Досуг «День словаря и энциклопедий» в старшей группе.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Филипченко Ядвига Сергеевна

 Основная цель занятия :Расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти.,Познакомить с разными видами словарей и энциклопедий, их назначением, с великим русским писателем В. И. Далем.,Расширять кругозор детей через формирование представлений о роли словарей, энциклопедий.,Продолжать учить внимательно слушать и выполнять правила игр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_slovarya_i_entsiklopediy.1doc.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                  Детский сад №1 города Кропоткин

                       Муниципального образования Кавказский район

 

                                            Конспект

                                               Досуг

                           «День словаря и энциклопедий»

                                  в старшей группе

                                                                                                                                                                                       

                                                                                               Воспитатель:

                                                                                               Филипченко

                                                                                               Ядвига Сергеевна

                                               Кропоткин 2024 г.

       Приоритетная образовательная область: познавательно - исследовательская, речевая, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая.

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости. . Расширить знания детей о словарях и энциклопедиях. показать их многообразие и назначение, расширять кругозор, расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. 

Задачи:

Образовательные:

 Познакомить с разными видами словарей и энциклопедий, их назначением, с великим русским писателем В. И. Далем.

Задачи:

Развивающие

- Расширять кругозор детей через формирование

представлений о роли словарей, энциклопедий. . Развивать творческую инициативу, логическое мышление;

- Продолжать учить внимательно, слушать и выполнять правила игр.

- Продолжать учить детей отгадывать загадки.

- Учить подбирать антонимы к словам. Развивать умение правильно формулировать свои мысли, давать полные ответы.

- Обогащать словарь детей словами : словарь, В. И. Даль.

Воспитательные - Воспитывать чувство гордости за русского писателя В. И. Даля,  Воспитывать культуру речи, любовь к русскому языку, 

Предварительная работа: чтение энциклопедий, рассматривание иллюстраций.

Оборудование: разные виды словаря, энциклопедий, фотография В. И. Даля. 

Ход:

 Воспитатель:

-Дорогие ребята!  мы сегодня отмечаем праздник – День словарей и энциклопедий.  Он отмечается в нашей стране в день рождения Владимира Ивановича Даля, именно он впервые стал собирать слова и создавать словарь «Толковый словарь живого великорусского языка». 22 ноября во всех библиотеках, музеях, книжных магазинах проводится «День словарей и энциклопедий».

 В толковом  словаре объясняются значения слов, в энциклопедическом же – даётся описание «устройства» вещей, история их возникновения.

Воспитатель:  Послушайте загадку:

                           Не куст а с листочками?

                           Не рубашка а сшита?

                           Не человек а рассказывает? (Книга), 

Дети отгадывают. В зал входит девочка-книга

Девочка-Книга: Книга – учитель,
                              Книга – наставница,
                              Книга – близкий товарищ и друг,
О. Набоков

Воспитатель: Сегодня мы и поговорим о том, где «хранятся» слова и ребята тебе в этом помогут. Поможете, ребята? Отгадайте другую загадку.

                               Я очень даже много знаю

                               И на вопросы отвечаю –

                               Что есть, что было встарь.

                               Ну а зовут меня (Словарь.)

Дети отвечают.

Девочка-Книга: Где хранятся слова? Что такое словарь? Какие вы знаете словари?

Воспитатель: Слова «хранятся» в разных словарях. Словарь-собрание слов в алфавитном порядке, устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык.

 Одни помогают правильно писать слова, такие как орфографический словарь. Другие объясняют значение слов -толковые словари,

 третьи расширяют кругозор - энциклопедии.

Много разных сведений можно получить из словарей, поэтому и говорят: «Словарь - твой друг, без него, как без рук». В умелых руках словари могут оказать значительную пользу. Словари бывают большие и маленькие, толстые и тонкие, для взрослых и детей, по математики, истории, медицины и техники. В словарях слова расположены в алфавитном порядке. Изучая словари можно расширить свой словарный запас.

У меня здесь много словарей,

 Игра «Скажи наоборот»

Воспитатель:

Ну-ка, дети, не зевайте!
Слово быстро изменяйте!

Слон большой, а комар… Камень тяжёлый, а пушинка… Золушка добрая, а мачеха… Зимой погода холодная, а летом…  Днём светло, а ночью… Сегодня мне весело, а вчера было… Заяц скачет быстро, а черепаха ползёт… Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом…  Друзья иногда ссорятся, но легко…  Воспитатель спрашивает, а дети… Утром дети приходят в детский сад, а вечером… Сначала гостей встречают, а потом… При встрече здороваются, а при расставании…

Ведущий:

Вот и подходит к концу наше знакомство со словарями. Хочется верить, ребята, что  оно перерастёт в крепкую дружбу. Пользуйтесь словарями русского языка, они помогут сделать вашу речь богатой и выразительной

Воспитатель:

Словари – наши помощники. Чем раньше мы с ними заведём дружбу, научимся ими пользоваться, тем шире будет наш кругозор, основательнее будут наши знания. А как же люди получить ответы на свои вопросы? (Дети отвечают)

Воспитатель: Можно спросить у других людей, у взрослых; можно узнать об этом, посмотрев телевизор; можно и самостоятельно получить ответ на вопрос, если внимательно наблюдать или рассматривать интересующий предмет или явление

 Воспитатель: Да, на многие вопросы можно получить ответ в книгах. А какие бывают книги? (Дети отвечают (Они должны дать полный ответ) 

 Воспитатель: Есть книги большие и маленькие, с картинками и без картинок, для детей и взрослых, учебники по которым учатся дети в школе, книжки-малышки, они маленького размера, книжки-раскраски. (Показываю на выставку)

Во-ль: Молодцы, много знаете о книгах. Они все разные. А сегодня мы познакомимся с необычными книгами. Эти книги, дети, называются энциклопедиями           

                                  Инсценировка Стих про энциклопедию.

Выходят трое детей

Воспитатель:У бабули - внук и внучка -

                        Почемук и Почемучка

                        Целый день свои вопросы

                        Задаёт народ курносый:

Почемук:        Почему зелёный лист?

                        Почему поёт артист?

Почемучка :   Почему усы у кошки?

                         Почему у стула ножки?

 Почемук:        Почему  огонь горит?

                         Почему орёл парит?

 Почемучка:    Почему растёт трава?

                         Почему шумит листва?»

Воспитатель:   Бабушка весь день в очках

                          Проверяет в словарях,

                          Выясняет для внучат,

Почемук:          Почему ручьи журчат,

                          Почему зимой мороз,

Почемучка:      Почему шипы у роз,

                          Почему ревёт медведь,

Почемук:          Почему сверкает медь,

                           Почему бывает дождик,

                           Почему колючий ёжик.

Воспитатель:    Ну и внучка! Ну и внук!

                           Время не тянули!

                           Быстро «доктором наук»

                           Сделали бабулю!

                  Воспитатель показывает энциклопедию и объясняет.

Воспитатель: Посмотрите, она гораздо больше других книг по размеру, толщине, в них много цветных картинок. Эти книги не похожи ни на сказки, стихи, рассказы. Энциклопедии дают нам ответы на все наши вопросы, наши почему, которые нас интересуют? Энциклопедии помогут объяснить нам очень многое, а главное правильно. Например, как появились первые люди, земля, животные. Почему люди ходят по земле и на многие другие вопросы. Поэтому есть энциклопедии про животных, растений, цветах, о профессиях и другие. У меня в руках энциклопедия про животных. Что вы знаете про белых медведей? (Ответы детей) А теперь я зачитаю что написано про них в энциклопедии. (Читаю)

А что вы знайте про сову?

А где мы можем увидеть верблюдов? (В зоопарке)

   Девочка- Книга приглашает  детей за столы для рассматривания словарей и энциклопедий. (Дети рассматривают)

Воспитатель: Посмотрите какие эти книги интересные, красочные. (Поменять книги между детьми)

Девочка-Книга: А теперь мне хочется поиграть.

Игра  она называется «Что любит книжка?» и ещё раз убедимся что ей нравится.

Я буду называть слова, а вы говорите,. любит это книга или нет. Если любит-«Да», не любит-«Нет»

Что любит книжка?

Обложку. — Да.

Грязные руки. — Нет.

Закладку. — Да.

Дождик и снег. — Нет.

Бережное отношение. — Да.

Ласку. - Да.

Яичницу. - Нет.

Чистые руки. - Да.

Валяться на полу. — Нет.

1. Книги нужно смотреть и читать бережно, аккуратно: в книгах нельзя рисовать, нельзя рвать, загибать страницы.

2. Чужие книги, которые мы берем почитать, например, у друзей или соседей, нужно одевать обложки, чтобы они не испачкались.

3. Книги нельзя читать в грязных или мокрых местах, брать грязными руками.

4. Чтобы узнать, на чем мы остановились при чтении книги, следует использовать закладки.

Дети теперь мы запомним эти правила и никогда не будем обижать книги, ведь они наши друзья.

Воспитатель: Дети, с какой книгой вы сегодня познакомились?

Дети: со словарем и энциклопедией

Воспитатель: А чем энциклопедия отличается от других книг? Энциклопедию не прочитаешь сразу как сказку, ее нужно изучать Ребята, если вам не понятно какое-то слово, попросите взрослых открыть толковый словарь и прочитать его значение. Словари – наши помощники, без них не могут обойтись писатели, журналисты, директор, учитель и мы с вами. Обращайтесь за помощью к словарям.

Девочка-книга: Я хочу с вами поиграть

                      Дидактическая игра «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: бросая мяч детям, задаём вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч девочке –книге.

-что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко)

-что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка)

-что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф)

-что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока)

Воспитатель: Мне понравилось, как вы активно работали, отвечали на вопросы. Спасибо вам.

                Дети получают  на память маленькие детские книжки-энциклопедии.

Дети садятся за столы и рассматривают энциклопедии. Наш досуг закончен. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг «23 февраля – день защитника Отечества» для детей старшей группы с участием родителей.

Досуг «23 февраля – день защитника Отечества» для детей старшей группы с участием родителей....

Сценарий досуга, в детском саду» для детей старшей группы «День государственного флага российской федерации»

Цель: формировать основы патриотизма, воспитывать любовь и уважение к своей Родине, вызвать у детей положительный эмоции.Задачи:•Закреплять знание детей о символическом значении цветов государств...

Развлечение "День словарей и энциклопедий"

Развлечение для детей старшего возраста  "День словарей и энциклопедий"...

Сценарий спортивного досуга с участием родителей "23 февраля - День защитника Отечества" для воспитанников старшей группы детского сада.

Цель: Привлечение родителей воспитанников к совместному активному отдыху: родитель – участник, а не пассивный зритель. Воспитание основ здорового образа жизни....

Конспект Спортивный досуг «День мяча и обруча» в старшей группе

Основная цель спортивного досуга:Совершенствование двигательных  умений  и навыков  детей в  процессе упражнений и игр с мячом и обручем..Формировать у детей потребность в здоровом...

Конспект досуга по физкультуре «День здоровья зимой» для детей старшей группы

Данный материал поможет инструктору физкультуры, воспитателю при проведении "Дня здоровья " в спортзале....

Сценарий досуга "День словарей и энциклопедий" для детей старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка сценария досуговой деятельности для детей старшей группы детского сада на тему "День словарей и энциклопедий"...