Знакомство и приобщение детей к традициям чувашской национальной культуры
статья (подготовительная группа)

Бучурлина Нина Сергеевна

Современная жизнь требует, чтобы образование в полной мере выполняло культуросозидательную функцию, а образовательная система создавала необходимые условия для формирования личности, ее готовности взаимодействовать с другими и миром в целом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naumova_kouch.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство и приобщение детей к традициям чувашской национальной культуры

Современная жизнь требует, чтобы образование в полной мере выполняло культуросозидательную функцию, а образовательная система создавала необходимые условия для формирования личности, ее готовности взаимодействовать с другими и миром в целом.

Выдающиеся общественные деятели, писатели, педагоги отмечают, что народная культура близка детям. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа (Е.Н. Водовозова, Н.К. Крупская, А.П. Усова, К.Д. Ушинский).

Мысли чувства, которые волнуют нас, близки многим представителям «малых народов». Мы забыли чувашские национальные традиции, а самое главное – забыли свой родной язык – чувашский. И что обидно, ведь любой народ нашей страны знает и бережно хранит свои национальные песни, танцы. Знает ли кто-нибудь из нас хотя бы одну чувашскую народную песню от начала до конца? Утвердительных ответов мало будет. А ведь так хочется сказать словами чувашского поэта Педера Хузангая:

Поднимайся с новой силой,

 Год из года расцветай,

Край чувашский, край наш милый,

Благодатный волжский край!

Чтобы формировать чувство любви к своей Республики – Чавашъен, нужно воспитывать у детей эмоционально-положительные отношения к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях Чувашского края, природы и истории; формировать стремление принести посильную помощь взрослым, родной природе, своей Республике.

Особую роль в развитии особого глубоко осознанного чувства у детей играют знания. Чтобы овладеть такими знаниями нам необходимо дать географическое и природоведческое представление о Республике Чавашъен, ее истории, традициях населяющих его людей.

Но прежде всего, нужно изучить каждого ребенка индивидуально по мере поступления в детский сад – в группу. Для систематической работы с детьми, прежде всего надо составить план, в котором будет предусмотрено:

  1. взаимоотношения воспитателя и ребенка в ходе формирование группы;
  2. обучению чувашскому языку - привитие любви к  родному языку;                  
  3. приобщение детей к традициям чувашской национальной культуры.

Бесспорно, что основа личности закладывается в семье, даже самое хорошее учреждение не может дать ребенку всего того, что дает семья. Зачастую наши дети остаются глухи к добру, сочувствию, сопереживанию, не всегда могут проникнуться чужой радостью и болью.

Основная задача изучения чувашского языка - развитие первоначальных умений навыков практического владение чувашским языком в устной форме, ознакомить чувашским национальным искусством, обычаями, традициями. К проблеме обучения чувашскому языку надо привлекать родителей и проводить занятие по согласованию с ними.

При проведении занятий по обучению детей чувашскому языку используются разнообразные приемы и методы, разного вида наглядности. Усвоение  детьми нового слова представляет лишь начальную степень обучения. Закрепление использование слово в речи начинается только после того как оно понятно детьми. Словарная работа тесно связано с выработкой навыков правильного произношения. Обучая детей правильно произносить звуки «а», «е», «у» в словах объяснить  значение каждого слова, громко отчетливо произнося его. Слова и предложения повторяются хором и по одному. Для упражнения произношения звука используют игровые приемы. Для того чтобы быстро запоминали слова предлагаются картинки, и игрушки.

Чувашский край издавна славится народными художественными промыслами. В нашем детском саду Внимание детей обращают на то, что наиболее богатым развитым видом прикладного искусства в культуре чувашского народа является вышивка. Свои знания и умения о вышивке дети могут  применить в аппликации из бумаги и ткани, в рисовании.

В экскурсии краеведческий музей вместе с детьми поможет дополнить и расширить знания детей про свой край - Чавашъен.  После такого посещения у детей проявляется чувства гордости за чувашский народ.  Знакомя детей чувашским языком нельзя забывать и об их народных традициях.

Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовало от предшествующих поколений. Одним словом, традиционными следует считать то, выдержано испытанием временем, что уцелела для современности. Традиционными могут быть черты личности, идеи, взгляды, вкусы, обычаи, песни и праздники. Традиции связаны историей народа, с условиями жизни, отражают прошлое и настоящее.

Трудолюбие стало чертой, определяющий чувашский национальный облик. Работу со  знакомством можно начать от простого, со знакомства с чувашскими пословицами и поговорками, ведь они учат детей трудолюбию. Пословицы и поговорки должны быть как на русском, так и на чувашском языках.

Раскрывая значение, смысл пословиц , позволяет расширить кругозор детей, лучше узнать жизнь и быт чувашского народа. А трудовая деятельность тесно связанно умственным воспитанием. Труд и прекрасное у чувашей всегда выступали  в тесном единстве, и оно создавалось в нем.

Наш Чувашский край всегда притягивал к себе красивой природой, своими традициями и обычаями и от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции чувашского народа.

Литература

1.Волков Г.Н. Трудовые традиции чувашского народа: Этнопед. Очерк. - Чебоксары  Чувашкнигоиздат,

 2. Бытовая культура чувашей: (Материала к историко-этнографическому атласу) - Чебоксары, 1985г. (сборник статей)

3.Чувашии: современные этнокультурные процессы. Отв.редактор В.В.Пименов. - М.: «Наука», 1988г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по приобщению детей к истокам русской национальной культуры

Перспективный план по приобщению детей к истокам русской национальной культуры для детей старшей группы....

Консультация для родителей: «Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре»

Изучение традиций, быта народов республики Татарстан позволяет естественно сочетать обучение и воспитание...

Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события. Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная».

Презентация к сообщению - Развитие   художественного  творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события.Тема:...

Развитие художественного творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события. Тема: «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная».

Развитие   художественного  творчества и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе специально организованного образовательного события.Тема: «Приобщение детей к...

Мастер-класс для педагогов «Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер-класс для педагогов«Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста  к национальной культуре и традициям русского народа»...