Ознакомление детей с особенностями чувашской национальной культурой «ЧУВАШИЯ - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

 

Сохранение национальной культуры – одна из «вечных» тем и направлений работы в любом образовательном учреждении. Не составляют исключения и дошкольные. Именно от того, насколько качественно будет проводиться подобная работа с детьми дошкольного возраста, во многом зависит степень сформированности и устойчивости у дошкольника базовых представлений о себе как о представителе определенного народа. Большую роль, конечно, в этом играет семья, влияние родителей и других старших родственников. Поэтому важно организовать творческое сотрудничество воспитателя, ребенка и родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_rabota_1.docx315.1 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская работа

Ознакомление детей с особенностями чувашской национальной культурой

 «ЧУВАШИЯ - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»

Автор:

Степанова Наталия Владимировна

МБДОУ «Детский сад №116»

г. Чебоксары


Сохранение национальной культуры – одна из «вечных» тем и направлений работы в любом образовательном учреждении. Не составляют исключения и дошкольные. Именно от того, насколько качественно будет проводиться подобная работа с детьми дошкольного возраста, во многом зависит степень сформированности и устойчивости у дошкольника базовых представлений о себе как о представителе определенного народа. Большую роль, конечно, в этом играет семья, влияние родителей и других старших родственников. Поэтому важно организовать творческое сотрудничество воспитателя, ребенка и родителей [1].

Важным условием успешной реализации образовательно-воспитательных задач является систематичность и регулярность проводимой работы.

В современной методике накоплен богатый опыт работы по приобщению детей дошкольного возраста к сокровищам национальной культуры, см. в частности [2; 4]. Эти наработки успешно используются воспитателями дошкольных образовательных учреждений при организации тематических занятий по теме «Чувашия – мой край родной».

Работа по данной теме предполагает постановку и решение образовательных (например, знакомство  детей с особенностями чувашской национальной культуры; закрепление знаний о государственной символике Чувашии; знакомство с народными традициями, бытом, одеждой и т.п.), развивающих (например, развитие речи детей, их мышления, памяти) и воспитательных (например, воспитание интереса к чувашской национальной культуре) задач.  

Такие занятиях предполагают использование всего арсенала средств, которые связаны с национальными особенностями. В первую очередь это, конечно, язык: на занятии обязательно должны звучать чувашские слова, обозначающие элементы одежды (шурă кĕпе, саппун, хушпу, тухья, сăран атă и т.п.), блюда (кукăль, сĕт, яшка, йăва и т.п.), утварь (сĕтел, пукан, кашăк и т.п.), этикетные выражения (сывă пулăр, ырă кун, сывă-и, тавтапуҫ и т.п.) – список можно продолжить. Подобные слова и выражения вводятся в виде словарной работы, в игровой форме и другими способами. Освоение значения, смысла будет более прочным, если слова сопровождаются иллюстрациями.

В течение одного занятия комбинируются разные виды работы. Например, тематическое занятие по теме «Путешествие по Чувашской Республике» предваряется беседами о республике и городе Чебоксары, во время которых дети рассматривают иллюстрации с различными видами города и сельской местности.

В качестве демонстрационного материала на занятии используются карта России, плакаты и иллюстрации с символикой Республики Чувашия, иллюстрации с изображением чувашских национальных костюмов, кукла Анюк в национальном костюме и т.п. Для создания национального колорита звучит чувашская музыка.

Приведем для иллюстрации фрагмент одного из таких тематических занятий, проведенного в подготовительной группе МБДОУ № 116 г. Чебоксары.

Этап актуализации знаний – повторение с целью введения в новую тему:

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране мы с вами живем?

Дети: Мы живем в России.

Воспитатель: А как называется столица России?

Дети: Столица России – город Москва.

Воспитатель: Верно. Много народов проживает в большой стране – в России. У каждого народа свой язык, своя культура, своя религия, свои национальные традиции и обычаи. Сегодня мы с вами  познакомимся с культурой чувашского народа.

Этап введения нового знания на основе изученного:

Воспитатель: Ребята, как называется наша республика? Почему республика называется Чувашская?

Дети: Чувашской называется так, потому что население республики – чуваши.

Воспитатель: Как можно сказать про Чувашию – какая она?

Дети: Любимая, большая, красивая, веселая, старинная, богатая, солнечная, чистая, дорогая, уютная, многонациональная.

Воспитатель: Правильно! А как называется столица – главный город Республики Чувашии?

Дети: Чебоксары – Шупашкар.

Воспитатель: Город Чебоксары – очень красивый город, Он находится на берегу реки Волги. В Чебоксарах много улиц, проспектов, площадей, парков. Он живет сложной, шумной жизнью,

Воспитатель: Ребята, вы любите стихи о  Чувашии?

Дети: Любим. Нам прочтет Варвара, по-чувашски Варук, «Приглашение в Чувашию» Педера Хузангая:

Знаете ли вы страну такую,
Древнюю и вечно молодую,
Где в лесу тетерева токуют –
Словно песней сердце околдуют,
Где, коль праздник – от души ликуют,
Коль работа – гору дай любую!
Знаете ли вы такой народ,
У которого сто тысяч слов,
У которого сто тысяч песен
И сто тысяч вышивок цветет?
Приезжайте к нам – и я готов
Это все проверить с вами вместе.

Воспитатель: Тавтапуҫ. Ребята, вспомните и назовите символы Чувашской Республики.

Дети: Флаг, герб, гимн.

Воспитатель: Назовите соседние республики.

Дети: Татарстан, Мордовия, Мари Эл.

Воспитатель: Поиграем в игру «Найди и покажи флаг».

(Дети находят и показывают флаги: российский, мордовский, татарский, чувашский).

Воспитатель: Молодцы! Правильно, ребята – это флаг республики Чувашии. Цвета чувашского государственного флага – желтый и красный.

Желтый (сарă) цвет – означает самое прекрасное и светлое.

Красный цвет (хĕрлĕ) – один из самых распространенных цветов. Обозначает достоинство, могущество, силу. Верхнее желтое поле обозначает пространство под солнцем. Нижнее красное поле обозначает чувашскую землю. В середине флага расположены символы «Древо жизни» и «Три солнца». Символ «Древо жизни» обозначает дерево – дуб, могучее и долговечное. Символ «Три солнца» обозначает солнечный свет.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Собери флаг Чувашии». (У каждого ребенка наборы полосок цветной бумаги, восьмиконечная звезда, из которых необходимо сложить государственный флаг Чувашии).

 Воспитатель: Следующий символ (показывает герб Чувашии).  Кто хочет рассказать? (дети рассказывают)

Далее в работе может быть предусмотрено прослушивание гимна республики. Общей теме подчинены и запланированные физкультминутки: разминка «По Чебоксарам мы идем», разминки с элементами национальных игр.

Продолжается занятие беседой о национальных праздниках (ҫăварни), блюдах (икерчĕ, йăва), национальном костюме – эта часть завершается игрой «Тухья тăхăн» (Надень тухью).

Обязательный этап занятия – подведение итогов. В старшей группе дети сами делают выводы: «Чем занимались?», «Что нового узнали?», «Что понравилось?», им задаются уточняющие вопросы по теме проведенного занятия (например, «Как называется любимый чувашами праздник?» «Как называются чувашские головные уборы?» и т.п.). Завершиться занятие рекомендуется «сюрпризом», который должен послужить стимулом для детей для поддержания их познавательной активности. Это может быть приход сказочных гостей (например, кукла Анюк с гостинцем для детей), завершающая игра, связанная с темой занятия (викторина, загадки и т.д.). Главное здесь – закрепление эффекта успеха детей, осознания ими самими собственного роста.

  Обучение детей дошкольного возраста всегда носит наглядно-действенный характер. Новые знания ребенок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действием педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим материалом. Эти общие принципы организации работы с детьми дошкольного возраста реализуются и на тематических занятиях, посвященных истории и культуре родного края, способствуя усвоению и закреплению ребенком-дошкольником представлений о себе как о представителе определенного народа.  

Литература

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика. – Синтез, 2017.

2. Васильева Л. Г.  Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. – Чебоксары: Изд-во ЧРИО, 2002.

3. Трофимов А. А. Орнамент чувашской вышивки. – Л.: Аврора, 1977.

4. Программа воспитания ребенка дошкольника / под ред. О. В. Драгуновой. – Ч.: Чувашское кн. изд-во, 1995.

5. Меджитова Э. Д., Трофимов А. А. Чувашское народное искусство. – Чебоксары: Чувашское кн. изд-во 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к национальной культуре и культурному наследию родного края

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в еди...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Авторская программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с национальной культурой, традициями и обычаями народов Республики Саха»

Сегодня перед дошкольным образованием стоитсложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность,умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейсядействительности. В данных усло...

«Формирование у дошкольников представлений о чувашской национальной культуре и ознакомление с традициями чувашского народа»

laquo;Формирование у дошкольников представлений о чувашской национальной культуре и ознакомление с традициями чувашского народа»...

«Приобщение детей раннего возраста к национальной культуре и культурному наследию родного края ».

laquo;Приобщение детей раннего возраста  к национальной  культуре и культурному наследию родного края »....

Знакомство и приобщение детей к традициям чувашской национальной культуры

Современная жизнь требует, чтобы образование в полной мере выполняло культуросозидательную функцию, а образовательная система создавала необходимые условия для формирования личности, ее готовности вза...