Конспект занятия в старшей группе. Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Гладкина Марина Анатольевна

Познакомить детей с произведением М. Пришвина "Золотой луг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл h.l._prishvin_zolotoy_lug.docx110.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе.

Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг»

Выполнила воспитатель

МБДОУ Д/сад № 8 г.Коркино

Гладкина М.А.

Задачи:

Обучающая: учить детей воспринимать образное содержание произведения, его нравственный смысл; точно, выразительно и ясно излагать свои мысли. Развивать поэтический слух - умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения.

Коррекционная: познакомить детей с новыми словами; учить отвечать на вопрос полным предложением.

Воспитательнаявоспитывать и развивать у детей экологическое мировоззрение: вызвать у детей стремление к бережному отношению ко всему живому; учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого растения.

Предварительная работа: знакомство с луговыми цветами, их значением для насекомых, заучивание стихотворения об одуванчике.

Словарь: промысел, медонос, одуванчик, идти в пяту, фукать, зазеваешься.

Оборудование: портрет писателя М. Пришвинарассказ "Золотой луг", демонстрационный материал (картинки с изображением одуванчиков, одуванчики из бумаги, магнитная доска с магнитами.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель: - Ребята, садитесь поудобнее и внимательно слушайте.

Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком и талантливым писателем. Больше всего на свете он любил детей и природу.

- Взгляните на его портрет (показать портрет). Этот портрет писателя Михаила Пришвина.

- Я с большим удовольствием прочту вам рассказ писателя Михаила Пришвина "Золотой луг".

- А вот кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка.

Загадка.

  1. Горел в траве росистой

Цветочек золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух. (Одуванчик)

  1. На лужайке, возле леса,
    Расцвели цветочки.
    Жёлтые, как солнышко.
    На зеленой ножке.
    А как только подрастут
    Шапочки наденут -
    Мягкие, воздушные-
    Ветерку послушные!
    Дети: Одуванчики

(Цветок - одуванчик получает тот ребенок, который ответил первым).

Введение в тему.

Воспитатель:  Какое это растение? Какое растение будет героем рассказа Михаила Пришвина "Золотой луг"?

Дети: Одуванчик.

Воспитатель: - Где растет этот цветок?

Дети: Он растет на лугу и называется луговым цветком.

Воспитатель: Мы с вами уже знакомились с луговыми цветами. Назовите их.

Дети: Мать-и-мачеха, незабудка, одуванчик. (Получают цветы-одуванчики)

Воспитатель: А что вы можете рассказать интересного об одуванчике?

Дети (предполагаемые ответы детей) :

Одуванчик одним из первых появляется весной.

Одуванчик любит солнышко и прячется, когда его нет.

Он один из самых лучших медоносов.

В солнечный день без часов можно узнать время - одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра.

Одуванчик - лекарственное растение.

Из его цветков варят очень вкусное варенье.

К концу июня он надевает белую пушистую шапочку.

(получают цветы одуванчики)

Воспитатель: Молодцы, ребята, как много вы много вы знаете об этом удивительном и интересном цветке. Как хорошо вы можете рассказать об этом.

Основная часть

Воспитатель: В рассказе Золотой луг" вам встретятся незнакомые слова. Давайте же сразу выясним, что они означают, чтобы вам было все понятно.

Промысел - добывание чего-нибудь.

 Идти в пяту - идти друг за другом.

Фукать - дуть.

Зазеваешься - отвлечешься

Воспитатель читает рассказ М. Пришвина "Золотой луг"

Физминутка

Закрепление материала.

Вопросы по содержанию рассказа :

- Какая забава с одуванчиками была у братьев?

- Где жили братья?

- Какого цвета видели луг братья рано утром?

- В полдень?

- Вечером?

- С чем автор сравнивает лепестки одуванчика?

- Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?

- Почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ "Золотой луг"?

Воспитатель: Давайте придумаем другое название к рассказу.

Дети придумывают название к рассказу.

Воспитатель: Молодцы, ребята, поработали хорошо. Посмотрите, у вас на столах появились те самые одуванчики. Давайте соберем их в один букет и прикрепим их на доску. Какая интересная картина у нас получилась!

Дети: У нас получился такой же золотой луг, как у Михаила Пришвина.

Итог занятия.

Воспитатель: Вся природа у Михаила Пришвина становится живой : одуванчики, как люди, засыпают по вечерам и просыпаются по утрам. Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним природу.

В заключении хочу вам прочитать стихотворение

«Одуванчик» Людмила Сухачева
Одуванчик громко плачет,
Кто то взрослый и большой,
Наступил ему на ножку,
Больно ножку-ой,ой,ой.

Вы ходите осторожно,
Травочку не мните,
Мы красивые, живые,
Вы нас берегите.

Нас ласкает ветерок,
Солнышко ласкает,
Дождик нас всех веселит,
С неба поливает.

Ну, а травку -неваляшку
Зря не обижайте,
Берегите детки травку,
Ласково играйте.

Вы не дергайте нам косы,
Ножки берегите,
Одуванчики-цветы

Солнечные блики.

Рассказ Михаила Пришвина «Золотой луг»

«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.
"Сережа!" - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг - золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно ,если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали».

Вопросы по содержанию рассказа:
Что я вам прочитала?
Почему вы думаете, что это рассказ? Какая забава с одуванчиками была у братьев?
Где жили братья?
Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?
С чем автор сравнивает лепестки одуванчика?
Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?
Почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»?

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/3/12023_cbbeec0740ed35acb347cfcd1e8ace21.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры». Образовательная область «Чтение художественной литературы»

1. Образовательные задачи:Продолжать знакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н. Носова;Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту;Совершенствовать навык...

Конспект занятия в старшей группе . Чтение художественной литературы Сказка «Сивка – бурка»

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок...

Конспект занятия в старшей группе Чтение рассказа Ильина М. Сегала Е. «Машины на нашей улице»

Цель:Расширять кругозор детей, воспитывать наблюдательность,Учить понимать тему и содержание рассказа.Дать детям знания о многообразии транспортных средств, о внешнем виде и предназначении,Уточнить пр...

Конспект занятия в старшей группе. Чтение художественной литературы С. Михалков «Быль для детей»

Познакомить детей с произведением С. Михалкова «Быль для детей»...