Литературная гостиная «В мире словарей и энциклопедий»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Лычагина Валентина Эрбертовна

Литературная гостиная «В мире словарей и энциклопедий» 

Слова – это образы, словарь – это Вселенная в алфавитном порядке. Собственно говоря, словарь есть книга в самом широком значении слова.

       Все другие книги содержатся в ней: суть лишь в том, чтобы извлекать их из неё. По замыслу инициаторов проведения праздника он должен отмечаться ежегодно во всех учебных заведениях, школах, садах, библиотеках, музеях, культурных центрах, книжных магазинах. Главная задача праздника – повысить общую культуру пользования справочной литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 города Кропоткин

Муниципального образования Кавказский район

Конспект

открытого занятия по развитию речи

с детьми подготовительного возраста

в группе компенсирующей направленности

Литературная гостиная

«В мире словарей и энциклопедий»

                                                                            Подготовила и провела

                                                                                              Учитель-логопед МБДОУ д/с №1:

                                                            Лычагина В.Э     

г.Кропоткин 2024г

Литературная гостиная

«В мире словарей и энциклопедий»

Цель:

Знакомство воспитанников с историей праздника.

Задачи:

- воспитывать эстетическое воспитание,

 - привить любовь к научной литературе,

- расширять знания о словарях и энциклопедиях,  показать их многообразие и      назначение,

- расширять кругозор,

-  расширять словарный запас через участие в словесно - речевых играх.

        Ход:

Логопед: Здравствуйте дорогие ребята, сегодня я хочу познакомить вас с праздником словарей и энциклопедий.

Логопед: Ребята как вы думаете, почему праздник словарей и энциклопедий  отмечают 22ноября? (дети называют разные варианты ответов), давайте я помогу ответить на этот вопрос. В этот день- День рождения великого русского писателя Владимира Ивановича Даля и в честь его стали праздновать этот праздник. Это очень интересный и познавательный праздник. Сегодня я  расскажу вам об истории этого праздника.

        Ребята обратите своё внимание на портрет писателя Владимира Ивановича Даля и на выставку словарей и энциклопедий  которую я для вас подготовила, обратите внимание какое существует разнообразие словарей и энциклопедий.

Логопед: Слова – это образы, словарь – это Вселенная в алфавитном порядке.

Собственно говоря, словарь есть книга в самом широком значении слова.

       Все другие книги содержатся в ней: суть лишь в том, чтобы извлекать их из неё. По замыслу инициаторов проведения праздника он должен отмечаться ежегодно во всех учебных заведениях, школах, садах, библиотеках, музеях, культурных центрах, книжных магазинах. Главная задача праздника – повысить общую культуру пользования справочной литературой.

Ребята, скажите, а  где можно найти ответы на вопросы?

(ответы детей)

Я загадаю вам загадку, а вы её  отгадаете и мы узнаем правильный ответ:

Я все знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться.

(энциклопедия)

Для того чтобы узнать всё что нас интересует нам для этого понадобятся энциклопедии они ответят на любые вопросы, расскажут много полезного. Людям очень интересно их читать.

Логопед: ребята, отгадайте еще одну мою загадку:

Есть листок, есть корешок

А не куст и не цветок.

Нет лап, нет рук.

А приходит в дом как друг.

На колени к маме ляжет,

Обо всём тебе расскажет.

Дети: (книга)

Логопед: Правильно ребята ,это книга.

      А вы любите книги? Какие? (дети называют любимые книги). А кто вам чаще всего читает книги? А нужно ли беречь книги? Почему? (дети отвечают)

Логопед: давайте вместе с вами вспомним правила обращения с книгами:

- Листай книгу чистыми руками,

- не читай книгу во время еды,

- не загибай углов на книге, а пользуйся закладками,

- не рви страницы в книгах,

- не рисуй и не пиши в книгах,

- не клади в книгу карандаши и ручки.

Я ещё одну загадаю вам загадку, а вы её отгадаете:

По улице не ходит, 

В окно не глядит, 

Никого не спрашивает, 

Но все знает. 

Кто его открывает, 

Тот все понимает.

( Словарь)

Логопед: Что такое словарь? А, какие вы знаете словари?

Дети отвечают : Словарь это собрание слов в алфавитном порядке.

Словари бывают большие и маленькие, толстые и тонкие, для взрослых и детей, по математике, истории, медицине и технике. В словарях слова расположены в алфавитном порядке.

      «Словарь – это не просто книга, он собой завершает и одновременно предвосхищает множество книг, он подводит итог развитию языка и прокладывает ему пути в будущее. Словари заслуживают своего праздника, и в России нет для этого более подходящей даты, чем день рождения Владимира Ивановича Даля».

     Ни один из  словарей не раскрывает словообразовательные возможности русского языка как это делает словарь Владимира Даля. Предшественниками современных словарей были рукописные, а затем и печатные словари эпохи средневековья.

     К сожалению, на нашей выставке  есть небольшая часть существующих словарей и энциклопедий.

  Ну, сейчас я предлагаю вам поиграть в интересные и познавательные игры и  выполнить увлекательные задания.

Игра «Продолжи пословицу»

Кто много читает, тот много знает.

С книгой поведешься – ума наберешься.

Книга – твой друг, без нее как без рук.

С книгой жить – век не тужить.

Хорошая книга – лучший друг.

Будешь книги читать — будешь все знать.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Молодцы ребята, знаете вы пословицы!

Игра «Четвертый лишний»

Логопед:  выкладывает перед игроками четыре предмета.

Три из предложенных предметов относятся к одной группе предметов, четвертый - к другой группе. Дети называют лишний предмет, объясняя свой выбор.

Например: яблоко, груши, апельсин -это фрукты, а лук - это овощ. Поэтому лук лишний.)

Овощи- фрукты.

Баклажан, перец, лимон, лук (лимон)

Учебные вещи – игрушки.
Портфель, кукла, доска, глобус (кукла)


одежда – обувь
куртка, сапоги, футболка, брюки (сапоги)

дикие и домашние животные

баран, лошадь, медведь, корова (медведь)

ёж, мышка, кошка, белка (кошка)

После того как дети исключают лишнее слово, предложить объяснить его значение.

Ребята, а как называется словарь ,в котором описывается значение (толкование) слов?

Дети отвечают : Толковый словарь

Физминутка

Потрудились – отдохнем

Встанем, глубоко вздохнем

Руки в стороны, вперед.

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать

Руки вниз и верх поднять

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Логопед: Ребята, а как можно одним словом назвать слова с противоположным значением? Дети отвечают(антонимы). А вы помните как называется словарь, который содержит слова антонимы? (Словарь антонимов).

Молодцы ребята, правильно.

Логопед: ребята, хотите еще поиграть? Дети отвечают. Тогда предлагаю поиграть в игру : «Скажи наоборот»

Игра «Скажи наоборот» 

Ну-ка, дети, не зевайте!
Слово быстро изменяйте!

Слон большой, а комар…

 Камень тяжёлый, а пушинка…

 Золушка добрая, а мачеха… 

Днём светло, а ночью…

Друзья иногда ссорятся, но легко

Сначала гостей встречают, а потом… 

Логопед: Ребята я предлагаю вам проверить  вашу не только сообразительность , но и ловкость  и поиграть в игру:

Игра  «Собери букву» (разрезные картинки)

Дети собираю разрезные картинки с изображением букв, и соревнуются кто быстрее соберёт свою букву.

(А, О, У, М, Н, Ш, Т, Р, С, П)

Игра : Узнай, что (кто) это?»
Догадайся по описаниям, о каких предметах идет речь.
1.Голубое, ясное, чистое, безоблачное … (небо)
2. Ветвистая, колючая, зеленая, пушистая …(ель)
3. Старый, кирпичный, двухэтажный … (дом)
4. Молочные, больные, коренные … (зубы)
5. Бурый, белый, косолапый … (медведь)
6. Злая, сторожевая, дворовая … (собака)
7. Теплые, шерстяные, вязаные … (варежки)
8. Яркие, разноцветные, акварельные … (краски)
9. Рыжая, хитрая, пушистая … (лиса)
10. Легкий, воздушный, круглый … (шар)

Игра «Прочитай слово по первым буквам слов»

  1. КОТ, ИГЛА, ТОРТ (КИТ);
  2. ДЕРЕВО, ОКНО, МОРКОВЬ (ДОМ);
  3. ЗОНТ, ИГЛА, МЕДВЕДЬ, АЙБОЛИТ (ЗИМА);
  4. ШАР, УЛИТКА, БЕЛКА, АВТОБУС (ШУБА);

Логопед: ребята, давайте вернемся к книгам, вы помните из чего состоит книга?

Дети перечисляют (обложка, страницы, переплет, иллюстрации) .А что вам больше всего нравится в книгах? (иллюстрации). Кто рисует иллюстрации для книг? Дети отвечают: иллюстратор. Правильно, ребята, напоминаю иллюстратор - это художник, выполняющий иллюстрации к книгам, журналам, мультфильмам.

Логопед: Давайте сейчас представим, что вы художники-иллюстраторы и вам необходимо нарисовать иллюстрацию к вашей любимой книге (сказке). Каждый из вас нарисует дома иллюстрацию к какой -нибудь сказке и принесёт в детский сад , и мы  с вами сделаем свою книгу сказок нашей группы.

       Вот таким познавательным получилось  наше сегодняшнее занятие. А, я сегодня хочу вас угостить конфетками в форме книги. С праздником дорогие друзья, с Днем словарей и энциклопедий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально-литературной гостиной для детей групп старшего дошкольного возраста на тему: "Наш город Торопец, воспетый в стихах и песнях"

Это мероприятие явилось составной частью  Дня родного края, который мы ежегодно проводим в рамках зимних каникул в ДОУ....

Конспект НОД "Литературная гостиная по произведениям С. Я. Маршака"

Непосредственная образовательная деятельность с использованием ИКТ. Обобщает знания детей о творчестве С. Я. Маршака...

Ценность литературной гостиной для детей дошкольного возраста. Взаимодействие специалистов в проведении литературной гостиной.

Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объ...

Музыкально-литературная гостиная «В мире творчества С.Т. Аксакова»

Музыкально-литературная гостиная «В мире творчества  С.Т. Аксакова»...

Ознакомление дошкольников с литературой Литературная гостиная «Час литературного чтения»

Освоение задач литературного развития образовательной области «Речевое развитие» по направлению «Чтение художественной литературы» осуществляется в совместных видах деятельност...

Развлечение "День словарей и энциклопедий"

Развлечение для детей старшего возраста  "День словарей и энциклопедий"...

Литературная гостиная, посвящённая творчеству детской писательницы Эммы Эфраимовны Мошковской, Литературная гостиная, посвящённая творчеству детского писателя БОРИСА ЗАХОДЕРА

23 марта на первом корпусе в группе «Фантазёры» прошла Литературная     гостиная,посвящённая творчеству детской писательницыЭммы Эфраимовны Мошковской С целью созд...