Урок чтения Шарль Перро "Кот в сапогах" для подговительной школе группе
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Прокопьева Светлана Ивановна

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Балаганский детский сад № 1

 

 

 

 

 

 

 

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе

Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Составил и провел воспитатель

высшей квалификационной категории:

Прокопьева Светлана Ивановна

 

 

 

 

п. Балаганск

2024 г.

 

Цель: познакомить детей со сказкой Шарля Перро «Кот в сапогах», закрепить названия знакомых сказок. 

Образовательные задачи:

 1. Учить определять поступки героев и соотносить их со своими действиями;

  2. Побуждать детей понимать сюжет;

  3. Учить анализировать произведение;

  4.Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки;

Развивающие задачи:

1. Развивать умение действовать согласованно;

3. Развивать воображение, фантазию, мышление;

4. Развивать устную, монологическую и диалогическую речь связную речь детей;

5. Способствовать развитию у детей умения сотрудничать с воспитателем и друг с другом;

 Воспитательные задачи:

1. Формировать навык работы в коллективе.

 2. Прививать детям доброту;

3. Способствовать созданию дружеской атмосферы в коллективе детей;

 4. Воспитывать у детей интерес к чтению художественной литературы;

 

Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы.

 Речевой материал:

 1. Названия сказочных героев- «Гуси – лебеди», «Царевна –лягушка», «Маша и медведь», «Крошечка-Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Мальчик-с пальчик», «Красная шапочка», «Спящая красавица»;

 2. Игра «Добавь словечко»

 3. Игра «Волшебное дерево»

 4. Игра «Сложи сказку из разрезных картинок»

 4. Загадки.

 

Оборудование:

 1. Картинки с изображениями сюжетов сказок;

 2. Волшебное дерево;

 3. Текст сказки Ш. Перро «Кот в сапогах»

 4. Раздаточный материал по количеству детей:

 

 

 

 Ход занятия

I. Вводная часть

 1. Организационный момент.

Воспитатель и дети стоят в кругу:

Ребята сегодня мы с вами опять попадём в волшебную страну.

Но сначала давайте поприветствуем друг друга.

Здравствуй небо (руки вверх).

Здравствуй Земля (приседают).

Здравствуйте мои друзья (руки вперед).

1,2,3,4,5 (загибают пальцы рук).

Вместе мы в кругу опять (берутся за руки).

Повторение пройденного материала.

Ребята. А вы любите сказки? А скажите, что такое народная сказка. (Ответы детей)

Да, правильно, народная сказка — это сказка которую придумал народ. Давайте проверим, знаете ли вы народные сказки. Я буду загадывать вам загадки, а вы их отгадывайте.

(Дети подходят к столу берут картинку, соответствующую отгадке, и прикрепляют к доске.)

Воспитатель загадывает детям загадки:

1.Загадки

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

(сестрица Аленушка и братец Иванушка)

 

У всех жёнушки как жёны,

У него – лягушка,

Но в итоге будет рад

Этому Ванюша.

(Царевна-лягушка)

 

При честном при всем народе

Едет печка по дороге.

Кто на печке той сидит?

Что нам сказка говорит?

И в какой же это сказке

Печка едет, как салазки?

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

 (Емеля)

 

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка!

(Снегурочка)

 

Вышел дедка в огород.

Видит — чудо там растет:

Кругла, а не мячик,

Желта, а не солнце,

С хвостом, а не мышь...

И никак не вытащишь.

(Репка)

 

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной,

Он, сам того не ведая,

Несет ее домой.

А дорога — нелегка,

А корзина — высока.

Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.

(Маша и медведь)

 

Молодцы, загадки отгадали и сказки народные узнали.

Ребята, а вы догадались в какую волшебную страну мы с вами сегодня попадём. (Ответы детей)

II. Основная часть

Правильно ребята, мы с вами отправляемся в страну сказок.

Нам надо произнести волшебные слова, при помощи которых мы с вами окажемся в сказке.

Мы покружимся,

Мы повертимся,

И со сказкой

Скоро встретимся.

 

(Дети хором повторяют эти слова)

 Вот мы с вами и попали в страну сказок. И я предлагаю вам поиграть в интересную игру и узнать название сказки. Задача у вас такая. Я буду называть вам одно слово героя сказки, а вы мне второе, например, я, говорю гуси, а вы лебеди. Всем понятно. Начинаем.

2.      Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Царевна-

Гуси –

Крошечка –

Маша и –

Сивка –

Мальчик с –

Спящая–

Красная –

3. Введение темы сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»

Молодцы, а как вы думаете здесь все сказки народные?

(Ответы детей)

Правильно, у трёх сказок, есть автор. А как такие сказки называются?

(Ответы детей)

Правильно авторскими или литературными. А какой автор объединяет последние три сказки?

(Ответы детей)

Да это известный сказочник, автор многих сказок Шарль Перро.

Какие сказки Шарля Перро вы помните?

(Ответы детей)

(Золушка, Красавица и чудовище, Красная шапочка, Мальчик с пальчик, Ослиная шкура, Пряничный домик, Синяя борода, Спящая красавица.)

Сегодня мы тоже с вами вспомним одну из сказок Ш. Перро, отгадайте ее.

Кот в–

Правильно это сказка «Кот в сапогах».

Но в начале я хочу вас познакомить с биографией этого замечательного писателя.

Показ портрета Ш. Перро и рассказывание его биографии.

Шарль Перро — это известный французский писатель-сказочник. Он родился в многодетной семье в Париже. Шарль был младшим, седьмым ребёнком. Образованием и воспитанием детей в их семье занималась мать. Всё свое время она посвящала своим малышам- она учила их читать, рисовать, писать. В 8 лет Шарль пошёл в школу и учился так хорошо, что ни разу не был бит розгами, что по тем временам была большая редкость, так как за любую провинность и невыученные уроки в те времена дети были биты розгами.

По профессии Шарль Перро был адвокатом, автором научных трудов, академиком. Но всемирную известность ему принесли сказки, хотя он этого немного стеснялся.

Перро с детства любил сам слушать сказки, а когда вырос, стал их собирать. Он записывал услышанные тексты, а потом пересказывал их, дополняя новыми деталями, менял образами персонажей.

Первый сборник сказок Шарль Перро напечатал под именем своего сына Пьера. Писатель боялся, что его, известного учёного, не поймут и осудят за такую несерьёзную работу, как пересказ сказок.

Под именем сына был издан и второй сборник «Сказки матушки гусыни». В него вошли известные и любимые по сей день сказки писателя. Позже историки долго разбирались, кому же принадлежат эти сказки. И только через 20 лет после смерти Шарля Перро, изучив рукописи и переписку отца и сына, они пришли к выводу: настоящий автор Шарль Перро.

Шарль Перро написал свои сказки так увлекательно. Что спустя 300 лет дети всего мира читают их перечитывают. И мы с вами тоже это сделаем.

А теперь усаживайтесь поудобней и будем слушать сказку «Кот в сапогах». Будьте внимательны, чтобы потом правильно ответить на вопросы сказки.

Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах», дети слушают.

Ребята, вы прослушали сказку, давайте немного разомнемся.

4.Физкультминутка

То прогнет,

То выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед -

Это делает зарядку

Наш Маркиз -

Пушистый кот.

Чешет он себя за ушком,

Жмурит глазки и урчит.

У Маркиза все в порядке:

Когти, шерсть и аппетит.

 

5. Беседа по содержанию сказки:

Провели разминку, а теперь давайте продолжим, поговорим о сказке и ее героях.

• Как называется сказка, которую вы прослушали? Кто ее автор?

• Сколько детей было у мельника? (трое)

• Как разделил своё хозяйство мельник между сыновьями?

• (Старшему – мельница, среднему – дом, младшему – кот)

• Чем удивил кот своего хозяина?

• Что попросил Кот у нового хозяина? (Сапоги)

• Кого поймал Кот в поле? (Кролика)

• Кому Кот подарил кролика? (Королю)

• Кого поймал Кот на второй день? (Двух куропаток)

• Что дал король Коту в сапогах? (Мешок с золотом)

• Что Кот в сапогах велел сделать своему хозяину? (Искупаться в реке)

• Какое имя придумал Кот для своего хозяина? (Маркиз де Карабас)

• Куда ехал король с принцессой? (На обед к Маркизу де Карабасу)

• Как Кот в сапогах обхитрил Великана – Людоеда?

• Как вы думаете, почему Кот в сапогах победил Великана Людоеда?

• Кот какой? (Ответы детей)

(хитрый, умный, ловкий, быстрый, находчивый, смелый, сильный)

Молодцы, правильно ответили на все вопросы, это значит, что вы очень внимательно слушали сказку.

 

6. Игра «Разрезные картинки»

Ребята, а давайте проверим, как быстро вы умеете собирать разрезные картинки по сюжетам сказки.

Для этого мы разделимся на 4 команды, каждой команде надо собрать свою картинку, посмотрим, какая из команд справится быстрее. (На столах лежат разрезные картинки, «Кот в сапогах»)

Все команды справились, собрали картинки, молодцы.

7. Закрепление темы.

Ребята, вы вспомнили все интересные моменты сказки, рассказали о главных героях.

А как вы думаете сказка «Кот в сапогах» волшебная?

И какое в ней происходит волшебство?

Вот и у нас в группе произошло волшебство, выросло «Волшебное дерево».

8.Дидактическое упражнение: «Волшебное дерево»

 На нашем дереве карточки. Но карточки эти не простые: изображения закрыты. Вам надо подойти к волшебному дереву, выбрать карточку, посмотреть и сказать, подходит или нет эта карточка к сказке «Кот в сапогах», и объяснить, почему вы так думаете?

III. Заключительная часть

 9. Подведение итогов. Обобщение материала

Наше путешествие в мир сказки на сегодня заканчивается.

 Ребята, давайте вспомним, Какую сказку я вам сегодня прочитала? (Ответы детей)

 Кто автор сказки? (Ответы детей)

 Как называют сказки, у которых есть автор? (Ответы детей)

Понравилась ли вам сказка? (Ответы детей)

Что в нашем занятии запомнилось вам больше всего? (Ответы детей)

 10. Домашнее задание:

1. Дома пересказать сказку родителям.

2.Нарисовать сюжет сказки Ш. Перро «Кот в сапогах», рисунки принести в детский сад, и мы с вами устроим выставку рисунков по прочитанной сказке.

 Все хорошо сегодня старались. Молодцы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_2024.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Балаганский детский сад № 1

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе

Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»

                                                                     Составил и провел воспитатель

высшей квалификационной категории:

Прокопьева Светлана Ивановна 

п. Балаганск

2024 г.

Цель: познакомить детей со сказкой Шарля Перро «Кот в сапогах», закрепить названия знакомых сказок.  

Образовательные задачи:

 1. Учить определять поступки героев и соотносить их со своими действиями;

  2. Побуждать детей понимать сюжет;

  3. Учить анализировать произведение;

  4.Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки;

Развивающие задачи:

1. Развивать умение действовать согласованно;

3. Развивать воображение, фантазию, мышление;

4. Развивать устную, монологическую и диалогическую речь связную речь детей;

5. Способствовать развитию у детей умения сотрудничать с воспитателем и друг с другом;

 Воспитательные задачи:

1. Формировать навык работы в коллективе.

 2. Прививать детям доброту;

3. Способствовать созданию дружеской атмосферы в коллективе детей;

 4. Воспитывать у детей интерес к чтению художественной литературы;

Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы.

 Речевой материал:

 1. Названия сказочных героев- «Гуси – лебеди», «Царевна –лягушка», «Маша и медведь», «Крошечка-Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Мальчик-с пальчик», «Красная шапочка», «Спящая красавица»;

 2. Игра «Добавь словечко»

 3. Игра «Волшебное дерево»

 4. Игра «Сложи сказку из разрезных картинок»

 4. Загадки.

Оборудование:

 1. Картинки с изображениями сюжетов сказок;

 2. Волшебное дерево;

 3. Текст сказки Ш. Перро «Кот в сапогах»

 4. Раздаточный материал по количеству детей:

 

 Ход занятия

I. Вводная часть

 1. Организационный момент.

Воспитатель и дети стоят в кругу:

Ребята сегодня мы с вами опять попадём в волшебную страну.

Но сначала давайте поприветствуем друг друга.

Здравствуй небо (руки вверх).

Здравствуй Земля (приседают).

Здравствуйте мои друзья (руки вперед).

1,2,3,4,5 (загибают пальцы рук).

Вместе мы в кругу опять (берутся за руки).

Повторение пройденного материала.

Ребята. А вы любите сказки? А скажите, что такое народная сказка. (Ответы детей)

Да, правильно, народная сказка — это сказка которую придумал народ. Давайте проверим, знаете ли вы народные сказки. Я буду загадывать вам загадки, а вы их отгадывайте.

(Дети подходят к столу берут картинку, соответствующую отгадке, и прикрепляют к доске.)

Воспитатель загадывает детям загадки:

1.Загадки

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

(сестрица Аленушка и братец Иванушка)

У всех жёнушки как жёны,

У него – лягушка,

Но в итоге будет рад

Этому Ванюша.

(Царевна-лягушка)

При честном при всем народе

Едет печка по дороге.

Кто на печке той сидит?

Что нам сказка говорит?

И в какой же это сказке

Печка едет, как салазки?

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

 (Емеля)

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка!

(Снегурочка)

Вышел дедка в огород.

Видит — чудо там растет:

Кругла, а не мячик,

Желта, а не солнце,

С хвостом, а не мышь...

И никак не вытащишь.

(Репка)

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной,

Он, сам того не ведая,

Несет ее домой.

А дорога — нелегка,

А корзина — высока.

Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.

(Маша и медведь)

Молодцы, загадки отгадали и сказки народные узнали.

Ребята, а вы догадались в какую волшебную страну мы с вами сегодня попадём. (Ответы детей)

II. Основная часть

Правильно ребята, мы с вами отправляемся в страну сказок.

Нам надо произнести волшебные слова, при помощи которых мы с вами окажемся в сказке.

Мы покружимся,

Мы повертимся,

И со сказкой

Скоро встретимся.

(Дети хором повторяют эти слова)

 Вот мы с вами и попали в страну сказок. И я предлагаю вам поиграть в интересную игру и узнать название сказки. Задача у вас такая. Я буду называть вам одно слово героя сказки, а вы мне второе, например, я, говорю гуси, а вы лебеди. Всем понятно. Начинаем.

2.        Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Царевна-

Гуси –

Крошечка –

Маша и –

Сивка –

Мальчик с –

Спящая–

Красная –

3. Введение темы сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»

Молодцы, а как вы думаете здесь все сказки народные?

(Ответы детей)

Правильно, у трёх сказок, есть автор. А как такие сказки называются?

(Ответы детей)

Правильно авторскими или литературными. А какой автор объединяет последние три сказки?

(Ответы детей)

Да это известный сказочник, автор многих сказок Шарль Перро.

Какие сказки Шарля Перро вы помните?

(Ответы детей)

(Золушка, Красавица и чудовище, Красная шапочка, Мальчик с пальчик, Ослиная шкура, Пряничный домик, Синяя борода, Спящая красавица.)

Сегодня мы тоже с вами вспомним одну из сказок Ш. Перро, отгадайте ее.

Кот в–

Правильно это сказка «Кот в сапогах».

Но в начале я хочу вас познакомить с биографией этого замечательного писателя.

Показ портрета Ш. Перро и рассказывание его биографии.

Шарль Перро — это известный французский писатель-сказочник. Он родился в многодетной семье в Париже. Шарль был младшим, седьмым ребёнком. Образованием и воспитанием детей в их семье занималась мать. Всё свое время она посвящала своим малышам- она учила их читать, рисовать, писать. В 8 лет Шарль пошёл в школу и учился так хорошо, что ни разу не был бит розгами, что по тем временам была большая редкость, так как за любую провинность и невыученные уроки в те времена дети были биты розгами.

По профессии Шарль Перро был адвокатом, автором научных трудов, академиком. Но всемирную известность ему принесли сказки, хотя он этого немного стеснялся.

Перро с детства любил сам слушать сказки, а когда вырос, стал их собирать. Он записывал услышанные тексты, а потом пересказывал их, дополняя новыми деталями, менял образами персонажей.

Первый сборник сказок Шарль Перро напечатал под именем своего сына Пьера. Писатель боялся, что его, известного учёного, не поймут и осудят за такую несерьёзную работу, как пересказ сказок.

Под именем сына был издан и второй сборник «Сказки матушки гусыни». В него вошли известные и любимые по сей день сказки писателя. Позже историки долго разбирались, кому же принадлежат эти сказки. И только через 20 лет после смерти Шарля Перро, изучив рукописи и переписку отца и сына, они пришли к выводу: настоящий автор Шарль Перро.

Шарль Перро написал свои сказки так увлекательно. Что спустя 300 лет дети всего мира читают их перечитывают. И мы с вами тоже это сделаем.

А теперь усаживайтесь поудобней и будем слушать сказку «Кот в сапогах». Будьте внимательны, чтобы потом правильно ответить на вопросы сказки.

Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах», дети слушают.

Ребята, вы прослушали сказку, давайте немного разомнемся.

4.Физкультминутка

То прогнет,

То выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед -

Это делает зарядку

Наш Маркиз -

Пушистый кот.

Чешет он себя за ушком,

Жмурит глазки и урчит.

У Маркиза все в порядке:

Когти, шерсть и аппетит.

5. Беседа по содержанию сказки:

Провели разминку, а теперь давайте продолжим, поговорим о сказке и ее героях.

• Как называется сказка, которую вы прослушали? Кто ее автор?

• Сколько детей было у мельника? (трое)

• Как разделил своё хозяйство мельник между сыновьями?

• (Старшему – мельница, среднему – дом, младшему – кот)

• Чем удивил кот своего хозяина?

• Что попросил Кот у нового хозяина? (Сапоги)

• Кого поймал Кот в поле? (Кролика)

• Кому Кот подарил кролика? (Королю)

• Кого поймал Кот на второй день? (Двух куропаток)

• Что дал король Коту в сапогах? (Мешок с золотом)

• Что Кот в сапогах велел сделать своему хозяину? (Искупаться в реке)

• Какое имя придумал Кот для своего хозяина? (Маркиз де Карабас)

• Куда ехал король с принцессой? (На обед к Маркизу де Карабасу)

• Как Кот в сапогах обхитрил Великана – Людоеда?

• Как вы думаете, почему Кот в сапогах победил Великана Людоеда?

• Кот какой? (Ответы детей)

(хитрый, умный, ловкий, быстрый, находчивый, смелый, сильный)

Молодцы, правильно ответили на все вопросы, это значит, что вы очень внимательно слушали сказку.

6. Игра «Разрезные картинки»

Ребята, а давайте проверим, как быстро вы умеете собирать разрезные картинки по сюжетам сказки.

Для этого мы разделимся на 4 команды, каждой команде надо собрать свою картинку, посмотрим, какая из команд справится быстрее. (На столах лежат разрезные картинки, «Кот в сапогах»)

Все команды справились, собрали картинки, молодцы.

7. Закрепление темы.

Ребята, вы вспомнили все интересные моменты сказки, рассказали о главных героях.

А как вы думаете сказка «Кот в сапогах» волшебная?

И какое в ней происходит волшебство?

Вот и у нас в группе произошло волшебство, выросло «Волшебное дерево».

8.Дидактическое упражнение: «Волшебное дерево»

 На нашем дереве карточки. Но карточки эти не простые: изображения закрыты. Вам надо подойти к волшебному дереву, выбрать карточку, посмотреть и сказать, подходит или нет эта карточка к сказке «Кот в сапогах», и объяснить, почему вы так думаете?

III. Заключительная часть

 9. Подведение итогов. Обобщение материала

Наше путешествие в мир сказки на сегодня заканчивается.

 Ребята, давайте вспомним, Какую сказку я вам сегодня прочитала? (Ответы детей)

 Кто автор сказки? (Ответы детей)

 Как называют сказки, у которых есть автор? (Ответы детей)

Понравилась ли вам сказка? (Ответы детей)

Что в нашем занятии запомнилось вам больше всего? (Ответы детей)

 10. Домашнее задание:

1. Дома пересказать сказку родителям.

2.Нарисовать сюжет сказки Ш. Перро «Кот в сапогах», рисунки принести в детский сад, и мы с вами устроим выставку рисунков по прочитанной сказке.

 Все хорошо сегодня старались. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группы по теме "Книга-величайшее из чудес, созданное человеком" (М. Горький)

  ЦЕЛЬ: Показать значение книги в человеческой жизни. Развивать интерес к чтению художественной литературы, книгам. Закрепить правила сохранения зрения при чтении....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ в подготовительной к школе группе по тем

Цель. Ввести в круг чтения детей произведения современной детской литературы; представить современный детский журнал; расширить знания детей об окружающем мире. Продолжать развивать у детей эмоциональ...

"Чтение художественной литературы в подготовительной к школе группы"

Презентация отражажает принцип подбора художественныж произведений для дальнейшего планирования работы с детьми  в частности при составлении рабочих программ на учебный год....

Конкурс педагогических инициатив «Современный урок-2013». Физкультурное занятие в подготовительной к школе группе «Путешествие на машине времени»

Цель занятия: приобщение детей к здоровому образу жизни и пониманию ценности   занятий спортом, расширение кругозора детей через сообщение доступных возрасту знаний.Задачи.Оздоровительные:* ...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе Тема: «О чем печалишься, осень? Чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное разв...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе Тема: «Чтение сказки «Про зайца – длинные уши…» Д.Мамина-Сибиряка»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное разв...