Конспект НОД в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Ознакомление детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
h.l._havroshechka.docx | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе
«Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Выполнила воспитатель
МБДОУ Д/сад № 8 г.Коркино
Гладкина М.А.
Цель: Ознакомление детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»; учить детей строить полные предложения при ответе на вопросы по содержанию прочитанного; продолжить работу над словарным составом языка (подбор антонимов); познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл, учить называть признаки предмета.
Развивающие : развивать умение выражать своё отношение к персонажам сказки при помощи символических средств; формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки; совершенствовать диалоговую речь. Стимулировать двигательную активность во время мыслительной деятельности.
Воспитательные: воспитывать любовь к устному народному творчеству; нравственные качества: доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную минуту, умение радоваться.
Словарная работа: Холсты, наливные яблочки,пуд,прясть, рябая корова, лихо.
Оборудование: Книга, игрушка коровушка, портрет автора, яблоки, картинки к словарной работе, презентация сказки.
Ход занятия:
I Вводная часть.
Организационный момент: Проблемная ситуация (или мотивация)
Какое радостное, доброе утро.
Возьмитесь за руки, передайте тепло своих рук и хорошее настроение другу справа, другу слева.
Проходите, присаживайтесь на стульчики.
- Ребята, вы любите сказки?
- Какие бывают сказки? (авторские, народные).
- Что значит авторские сказки? (Это сказки, которые сочинил один человек, автор сказки).
- Что значит народные сказки? (Народные сказки сочинял народ веками, передавая от человека к человеку, добавляя что-то своё).
Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);
есть волшебство, то. (волшебная);
есть добро, то… (добрая);
есть радость, то… (радостная);
есть загадки, то. (загадочная);
есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.
- В сказках мы с вами встречаем не только людей, но и животных.
К нам сегодня в гости пришло животное из сказки, чтобы узнать, кто это нужно отгадать загадку.
Отгадайте загадку:
Гуляет летом по полям
И молоко дает всем вам,
Громко «му» кричит хозяйке
Сена мне побольше дайте. (коровушка)
- Поздоровайтесь с ней.
- А коровушка, она какая? (добрая, большая, домашняя, пёстрая).
- А ещё можно сказать, что она пёстрая или рябая, т. е. её шерсть двух цветов. Н-р чёрного и белого, как у нашей коровушки.
- Коровушка принесла с собой книгу. Это русская народная сказка «Хаврошечка». Эту сказку сочинил русский народ давным давно. А услышал ее от народа (людей) великий русский писатель Алексей Николаевич Толстой и записал ее.
Ребята, в этой сказке вам встретятся незнакомые слова. Некоторые из них мы уже употребляем в своей речи.
Хаврошечка - старинное женское имя Хавронья.
Пуд - старинная русская мера веса, пуд –это как гиря примерно 16,00 кг. Это очень тяжёлый вес.
Прясть - посмотрите на картинку, на ней изображена женщина, которая прядёт. Её называют пряхой. Пряха прядёт, скручивая шерсть, и получает нить. Из которой можно связать потом носки, свитера и другую одежду.
Холст – это ткань, которую изготовляли в старину из льна на специальных ткатских станках.
Ткать – работать на ткатском станке, делать ткань, посмотрите на картинку. Это очень кропотливая работа.
Зло - что-то злое, не хорошее.
Дыхательное упражнение (включить телевизор)
А сейчас давайте с вами подготовимся к слушанию сказки.
Встаньте на ножки, глубоко вдохните носиком и выдохните ротиком. Показ воспитателя, затем вместе с детьми два раза.
Молодцы! Готовы слушать сказку «Хаврошечка»? Слушайте внимательно. Посмотрите на экран. Своё чтение я буду сопровождать иллюстрациями.
А после прочтения я у вас спрошу, кто является главными героями сказки?
Чтение р.н.сказки «Хаврошечка»
Закрепление материала.
Вопросы по содержанию сказки:
- Ребята, вам понравилась сказка?
- Кто является главными героями сказки? (Хаврошечка и коровушка)
-У кого жила Хаврошечка? (У хозяйки, трёх дочерей: Одноглазкой, Двуглазкой, Триглазкой, батюшка)
-Как звали дочерей хозяйки (Одноглазка, Двуглазка, Триглазка)
- Почему им дали такие имена?
Вам понравились эти девочки? (нет)
- Какими были эти девочки (злыми)
- А Хаврошечка была какая? (добрая)
- А что делала Хаврошечка?
- Она на них работала. Значит она была какая? (работящая).
- А дочери хозяйки? (ленивые)
- Кто же помогал Хаврошечке в сказке? (Корова)
- Правильно, корова помогала Хаврошечке выполнять тяжёлую работу.
- Что она при этом говорила? (Влезь в одно ушко, в другое вылезь и всё будет готово).
Физкультминутка.
- Коровушка помогала Хаврошечке? ( Девочка влезала в одно ушко, вылезала из другого и работа была сделана).
- А была ли довольна хозяйка работой девочки?
- А как она узнала о том, кто помогает Хаврошечке? (Хозяйка посылала своих дочерей, чтобы они всё разузнали).
- Сразу ли узнала хозяйка о том, как помогает коровушка Хаврошечке? (нет).
- Что говорила Хаврошечка, чтобы дочери хозяйки заснули? (Она говорила: спи глазок, спи другой).
- Кто из дочерей разузнал секрет Хаврошечки? (Триглазка всё увидела)
- Почему (Хаврошечка забыла усыпить третий глаз)
- Помните, рассердилась хозяйка и велела коровушку зарезать. После чего Хаврошечка не стала кушать мясо коровушки и закопала косточки, поливая их.
-Что выросло на этом месте? (На том месте выросла яблоня с наливными яблочками).
- Чем закончилась сказка? (Мимо сада проезжал барин и попросил, чтобы его угостили яблочком, Хаврошечка угостила и барин женился на ней).
-Как вы понимаете «…и стала она в добре поживать, лиха не знавать». Это значит, что больше ее никто не ругал, работать не заставлял, а только ее любили.
Заключительная часть. Рефлексия занятия.
С какой сказкой мы познакомились сегодня?
- Чему нас учит эта сказка? Сказка нас учит быть добрыми, трудолюбивыми, помогать друг другу, любить друг друга.
А в подарок коровушка хочет угостить вас яблочками. Молодцы ребята.
А, эта книжка со сказкой «Хаврошечка» останется в нашем центре книги. Вы можете ее еще раз посмотреть, рассказать по иллюстрациям друг другу, даже можно взять домой и почитать эту сказку с родителями.
Спасибо вам за хорошую работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Конспект НОД в старшей группе«Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"
В материале приведён конспект занятия по развитию речи на основе сказки "Хаврошечка"....
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе чтение русской народной сказки "Хаврошечка" .
Сказка "Крошечка Хаврошечка"....
Конспект ООД в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации)»
Цель: формирование связной речи детей....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе "Чтение русской народной сказки "Хаврошечка"
Цель: ознакомление детей с русской народной сказкой «Хаврошечка».Задачи:Образовательные:познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»;учить...
Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательного развития "Русская народная сказка «Хаврошечка»" (старшая группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательного развитияТема: Русская народная сказка «Хаврошечка»Возраст: старшая группа (5-6 лет)Тип: комплексное занятиеВид: заняти...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Чтение детям р.н.с. "Лисичка-сестричка и волк"...