Конспект занятия в старшей группе. Чтение художественной литературы Рассказ М. М. Пришвин «Деревья в плену»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Познакомить детей с новым произведением М.Пришвина "Деревья в плену"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
h.l._prishvin_derevya_v_plenu.docx | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе.
Чтение художественной литературы
Рассказ М. М. Пришвин «Деревья в плену»
Выполнила воспитатель
МБДОУ Д/сад № 8 г.Коркино
Гладкина М.А.
Цель: познакомить детей с новым произведением М.Пришвина;
работать над правильным произношением слов;
развивать речь детей;
воспитывать любовь к природе.
Оборудование: портрет М. Пришвина картины: Шишкин «Зима»,
«Голубая весна».
Ход занятия
- Ребята, сегодня мы познакомимся с произведением Михаила Пришвина «Деревья в плену».
Знакомство с писателем и его творчеством.
Воспитатель показывает портрет Михаила Михайловича Пришвина
(1873 -1954). Это детский писатель, он писал рассказы для детей.
Обращаясь к детям, писатель утверждает, что мир полон чудес. Пришвин видит и слышит эти чудеса и раскрывает их перед ребёнком. Звери и птицы у Пришвина «шипят», «гудят», «орут», «кукуют», «свистят», «пищат». Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики засыпают по вечерам и просыпаются по утрам («Золотой луг»); точно богатырь выбивается из-под листьев гриб («Силач»); шепчет лес («Шёпот в лесу»). Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию окружающего мира в описаниях, в сравнениях, даже просто в названиях рассказов.
Чтение рассказа М.Пришвин «Деревья в плену».
-Послушайте, ребята, внимательно рассказ и скажите, почему автор назвал его «Деревья в плену».
2. Словарная работа.
-В тексте вам встретились новые слова и словосочетания. Объясним их значения.
плен – состояние, в котором находится человек, захваченный противником и лишённый свободы.
согнутые деревья – наклонённые деревья.
ком – уплотнённый округлый кусок чего-нибудь мягкого, рыхлого, (снежный ком).
оттепель – тёплая погода с таянием снега, льда.
прилипать – крепко пристать, (о чём-нибудь липком).
примёрзнуть – прилипнуть под действием мороза.
пошевелить – слегка двигать.
еловый – сделанный из ели.
закачаться – начать качаться.
освобождаются от зимнего плена – становится свободным, получает свободу.
мечется в страхе – беспокойно двигается из стороны в сторону.
б) правильное произношение слов;
Беседа по рассказу.
-Почему зимой трудно ходить в молодом лесу?
(Зимой очень трудно ходить в молодом лесу, потому что там все деревья согнулись под снегом.)
-Как получилось, что берёзка согнулась и попала в плен?
(Падал снег на берёзку, падал, и такой от этого вырос на берёзке ком, что она стала гнуться. В оттепель падал снег и прилипал к тому кому. Стал ком совсем большой. Берёзка гнулась, гнулась и, наконец, совсем согнулась. Даже веточкой пошевелить не может. В плену.)
-Как шевельнулась еловая веточка?
(И вот вдруг, будто сама шевельнулась еловая веточка и закачалась. И тут другая, третья веточки шевельнулись и как прыгнут вверх.)
-Как мечется заяц, почему ему страшно?
(И мечется в страхе заяц и бежит всякий зверь. Зайцу страшно. Заяц бросился в сторону, побежал.)
- Какое волшебное средство знает автор, чтоб идти по снежной дороге не сгибая спины.
(Но я знаю одно простое волшебное средство, чтобы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины.
Я выламываю себе хорошую увесистую палочку, и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склонённому дереву, как снег валится вниз, дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу).
Подведём итоги.
- С каким произведением мы познакомились? Что нового вы узнали?
Михаил Пришвин «Деревья в плену»
Деревья в плену
Весна сияла на небе, но лес ещё по-зимнему был засыпан снегом. Были ли вы снежной зимой в молодом лесу? Конечно, не были: туда и войти невозможно.
Там, где летом вы шли по широкой дорожке, теперь через эту дорожку в ту и другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать.
Вот что случилось с деревьями: берёзка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и такой бы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины. В оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому. Вершина с тем огромным комом всё гнулась и наконец погрузилась в снег и примёрзла так до самой весны. Под этой аркой всю зиму проходили звери и люди изредка на лыжах.
Но я знаю одно простое волшебное средство, чтобы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины.
Я выламываю себе хорошую увесистую палочку, и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склонённому дереву, как снег валится вниз, дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу. Медленно так я иду и волшебным ударом освобождаю множество деревьев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по художественной литературе. Чтение русской народной сказки « У страха глаза велики».
Конспект занятия в старшей группе по художественной литературе.Чтение русской народной сказки « У страха глаза велики».Программное содержание:Познакомить детей с русской народной сказкой «...
Конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому воспитанию с помощью нетрадиционных техник рисования на тему: "Зимнее дерево".
Конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому воспитанию с помощьюнетрадиционных техник рисованияна тему: "Зимнее дерево"....
Конспект занятия в старшей группе . Чтение художественной литературы Сказка «Сивка – бурка»
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок...
Конспект занятия в подготовительной группе Чтение художественной литературы. Чтение произведения С. Михалкова. Беседа о профессиях
Конспект занятия в подготовительной группеЧтение художественной литературы.Чтение произведения С. Михалкова. Беседа о профессияхЦель:- познакомить детей с произведением С. Михалкова «А что у вас...
Конспект занятия в старшей группе. Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг»
Познакомить детей с произведением М. Пришвина "Золотой луг"...
Конспект занятия в старшей группе. Чтение художественной литературы С. Михалков «Быль для детей»
Познакомить детей с произведением С. Михалкова «Быль для детей»...
Конспект занятия в старшей группе. Чтение художественной литературы Рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге»
Познакомить детей с рассказом Н. Сладкова "Осень на пороге"....