Конспект занятия в старшей группе. Чтение художественной литературы Рассказ М. М. Пришвин «Деревья в плену»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Гладкина Марина Анатольевна

Познакомить детей с новым произведением М.Пришвина "Деревья в плену"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл h.l._prishvin_derevya_v_plenu.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе.

Чтение художественной литературы

Рассказ М. М. Пришвин «Деревья в плену»

Выполнила воспитатель

МБДОУ Д/сад № 8 г.Коркино

Гладкина М.А.

Цель: познакомить детей с новым произведением М.Пришвина;

работать над правильным произношением слов;

развивать речь детей;

воспитывать любовь к природе.

Оборудование: портрет М. Пришвина картины: Шишкин «Зима»,

«Голубая весна».

Ход занятия

- Ребята, сегодня мы познакомимся с произведением Михаила Пришвина «Деревья в плену».

Знакомство с писателем и его творчеством.

Воспитатель показывает портрет Михаила Михайловича Пришвина

(1873 -1954). Это детский писатель, он писал рассказы для детей.

Обращаясь к детям, писатель утверждает, что мир полон чудес. Пришвин видит и слышит эти чудеса и раскрывает их перед ребёнком. Звери и птицы у Пришвина «шипят», «гудят», «орут», «кукуют», «свистят», «пищат». Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики засыпают по вечерам и просыпаются по утрам («Золотой луг»); точно богатырь выбивается из-под листьев гриб («Силач»); шепчет лес («Шёпот в лесу»). Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию окружающего мира в описаниях, в сравнениях, даже просто в названиях рассказов.

Чтение рассказа М.Пришвин «Деревья в плену».

-Послушайте, ребята, внимательно рассказ и скажите, почему автор назвал его «Деревья в плену».

2. Словарная работа.

-В тексте вам встретились новые слова и словосочетания. Объясним их значения.

плен – состояние, в котором находится человек, захваченный противником и лишённый свободы.

согнутые деревья – наклонённые деревья.

ком – уплотнённый округлый кусок чего-нибудь мягкого, рыхлого, (снежный ком).

оттепель – тёплая погода с таянием снега, льда.

прилипать – крепко пристать, (о чём-нибудь липком).

примёрзнуть – прилипнуть под действием мороза.

пошевелить – слегка двигать.

еловый – сделанный из ели.

закачаться – начать качаться.

освобождаются от зимнего плена – становится свободным, получает свободу.

мечется в страхе – беспокойно двигается из стороны в сторону.

б) правильное произношение слов;

Беседа по рассказу.

-Почему зимой трудно ходить в молодом лесу?

(Зимой очень трудно ходить в молодом лесу, потому что там все деревья согнулись под снегом.)

-Как получилось, что берёзка согнулась и попала в плен?

(Падал снег на берёзку, падал, и такой от этого вырос на берёзке ком, что она стала гнуться. В оттепель падал снег и прилипал к тому кому. Стал ком совсем большой. Берёзка гнулась, гнулась и, наконец, совсем согнулась. Даже веточкой пошевелить не может. В плену.)

-Как шевельнулась еловая веточка?

 (И вот вдруг, будто сама шевельнулась еловая веточка и закачалась. И тут другая, третья веточки шевельнулись и как прыгнут вверх.)

-Как мечется заяц, почему ему страшно?

(И мечется в страхе заяц и бежит всякий зверь. Зайцу страшно. Заяц бросился в сторону, побежал.)

- Какое волшебное средство знает автор, чтоб идти по снежной дороге не сгибая спины.

(Но я знаю одно простое волшебное средство, чтобы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины.

Я выламываю себе хорошую увесистую палочку, и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склонённому дереву, как снег валится вниз, дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу).

Подведём итоги.

- С каким произведением мы познакомились? Что нового вы узнали?

Михаил Пришвин «Деревья в плену»

Деревья в плену

Весна сияла на небе, но лес ещё по-зимнему был засыпан снегом. Были ли вы снежной зимой в молодом лесу? Конечно, не были: туда и войти невозможно.

Там, где летом вы шли по широкой дорожке, теперь через эту дорожку в ту и другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать.

Вот что случилось с деревьями: берёзка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и такой бы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины. В оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому. Вершина с тем огромным комом всё гнулась и наконец погрузилась в снег и примёрзла так до самой весны. Под этой аркой всю зиму проходили звери и люди изредка на лыжах.

Но я знаю одно простое волшебное средство, чтобы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины.

Я выламываю себе хорошую увесистую палочку, и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склонённому дереву, как снег валится вниз, дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу. Медленно так я иду и волшебным ударом освобождаю множество деревьев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по художественной литературе. Чтение русской народной сказки « У страха глаза велики».

Конспект занятия в старшей группе по художественной литературе.Чтение русской народной сказки «  У страха глаза велики».Программное содержание:Познакомить детей с русской народной сказкой «...

Конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому воспитанию с помощью нетрадиционных техник рисования на тему: "Зимнее дерево".

Конспект занятия в старшей группе по художественно-эстетическому воспитанию с помощьюнетрадиционных техник рисованияна тему: "Зимнее дерево"....

Конспект занятия в старшей группе . Чтение художественной литературы Сказка «Сивка – бурка»

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок...

Конспект занятия в подготовительной группе Чтение художественной литературы. Чтение произведения С. Михалкова. Беседа о профессиях

Конспект занятия в подготовительной группеЧтение художественной литературы.Чтение произведения С. Михалкова. Беседа о профессияхЦель:- познакомить детей с произведением С. Михалкова «А что у вас...

Конспект занятия в старшей группе. Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг»

Познакомить детей с произведением М. Пришвина "Золотой луг"...

Конспект занятия в старшей группе. Чтение художественной литературы С. Михалков «Быль для детей»

Познакомить детей с произведением С. Михалкова «Быль для детей»...