Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию «Чтение произведения Н. Н Носова «На горке»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Гладкина Марина Анатольевна

Познакомить детей с произведением Н. Носова "На горке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл h.l._nosov_na_gorke.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию

«Чтение произведения Н. Н Носова «На горке»

Выполнила воспитатель

МБДОУ Д/сад № 8 г.Коркино

Гладкина М.А.

Цель: Познакомить детей с произведением Н. Носова.

Задачи:

Образовательные:

- учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений;

- усваивать последовательность развития сюжета;

- замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания.

Развивающие :

развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

- подбирать однородные определения к словам.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к труду людей;

- умение внимательно слушать рассказ, высказываться по очереди, не перебивая друг друга.

Словарная работа:

- активизировать словарь по лексической теме «Зима. Зимние забавы»

- обогащать предметный словарь: фанерка, дворницкая.

Интеграция областей: познавательное развитиеречевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Методы и приемычтение рассказа, беседа, вопросы, указания, поощрения.

Предварительная работа:

Наблюдение в зимний период, составление рассказов на тему«Зима», рассматривание картинок на тему «Зимние забавы».

Материалы и оборудование:

Портрет Н. Носова, картина «Зимние забавы», рассказ Н. Носова «На горке», мяч, ватные диски

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель приглашает детей поиграть в игру «Имена».

Дети называют свое имя ласково.

Воспитатель: - Какое сейчас время года?

Дети: - Зима.

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - «Зимушке - Зиме». А как называются зимние месяцы?

Дети: - Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: - А какие изменения происходят в природе зимой?

Игра «Назови приметы зимы» (с мячом)

Дети: - Выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет, все катаются на коньках, лыжах, санках.

Воспитатель: - Вы любите кататься с горки?

Дети: - да.

Воспитатель: - А из чего строим горку?

Дети: - из снега.

Игра «Какая?» (подбор однородных определений к словам).

Воспитатель: - Ребята, горку можно строить не только из снега, но даже из слов. Давайте попробуем. Я буду задавать вам вопрос, вы правильно отвечаете, берете «снежок» (ватный диск) и строите горку. Посмотрим, насколько высокая горка у нас получится.

Начинаем:

ЗИМА (какая) – снежная, суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная ….).

СНЕГ (какой) – пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный. Колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, мокрый ….).

НАСТРОЕНИЕ (какое) – веселое, радостное, праздничное, грустное, хорошее, прекрасное, плохое ….).

ЛЕД (какой) – тяжелый, прозрачный, холодный).

Воспитатель: - Молодцы, назвали много разных слов и поэтому горка получилась высокая.

Физминутка

Как на горке снег, снег, (Поднимают руки вверх)

И под горкой снег, снег, (Приседают)

И на ёлке снег, снег, (Показывают ветки ёлки)

И под ёлкой снег, снег, (Приседают)

А под ёлкой спит медведь, (Изображают медведя)

Тихо, тихо не шуметь. (Грозят пальцем)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Ответы детей - о зиме; о том, как дети катаются с горки; о зимних забавах.

Рассматривание картины, воспитатель задаёт вопросы по картине:

- что изображено на картине?

- какая горка?

- что в руках у детей? (ответы детей).

Беседа о зимних забавах детей

Воспитатель: - Ребята, расскажите, что вы делаете зимой на прогулке?

Дети рассказывают о своих зимних забавах.

Мотивация. 

- Ребята, детский писатель - Николай Николаевич Носов, писал поучительные рассказы о детях, об их забавах и проказах. Он тоже написал рассказ о том, как дети строили горку. Хотите узнать, что произошло в его рассказе?

Чтение рассказа ННосова «На горке»

Беседа по содержанию

- Понравился вам рассказ?

- Дети трудились весь день, строили горку, старались. Какие это дети? (трудолюбивые). Правильно, трудолюбивые, т. е. любят труд.

- Какие предметы пригодились ребятам для постройки снежной горки (лопатки, фанерки).

- А помогал ли ребятам Котька? Почему? Каким был Котька? А что делал Котька, пока ребята трудились?

- Откуда таскал Котька песок? (Из ящика).

- Правильно. Котька взял фанерку, т. е. дощечку и покатил к дворницкой. Дворницкая - это помещение, где дворник хранит лопаты.

- Честно ли поступил Котька?

- Какое настроение было у ребят, когда они увидели, что горка посыпана песком(Расстроенное, грустное, унылое).

- Как дети исправили эту ошибку? (Засыпали песок снегом и опять полили водой)

- Как вы думаете, какой водой поливали горку дети (Холодной)

- Как вы думаете, что бы могло случиться, если бы они полили её горячей водой?

В. : Ребята, кого в этом рассказе можно назвать добрым?

Дети. Ребят.

В. : Почему?

Дети. Ребята не перестали дружить с Котькой, даже предложили вместе снова строить горку.

Подведение итогов 

Воспитатель:

-Ребята, что нового вы узнали?

-Что для вас было трудным?

- Что запомнилось, понравилось?

-Ребята, чему нас научил рассказ Николая Носова «На горке»? (Быть трудолюбивыми, ценить и уважать чужой труд, помогать друг другу, быть дружными)

Мотивация к действию

Воспитатель: - Мы сегодня тоже пойдём на прогулку, и будем кататься с горы, которую построим сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе ОО «Речевое развитие» по теме: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

Конспект занятия в старшей группеОО «Речевое развитие»по теме: «Звуковая культура речи:дифференциация звуков ц – ч.Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»Цел...

Конспект занятия по развитию речи ОО « Речевое развитие» «Чтение русской народной сказки «Колобок» (в обр. К.Д. Ушинского) Вторая младшая группа

Знакомство с русской народной сказкой «Колобок» посредством эмоционального чтения. Пополнение и активизация словаря на основе русской народной сказки (называние по внешнему ...

Конспект занятия по развитию речи ОО «Речевое развитие» «Чтение потешки «Наши уточки с утра…»

Знакомство детей с потешкой, используя наглядное сопровождение, развитие умения различать и называть птиц, о которых упоминается в потешке, повторяя несложные фразы, звукоподражая, развитие и совершен...

Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию с дидактической игрой «Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа».

Цель: ознакомление детей с новым весёлым произведением Н.Носова «Живая шляпа»....