Конспект занятия в старшей группе. Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Познакомить детей с произведением М. Пришвина "Золотой луг"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
h.l._prishvin_zolotoy_lug.docx | 110.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе.
Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг»
Выполнила воспитатель
МБДОУ Д/сад № 8 г.Коркино
Гладкина М.А.
Задачи:
Обучающая: учить детей воспринимать образное содержание произведения, его нравственный смысл; точно, выразительно и ясно излагать свои мысли. Развивать поэтический слух - умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения.
Коррекционная: познакомить детей с новыми словами; учить отвечать на вопрос полным предложением.
Воспитательная: воспитывать и развивать у детей экологическое мировоззрение: вызвать у детей стремление к бережному отношению ко всему живому; учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого растения.
Предварительная работа: знакомство с луговыми цветами, их значением для насекомых, заучивание стихотворения об одуванчике.
Словарь: промысел, медонос, одуванчик, идти в пяту, фукать, зазеваешься.
Оборудование: портрет писателя М. Пришвина, рассказ "Золотой луг", демонстрационный материал (картинки с изображением одуванчиков, одуванчики из бумаги, магнитная доска с магнитами.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, садитесь поудобнее и внимательно слушайте.
Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком и талантливым писателем. Больше всего на свете он любил детей и природу.
- Взгляните на его портрет (показать портрет). Этот портрет писателя Михаила Пришвина.
- Я с большим удовольствием прочту вам рассказ писателя Михаила Пришвина "Золотой луг".
- А вот кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка.
Загадка.
- Горел в траве росистой
Цветочек золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик)
- На лужайке, возле леса,
Расцвели цветочки.
Жёлтые, как солнышко.
На зеленой ножке.
А как только подрастут
Шапочки наденут -
Мягкие, воздушные-
Ветерку послушные!
Дети: Одуванчики
(Цветок - одуванчик получает тот ребенок, который ответил первым).
Введение в тему.
Воспитатель: Какое это растение? Какое растение будет героем рассказа Михаила Пришвина "Золотой луг"?
Дети: Одуванчик.
Воспитатель: - Где растет этот цветок?
Дети: Он растет на лугу и называется луговым цветком.
Воспитатель: Мы с вами уже знакомились с луговыми цветами. Назовите их.
Дети: Мать-и-мачеха, незабудка, одуванчик. (Получают цветы-одуванчики)
Воспитатель: А что вы можете рассказать интересного об одуванчике?
Дети (предполагаемые ответы детей) :
Одуванчик одним из первых появляется весной.
Одуванчик любит солнышко и прячется, когда его нет.
Он один из самых лучших медоносов.
В солнечный день без часов можно узнать время - одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра.
Одуванчик - лекарственное растение.
Из его цветков варят очень вкусное варенье.
К концу июня он надевает белую пушистую шапочку.
(получают цветы одуванчики)
Воспитатель: Молодцы, ребята, как много вы много вы знаете об этом удивительном и интересном цветке. Как хорошо вы можете рассказать об этом.
Основная часть
Воспитатель: В рассказе " Золотой луг" вам встретятся незнакомые слова. Давайте же сразу выясним, что они означают, чтобы вам было все понятно.
Промысел - добывание чего-нибудь.
Идти в пяту - идти друг за другом.
Фукать - дуть.
Зазеваешься - отвлечешься
Воспитатель читает рассказ М. Пришвина "Золотой луг"
Физминутка
Закрепление материала.
Вопросы по содержанию рассказа :
- Какая забава с одуванчиками была у братьев?
- Где жили братья?
- Какого цвета видели луг братья рано утром?
- В полдень?
- Вечером?
- С чем автор сравнивает лепестки одуванчика?
- Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?
- Почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ "Золотой луг"?
Воспитатель: Давайте придумаем другое название к рассказу.
Дети придумывают название к рассказу.
Воспитатель: Молодцы, ребята, поработали хорошо. Посмотрите, у вас на столах появились те самые одуванчики. Давайте соберем их в один букет и прикрепим их на доску. Какая интересная картина у нас получилась!
Дети: У нас получился такой же золотой луг, как у Михаила Пришвина.
Итог занятия.
Воспитатель: Вся природа у Михаила Пришвина становится живой : одуванчики, как люди, засыпают по вечерам и просыпаются по утрам. Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним природу.
В заключении хочу вам прочитать стихотворение
«Одуванчик» Людмила Сухачева
Одуванчик громко плачет,
Кто то взрослый и большой,
Наступил ему на ножку,
Больно ножку-ой,ой,ой.
Вы ходите осторожно,
Травочку не мните,
Мы красивые, живые,
Вы нас берегите.
Нас ласкает ветерок,
Солнышко ласкает,
Дождик нас всех веселит,
С неба поливает.
Ну, а травку -неваляшку
Зря не обижайте,
Берегите детки травку,
Ласково играйте.
Вы не дергайте нам косы,
Ножки берегите,
Одуванчики-цветы
Солнечные блики.
Рассказ Михаила Пришвина «Золотой луг»
«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.
"Сережа!" - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг - золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно ,если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали».
Вопросы по содержанию рассказа:
Что я вам прочитала?
Почему вы думаете, что это рассказ? Какая забава с одуванчиками была у братьев?
Где жили братья?
Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?
С чем автор сравнивает лепестки одуванчика?
Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?
Почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры». Образовательная область «Чтение художественной литературы»
1. Образовательные задачи:Продолжать знакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н. Носова;Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту;Совершенствовать навык...
Конспект занятия в старшей группе . Чтение художественной литературы Сказка «Сивка – бурка»
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок...
Конспект занятия в старшей группе Чтение рассказа Ильина М. Сегала Е. «Машины на нашей улице»
Цель:Расширять кругозор детей, воспитывать наблюдательность,Учить понимать тему и содержание рассказа.Дать детям знания о многообразии транспортных средств, о внешнем виде и предназначении,Уточнить пр...
Конспект занятия в старшей группе. ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»
ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»...
Конспект занятия в старшей группе. Чтение художественной литературы С. Михалков «Быль для детей»
Познакомить детей с произведением С. Михалкова «Быль для детей»...
Конспект занятия в старшей группе. Чтение художественной литературы Рассказ М. М. Пришвин «Деревья в плену»
Познакомить детей с новым произведением М.Пришвина "Деревья в плену"...
Конспект занятия в старшей группе. Чтение художественной литературы Рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге»
Познакомить детей с рассказом Н. Сладкова "Осень на пороге"....