Конспект занятия в старшей группе. ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_hudozhestvennoy_literatury._skazka_vershki_i_koreshki.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»
Цель: Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей.
Демонстрационно - раздаточные материалы: схема,
Игра «Вершки и корешки» (если овощ растет и созревает в земле -приседают, если на земле - поднимают руки вверх). |
Сегодня я познакомлю вас с русской народной сказкой «Вершки и корешки». Чтение сказки Словарная работа - В тексте нам встретилось такое слово «вершки», что оно означает? (Это то, что у растений находится над землей.) А слово «ботва» вам приходилось когда-нибудь слышать? Листочки у растений, которые нельзя есть, и называют ботвой. «Положил мужик репу на воз и повез в город». Что это за «воз» такой? А как вы понимаете выражение «жать рожь»? Физминутка: речь с движением «В огороде» - У мужика в сказке каждый раз был хороший урожай. Давайте и мы в огород пойдем, урожай соберем. В огород пойдем, идут по кругу, взявшись за руки Урожай соберем. показывают круг Мы морковки натаскаем, имитируют И картошки накопаем, Срежем мы кочан капусты, Круглый, сочный, очень вкусный, Щавеля нарвем немножко И вернемся по дорожке. идут по кругу, взявшись за руки
Беседа по содержанию сказки - Как называется сказка? - Кто ее сочинил? - Значит это... русская народная сказка. - Каким вам показался в сказке медведь? Какими словами можно сказать о нем? - Давайте вспомним, что делал в сказке медведь. - А что можно сказать о мужике? - Чем он занимался в сказке? - Как одним словом назвать все, что он делал? - Вспомните, как разделил мужик урожай в первый раз? - А во второй? - Как думаете, почему мужик не захотел делиться с медведем по-честному, обхитрил его? - Кто в сказке вышел победителем - Почему сильного медведя победил слабый мужик? - В жизни тоже так бывает, что ум побеждает силу. В народе есть такая пословица: «Разум силу победит». - Что такое «разум»? - Кто повторит пословицу? - Что она означает? - А другая пословица говорит: «Не потрудиться, так и хлеба не добиться». Как вы ее понимаете? |
Подведение итогов. Оценка работы детей -Молодцы, ребята! Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. |
Сказка «Вершки и корешки»
Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь: — Мужик, я тебя сломаю.
— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.
— Быть так,— сказал медведь.— А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.
Сказал и ушел в дуброву.
Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:
— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.
— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать.
Навстречу ему медведь:
— Мужик, куда ты едешь?
— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.
— Дай-ка попробовать — каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь, как съел:
— А-а! — заревел.— Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.
На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:
— Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит:
— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.
Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой.
Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.
"Вершки и корешки" - сказка в мнемотаблице
Со сказкой можно работать нетрадиционно.
Предложите детям нестандартный вид иллюстраций. Восприятие таблицы со знаками и схемами усилит эффект обработки знакомой сказки. Зрительное восприятие схем и картинок поможет детям пересказать сказку целиком.
Мнемотаблица со сказкой "Вершки корешки"
Расшифровка таблицы:
1. Центр - две буквы "М", цифра "2" - это значит два героя - "медведь" и "мужик".
2. Левый верхний угол - Дом у леса, берлога, пашня - "Поехал мужик в лес репу сеять..."
3. Верхний ряд, середина - Лопата, кровать - обозначают труд и безделье. Мужик - трудится, медведь ушел в лес.
4. Правый верхний угол - Две буквы "М", вершки, корешки - "Я возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки..."
5. Правый столб середина - Пашня, Тачка, цифра "2", две стрелки - Мужик и медведь вдвоём делят репу на вершки и корешки.
6. Правый нижний угол - Буква "О", осенний лист, репа, смайлик обиженный, буква "М" - Медведь обиделся на то, что репа сладкая, а его корешки горькие.
7. Левый столб середина - Голова и мысли про вершки и корешки - "На другой год посеял мужик на том месте рожь...."
8. Нижний ряд середина - Пашня, тачка, цифра "2", две стрелки - Мужик и медведь вдвоём делят рожь.
9. Левый нижний угол - Буква "О", осенний лист, рожь, смайлик обиженный, буква "М" - "Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог...."
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия в младшей группе. Чтение сказки "Волк и семеро козлят"
КОНСПЕКТ НОД ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. Чтение сказки. «Волк и семеро козлят»Цель: познакомить детей со сказкой «Волк и семеро козлят»Задачи: - воспитывать у детей ...
Конспект занятия в средней группе "Чтение сказки "Три поросенка"
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по сказке "Три поросенка"...
Конспект НОД в старшей группе Чтение сказки «Федорино горе»
Конспект НОД в старшей группе Чтение сказки «Федорино горе» Ильиных Ирина Владимировна, воспитательМБДОУ «Детский сад №15 «Ладушки» ...
речевому развитию в старшей группе « ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ
Познакомить детей со сказкой. Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос. Поощрять попытку высказ...
Конспект занятия в старшей группе . Чтение художественной литературы Сказка «Сивка – бурка»
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Чтение сказки "Вершки и корешки"
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшего дошкольного возраста....
Презентация к занятию по развитию речи в старшей группе по сказке «Вершки и корешки»
Цель :Учить детей связно, полно, логично и непрерывно пересказывать. Закрепить знания о том, что в овощах есть съедобные корни — корешки и плоды — вершки, у некоторых овощей съедобны и вер...