседневно от взрослых, звучали эти драгоценные зёрна. Только при этих условиях язык ребёнка будет живым и ярким.

          Наибольшее значение, на мой взгляд, имеет русская народная сказка. Воспитательное влияние народной сказки всегда признавалась отечественной педагогикой.

          Ни одна купленная в магазине игрушка не сможет заменить ту которую, сделал своими руками. Бесконечное множество игрушек можно смастерить самостоятельно, взяв в помощники ребенка. Это позволяет разнообразить деятельность детей, обогатить и расширить знания и умения. Можно сделать героев для театра при помощи ножниц, клея, цветной бумаги, кусочков ткани и т. д. В ход пойдут старые журналы, открытки, рекламные постеры. Если поместить их в коробочку из-под обуви или посуды наша сказка обретет дом, а дети испытают восторг когда откроют крышку.

Так, у меня появилась «Коробочка со сказками», в ее основе идея авторской разработки Шипелевой Лидии Игоревны «Fairytale box» – шкатулка (коробочка) для сказок.

Цель: раскрыть влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников, формировать связную речь у детей с ОВЗ.

Задачи:

- показать детям красоту русского языка через устное народное творчество;

- обогащать словарный запас;
- совершенствовать звуковую сторону речи ребенка;
- развивать связную речь;
- мелкую и общую моторику;
- развивать все психические процессы (воображение, восприятие, внимание, мышление, память);
- создавать благоприятную психологическую атмосферу, способствующую сотрудничеству педагога с детьми.

            Самая первая и простая моя сказка в коробочке «Теремок». Состав коробочки: текст сказки и герои (распечатанные на принтере и ламинированные). Основной   задачей этой сказки является работа над автоматизацией звука. Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя задания. Игра превращает работу в увлекательное путешествие, а за одно, ребенок учиться произносить трудные звуки, слова, предложения.

         Дидактическая игра «Узнай животного по голосу».

Цель: учить детей распознавать в записи голоса животных, называть и находить картинку с их изображением, подражать звукам животных.

           Дидактическая игра «Составь предложение».

Цель: учить составлять предложения с опорой на схему, упражнять в согласовании слов в предложении. (Например: мышка бежит по дорожке, зайка скачет по дорожке.)

          Сказка в коробочке «Курочка Ряба» учит детей самостоятельно пересказывать сказку опираясь на опорные картинки. Это тренирует формирование связной речи и произвольной памяти, учит запоминать логическую последовательность действий.

Также мной были подобраны пальчиковые игры к героям данной сказки. Пальчиковые игры помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и способствуют развитию речи, образного мышления. Играя с детьми в пальчиковые игры, необходимо обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.

Например, пальчиковая гимнастика «Вышла курочка гулять» ….

Вышла курочка гулять

(шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки)

Свежей травки пощипать

(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки)

А за ней ребятки –

Желтые цыплятки

(бегут всеми пальцами обеих рук)

«Ко – ко – ко, ко – ко – ко,

(хлопают в ладоши)

Не ходите далеко,

(грозят пальцем ведущей руки)

Лапками гребите,

(гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола)

Зернышки ищите».

(дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой – средний и т. д.)

Можно в коробочку добавить несколько белых и разноцветных яиц. И теперь применяя интеграцию образовательных областей, закрепить прямой счет и знание цвета, классификацию по заданному признаку.

Дидактическая игра «Найди яичко для курочки по цвету».                                    

Цель: учить детей группировать предметы по цвету. Развивать мелкую моторику рук.

          Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Цель: закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять почему этот предмет является лишним (классификация по цвету, форме, размеру)

          Сказка в коробочке «Колобок», продолжает формировать интерес к устному народному творчеству, развивает речь детей, умение проговаривать простые устные формы по образцу взрослого - обогащает словарный запас детей - воспитывает сочувствие, желание помочь героям сказки.

Предлагаю использовать загадки, можно заменить их пословицами, поговорками, потешками или считалками, а можно сделать микс. 

Дидактическая игра «Собери картинку»

Пазлы развивают мелкую моторику рук у детей, логическое мышление. (их можно разрезать на разное количество частей, все зависит от уровня развития ребенка).

           Дидактическая игра «Чья тень?»

Цель: учить детей развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, наблюдательность и усидчивость.

           Дидактическая игра «Из какой сказки герой?»

Цель: закрепить с детьми названия и персонажей знакомых сказок.

Сказка в коробочке «Репка» учит детей запоминать действующих лиц и последовательность действий русской народной сказки, благодаря методу моделирования. Моделирование – это замещение героев сказки реальных – условными.  Я формирую умение детей строить и «читать» простые модели сказки, выделять и называть характерные признаки персонажей.

Благодаря карточкам, можно выстраивать визуально-ритмический ряд, а можно усложнить задание и выполнить ритмические движения.

             Дидактическая игра «Что изменилось?»

Цель: развитие внимания, наглядного мышления, связной речи.

             Дидактическая игра «Кто за кем».

Цель: учить ориентироваться в пространстве, развивать наглядное мышление, знакомить детей с предлогами: за, перед, до, после, между.

Дидактическая игра «Продолжи ритмический ряд».

Цель: умение выстраивать логический ряд по заданному образцу.

          Каждый ребенок развивается в своем темпе, наша задача — бережно относится к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста. Постепенно развивать игровой опыт ребенка, помогать открывать новые возможности.

Произведения устного народного творчества – это богатство и украшение нашей речи. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_skazki_v_korobke_03.01.25.pptx2.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 40 Окружное методическое объединение воспитателей «Развитие речи детей с ООП через игровую деятельность» Представление опыта работы по теме : «Коробочка со сказками как средство приобщения дошкольников с ОВЗ к устному народному творчеству » Выполнила воспитатель : Рыбалова Т.А.

Слайд 2

К. Д. Ушинский дал такую оценку русскому народному творчеству: «Я не думаю, чтобы кто-нибудь в состоянии состязаться с педагогическим гением народа».

Слайд 3

Fairytale box – шкатулка (коробочка) для сказок. А вторская разработка Шипелевой Лидии Игоревны. Коробочка со сказками

Слайд 4

Цель : раскрыть влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников, формировать связную речь у детей с ОВЗ. Задачи: - п оказать детям красоту русского языка через устное народное творчество; - обогащать словарный запас; - совершенствовать звуковую сторону речи ребенка; - развивать связную речь; - мелкую и общую моторику; - развивать все психические процессы (воображение, восприятие, внимание, мышление, память) ; - создавать благоприятную психологическую атмосферу, способствующую сотрудничеству педагога с детьми.

Слайд 5

КОРОБОЧКА СО СКАЗКОЙ «ТЕРЕМОК»

Слайд 6

КОРОБОЧКА СО СКАЗКОЙ «КУРОЧКА РЯБА»

Слайд 7

КОРОБОЧКА СО СКАЗКОЙ «КОЛОБОК»

Слайд 8

Коробочка со сказкой «Репка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России»

Мастер–класс– это особый  жанр обобщения и распространения педагогического опыта.   Он отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосред...

"Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России"

Содержание.1. Актуальность.2. Научная обоснованность.3. Технология.4. Работа с детьми.o Тематическое планирование.o Критерии диагностического обследования детей.o Диагностическая карта.o Работа с деть...

Хакасские народные сказки как средство приобщения дошкольников к народной культуре.

Хакасские народные сказки как средство приобщения дошкольников к народной культуре....

Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России

Цель данной методической разработки: донести до педагогов, работающих  с  детьми  шести – семи   лет, ценность былин как источника народной мудрости. Показать возможност...

Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.

quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...

Формирование патриотического воспитания у старших дошкольников через знакомство с устным народным творчеством и сказкой.

Из опыта работы педагога. Формирование патриотического воспитания  у старших дошкольников через знакомство с устным народным творчеством и сказкой....

"Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России"

Материал используется для родительского уголка (по теме самообразования на декабрь)...