Педагогический проект "Развитие творческих способностей старших дошкольников в театрализованной игре"
проект (старшая группа)
Представлен проект по развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной игре. Рассмотрены теоретические основы театрализованной деятельности дшокльников, а также анализ авторсик технологий по данному направлению. В приложение описан подробный план реализации проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_starshih_doshkolnikov_v_teatralizovannoy_igre.docx | 43.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект "Развитие творческих способностей старших дошкольников в театрализованной игре"
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий развития и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является игра.
Современные нормативно-правовые документы рекомендуют дошкольным образовательным организациям создавать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Для детей дошкольного возраста необходимо использовать ведущий вид деятельности – игру, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры. Образовательная программа учреждения должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, мышления, фантазии, инициативности.
Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.
Согласно первой тенденции, театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть «хорошим артистом». И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Еще бы - ведь и подготовка к спектаклю, и сам он так не похожи на игру.
Второй тенденцией в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а, воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев. Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит - измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.
Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии целенаправленной работы в данном направлении, в том числе через проектную деятельность.
Цель: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- Создать условия для развития творческих способностей детей в театрализованной игре.
- Воспитывать интерес к различным видам театральной деятельности.
- Формировать основные навыки актерского мастерства.
- Развивать все компоненты, функций и формы речевой деятельности.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком.
В настоящее время появилось немало парциальных программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности, что является чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода к развитию личности. Рассмотрим некоторые из них.
Программа «Детство» предлагает такую технологию, где противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. В данной программе театрализовано-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:
• как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка, она представлена в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается». Так достигается сочетание косвенного руководства ею с предоставлением ребенку возможности свободного самовыражения и бытование театрализованной игры в самостоятельной детской деятельности;
• как разновидность художественной деятельности она входит в раздел «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки», где интегрируется со следующими видами деятельности: литературная, музыкальная и изобразительная.
Организованная таким образом работа способствует тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, обогащения своего жизненного опыта.
Программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович. ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуальности. В ней систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано их распределение в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства.
Основные задачи: последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный); поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Программа «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д.Маханевой способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей.
В соответствии со склонностями и интересами детей организована работа студий: «Кукольный театр – малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и др. Предметно-пространственная среда обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.
Театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т.д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Таким образом, все рассмотренные нами программы и технологии направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов, обеспечивают выраженность индивидуальности личности, понимание внутреннего мира посредством театрализованной деятельности. Опираясь на данные программы, был спланирован проект по развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности (Приложение)
Ожидаемые результаты по реализации проекта по развитию творческих способностей детей в театрализованной игре:
- развитие творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль), психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.) детей в театрализованной игре;
- обогащение театрального опыта детей: знаний детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
- владение навыками грамотной и выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
Итак, воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.
Доказано, что использование в педагогическом процессе театрализованной игры способствует развитию творчества у старших дошкольников. Это самый демократичный, доступный для детей вид деятельности.
Подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.
Основная цель педагогического руководства - будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети. Комплексный подход к организации театрализованной деятельности обуславливает ее эффективность в развитии творческого воображения у детей.
На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
В заключение следует отметить, что всестороннее развитие детей через театрализованные игры будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Приложение
Реализация педагогического проекта
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
По приоритетному методу – творческий
По продолжительности – краткосрочный
Цели и задачи | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Деятельность родителей | |||
Погружение в проект | ||||||
Цель: подготовка детей к проектной деятельности по развитию творческих способностей в театрализованной игре. Задачи: Определение проблемы, темы и целей проекта. Создание группы детей для работы над проектом «В мире театра» |
|
| Рассматривают дома вместе с детьми иллюстрации с различными видами театрализованных постановок, беседуют с детьми, читают сказки, которые в дальнейшем будут служить материалом для драматизации. Отвечают на вопросы детей о том, что интересного они знают театрализованной игре. | |||
Планирование | ||||||
Цель: определить этапы по решению поставленной проблемы. Уточнить конкретные задачи на каждом этапе. | Воспитатель предлагает определить этапы работы над проектом «В мире театра». Помогает сформулировать содержание деятельности каждого этапа.
(Узнать, что такое театр? Какие виды театра бывают?) «Какие атрибуты нужны для проведения спектакля» (Что такое декорации? Какие именно атрибуты нужны для каждого вида театра?) «Как поставить спектакль?» (Каковы этапы постановки спектакля? В чем особенность каждого этапа?)
| Дети пытаются ответить на вопрос «Из чего состоит театрализованная игра?» Для этого составляют поэтапный план действий по решению проблемы:
Формы работы: Рассматривание фотографий, иллюстраций, книг, календарей, открыток с театральными постановками. Беседы с детьми на тему «Что такое театр», «Виды театра», «Как поставить спектакль», «Как вести себя в театре», «Какие атрибуты нужны для постановки. Составление рассказов «Я в театре», «Мои любимые сказки». Игры-драматизации по мотивам русской народной сказки «Репка», «Колобок», по стихотворению К. Чуковского «Телефон», Игра «Девочка чумазая» по стихам А. Барто и П. Барто, сказки В. Сутеева «Под грибом» Продуктивная деятельность: «Декорации для театра» - рисование, «Сцена для выступления» - конструирование Сюжетно – ролевая игра: «Театр». Чтение художественной литературы: сказки, потешки, небольшие рассказы. Просмотр слайдов и видеоматериалов о видах театра, видах декорации. Д/и «Узнай и назови», «Разыграй-ка», «Разложи правильно», «Что изменилось?», Игра «Словесный портрет». Творческие задания: «Нарисуй сказку», «Придумай другой конец для истории», «Нарисуй нового персонажа для сказки», «Придумай и расскажи новую сказку из 2-3 других сказок» Игры – этюды по сказкам, сюжетам стихов, музыкальным отрывкам («Колобок и Лиса», «Таня и мячик», «Девочка и кукла» и др.). Режиссерские игры: Пальчиковый театр «Колобок», «Теремок» Театр на ложках «Курочка ряба» Настольный театр «Три поросенка», «Маша и медведь» Кукольный театр «Заюшкина избушка», «Три медведя» Свободные театрализованные и творческие игры детей. | Родители помогают детям в сборе информации из интернета, литературы и энциклопедий в соответствии с выделенными этапами работы над проблемой. Принимают участие в различных формах работы (конкурсы, выставки, НОД). Помогают подготовить атрибуты для театрализованной игры. | |||
Оформление результатов | ||||||
Цель: структурировать всю полученную информацию театрализованной игре. Задачи: анализ собранной информации, формулировка выводов | Помогает проанализировать полученную информацию:
| Формы деятельности: Создание газеты: «Правила поведения в театре». Игра – викторина с родителями: «По страницам сказок» Составление альбома с различными видами театрализованной игры. Театрализованное представление сказки «Колобок» (на новый лад). Дети принимают участие в различных итоговых мероприятиях. В ходе выполнения задания формулируют с помощью педагога соответствующие выводы на ранее поставленные вопросы. | Родители принимают активное участие во всех формах работы, где участвуют дети. Оказывают посильную помощь в формулировке выводов. | |||
Презентация результатов | ||||||
Цель: демонстрация результатов работы над проектом. Задачи:
| Помогает детям подготовиться к итоговому мероприятию: Помогает детям оформить зал к празднику (изготовление атрибутов и декораций, устанавливает вешалки для одежды, кассу для продажи билетов) Закрепляет роль с каждым ребенком (главные роли в спектакле, роль кассира, билетера, гардеробщицы и т.д.) Организует театрализованное представление «Колобок» (на новый лад) | Оформление зала для спектакля. Оформляют декорации для постановки. Готовят атрибуты для продажи билетов (рисуют афишу, билеты) Закрепляют роли, приходят на репетиции Участвуют в постановке «Колобок» (на новый лад) | Помогают в оформлении результатов проекта. Помогают детям в подготовке к итоговому мероприятию. Принимают участие в мероприятии | |||
Оценка результатов и процесса проектной деятельности | ||||||
Цель: оценка результатов и процесса проектной деятельности, которая была направлена на решение проблемы «Чем интересен театр?» | Педагог оценивает усилия детей, помогает детям определить перспективы развития проекта. | Дети обсуждают после драматизации, смогли ли они ответить на поставленный вопрос. Для этого сопоставляют информацию о том, что нового они узнали по теме с вопросом проекта. Участвуют в обсуждении перспективных направлений развития дальнейшей проектной деятельности. Предлагают продолжить реализацию проекта и ответить на вопрос «Чем еще интересен театр?» Возможные направления: «Особенности театральной постановки», «Жанры театральных постановок», «Самые известные театры в Самаре» | Помогают в ответе на поставленные вопросы. Принимают участие в планировании дальнейших направлений деятельности проектной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование : «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»
Самообразование : «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»...
Система театрализованных игр и упражнений для развития творческих способностей старших дошкольников
Данная система театрализованных игр и упражнений направлена на развитие памяти и воображение, двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста и развитие интонационной выразительности реч...
Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности».
Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности»....
Перспективный план работы "Развитие творческих и коммуникативных способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность"
Представляю вашему вниманию перспективный план работы с детьми, родителями, педагогами на 2 года к программе "Развитие творческих и коммуникативных способностей старших дош...
Выпускная работа "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников"
Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников...
Методическая разработка «Развитие творческих способностей старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности»
Организация работы по театрализованной деятельности со старшими дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи. Конспект совместной деятельности со старшими дошкольниками по русской народной сказке «...
Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность
Развитие творческих способностей старших дошкольников посредставм театрализованной деятельности (из опыта работы)....