Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности.
статья на тему
В статье раскрывается понятие "эмпатия". рассказывается о работе, проводимой с детьми старшего дошкольного возраста для развития эмпатии в театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_empatii_u_starshikh_doshkolnikov_v_teatralizovannoy_deyatelnosti.docx | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности.
На современном этапе развития общества проблема воспитания межличностных отношений составляет кардинальную задачу педагогики и психологии.
Люди зачастую страдают недостатком психологической культуры, проявляющимся как в характере собственных поступков, так и в неадекватном восприятии эмоциональных проявлений других людей. Умение сопереживать близким и чужим в психологии обозначается термином «эмпатия». Содержание этого понятия определяется в психологической литературе как способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого. Мысленно или эмоционально вставая на место другого, переживающего какие-либо чувства, субъект, включает этого другого в свой внутренний мир, делая частью своей личности.
Нарушение общения, конфликтность и обособленность – признак слабой адаптации ребенка к окружающему миру, причина серьезных эмоционально-личностных проблем в будущем.
В жизни человека очень важно уметь понимать чувства других – это источник благополучного общения, бескорыстия и взаимности. Благоприятный психологический климат помогает ребенку решать свои проблемы, снимает излишний стресс, что способствует сохранению и внутреннего здоровья малыша.
Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений. Ориентация в эмоциональном настроении людей является необходимым условием совместной практической и духовной деятельности. Установлено, что эмоционально чувствительные дети лучше прогнозируют реакции, поступки, мнения окружающих.
Именно в дошкольном детстве, когда закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности, важно определить эффективные пути развития у детей сочувствия, отзывчивости, гуманности.
В связи с этим, проблема развития эмпатии требует особого внимания по отношению к детям старшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте ребенок активно решает задачи взаимодействия с окружающим миром, обретает опыт общения со сверстниками и взрослыми. Ведь сам процесс общения невозможен без сопереживания и сочувствия, содействия другому.
Хорошо известно, что игра – это один из основных видов деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих, способность занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия, проигрывать различные варианты отношений с другими людьми. В этом и заключается развивающие возможности театрализованных игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. [1]
Театрализованные игры или игры – драматизации способствуют развитию психических процессов и различных качеств детской личности- самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения.[1]
Принимая участие в театрализованной игре, ребенок берет на себя определенную роль, образ различных игровых персонажей, что дает ощущение эмоционального единства и сопричастности с ними, и позволяет реализовывать, выражать собственные, присущие детям чувства, тем самым проявляя и обогащая свой эмоционально- чувственный опыт.
Развитие эмпатии в дошкольном детстве - это последовательный поэтапный процесс и эффективность использования театрализованной деятельности в развитии эмпатии у старших дошкольников требует от воспитателей поэтапности действий.
Для того чтобы изучить особенности восприимчивости старших дошкольников, проявление эмпатии и особенности отношения к театрализованной деятельности была организована первичная диагностика.
Далее апробирована педагогическая технология развития эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. Разработано методическое обеспечение данной педагогической технологии: кружковая работа, театрализованные игры, конспекты, сценарии, игры- путешествия, игры – драматизации, театрализованные постановки, в игровой зоне организован уголок «Мое настроение, мои чувства», костюмерная - что безусловно способствует развитию и подержанию интереса детей к театрализованной деятельности, а также помогает ребенку создавать собственные художественные образы, осваивать игровые ситуации, развивать творческие способности [1], а также практические советы и мастер- классы для родителей.
Для развития и поддержания интереса дошкольников к театрализованной деятельности были отобраны художественные произведения, которые и являются содержанием театрализованной деятельности.(«Подружился – раздружился», «Ссора» -С.Погореловский, «Где она?», «Посидим в тишине», «Что сказал вежливый», «Радость»; «Подарок», «Котенок» -Е.Благинина; «Заботливый брат», «Пропажа» - Е.Серова; «Тихая девочка» - С.Черный, «Как старик корову продавал» - С.Михалков, «Хорошее настроение» - Г.Граубин и т.д).Отбор произведений производился на основе критериев:
- Доступность содержания, соответствия содержания личному опыту дошкольников;
- Сюжетность и динамичность литературных произведений;
- Произведения должны позволять иллюстрировать различные модели поведения в схожих ситуациях.
Работа с детьми проводится в малых подгруппах, а для того, чтобы отследить эффективность работы на каждом этапе осуществляется промежуточная диагностика.
По результатам проведенной работы можно отметить:
- У дошкольников повысилась степень устойчивости и самостоятельности эмпатийных проявлений;
- Дошкольники стали демонстрировать способность изменять свое поведение, организовывать деятельность с учетом желаний и потребностей другого ребенка;
- Воспитанники стали проявлять больший интерес к театрализованной деятельности.
Используемая литература:
- Гайворонская,Т.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности [ТЕКСТ]: методическое пособие / Т.А.Гайворонская, В.А.Деркунская – Центр педагогического образования: Москва, 2007 -143с.
- Деркунская, В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре [ТЕКСТ]: методическое пособие/ В.А.Деркунская,- М.: Педагогическое общество России, 2006- 126с.
- Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [ТЕКСТ] – М.: Просвещение, 1991 – 127 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи старших дошкольников в театрализованной деятельности
Использование исследовательско-творческого проекта, который дает возможность детям самостоятельно искать информацию, экспериментировать, оформлять результаты своих исследований в виде познавательных к...
Развитие связной речи старших дошкольников через театрализованную деятельность
обобщение теоретических источников по проблеме развития речи старших докшольников, особенности современных методических подходов к исследованию проблемы развития речи старших докшольников, теоретико-м...
Самообразование : «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»
Самообразование : «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»...
Мастер-класс “ Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности “
игры-импровизации, коммуникативные игры, театральные этюды...
"Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности"
quot;Может случиться так,чтовыживание рода человеческого будет зависить от нашей способности проявить безграничное сострадание" (Эрик Хоффер)В статье описана технологичекая развития эмпати...
Проект "РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Цель:Теоретически обосновать и апробировать процесс развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.Задачи:1. Выявить научно-теоретические основы проблемы развития...
РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Хорошо известно, что игра – это один из основных видов детской деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность...