ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по физкультуре (старшая группа) на тему

Статья на тему "Педагогические условия развития быстроты у старших дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Т.Р. Каримуллина, старший воспитатель МБДОУ детский сад № 1 «Колосок» Комсомольского района Чувашской Республики

Введенный Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) предусматривает реализацию нескольких образовательных областей, среди них особое место занимает «физическое развитие». Эта область включает, среди прочего, приобретение детьми опыта в двигательной деятельности, в т.ч. связанной с выполнением упражнений, которые направлены на развитие физических качеств.

К числу важных физических качеств, которые начинают развиваться в период дошкольного детства, следует отнести быстроту. Значение развития способности к быстроте определяется в дошкольном возрасте ее необходимостью в целях формирования и совершенствования бега, различного вида прыжков и метаний, в подвижных играх, а также для успешного овладения многими видами спортивных упражнений. Развитие быстроты, по Э.Я. Степаненковой [5], влияя на подвижность нервных процессов, способствует формированию пространственных, временных, глазомерных оценок и позволяет ребенку ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановки.

Быстроту можно охарактеризовать как способность осуществлять либо движения с определенной скоростью (B.H. Шебеко  и др.), либо двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени (H.H. Кожухова, B.A. Муравьев [4] и др.). Существуют и другие трактовки этого физического качества. Так, A.A. Васильков [1] понимает быстроту как линейную и угловую скорость перемещения тела и его частей в пространстве.

В пособиях по физическому воспитанию дошкольников выделяются несколько форм проявления быстроты: латентное время двигательной реакции; скорость отдельного движения; частота движений (Э.Я. Степаненкова [5]). При этом указывается, что обозначенные формы проявления быстроты могут проявляться у ребенка по-разному. Например, у ребенка может наблюдаться быстрая реакция, но он может быть медлительным в движении, и наоборот.

Быстрота движений ребенка дошкольного возраста в практике работы дошкольных организаций определяется по скорости бега на короткие дистанции (10-30 м). Она выражается количеством метров, которые преодолеваются детьми за секундный период времени.

Так, в ходе педагогического мониторинга, в котором принимало участие 26 воспитанников старшей группы в возрасте 5-6 лет, мы выяснили, что: 1) высокий уровень быстроты характерен для 12% дошкольников; 2) средний уровень быстроты присущ для 88% детей. Таким образом, можно констатировать, что большинство старших дошкольников характеризуется средним уровнем развития исследуемого физического качества.

В целях совершенствования способности к быстроте у детей старшего дошкольного возраста нами разработана определенная система работы.

При подборе игр и упражнений для развития быстроты у дошкольников мы руководствуемся общепедагогическими принципами (соответствие возрасту, подготовленность ребенка, постепенное усложнение заданий, их повторность), учитываем специфические для этого физического качества требования: 1) движение должно осваиваться ребенком в медленном темпе; 2) небольшая продолжительность упражнений на быстроту, чтобы к концу их выполнения не снижалась скорость, и ребенок не утомлялся; 3) упражнения для развития быстроты не должны быть однообразными; 4) игры и упражнения следует проводить в начале физкультурного занятия или в начале прогулки.

В соответствии с реализуемой в МБДОУ детский сад № 1 «Колосок» основной образовательной программой на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и руководствуясь практическими рекомендациями по проведению физкультурной образовательной деятельности, которые изложены в пособиях Л.И. Пензулаевой, педагоги в целях развития быстроты используют следующие упражнения: 1) для развития быстроты реакции: старты из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа, спиной назад, из упора на коленях; чередование движений: ходьба – прыжки, прыжки – приседания; изменение направления движений при ходьбе и беге по сигналу; изменение интенсивности движений: ходьба – бег интенсивный, бег медленный – бег с ускорением; 2) для развития способности в короткое время увеличивать темп движения: бег в максимальном темпе на дистанции 20-25-30 м 5-6 раз; бег с высоким подниманием бедра, отведением голени назад; бег с ускорением; 3) для развития умения приспосабливать и регулировать длину бегового шага: бег с перешагиванием через гимнастические палки, которые уложены на разном расстоянии (одинаковом, увеличенном, уменьшенном); бег скрестным шагом по обручам.

В условиях дошкольной организации мы стараемся предоставить детям указанной возрастной категории возможности для активного применения своих физических способностей: на прогулке прыгать и лазать по-разному, а не только так, как на физкультурных занятиях; играть с мячом, метать различные предметы своим способом. В группе и на участке детского сада у нас имеются в наличии пособия для стимулирования разных движений: мячи, скакалки, обручи, гимнастические скамейки, лесенки, мишени и прочее. Педагоги учат старших дошкольников пользоваться указанными пособиями в упражнениях и играх, показывают разные способы движений, постепенно их усложняя. Педагоги всегда поощряют появляющиеся у детей самостоятельные попытки овладевать движениями, стимулируют придумывание ими новых вариантов действий с пособиями, спортивным инвентарем.

Общеизвестным является тот факт, что развитию быстроты способствуют также подвижные игры, так как при их проведении подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждают ребенка изменить скорость движения. В этот момент у дошкольника формируется двигательная реакция на направление и скорость движущегося игрока с учетом расстояния между ними и времени, которое остается до его приближения.

В целях развития быстроты у старших дошкольников мы широко используем игры народов Поволжья. Выбор этих игр обусловлен следующими моментами: во-первых, одним из принципов дошкольного образования, согласно ФГОС ДО, является учет этнокультурной ситуации развития детей; во-вторых, наш детский сад посещают дети, родители которых являются представителями разных национальностей: чуваши, татары, русские.

Так, мы сделали подборку народных игр, которые способствуют развитию быстроты у детей старшего дошкольного возраста. В их число вошли следующие игры: 1) русские – «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки», «У медведя во бору», «Филин и пташки», «Горелки», «Пятнашки», «Ляпка», «Ловишка в кругу», «Заря», «Гуси», «Пчелки и ласточка», «Волк», «Посигутки», «Стадо»; 2) татарские – «Продаем горшки (Чулмак уены)», «Серый волк (Сары буре)», «Скок-перескок (Кучтем куч)», «Хлопушки (Абакле)», «Займи место (Буш урын)», «Ловишки (Тотыш уены)», «Перехватчики (Куышу уены)», «Лисички и курочки (Тельки хам тавыклар)», «Угадай и догони (Читанме, бузме)», «Кто первый? (Узыш уены?)», «Мяч по кругу (Теенчек уены)», «Спутанные кони (Тышаулы атлар)»; 3) чувашские – «Хищник в море (Сĕткăн кайак тинĕсре)», «Рыбки (Пулă)», «Расходитесь! (Сирĕлĕр!)», «Деревце мое (Йывăçсем)», «Выходи на улицу (Урама тух)», «Резвые белки (Çивĕч пакшасем)», «Мышки-плутовки (Чее шăшисем)» и т.д. Указанные игры направлены преимущественно на совершенствование беговых навыков и быстроты реакции в изменяющихся условиях.

Таким образом, мы предполагаем, что систематическое использование различных педагогических методов, средств и приемов будет способствовать совершенствованию физического качества быстроты у старших дошкольников.

Литература

  1. Васильков, A.A. Теория и методика физического воспитания / A.A. Васильков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 381 с.
  2. Махалова И.В. Программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физического воспитания «Родники здоровья»: примерная парциальная образовательная программа/И.В. Махалова. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2015. – 79 с.
  3. Народная школа. − 2014. − № 1. − С. 34−36 .
  4. Муравьев, B.A. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста / B.A. Муравьев, H.H. Назарова. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 112 с.
  5. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. – М. : Академия, 2008. – 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия формирования трудолюбия у старших дошкольников.

Интерес к воспитанию трудолюбия у детей дошкольного возраста многие годы прослеживался в педагогической науке и продолжает оставаться актуальной проблемой на сегодня. Трудолюбие рассматривается...

Статья на тему «Педагогические условия реализации проектной деятельности старших дошкольников в Образовательной организации»

Главным критерием качества дошкольного образования является развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности. И метод проектов, в этом случае, является актуальным  и очень эффективным....

РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Быстрота - способность человека выполнять движения в наикратчайшее время (Холодов Ж .К., Кузнецов В.С-М.,1990). Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки...

Психолого-педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях дошкольной группы

Игра – это сквозной механизм развития ребенка (пункт 2.7. ФГОС ДО), с помощью которого реализуется содержание пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативного развития»; &l...

Психолого-педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях дошкольной группы

Игра – это сквозной механизм развития ребенка (пункт 2.7. ФГОС ДО), с помощью которого реализуется содержание пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативного развития»; &l...

Физкультурные досуги как средство развития быстроты движений старших дошкольников.

Физкультурные  досуги как средство развития быстроты движений старших дошкольников....

Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в условиях реализации ФОП ДО.

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хо...