Художественная литература по ФОП ДО
картотека по художественной литературе

Кутуева Гюзель Анвяровна

Художественная литература играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Она способствует развитию речи, воображения, мышления и эмоционального интеллекта. Чтение книг помогает детям расширять свой кругозор, узнавать о разных культурах и традициях, а также развивать эмпатию и понимание различных точек зрения.

В рамках ФОП ДО (Федеральной образовательной программы дошкольного образования) художественная литература используется для решения следующих задач:

  1. Развитие речи и словарного запаса. Чтение книг помогает детям узнавать новые слова и выражения, а также развивать свою речь. Они учатся понимать и использовать разные стили речи, а также развивают навыки описания и рассказывания.

  2. Развитие воображения и творческого мышления. Художественная литература стимулирует воображение детей, помогая им представлять себе разные образы и ситуации. Они учатся создавать свои собственные истории и придумывать новые идеи.

  3. Развитие эмоционального интеллекта. Книги помогают детям понимать и выражать свои эмоции, а также понимать чувства других людей. Они учатся сопереживать и понимать разные точки зрения.

  4. Развитие интереса к чтению. Художественная литература помогает детям полюбить чтение и развить интерес к книгам. Они учатся наслаждаться процессом чтения и получать удовольствие от него.

  5. Развитие культурно-исторического сознания. Книги знакомят детей с разными культурами, традициями и историческими событиями. Они учатся уважать и ценить разнообразие культур и традиций.

В рамках ФОП ДО художественная литература используется в различных формах: чтение книг воспитателем, самостоятельное чтение детей, обсуждение прочитанного, театрализованные постановки и т.д. Это позволяет детям получать максимум пользы от чтения книг и развивать различные навыки и способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерный перечень художественной литературы для реализации Федеральной Программы Образования Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Малые формы фольклора.

«Ай,        качи-качи-качи...»,        «Божья        коровка...»,        «Волчок-волчок,        шерстяной бочок…», «Дождик, дождик, пуще...», «Еду-еду к бабе, к деду…», «Жили у бабуси…», «Заинька, попляши...», «Заря-заряница...»; «Как без дудки, без дуды…»,        «Как        у        нашего        кота...»,        «Кисонька-мурысенька...»,     «Курочка-рябушечка...», «На улице три курицы...», «Ночь пришла...», «Пальчик-мальчик...», «Привяжу я козлика», «Радуга-дуга...», «Сидит белка на тележке...», «Сорока, сорока...», «Тень, тень, потетень...», «Тили-бом! Тили-бом!..», «Травка-муравка...», «Чики-чики-чикалочки...».

Русские народные сказки.

«Бычок – черный бочок, белые копытца» (обработка М. Булатова; «Волк и козлята» (обработка А.Н. Толстого);

«Кот, петух и лиса» (обработка М. Боголюбской); «Лиса и заяц» (обработка В. Даля);

«Снегурочка и лиса» (обработка М. Булатова); «У страха глаза велики» (обработка М. Серовой).

Фольклор народов мира.

Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверолова» англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыша. С. Маршака; «Купите лук...», пер. с шотл. И. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.

Сказки.

«Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева; «Упрямые

козы», узб. обр. Ш. Сагдуллы;

«У солнышка в гостях», пер. с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой;

«Пых», белорус. обр. Н. Мялика:

«Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

Бальмонт К.Д. «Осень»; Благинина Е.А. «Радуга»; Городецкий С.М. «Кто это?»;

Заболоцкий Н.А. «Как мыши с котом воевали»;

Кольцов А.В. «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»); Косяков И.И. «Все она»;

Майков А.Н. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен);

Маршак С.Я. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»), «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»;

Михалков С.В. «Песенка друзей»; Мошковская Э.Э. «Жадина»;

Плещеев А.Н. «Осень наступила...», «Весна» (в сокр.);

Пушкин А.С. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», «Свет наш, солнышко!..», «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»);

Токмакова И.П. «Медведь»;

Чуковский К.И. «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха».

Проза.

Бианки В.В. «Купание медвежат»;

Воронкова Л.Ф. «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Дмитриев Ю. «Синий шалашик»;

Житков Б.С. «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); Зартайская И. «Душевные истории про Пряника и Вареника»; Зощенко М.М. «Умная птичка»;

Прокофьева С.Л. «Маша и Ойка», «Сказка про грубое слово «Уходи»», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»);

Сутеев В.Г. «Три котенка»;

Толстой Л.Н. «Птица свила гнездо...»; «Таня знала буквы...»; «У Вари был чиж...», «Пришла весна...»;

Толстой А.Н. «Еж», «Лиса», «Петушки»;

Ушинский К.Д. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса Патрикеевна»; Хармс Д.И. «Храбрый ѐж»;

Чуковский К.И. «Так и не так».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия.

Виеру Г. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; Воронько П. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; Дьюдни А. «Лама красная пижама», пер. Т. Духановой; Забила Н.Л. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой;

Капутикян С. «Кто скорее допьет», пер. с арм. Спендиаровой; Карем М. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой;

Макбратни С. «Знаешь, как я тебя люблю», пер. Е. Канищевой, Я. Шапиро; Милева Л. «Быстроножка и серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова.

Проза.

Бехлерова Х. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; Биссет Д. «Лягушка в зеркале», пер. с англ. Н. Шерешевской;

Муур Л. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой; Чапек Й. «В лесу», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. чешск. Г. Лукина.



Предварительный просмотр:

Примерный перечень художественной литературы для реализации Федеральной Программы Образования Средняя группа (4-5 лет)

Малые формы фольклора.

«Барашеньки…», «Гуси, вы гуси…», «Дождик-дождик, веселей», «Дон! Дон! Дон!...», «Жил у бабушки козел», «Зайчишка-трусишка…», «Идет лисичка по мосту…», «Иди весна, иди, красна…», «Кот на печку пошел…», «Наш козел…», «Ножки, ножки, где вы были?..», «Раз, два, три, четыре, пять – вышел зайчик погулять», «Сегодня день целый…», «Сидит, сидит зайка…», «Солнышко-ведрышко…», «Стучит, бренчит», «Тень-тень, потетень».

Русские народные сказки.

«Гуси-лебеди» (обработка М.А. Булатова); «Жихарка» (обработка И. Карнауховой); «Заяц-хваста» (обработка А.Н. Толстого); «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова);

«Коза-дереза» (обработка М.А. Булатова);

«Лиса и козел», «Петушок и бобовое зернышко» (обр. О. Капицы); «Лиса-лапотница» (обработка В. Даля);

«Лисичка-сестричка и волк (обработка М.А. Булатова); «Смоляной бычок» (обработка М.А. Булатова); «Снегурочка» (обработка М.А. Булатова).

Фольклор народов мира

Песенки.

«Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Пальцы», пер. с нем. Л. Яхина;

«Песня моряка» норвежск. нар. песенка (обработка Ю. Вронского); «Барабек», англ. (обработка К. Чуковского);

«Шалтай-Болтай», англ. (обработка С. Маршака).

Сказки.

«Бременские музыканты» из сказок братьев Гримм, пер. с. нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака;

«Два жадных медвежонка», венгер. сказка (обработка А. Красновой и В. Важдаева);

«Колосок», укр. нар. сказка (обработка С. Могилевской); «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

Аким Я.Л. «Первый снег»;

Александрова З.Н. «Таня пропала», «Теплый дождик»; Бальмонт К.Д. «Росинка»;

Барто А.Л. «Уехали», «Я знаю, что надо придумать»; Берестов В.Д. «Искалочка»;

Благинина Е.А. «Дождик, дождик…», «Посидим в тишине», Блок А.А. «Ветхая избушка…», «Ворона»;

Брюсов В.Я. «Колыбельная»; Бунин И.А. «Листопад» (отрывок);

Гамазкова И. «Колыбельная для бабушки»;

Гернет Н. и Хармс Д. «Очень-очень вкусный пирог»;

Дрожжин С.Д. «Улицей гуляет…» (из стих. «В крестьянскойсемье»); Есенин С.А. «Поет зима – аукает…»;

Заходер Б.В. «Волчок», «Кискино горе»; Кушак Ю.Н. «Сорок сорок»;

Лукашина М. «Розовые очки»,

Маршак С.Я. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч», «Усатый-полосатый», «Пограничники»;

Матвеева Н. «Она умеет превращаться»;

Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»;

Михалков С.В. «А что у Вас?», «Рисунок», «Дядя Степа – милиционер»;

Мориц Ю.П. «Песенка про сказку», «Дом гнома, гном – дома!», «Огромный собачий секрет»;

Мошковская Э.Э. «Добежали до вечера»; Носов Н.Н. «Ступеньки»;

Орлова А. «Невероятно длинная история про таксу»;

Пушкин А.С. «Месяц, месяц…» (из «Сказки о мертвой царевне…»), «У лукоморья…» (из вступления к поэме «Руслан и Людмила»), «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин);

Сапгир Г.В. «Садовник»; Серова Е. «Похвалили»;

Сеф Р.С. «На свете все на все похоже…», «Чудо»;

Токмакова И.П. «Ивы», «Сосны», «Плим», «Где спит рыбка?»; Толстой А.К. «Колокольчики мои»;

Усачев А. «Выбрал папа ѐлочку»; Успенский Э.Н. «Разгром»;

Фет А.А. «Мама! Глянь-ка из окошка…»;

Хармс Д.И. «Очень страшная история», «Игра», «Врун»;

Чуковский К.И. «Путаница», «Закаляка», «Радость», «Тараканище».

Проза.

Абрамцева Н.К. «Дождик», «Как у зайчонка зуб болел»; Берестов В.Д. «Как найти дорожку»;

Бианки В.В. «Подкидыш», «Лис и мышонок», «Первая охота», «Лесной колобок – колючий бок»;

Вересаев В.В. «Братишка»;

Воронин С.А. «Воинственный Жако»;

Воронкова Л.Ф. «Как Аленка разбила зеркало» (из книги «Солнечный денек»); Дмитриев Ю. «Синий шалашик»,

Драгунский В.Ю. «Он живой и светится…», «Тайное становится явным»; Зощенко М.М. «Показательный ребенок», «Глупая история»;

Коваль Ю.И. «Дед, баба и Алеша»;

Козлов С.Г. «Необыкновенная весна», «Такое дерево»; Носов Н.Н. «Заплатка», «Затейники»;

Пришвин М.М. «Ребята и утята», «Журка»; Сахарнов С.В. «Кто прячется лучше всех?»; Сладков Н.И. «Неслух»;

Сутеев В.Г. «Мышонок и карандаш»; Тайц Я.М. «По пояс», «Все здесь»;

Толстой Л.Н. «Собака шла по дощечке…», «Хотела галка пить…», «Правда всего дороже», «Какая бывает роса на траве», «Отец приказал сыновьям…»;

Ушинский К.Д. «Ласточка»; Цыферов Г.М. «В медвежачий час»;

Чарушин Е.И. «Тюпа, Томка и сорока» (сборник рассказов).

Литературные сказки. Горький М. «Воробьишко»;

Мамин-Сибиряк Д.Н. «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост»;

Москвина М.Л. «Что случилось с крокодилом»;

Сеф Р.С. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»;

Чуковский К.И. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе», «Айболит и воробей».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. Б

жехва Я. «Клей», пер. с польск. Б. Заходер; Грубин Ф. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича;

Квитко Л.М. «Бабушкины руки» (пер. с евр. Т. Спендиаровой); Райнис Я. «Наперегонки», пер. с латыш. Л. Мезинова;

Тувим Ю. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько;

«Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; «Овощи», пер с польск. С. Михалкова.

Литературные сказки.

Балинт А. «Гном Гномыч и Изюмка» (главы из книги), пер. с венг. Г. Лейбутина; Берг Л. «Рыбка» (пер. с англ. О. Образцовой);

Дональдсон        Д.        «Груффало»,        «Хочу        к        маме»,        «Улитка        и        Кит»        (пер. М.Бородицкой),

Ивамура К. «14 лесных мышей» (пер. Е.Байбиковой), Ингавес Г. «Мишка Бруно» (пер. О. Мяэотс),

Керр Д. «Мяули. Истории из жизни удивительной кошки» (пер. М.Аромштам), Лангройтер Ю. «А дома лучше!» (пер. В.Фербикова),

Мугур Ф. «Рилэ-Йепурилэ и Жучок с золотыми крылышками» (пер. с румынск. Д. Шполянской);

Пенн О. «Поцелуй в ладошке» (пер. Е.Сорокиной),

Родари Д. «Собака, которая не умела лаять» (из книги «Сказки, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;

Уорнс Т. «Штука-Дрюка» (пер. Д.Соколовой),

Фернли Д. «Восемь жилеток Малиновки» (пер. Д.Налепиной)

Хогарт Э. «Мафин и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько;

Юхансон Г. «Мулле Мек и Буффа» (пер. Л. Затолокиной).



Предварительный просмотр:

Примерный перечень художественной литературы для реализации Федеральной Программы Образования Старшая группа (5-6 лет)

Малые формы фольклора.

Загадки, небылицы, дразнилки, считалки, пословицы, поговорки, заклички, народные песенки, прибаутки, скороговорки.

Русские народные сказки.

«Жил-был карась…» (докучная сказка); «Жили-были два братца…» (докучная сказка); «Заяц-хвастун» (обработка О.И. Капицы / пересказ А.Н. Толстого); «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И.В. Карнауховой); «Лиса и кувшин» (обработка О.И. Капицы); «Морозко» (пересказ М. Булатова); «По щучьему веленью» (обработка А.Н. Толстого); «Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка» (пересказ А.Н. Толстого); «Сивка-бурка» (обработка М.А. Булатова / обработка А.Н. Толстого / пересказ К.Д. Ушинского); «Царевна-лягушка» (обработка А.Н. Толстого / обработка М. Булатова).

Сказки народов мира.

«Госпожа Метелица», пересказ с нем. А. Введенского, под редакцией С.Я. Маршака, из сказок братьев Гримм;

«Жѐлтый аист», пер. с кит. Ф. Ярлина; «Златовласка», пер. с чешск. К.Г. Паустовского;

«Летучий корабль», пер. с укр. А. Нечаева;

«Рапунцель» пер. с нем. Г. Петникова / пер. и обработка И.Архангельской; «Чудесные истории про зайца по имени Лѐк», сб. сказок народов Зап. Африки, пер. О.Кустовой и В.Андреева.

Произведения поэтов и писателей России.

Поэзия.

Аким Я.Л. «Жадина»;

Барто А.Л. «Верѐвочка», «Гуси-лебеди», «Есть такие мальчики», «Мы не заметили жука»;

Бородицкая М. «Тетушка Луна»; Бунин И.А. «Первый снег»; Волкова Н. «Воздушные замки»; Городецкий С.М. «Котѐнок»; Дядина Г. «Пуговичный городок»; Есенин С.А. «Черѐмуха», «Берѐза»; Заходер Б.В. «Моя вообразилия»;

Маршак С.Я. «Пудель»;

Мориц Ю.П. «Домик с трубой»; Мошковская Э.Э. «Какие бывают подарки»; Орлов В.Н. «Ты скажи мне, реченька….»;

Пивоварова И.М. «Сосчитать не могу»;

Пушкин А.С. «У лукоморья дуб зелѐный….» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»), «Ель растѐт перед дворцом….» (отрывок из «Сказки о царе Салтане….», «Уж небо осенью дышало….» (отрывок из романа «Евгений Онегин»);

Сеф Р.С. «Бесконечные стихи»;

Симбирская Ю. «Ехал дождь в командировку»; Степанов В.А. «Родные просторы»;

Суриков И.З. «Белый снег пушистый», «Зима» (отрывок); Токмакова И.П. «Осенние листья»,

Толстой А.К. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад….»; Тютчев Ф.И. «Зима недаром злится….»;

Усачев А. «Колыбельная книга», «К нам приходит Новый год»;

Фет А.А. «Кот поѐт, глаза прищуря….», «Мама, глянь-ка из окошка….»; Цветаева М.И. «У кроватки»;

Чѐрный С. «Волк»; Чуковский К.И. «Ёлка»;

Яснов М.Д. «Мирная считалка», «Жила-была семья», «Подарки для Елки. Зимняя книга».

Проза.

Аксаков С.Т. «Сурка»; Алмазов Б.А. «Горбушка»;

Баруздин С.А. «Берегите свои косы!», «Забракованный мишка»; Бианки В.В. «Лесная газета» (сборник рассказов);

Гайдар А.П. «Чук и Гек», «Поход»;

Голявкин В.В. «И мы помогали», «Язык», «Как я помогал маме мыть пол», «Закутанный мальчик»;

Дмитриева В.И. «Малыш и Жучка»;

Драгунский В.Ю. «Денискины рассказы» (сборник рассказов); Москвина М.Л. «Кроха»;

Носов Н.Н. «Живая шляпа», «Дружок», «На горке»; Пантелеев Л. «Буква ТЫ»;

Панфилова Е. «Ашуни. Сказка с рябиновой ветки»; Паустовский К.Г. «Кот-ворюга»;

Погодин Р.П. «Книжка про Гришку» (сборник рассказов);

Пришвин М.М. «Глоток молока», «Беличья память», «Курица на столбах»; Симбирская Ю. «Лапин»;

Сладков Н.И. «Серьѐзная птица», «Карлуха»; Снегирѐв Г.Я. «Про пингвинов» (сборник рассказов);

Толстой Л.Н. «Косточка», «Котѐнок»; Ушинский К.Д. «Четыре желания»; Фадеева О. «Фрося – ель обыкновенная»;

Шим Э.Ю. «Петух и наседка», «Солнечная капля».

Литературные сказки.

Александрова Т.И. «Домовѐнок Кузька»; Бажов П.П. «Серебряное копытце»;

Бианки В.В. «Сова», «Как муравьишко домой спешил», «Синичкин календарь», «Молодая ворона», «Хвосты», «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?», «Кто чем поѐт?», «Лесные домишки», «Красная горка», «Кукушонок», «Где раки зимуют»; Даль В.И. «Старик-годовик»;

Ершов П.П. «Конѐк-горбунок»; Заходер Б.В. «Серая Звѐздочка»;

Катаев В.П. «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»; Мамин-Сибиряк Д.Н. «Алѐнушкины сказки» (сборник сказок); Михайлов М.Л. «Два Мороза»;

Носов Н.Н. «Бобик в гостях у Барбоса»; Петрушевская Л.С. «От тебя одни слѐзы»;

Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди», «Сказка о мѐртвой царевне и о семи богатырях»;

Сапгир Г.Л. «Как лягушку продавали» (сказка-шутка); Телешов Н.Д. «Крупеничка»;

Ушинский К.Д. «Слепая лошадь»;

Чуковский К.И. «Доктор Айболит» (по мотивам романа Х. Лофтинга).

Произведения поэтов и писателей разных стран.

Поэзия.

Бжехва Я. «На Горизонтских островах» (пер. с польск. Б.В. Заходера); Валек М. «Мудрецы» (пер. со словацк. Р.С. Сефа);

Капутикян С.Б. «Моя бабушка» (пер. с армянск. Т. Спендиаровой); Карем М. «Мирная считалка» (пер. с франц. В.Д. Берестова); Сиххад А. «Сад» (пер. с азербайдж. А. Ахундовой);

Смит У. Д. «Про летающую корову» (пер. с англ. Б.В. Заходера); Фройденберг А. «Великан и мышь» (пер. с нем. Ю.И. Коринца); Чиарди Дж. «О том, у кого три глаза» (пер. с англ. Р.С. Сефа).

Литературные сказки.

Сказки-повести.

Андерсен Г. Х. «Огниво» (пер. с датск. А. Ганзен),

«Свинопас» (пер. с датского А. Ганзен), «Дюймовочка» (пер. с датск. и пересказ А.Ганзен), «Гадкий утѐнок» (пер. с датск. А.Ганзен, пересказ Т.Габбе и А.Любарской), «Новое платье короля» (пер. с датск. А.Ганзен), «Ромашка» (пер. с датск. А.Ганзен), «Дикие лебеди» (пер. с датск. А. Ганзен);

Киплинг Дж. Р. «Сказка о слонѐнке» (пер. с англ. К.И. Чуковского), «Откуда у кита такая глотка» (пер. с англ. К.И. Чуковского, стихи в пер. С.Я. Маршака), «Маугли» (пер. с англ. Н. Дарузес / И.Шустовой);

Коллоди К. «Пиноккио. История деревянной куклы» (пер. с итал. Э.Г. Казакевича);

Лагерлѐф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (в пересказе З. Задунайской и А. Любарской);

Линдгрен А. «Карлсон, который живѐт на крыше, опять прилетел» (пер. со швед. Л.З. Лунгиной), «Пеппи Длинный чулок» (пер. со швед. Л.З. Лунгиной);

Лофтинг Х. «Путешествия доктора Дулиттла» (пер. с англ. С. Мещерякова); Милн А. А. «Винни-Пух и все, все, все» (перевод с англ. Б.В. Заходера);

Мякеля Х. «Господин Ау» (пер. с фин. Э.Н. Успенского);

Пройслер О. «Маленькая Баба-яга» (пер. с нем. Ю. Коринца), «Маленькое привидение» (пер. с нем. Ю. Коринца);

Родари Д. «Приключения Чипполино» (пер. с итал. З. Потаповой), «Сказки, у которых три конца» (пер. с итал. И.Г. Константиновой).



Предварительный просмотр:

Примерный перечень художественной литературы для реализации Федеральной Программы Образования Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Малые формы фольклора.

Загадки, небылицы, дразнилки, считалки, пословицы, поговорки, заклички, народные песенки, прибаутки, скороговорки.

Русские народные сказки.

«Василиса Прекрасная» (из сборника А.Н. Афанасьева); «Вежливый Кот-воркот» (обработка М. Булатова);

«Иван Царевич и Серый Волк» (обработка А.Н. Толстого); «Зимовье зверей» (обработка А.Н. Толстого);

«Кощей Бессмертный» (2 вариант) (из сборника А.Н. Афанасьева); «Рифмы» (авторизованный пересказ Б.В. Шергина);

«Семь Симеонов – семь работников» (обработка И.В. Карнауховой); «Солдатская загадка» (из сборника А.Н. Афанасьева);

«У страха глаза велики» (обработка О.И. Капицы); «Хвосты» (обработка О.И. Капицы).

Былины.

«Садко» (пересказ И.В. Карнауховой / запись П.Н. Рыбникова);

«Добрыня и Змей» (обработка Н.П. Колпаковой / пересказ И.В. Карнауховой); «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» (обработка А.Ф. Гильфердинга / пересказ И.В. Карнауховой).

Сказки народов мира.

«Айога», нанайск., обработка Д. Нагишкина;

«Беляночка и Розочка», нем. из сказок Бр. Гримм, пересказ А.К. Покровской; «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой;

«Голубая птица», туркм. обработка А. Александровой и М. Туберовского; «Каждый свое получил», эстон. обработка М. Булатова;

«Кот в сапогах» (пер. с франц. Т.Габбе), «Волшебница» (пер. с франц. И.С. Тургенева), «Мальчик с пальчик» (пер. с франц. Б.А. Дехтерѐва),

«Золушка» (пер. с франц. Т. Габбе) из сказок Перро Ш..

Произведения поэтов и писателей России.

Поэзия.

Аким Я.Л. «Мой верный чиж»; Бальмонт К.Д. «Снежинка»;

Благинина Е.А. «Шинель», «Одуванчик», «Наш дедушка»; Бунин И.А. «Листопад»;

Владимиров Ю.Д. «Чудаки», «Оркестр»;

Гамзатов Р.Г. «Мой дедушка» (перевод с аварского языка Я. Козловского), Городецкий С.М. «Первый снег», «Весенняя песенка»;

Есенин С.А. «Поѐт зима, аукает….», «Пороша»; Жуковский В.А. «Жаворонок»;

Левин В.А. «Зелѐная история»;

Маршак С.Я. «Рассказ о неизвестном герое», «Букварь. Веселое путешествие от А до Я»;

Маяковский В.В. «Эта книжечка моя, про моря и про маяк»; Моравская М. «Апельсинные корки»;

Мошковская Э.Э. «Добежали до вечера», «Хитрые старушки»; Никитин И.С. «Встреча зимы»;

Орлов В.Н. «Дом под крышей голубой»; Пляцковский М.С. «Настоящий друг»;

Пушкин А.С. «Зимний вечер», «Унылая пора! Очей очарованье!..» («Осень»), «Зимнее утро»;

Рубцов Н.М. «Про зайца»;

Сапгир Г.В. «Считалки», «Скороговорки», «Людоед и принцесса, или Всѐ наоборот»;

Серова Е.В. «Новогоднее»;

Соловьѐва П.С. «Подснежник», «Ночь и день»; Степанов В.А. «Что мы Родиной зовѐм?»;

Токмакова И.П. «Мне грустно», «Куда в машинах снег везут»; Тютчев Ф.И. «Чародейкою зимою…», «Весенняя гроза»;

Успенский Э.Н. «Память»;

Чѐрный С. «На коньках», «Волшебник».

Проза.

Алексеев С.П. «Первый ночной таран»; Бианки В.В. «Тайна ночного леса»; Воробьѐв Е.З. «Обрывок провода»;

Воскобойников В.М. «Когда Александр Пушкин был маленьким»;

Житков Б.С. «Морские истории» (сборник рассказов), «Что я видел» (сборник рассказов);

Зощенко М.М. «Рассказы о Лѐле и Миньке» (сборник рассказов); Коваль Ю.И. «Русачок-травник», «Стожок», «Алый»;

Куприн А.И. «Слон»;

Мартынова К., Василиади О. «Елка, кот и Новый год»; Носов Н.Н. «Заплатка», «Огурцы», «Мишкина каша»; Митяев А.В. «Мешок овсянки»;

Погодин Р.П. «Жаба», «Шутка»;

Пришвин М.М. «Лисичкин хлеб», «Изобретатель»;

Ракитина Е. «Приключения новогодних игрушек», «Серѐжик»; Раскин А.Б. «Как папа был маленьким» (сборник рассказов);

Сладков Н.И. «Хитрющий зайчишка», «Синичка необыкновенная», «Почему ноябрь пегий»;

Соколов-Микитов И.С. «Листопадничек»;

Толстой Л.Н. «Филиппок», «Лев и собачка», «Прыжок», «Акула», «Пожарные собаки»;

Фадеева О. «Мне письмо!»; Чаплина В.В. «Кинули»;

Шим Э.Ю. «Хлеб растет».

Литературные сказки.

Гайдар А.П. «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твѐрдом слове», «Горячий камень»;

Гаршин В.М. «Лягушка-путешественница»;

Козлов С.Г. «Как Ёжик с Медвежонком звѐзды протирали»; Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев»;

Паустовский К.Г. «Тѐплый хлеб», «Дремучий медведь»; Прокофьева С.Л., Токмакова И.П. «Подарок для Снегурочки»; Ремизов А.М. «Гуси-лебеди», «Хлебный голос»;

Скребицкий Г.А. «Всяк по-своему»; Соколов-Микитов И.С. «Соль Земли»; Чѐрный С. «Дневник Фокса Микки».

Произведения поэтов и писателей разных стран.

Поэзия.

Брехт Б. «Зимний вечер через форточку» (пер. с нем. К. Орешина);

Дриз О.О. «Как сделать утро волшебным» (пер. с евр. Т. Спендиаровой); Лир Э. «Лимерики» (пер. с англ. Г. Кружкова);

Станчев Л. «Осенняя гамма» (пер. с болг. И.П. Токмаковой); Стивенсон Р.Л. «Вычитанные страны» (пер. с англ. Вл.Ф. Ходасевича).

Литературные сказки.

Сказки-повести.

Андерсен Г.Х. «Оле-Лукойе» (пер. с датск. А. Ганзен), «Соловей» (пер. с датск. А. Ганзен, пересказ Т. Габбе и А. Любарской), «Стойкий оловянный солдатик» (пер. с датск. А. Ганзен, пересказ Т. Габбе и А. Любарской), «Снежная Королева» (пер. с датск. А. Ганзен), «Русалочка» (пер. с датск. А. Ганзен);

Гофман Э.Т.А. «Щелкунчик и мышиный Король» (пер. с нем. И. Татариновой); Киплинг Дж. Р. «Маугли» (пер. с англ. Н. Дарузес / И. Шустовой), «Кошка, которая гуляла сама по себе» (пер. с англ. К.И. Чуковского / Н. Дарузерс);

Кэррол Л. «Алиса в стране чудес» (пер. с англ. Н. Демуровой, Г. Кружкова, А. Боченкова, стихи в пер. С.Я. Маршака, Д. Орловской, О. Седаковой), «Алиса в Зазеркалье» (пер. с англ. Н. Демуровой, Г. Кружкова, А. Боченкова, стихи в пер. С.Я. Маршака, Д. Орловской, О. Седаковой);

Линдгрен А. «Три повести о Малыше и Карлсоне» (пер. со шведск. Л.З. Лунгиной);

Нурдквист С. «История о том, как Финдус потерялся, когда был маленьким»; Поттер Б. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу» (пер. с англ. И.П. Токмаковой); Распе Эрих Рудольф «Приключения барона Мюнхгаузена» (пер. с нем. К.И. Чуковского / Е.Н. Акимовой);

Родари Дж. «Путешествие Голубой Стрелы» (пер. с итал. Ю. Ермаченко), «Джельсомино в Стране лжецов» (пер. с итал. А.Б. Махова); Топпелиус С. «Три ржаных колоска» (пер. со шведск. А. Любарской);

Эме М. «Краски» (пер. с франц. И. Кузнецовой);

Янссон Т. «Муми-тролли» (пер. со шведск. В.А. Смирнова / И.П. Токмаковой), «Шляпа волшебника» (пер. со шведск. языка В.А. Смирнова / Л. Брауде).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»

В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям  средней группы детского сада....

Oзнакомление с художественной литературой .Весеннее настроение. Приобщение к художественной литературе и художественное творчество.

Цели:познакомить дошкольников с русской поэзией, c картинами известныххудожников; с музыкой П.И.Чайковского,развивать художественно-творческие способности детей,создать радостное весеннее настроение....

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....