Хакасские народные сказки как средство приобщения дошкольников к народной культуре.
статья на тему

Татьяна Михайловна Анаркулова

Хакасские народные сказки как средство приобщения дошкольников к народной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hakasskie_narodnye_skazki.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         

Хакасские народные сказки как средство приобщения дошкольников к народной культуре.

                                                                                                    «Жизнь ребенка полноценна                  

                                                      лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки музыки,      

                                                      фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок»                                                        

                                                                                                                       В.А. Сухомлинский  

                                                                                                         

         О важности приобщения ребенка к культуре своего народа говорится много, поскольку обращение к наследию воспитывает гордость за землю, на которой живешь.

 Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

 Именно акцент названия истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением относиться к культурным традициям других народов. Наряду с современными образовательными программами для учреждений должен существовать и национально – региональный компонент – составная часть содержания образования, отражающая национальное и региональное своеобразия народов Хакасии.

     Важной задачей является донести до воспитанников то, что они являются носителями великой культуры, национальных традиций своей малой родины. Для наших детей малая родина – это Хакасия.

    Республика Хакасия - многонациональное  образование, в котором проживают представители более ста национальностей .Преобладают национальные группы , по переписи населения 2002 г., - это русские(более 80%) и хакасы(12%)

    Традиционно атмосфера межнационального общения в Хакасии определялась взаимодействием двух групп - хакасов и русских. В последнее время о своих интересах заявляют этнические диаспоры, которые прилагают усилия для своей консолидации.

    Поэтому, формирование благоприятного климата межнационального общения в республике зависит от усилий многих сторон : властных структур, местного населения, этнических диаспор и от нас, людей, которые воспитывают подрастающее поколение. Наше желание глубже понять культуру друг друга может снять многие возможные проблемы. Знание культур других национальностей, живущих рядом, поможет снять напряжение в процессе межнационального общения.

   Поэтому,  считаю, что приобщение и к русской и хакасской культуре формирует у детей  этику общения. Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Дошкольный период - это сензитивный период, когда происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

   Процесс вхождения ребенка в ценностно-нормативную систему мира взрослых должен осуществляться через освоение культуры, как своего народа, так и людей, принадлежащих к другой этнической группе.

   

   Поэтому придаю большое значение ознакомлению дошкольников с культурой хакасского народа через сказку.

    Сказка. С этим жанром дети знакомы с первого года жизни. Взрослые не должны читать ребенку сказку без предварительного ознакомления с ней.

    Во - первых, потому что по-настоящему прочесть сказку - значит разыграть ее, представить в лицах. Известный фольклорист Ю.М.Соколов запомнил настоящего сказочника таким: ... рассказывает сказку, подмигивает, улыбается, делает испуганное лицо, вычеркивает, кивает на кого-либо из  присутствующих, мимикой разъясняет многое, что иначе не пересказать". Это очень важное наблюдение для работающих с дошкольниками, так как психологами доказано, что в первые пять лет у детей особая реакция на интонацию, мимику, жесты. Разыграв сказку, нужно помнить не только об актерском мастерстве, но и об искренности.

    Во - вторых. Текст должен быть адаптирован для детского чтения.

  В третьих. Задача сказки веками отточенная до афоризма - преподать "урок молодцу" поэтому читать нужно так чтобы с помощью именно выразительного чтения донести до ребенка ее нравственный смысл.

 

     По содержанию сказки делятся на волшебные, сатирические, исторические, сказки о животных и бытовые. Через сказки мы знакомим детей с бытом, культурой, религией, обычаями, с животными и растительным миром нашей земли. Актуальность проблемы в том что, идет негативное отношение детей к детям других национальностей, конфликтные ситуации, обзывание, оскорбления.

     Знакомство с морально-этическими нормами общества и чертами характера людей.    

В своей работе, кроме сказок, еще использую психогимнастические упражнения (этюды) – как основу вариантов на определенные темы. После проигрывания этюда полезно его обсудить, задавая вопросы:

- что ты чувствовал, когда тебе не помогли, не посочувствовали и.т.д?

- что ты чувствовал, когда жадничал, хитрил? А когда поделился?      

                                               

Чтобы у детей появился интерес к истории родного края, чтобы они знали и любили свою землю, чтобы у них появилось чувство гордости необходимо с детства научить любить то, что их окружает.

     Хакасская народная сказка - одно из наиболее  самых древних и прекрасных жанров народной художественной культуры. Ведь в сказке обязательно добро победит зло, добро творит добро, потому что создатель - простой народ – выразил, таким образом, представление о счастье. Хакасская народная сказка необыкновенно  обаятельна, добра, мудра. Она открывает ребенку уникальную культуру хакасского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.

quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...

Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.»

Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.» была подготовлена к проекту " Русская народная сказка – как средство приобщения дошко...

«Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»

laquo;Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»...

Народная игрушка как средство приобщения дошкольника к народной культуре

В статье обосновано влияние русской народной культуры на развитие личности дошкольника. Утверждается, что народная игрушка – тряпичная кукла помогает ребенку узнавать предметы русского костюма. ...

Семинар - практикум «Народный календарь как средство приобщения дошкольников к народной культуре»

Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к народной культуре в процессе ознакомления с народными праздниками....

Семинар -практикум "Народный календарь, как средство приобщения дошкольников к народной культуре".

Народный календарь, как средство приобщения дошкольников к народной культуре....