Конспект НОД в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Гладкина Марина Анатольевна

Ознакомление детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл h.l._havroshechka.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе

«Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Выполнила воспитатель

МБДОУ Д/сад № 8 г.Коркино

Гладкина М.А.

Цель: Ознакомление детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»; учить детей строить полные предложения при ответе на вопросы по содержанию прочитанного; продолжить работу над словарным составом языка (подбор антонимов); познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл, учить называть признаки предмета.

Развивающие : развивать умение выражать своё отношение к персонажам сказки при помощи символических средств; формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки; совершенствовать диалоговую речь. Стимулировать двигательную активность во время мыслительной деятельности.

Воспитательные: воспитывать любовь к устному народному творчествунравственные качества: доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную минуту, умение радоваться.

Словарная работа: Холсты, наливные яблочки,пуд,прясть, рябая корова, лихо.

Оборудование: Книга, игрушка коровушка, портрет автора, яблоки, картинки к словарной работе, презентация сказки.

Ход занятия:

I Вводная часть.

Организационный момент: Проблемная ситуация (или мотивация)

Какое радостное, доброе утро.

Возьмитесь за руки, передайте тепло своих рук и хорошее настроение другу справа, другу слева.

Проходите, присаживайтесь на стульчики.

- Ребята, вы любите сказки?

- Какие бывают сказки(авторские, народные).

- Что значит авторские сказки? (Это сказки, которые сочинил один человек, автор сказки).

- Что значит народные сказки? (Народные сказки сочинял народ веками, передавая от человека к человеку, добавляя что-то своё).

Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);

есть волшебство, то. (волшебная);

есть добро, то… (добрая);

есть радость, то… (радостная);

есть загадки, то. (загадочная);

есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.

- В сказках мы с вами встречаем не только людей, но и животных.

К нам сегодня в гости пришло животное из сказки, чтобы узнать, кто это нужно отгадать загадку.

Отгадайте загадку:

Гуляет летом по полям

И молоко дает всем вам,

Громко «му» кричит хозяйке

Сена мне побольше дайте. (коровушка)

- Поздоровайтесь с ней.

- А коровушка, она какая? (добрая, большая, домашняя, пёстрая).

- А ещё можно сказать, что она пёстрая или рябая, т. е. её шерсть двух цветов. Н-р чёрного и белого, как у нашей коровушки.

- Коровушка принесла с собой книгу. Это русская народная сказка «Хаврошечка». Эту сказку сочинил русский народ давным давно. А услышал ее от народа (людей) великий русский писатель Алексей Николаевич Толстой и записал ее.

Ребята, в этой сказке вам встретятся незнакомые слова. Некоторые из них мы уже употребляем в своей речи.

Хаврошечка - старинное женское имя Хавронья.

Пуд - старинная русская мера веса, пуд –это как гиря примерно 16,00 кг. Это очень тяжёлый вес.

Прясть - посмотрите на картинку, на ней изображена женщина, которая прядёт. Её называют пряхой. Пряха прядёт, скручивая шерсть, и получает нить. Из которой можно связать потом носки, свитера и другую одежду.

Холст – это ткань, которую изготовляли в старину из льна на специальных ткатских станках.

Ткать – работать на ткатском станке, делать ткань, посмотрите на картинку. Это очень кропотливая работа.

Зло - что-то злое, не хорошее.

Дыхательное упражнение (включить телевизор)

А сейчас давайте с вами подготовимся к слушанию сказки.

Встаньте на ножки, глубоко вдохните носиком и выдохните ротиком. Показ воспитателя, затем вместе с детьми два раза.

Молодцы! Готовы слушать сказку «Хаврошечка»? Слушайте внимательно. Посмотрите на экран. Своё чтение я буду сопровождать иллюстрациями.

А после прочтения я у вас спрошу, кто является главными героями сказки?

Чтение р.н.сказки «Хаврошечка»

Закрепление материала.

Вопросы по содержанию сказки:

- Ребята, вам понравилась сказка?

- Кто является главными героями сказки(Хаврошечка и коровушка)

-У кого жила Хаврошечка? (У хозяйки, трёх дочерей: Одноглазкой, Двуглазкой, Триглазкой, батюшка)

-Как звали дочерей хозяйки (Одноглазка, Двуглазка, Триглазка) 

- Почему им дали такие имена?

Вам понравились эти девочки? (нет) 

- Какими были эти девочки (злыми)

- А Хаврошечка была какая(добрая)

- А что делала Хаврошечка?

-  Она на них работала. Значит она была какая? (работящая).

-  А дочери хозяйки? (ленивые)

- Кто же помогал Хаврошечке в сказке?  (Корова) 

 - Правильно, корова помогала Хаврошечке выполнять тяжёлую работу.

- Что она при этом говорила? (Влезь в одно ушко, в другое вылезь и всё будет готово).

Физкультминутка.

- Коровушка помогала Хаврошечке? ( Девочка влезала в одно ушко, вылезала из другого и работа была сделана).

- А была ли довольна хозяйка работой девочки?

- А как она узнала о том, кто помогает Хаврошечке?  (Хозяйка посылала своих дочерей, чтобы они всё разузнали).

- Сразу ли узнала хозяйка о том, как помогает коровушка Хаврошечке(нет).

- Что говорила Хаврошечка, чтобы дочери хозяйки заснули? (Она говорила: спи глазок, спи другой).

- Кто из дочерей разузнал секрет Хаврошечки? (Триглазка всё увидела)

- Почему (Хаврошечка забыла усыпить третий глаз)

- Помните, рассердилась хозяйка и велела коровушку зарезать. После чего Хаврошечка не стала кушать мясо коровушки и закопала косточки, поливая их.

-Что выросло на этом месте? (На том месте выросла яблоня с наливными яблочками).

- Чем закончилась сказка? (Мимо сада проезжал барин и попросил, чтобы его угостили яблочком, Хаврошечка угостила и барин женился на ней).

-Как вы понимаете «…и стала она в добре поживать, лиха не знавать». Это значит, что больше ее никто не ругал, работать не заставлял, а только ее любили.

Заключительная часть. Рефлексия занятия.

С какой сказкой мы познакомились сегодня?

- Чему нас учит эта сказкаСказка нас учит быть добрыми, трудолюбивыми, помогать друг другу, любить друг друга.

А в подарок коровушка хочет угостить вас яблочками. Молодцы ребята.

А, эта книжка со сказкой «Хаврошечка» останется в нашем центре книги. Вы можете ее еще раз посмотреть, рассказать по иллюстрациям друг другу, даже можно взять домой и почитать эту сказку с родителями.

Спасибо вам за хорошую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Конспект НОД в старшей группе«Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"

В материале приведён конспект занятия по развитию речи на основе сказки "Хаврошечка"....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе "Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"

Цель: ознакомление детей с русской народной сказкой «Хаврошечка».Задачи:Образовательные:познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»;учить...

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательного развития "Русская народная сказка «Хаврошечка»" (старшая группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательного развитияТема: Русская народная сказка «Хаврошечка»Возраст: старшая группа (5-6 лет)Тип: комплексное занятиеВид: заняти...