Педагогические условия развития выразительности у старших дошкольников в театрализованной деятельности
консультация по художественной литературе
Работа над выразительностью речи – это важная комплексная работа. Если воспитатель детского сада во всех возрастных группах работает над развитием творческого воображения детей в определённой системе и осуществляет при этом индивидуальный подход, он в значительной мере подготавливает работу по выразительному чтению в младших классах школы.
Театрализованная деятельность является эффективным средством формирования выразительности речи, так как она способствует раскрытию перед детьми красоты и меткости русского языка, обогащая тем самым детскую речь [2].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_usloviya_razvitiya_vyrazitelnosti_._.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Процесс овладения дошкольниками выразительной речью до настоящего времени представляет несомненный интерес. Модернизация системы образования, введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) и появление новых примерных общеобразовательных программ дошкольного образования «От рождения до школы», «Детство» и др. требует пересмотра сложившихся подходов к определению содержания, форм, методов и средств развития навыков выразительной речи дошкольников в направлении поиска благоприятных условий данного процесса [5].
Работа над выразительностью речи – это важная комплексная работа. Если воспитатель детского сада во всех возрастных группах работает над развитием творческого воображения детей в определённой системе и осуществляет при этом индивидуальный подход, он в значительной мере подготавливает работу по выразительному чтению в младших классах школы.
Театрализованная деятельность является эффективным средством формирования выразительности речи, так как она способствует раскрытию перед детьми красоты и меткости русского языка, обогащая тем самым детскую речь [2].
Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению [3].
По мнению С.Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников – это вид художественно-творческой деятельности, в процессе которого его участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре [6].
Традиционно выделяется несколько видов театрализованной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
Театрализованная деятельность представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Следует отметить, что только комплексный подход к организации театрализованной деятельности обуславливает ее эффективность в развитии речи и творческого воображения у детей. При этом специальные занятия не должны проводиться в изоляции от воспитательно-образовательной работы, которую осуществляют педагоги групп, музыкальный руководитель, преподаватель по изобразительной деятельности. Так, на музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестом, мимикой, слушают музыку к спектаклю, отмечая разнохарактерное содержание и т.д. На речевых занятиях у детей развивается четкая дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек, дети знакомятся с литературным произведением перед постановкой спектакля. На занятиях по изобразительной деятельности они знакомятся с репродукциями картин, с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки или отдельных ее персонажей. Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время в самостоятельной детской деятельности [1].
Что касается динамики освоения театрализованной деятельности, то первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее на занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в ее организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждать детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.
Для приобщение дошкольников к театральной деятельности, по мнению Н.С. Кофман, необходимо:
- учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу;
- воспитывать интерес к театральной деятельности, создавать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки;
- заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников;
- уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками [4].
Педагогические условия, созданные в ДОУ, решают комплексно вопросы воспитания, развития и обучения в образовательном процессе.
Взрослые создают возможности для творческого самовыражения детей:
- Поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов;
- Вовлекают детей в режиссерские игры, помогают осваивать различные материалы, способы реализации замыслов.
Для более успешного развития выразительности у старших дошкольников в театрализованной деятельности, можно выделить следующие педагогические условия:
- владеть педагогическими умениями организовывать данный вид деятельности, подбирать разнообразные средства речевой выразительности;
- обогащать театральную зону различными театрализованными играми и атрибутикой к ним.
Педагогическое мастерство воспитателя включает в себя наличие следующих компонентов:
- педагогическое умение организовывать данный вид деятельности; умение создавать атмосферу сотворчества, вступая с детьми в личностно – деловое общение в процессе руководства театрализованной деятельностью, через совместный поиск с ними средств художественной выразительности, проявляя при этом педагогический такт и гибкость;
- умение предусмотреть и предупредить возможные затруднения при организации и проведении театрализованных игр;
- владение мимикой, пантомимой, жестами, выразительностью речи;
- активизировать интерес к театрализованной деятельности, побуждая детей.
- создавать проблемные ситуации, решение которых способствует созданию наиболее выразительных образов детьми, стимулируя детское творчество, использовать уже имеющийся опыт театрализованной деятельности детей, и их интерес к ней;
- поскольку первостепенное значение в достижении педагогических возможностей игры – драматизации имеет текст – ее драматургическая основа, поэтому педагог должен обладать умением отобрать и предложить для драматизации произведения, соответствующие жизненному опыту детей, их возрастным особенностям;
- умение изготовлять атрибуты для театрализованных игр детей;
- умение включаться в театрализованную деятельность детей;
- способность к рефлективному наблюдению театрально – художественной деятельности детей и умение анализировать уровень ее развития.
Развития выразительности речи дошкольников через обогащение театральной зоны различными театрализованными играми и атрибутикой к ним. Это связано не только с подбором игр, но и формированием готовности ребенка к роли актера, которую целенаправленно развивает педагог. Воспитатель побуждает ребенка обдумывать тему игры и способы осуществления замысла; при наличии интересной цели дети учатся обдумывать предстоящую игру – драматизацию, хотя бы в самых общих чертах намечать развитие сюжета, подготавливать нужный материал; эмоциональное восприятие детьми литературно – художественных образов, глубокое понимание идеи произведения посредством возбуждения у них интереса к теме предстоящей игры; совместные усилия детей, направленные на достижение этой цели, объединяют их в дружный, спаянный коллектив, помогают воспитанию ответственности, приучают считаться с товарищами.
Развитие целенаправленности, способности комбинирования – связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.
Поэтому, полноценное участие детей в театрализованных играх требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов.
Исследование, посвященное развитию творчества детей дошкольников в театрализованной деятельности, проведенное С.Н. Томчиковой подтверждает значение выделенных нами педагогических условий, обеспечивающих успешность развития выразительности речи у дошкольников в играх – драматизациях.
Таким образом, при осуществлении данных педагогических условий развитие выразительности у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности будет более эффективным.
Список литературы:
1. Ворошнина, Л.В. Формирование творческой самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх / Л.В. Ворошнина // Игровая деятельность в дошкольном учреждении. – Ульяновск, 1999. – С. 18-25.
2. Гераскина, Л.А. Занятия по театрализованной деятельности / Л.А. Гераскина // Дошкольное воспитание. – 2000 – № 8. – С. 106-110.
3. Доронова, Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2004. – 127с.
4. Кофман, Н.С. Приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности / Н.С. Кофман // Художественное творчество в детском саду / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1974. – С. 69-72.
5. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 // Дошкольное воспитание. #8470;#1057;.4-17.
6. Томчикова, С. Н. Солнечные лучики (из опыта работы): методическое пособие / под ред. С. Н. Томчиковой. – Магнитогорск: МаГУ, 2013. – 59 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи старших дошкольников в театрализованной деятельности
Использование исследовательско-творческого проекта, который дает возможность детям самостоятельно искать информацию, экспериментировать, оформлять результаты своих исследований в виде познавательных к...
Развитие связной речи старших дошкольников через театрализованную деятельность
обобщение теоретических источников по проблеме развития речи старших докшольников, особенности современных методических подходов к исследованию проблемы развития речи старших докшольников, теоретико-м...
Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности.
В статье раскрывается понятие "эмпатия". рассказывается о работе, проводимой с детьми старшего дошкольного возраста для развития эмпатии в театрализованной деятельности....
Опыт работы «Педагогические условия развития интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности».
В дошкольный период происходит активное становление и развитие всех сторон речи. Наиболее ярко и интенсивно интонационная выразительность речи формируется в театрализованной деятельности. Во ФГОС указ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Статья на тему "Педагогические условия развития быстроты у старших дошкольников"...
Самообразование : «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»
Самообразование : «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»...
Педагогический проект "Развитие творческих способностей старших дошкольников в театрализованной игре"
Представлен проект по развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной игре. Рассмотрены теоретические основы театрализованной деятельности дшокльников, а также анализ авторсик...